Волшебная соль
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 комбинированного вида Красносельского района Санкт - Петербурга
Конспект интегрированного занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе с элементами экспериментирования «Волшебная соль»
Составила: воспитатель
Дырда Татьяна Юрьевна
Санкт – Петербург 2022 год
Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение. Воспитательные задачи: воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности
Развивающие задачи: развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.
Образовательные задачи: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.
Предварительная работа: ∙ Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и еѐ свойствах?»
∙ Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль».
∙ Сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная).
∙ Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка «Соль»; румынская народная сказка: “Соль в кушанье»
∙ Наблюдение «Как мама использует соль?».
Материалы и оборудование:
∙ Увеличительные стекла, трубочки по количеству детей. ∙ Соль ( крупного и мелкого помола).
∙ Стаканы с водой и чайные ложечки (по количеству детей).
∙ Картинки по теме «Где и как добывают соль»
∙ Бакал, губка, тазик, 2 яйца для экспериментирования.
∙ Разноцветная соль, баночки для декорирования.
∙ Чудесный мешочек
∙ Краска, соль для рисования, салфетки, простые карандаши.
Ход занятия:
Воспитатель: -К нам на занятие пришли гости. - Давайте с ними поздороваемся - Ребята у меня сегодня хорошее настроение - Я хочу с вами им поделиться Приветствие: В круг широкий, вижу я Встали все мои друзья. Мы сейчас пойдѐм направо, А теперь пойдѐм налево, В центре круга соберѐмся, И на место все вернѐмся И друг другу улыбнемся - Вот я и поделилась с вами своим хорошим настроением. - А сейчас я предлагаю вам начать наше занятие
- Разминка:Игра «Наоборот» Высокий – низкий, толстый – тонкий, широкий – узкий, длинный – короткий, белый – черный, зима – лето, грязный – чистый, веселый – грустный, голодный – сытый, старый – молодой, кислый – сладкий, горячий – холодный , выходить – заходить, убегать – прибегать, давать – брать. - Поудобнее садитесь,не вертитесь, не крутитесь.(Дети садятся на стульчики) - Ребята, вы любите разгадывать загадки? Тогда отгадайте, что спрятано в моем чудесном мешочке.
- Загадка: Отдельно – я не так вкусна Зато бела и солона И в пище - каждому нужна.(соль)
- Беседа о соли: Воспитатель высыпает из мешочка соль в тарелочку и задает вопросы: - Для чего нужна соль?(Соль необходима для жизни и здоровья человека;недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани; минеральное вещество – ЙОД)) - Где люди используют соль? (для приготовления пищи; для консервирования овощей; в медицине - ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла; солью посыпают дорожки; в составе косметического средства, в быту -она может помочь вам при стирке) - Для кого ещѐ соль нужна в природе? (соль нужна для животных) - Где и как добывают соль? (из морской воды, а помогают им могущие насосы; соль добывают в соляных шахтах; еще способ добычи соли — выпаривать морскую воду до тех пор, пока на еѐ поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины.) - А сейчас я предлагаю немного отдохнуть.
- Физкультминутка. Я прошу в круг всех встать, И команды выполнять. Все дышите! Не дышите! Всѐ в порядке? Отдохните! Вместе руки поднимите! Превосходно, опустите! Наклонитесь, разогнитесь, На носочки поднимитесь! Приседайте, выпрямляйтесь, Встаньте прямо – улыбайтесь! Каждый весел и здоров. И к заданию готов!
- - Ребята, сегодня мы продолжим своѐ знакомство с солью и узнаем о ней еще много интересного. Я предлагаю вам на время стать исследователями, мы будем экспериментировать, делать опыты, узнавать новое. - А сейчас я приглашаю вас в нашу лабораторию, а встречает нас там научный сотрудник Н С -Надевайте фартуки и проходите за столы . - Обратите внимание, на столах находится много разного оборудования, которое необходимо для экспериментов.
- Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов.
1. Соблюдайте тишину в лаборатории!
2. Не толкайте соседа во время работы!
3. Сначала посмотри, а потом повтори!
4. Выполнил, на место положи!
5. Будь осторожен! - Важно помнить! При работе с солью надо соблюдать правила безопасности: не трогать руками глаза; если на коже есть ранки, стараться, чтобы соль не попадала в них.
Опыт № 1: «Из чего состоит соль». Воспитатель: Перед вами тарелочки с солью. Давайте мы еѐ рассмотрим -Что вы можете сказать о еѐ внешнем виде? (белая, крупная, мелкая; с виду соль похожа на порошок) - Какое это вещество: жидкое, твердое или сыпучее? (Ответы детей). - Подуйте тихонько на соль через трубочку. - А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло. .Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов) Воспитатель: Какой вывод делаем? Вывод: соль белая, крупная ,мелкая; рассыпается, она сыпучая; состоит из маленьких кристаллов. - Про соль говорят: «В воде родится, а воды боится». - А так ли это, действительно ли соль боится воды, сейчас мы докажем.
Опыт № 2 «Соль растворяется в воде» - Имеет ли соль запах? - Какая соль на вкус? - У вас на столах стоят стаканы с водой и два вида соли. Давайте в стаканы под №1 насыплем крупную соль, а в стаканы под №2 – мелкую соль и размешаем. Кто заметил, какая из образцов солей растворилась быстрее? (В стаканчике под №2 соль исчезла быстрее, так как она мелкая) А Соль исчезла? (Нет, соль растворилась). - Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод? Вывод: Соль не имеет запаха, растворяется в воде; мелкая соль растворяется быстрее, чем крупная. - Молодцы. - Поэтому и в пословице говорится, что СОЛЬ-воды боится.
Игра: «Соленый -не соленый» Дети приседают, услышав продукт, который можно солить (банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо.)
Опыт № 3: «Плавающее яйцо». Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солѐная? (Нет, в речке вода пресная).
Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солѐной воде легче плавать?. Хотите это проверить? (Да). - В стаканчиках вода, в одном-солѐная, а в другом-пресная. - Беру яйцо, кладу сначала в пресную воду. Что происходит с яйцом? (оно тонет) А теперь кладу в солѐную воду. Теперь, что происходит с яйцом? (оно всплывает) -Какой вывод можно сделать? (в солѐной воде яйцо (предметы) не тонут). А значит, в море будет легче плавать, чем в бассейне или реке.
Опыт № 4. «Соль – чистящее средство». Оказывается с помощью соли можно мыть посуду. Посмотрите у меня бокал,на котором налет от чая Я насыпаю на губку немного соли и чищу бокал, ополаскиваю, он стал чистым, даже блестит на свету.(Дети наблюдают за тем, как соль очищает посуду).
Вывод: Соль выступает как чистящее средство - Ребята вот мы с вами провели несколько опытов с солью - Но это еще не всѐ, оказывается солью можно еще и рисовать - И я предлагаю вам пройти в творческую мастерскую. Для того чтобы с помощью волшебной соли выполнить рисунок, который будет называться « НАША ПЛАНЕТА» - Но перед тем как начать рисовать давайте подготовим наши пальчики к работе
Пальчиковая игра: Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором) Мы капусту мнѐм-мнѐм, («мнут капусту») Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят») Мы капусту жмѐм-жмѐм. (сгибание и разгибание кистей рук)
Объяснение: Воспитатель: 1. У вас на столах лежат листочки. В середине нарисуйте большой круг простым карандашом.
2. На рисунок нанесите кисточкой клей.
3. Посыпьте тонким слоем солью рисунок с нанесенным на него клеем(Протрите руки салфеткой)
4. Раскрасьте соль, прикасаясь к ней кисточкой с разными оттенками жидкой краски (Вспомните, ребята, когда мы рассматривали глобус, каким цветом на нѐм обозначены вода, земля, лес?.Представьте, что у вас на листочках наша планета, какой еѐ видят космонавты. Подумайте, что вы будете раскрашивать сначала, а что потом?) - Что делает краска с солью? (окрашивает) - Не забывайте хорошо промывать кисточки и сушить их о салфетку, осанка
5. Дождитесь полного высыхания (Самостоятельная работа детей под музыку) Пока, рисунок подсыхает:
Релаксация: «Солнечный зайчик» - Стряхните лишнюю соль. Аккуратно берем лист и стряхиваем лишнюю соль на газету, положили рисунки на коврик СТОЛ? - Посмотрите и скажите, каким стал ваш рисунок? (рисунок стал красивым, волшебным, необычным, разноцветным, сказочным.) - Как называется техника, с которой мы сегодня познакомились? ( рисование солью). Предложить детям встать в круг - Что вы нового узнали о соли? (состоит из кристаллов, растворяется в воде, не имеет запаха, рассыпается, в соленой воде предметы не тонут, (соль имеет свойства держать предмет), соль можно использовать как чистящее средство, солью можно рисовать.
- Ребята, благодаря исследовательской деятельности, мы сегодня узнали, что соль действительно не только необходимый продукт, но и интересный материал для опытов и творчества. Мы вручаем вам медали за ваше активность на занятии и принимаем вас в ряды исследователей (вручение медалей). (На полу расстилается коврик, на него ставится разнос с тарелочками, в которые насыпана цветная соль)
- Ребята, я предлагаю вам сесть на пол вокруг этого красивого коврика. - Спасибо ребята. Нам было приятно с вами работать. Вы сегодня радовали нас своими ответами, активностью, прекрасными рисунками, которые вы нарисовали. И мы хотим вам подарить разноцветную радугу.У нас есть емкость, сейчас каждый по очереди высыпитев эту емкость горсть разноцветной соли, которую мы приготовили заранее. -Пусть эта разноцветная радуга всегда находится в нашей группе и дарит вам хорошее настроение.
- Список литературы: 1. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию». СанктПетербург, 2007 г. 2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В.«Неизведанное рядом» М.,2006 г. 3. Детская энциклопедия «Всѐ обо всѐм». 4. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов вдетском саду» М., 2005 г. 5. Иванова А. И. «Живая экология» М., 2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «ВОЛШЕБНАЯ СОЛЬ»
Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли(«Познание»)Уточнить и закрепить знания детей о соли, ее значении в природе, в жизни человека(«Познание...
Краткосрочный исследовательский проект "Волшебная соль". Воспитатель МБДОУ №50 Марина Елена Петровна ст. Анастасиевская, Славянский район, Краснодарский край.
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педаго...
Краткосрочный проект «Волшебная соль»
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педаго...
Краткосрочный проект «Волшебная соль»
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педаго...
Презентация проекта "Волшебная соль" подготовительная группа
Мы с детьми решили всё узнать о соли- ведь мы о ней ничего не знаем.Цель: Формирование представлений детей о соли, как необходимом для человека продукте. Изучение свойства поваренной соли, выращи...
Индивидуальный исследовательский проект "Волшебная соль"
Индивидуальный исследовательский проект "Волшебная соль" реализован в подготовительной группе....
Волшебная соль
В занятии экспериментальная деятельность сочетается с оздоровительной и творческой. Много двигательной активности. Сказка немного сокращена от оригинала, но возможно её можно ещё сократить или у...