Волшебная соль
методическая разработка (старшая группа) по теме
В занятии экспериментальная деятельность сочетается с оздоровительной и творческой. Много двигательной активности. Сказка немного сокращена от оригинала, но возможно её можно ещё сократить или убрать и заменить чем-то другим. Всё зависит от детей, с которыми проводится занятие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnaya_sol.docx | 76.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Волшебная соль.
Образовательная деятельность с детьми старшей группы № 2
Воспитатель В.С. Мамаенко, I квалификационная категория
Место проведения: групповое помещение
Вид деятельности: познавательная, творческая, оздоровительная, экспериментальная.
Форма организации: групповая, индивидуальная
Планируемый результат: Дети проявят заинтересованность, любознательность, самостоятельность, интерес к совместной деятельности, активизируются в процессе экспериментирования и художественного творчества.
Использованная литература: сказка: http://adonay-forum.com/skazki_narodov_mira/russkie_skazki/5/, А.В.Аджи «Открытые мероприятия для детей»
Программное содержание: уточнить знания детей о свойствах соли; продолжить знакомить с видами соли (каменная, морская, поваренная) и характеристикой соли (минерал, добыча, применение). Развивать навыки экспериментирования. Воспитывать бережное отношение к соли и навыку культурного ее потребления.
Предварительная работа: беседа о применении обычной соли в домашних условиях, создание с детьми заготовок для рисования по соли на голубом картоне. Дидактические игры «Определи на ощупь», «Узнай на вкус».
Словарь: каменная, поваренная, йодированная, кристаллизация, минеральное вещество, рудник, выпаривание.
Материалы и оборудование: экран, проектор.
Ход образовательной деятельности
Педагог. Сегодня, ребята, мне хочется рассказать вам о веществе, которое вы все хорошо знаете. Чтобы узнать, о чем пойдет речь, предлагаю отгадать загадку:
Отдельно я не так вкусна,
Но в пище каждому нужна.
( Соль)
Педагог. Правильно, это соль. Прежде чем я начну свой рассказ, мне хочется узнать, что вы знаете о соли.
Дети. Соль — это белый порошок, состоящий из мелких кристалликов, которые растворяются в воде и делают воду соленой.
(Рассказ педагога сопровождается показом на экране.)
В глубокой древности люди добывали соль, сжигая на костре некоторые растения, а золу использовали в качестве приправы. Прошло очень много времени, прежде чем люди научились получать соль из морской воды путем выпаривания.
В наше время соль - это единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в чистом виде. Соль - пищевой продукт, и мы ее знаем, как мелкие кристаллы белого цвета. На самом деле соль природного происхождения имеет сероватый оттенок. Производится соль в разных видах: неочищенная (каменная) и очищенная (поваренная), крупная и мелкая, морская.
Каменную соль добывают в глубоких рудниках (изображение на экране). Как она туда попала? Месторождения каменной соли находят высоко в горах. В Палеозойскую эру на месте этих гор был океан. В условиях сухого и жаркого климата морская вода испарилась, а соль кристаллизовалась и спрессовалась в мощные пласты.
Педагог. Что значит кристаллизовалась? (Превратилась в кристаллы.)
Показывает соль на экране и в баночке. Дети рассматривают.
А сможет ли соль снова растворится в воде?
Дети: Да.
Педагог: Предлагаю провести эксперимент. (дети пробуют соль на вкус, растворяют соль в стаканах с водой, делятся впечатлениями)
Как добывается морская соль? Путем испарения воды под воздействием солнца. В морской соли есть полезное минеральное вещество - йод. Если в соли есть полезное вещество, значит, и сама соль полезна. Например, люди специально дают лошадям соль, которой нет в траве и сене.
Следующий эксперимент: наливаем солёную воду в тарелочки и ставим на солнце. А завтра узнаем, правда ли, что вода испаряется, а соль остаётся.
Конечно, это не значит, что нужно употреблять в пищу много соли. Слишком большое количество может нанести вред. Поэтому - все хорошо в меру. За многообразие полезных свойств соль называют «белым золотом». Целебные свойства соли были известны с древности. В наше время эти свойства учитывают при изготовлении различных косметических средств и для лечения (например, соляные комнаты).
Соль убивает микробы - это одно из важнейших свойств соли, соль - антисептик.
В средние века соль играла роль денег, то есть ею расплачивались, и она имела очень высокую цену.
Физкульт-минутка: «Хозяйка» (дети показывают движения по ходу текста. Педагог просит показать, как солят пищу, перемешивают блюда разной плотности: суп, кашу, месят тесто)
«Вкусный обед» - дыхательная гимнастика (дети произносят звуки [м],[н]одновременно массируя нос пальчиками, затем вдыхают запахи: соли, сахара, лимона, ванили.
Педагог. Вот я хочу вам рассказать одну русскую народную сказку, которая так и называется «Соль». А вы послушайте, посмотрите иллюстрации на экране, подумайте и ответьте, какую роль сыграла соль в жизни главного героя?
В некоем городе жил-был купец, у него было три сына: первый - Федор, другой - Василий, а третий - Иван. Жил тот купец богато, на своих кораблях ходил в чужие земли и торговал всякими товарами.
В одно время нагрузил он два корабля дорогими товарами и отправил их в море с двумя старшими сыновьями. А меньшому сыну ничего не доверял по торговле.
Вот как узнал меньшой сын, что его братья за море посланы, тотчас явился к отцу и стал у него проситься в иные земли - себя показать, людей посмотреть.
Купец долго не соглашался:
- Ты и головы домой не привезешь! - но все же и ему дал корабль с самым дешевым грузом: с бревнами, песком и досками.
Собрался Иван в путь-дорогу, отвалил от берега и скоро нагнал своих братьев.
Плывут они вместе по синему морю день, другой и третий, а на четвертый поднялись сильные ветры и забросили Иванов корабль в дальнее место к неведомому острову.
- Ну, ребята, - закричал Иван корабельным работникам, - приворачивайте
к берегу!
Пристали к берегу, он вылез на остров, и пошел по тропинке; шел-шел и добрался до превеликой горы, смотрит - в той горе не песок, не камень, а чистая русская соль.
Вернулся назад к берегу, приказал работникам все бревна и доски в воду покидать, а корабль нагрузить солью. И поплыл дальше.
Долги ли, коротко ли, близко ли, далеко ли - приплыл корабль к большому богатому городу, остановился у пристани и якорь бросил.
Иван - купеческий сын сошел в город и отправился к царю бить челом, чтоб позволил ему торговать по вольной цене, а для показу понес узелок своего товару - русской соли.
Тотчас доложили про его приход государю. Царь его позвал и спрашивает:
- Говори, в чем дело? Какая нужда ?
- Так и так, ваше величество! Позволь мне торговать в твоем городе, по вольной цене.
- А каким товаром торговать будешь?
- Русской солью, ваше величество!
А царь про соль и не слыхивал: во всем его царстве без соли ели. Удивился он, что за такой за новый, небывалый товар?
- А ну, - говорит, покажь!
Иван, купеческий сын, развернул платок; царь взглянул и подумал про себя: «Да это просто-напросто белый песок!» И говорит Ивану с усмешкою:
-Ну, брат, этого добра у нас и без денег дают!
Вышел Иван из царских палат печален, и вздумалось ему: «Дай пойду в царскую кухню да посмотрю, как там повара кушанья готовят - какую они соль кладут?»
Пришел на кухню, попросился отдохнуть маленько, сел на стул и приглядывается. Повара то и дело взад-вперед бегают: кто варит, кто жарит, кто льет, а кто на сковороде яйца бьет.
Видит Иван, купеческий сын, что повара и не думают солить кушанья; улучшил минутку, как они все из кухни выбрались, взял да и всыпал, сколько надобно, во все яства и приправы.
Наступило время обед подавать: принесли первое кушанье. Царь отведал, и оно ему таким вкусным показалось, как никогда прежде: подали второе кушанье - это еще больше понравилось.
Призвал царь поваров и говорит им:
- Сколько лет я царствую, а никогда так вкусно вы не готовили. Как вы это сделали?
Отвечают повара :
- Ваше величество! Мы готовили по-старому, ничего нового не прибавляли; а сидит на кухне тот купец, что приходил вольного торгу просить, уж не он ли подложил чего?
- Позвать его сюда!
Привели Ивана - купеческого сына к царю.
- Виноват, царь-государь! Я русской солью все яства и приправы сдобрил; так в нашей стороне водится.
- А почем соль продаешь?
Иван смекнул, что дело на лад идет и отвечал:
- Да не очень дорого: за две меры соли - мера серебра да мера золота.
Царь согласился за эту цену и купил у него весь товар.
Иван насыпал полон корабль серебром да золотом и стал дожидаться попутного ветра; а у того царя была дочь - прекрасная царевна, захотелось ей посмотреть на русский корабль, и просится она у своего родителя на корабельную пристань. Царь отпустил ее.
Вот она взяла с собой нянюшек, мамушек и красных девушек и поехала русский корабль смотреть. Иван - купеческий сын стал ей показывать, как и что называется: где паруса, где снасти, где нос, где корма, и завел ее в каюту, а работникам приказал - живо якоря отсечь, паруса поднять, в море выходить. И как было им большое поветрие, то они скоро ушли от города на далекое расстояние.
Царевна вышла на палубу, глянула - кругом море. Иван - купеческий сын начал ее утешать, уговаривать. Царевна скоро улыбнулась и перестала печалиться.
Отец обрадовался и Ивана женил на царевне.
Педагог. Итак, какую же роль сыграла соль в жизни главного героя сказки - Ивана?
Дети. Соль помогла Ивану добыть много золота и серебра и красавицу жену в придачу. Соль очень дорого стоила в те времена. Мера соли приравнивалась к одной мере серебра и одной мере золота.
Педагог. Да, ребята, мы с вами узнали о свойствах соли. А еще при помощи соли можно создавать картины. Только сначала мы сделаем массаж рук с помощью соли, чтобы наши пальчики с радостью принялись за рисование. (Дети вытирают руки влажными салфетками, набирают на кончики пальцев соль, соединяют их друг с другом и надавливают с разной интенсивностью. Соль гранями кристаллов массирует подушечки пальцев. Выполняют не продолжительное время, потому что возможны раздражения. Руки вытирают влажными салфетками)
(Педагог приглашает детей за столы, на которых разложены приготовленные заранее листы бумаги, присыпанные солью на клей ПВА. И предлагает детям нарисовать морской пейзаж, используя прием «примакивания»).
Дети заканчивают рисовать, рассматривают работы друг друга. Обращают внимание на то, как кристаллы соли передают друг другу цвет и рисунок получается необычным, сказочным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «ВОЛШЕБНАЯ СОЛЬ»
Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли(«Познание»)Уточнить и закрепить знания детей о соли, ее значении в природе, в жизни человека(«Познание...
Краткосрочный исследовательский проект "Волшебная соль". Воспитатель МБДОУ №50 Марина Елена Петровна ст. Анастасиевская, Славянский район, Краснодарский край.
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педаго...
Краткосрочный проект «Волшебная соль»
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педаго...
Краткосрочный проект «Волшебная соль»
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педаго...
Презентация проекта "Волшебная соль" подготовительная группа
Мы с детьми решили всё узнать о соли- ведь мы о ней ничего не знаем.Цель: Формирование представлений детей о соли, как необходимом для человека продукте. Изучение свойства поваренной соли, выращи...
Индивидуальный исследовательский проект "Волшебная соль"
Индивидуальный исследовательский проект "Волшебная соль" реализован в подготовительной группе....
НОД "Волшебная соль,свойства соли"
НОД проводится в детской экспериментальной лаборатории.Образовательная область- Познание...
Комментарии
Спасибо вам за столь
Спасибо вам за столь интересный конспект по экспериментированию, возьму себе на заметку