«Формирование связной речи детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники по сказкам».
консультация (средняя группа)

Балашова Наталья Юрьевна

отчет по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst.docx27.83 КБ

Предварительный просмотр:

(1 слайд) «Формирование связной речи детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники по сказкам».

(2 слайд) Наблюдая за детьми своей группы, я обратила внимание, что у многих детей речь невнятная, ограничен словарный запас, есть безречевые дети. Анализ проведённых наблюдений показал, что речевое развитие детей находится на недостаточном уровне развития. И меня заинтересовала данная проблема, именно этот возраст наиболее благоприятен для становления и развития речи детей. Началом работы по теме опыта стало проведение мониторинга уровня сформированности  речевого развития по картам диагностики, предложенным программой: умение детей отвечать на вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения; умение рассматривать игрушки и сюжетные картинки; умение строить предложения. Мониторинг речевого развития детей от 4-7 лет показал: 75% детей имеют низкий уровень развития, 25% - средний.

Поэтому очевидным явился поиск эффективных методических приёмов и необходимость создания оптимальных условий для развития речи детей дошкольного
возраста. Опираясь на важность и необходимость работы по данному направлению, я
обратилась к мнемотехнике как эффективному средству развития связной речи
дошкольников.

(3 слайд) Актуальность.


В процессе перехода на Федеральный государственный образовательный
стандарт дошкольного образования возникает необходимость в использовании

эффективных подходов к организации образовательного процесса в современной
дошкольной образовательной организации. Сегодня осуществляется переход от
информационной парадигмы, ориентированной, прежде всего, на накопление детьми
знаний. Таким образом, основной целью дошкольного образования является создание
условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала
ребёнка. Речевое развитие ребёнка – одно из основных условий становления
личности в дошкольные годы. Каждый ребёнок должен научиться содержательно,
грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Именно в
связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. В
настоящее время проблема развития речи становится особенно
актуальной. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в
мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с
компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Недостаток общения
родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает
число дошкольников с недостатками речи. Речевые нарушения затрудняют общение,
отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в
эмоциональной сфере ребёнка, ограничивают овладение понятийными значениями и
речевыми образцами. Детские рассказы не многословны, много повторов,
длительных пауз, а главным является то, что ребёнок сам не строит рассказ, а
копирует предыдущий с незначительными изменениями, словарный запас ограничен.
В исследованиях психологов обнаружено, что развитие речи идёт намного активнее,
если задействовано наглядно образное мышление, воображение, развита способность
ребёнка к замещению и наглядному моделированию, использованию речевых умений
и навыков при решении разнообразных умственных задач. Способность к замещению
является фундаментальной особенностью человеческого ума. Ребёнок должен
научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать
основные действия и события. Использование приёмов мнемотехники для
дошкольников сегодня становится все более актуальным.
(4 слайд) Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Учитывая, что в наше время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Именно поэтому особое внимание уделяю методу «Мнемотехника».

(5 слайд) Древнегреческую покровительницу памяти, рассуждений и всех названий звали Мнемозина, именно это имя ложится в основу многих определений, связанных с запоминанием. На сегодняшний день стало популярно такое направление как мнемотехника для развития речи детей. Метод основан на визуальном восприятии информации с возможностью последующего ее воспроизведения с помощью изображений. Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания» - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Мнемотехника – помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение, связную речь. 

Цель : развитие связной речи у детей с помощью использования приемов мнемотехники.

(6 слайд)  Задачи:

1. Развивать монологическую и диалогическую речь детей.

2. Научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, грамотно построить монолог при пересказе сказки.

3. Развивать все стороны речи детей : звукопроизношение, обогащение словаря, развитие связной речи.

(7 слайд) Одним из важных условий решения поставленных задач является такая
организация предметно-развивающей среды, при которой процесс развития связной
речи будет проходить более эффективно. При формировании предметно-развивающей среды учитывала:
-особенности эмоциональной личности ребенка;
-его индивидуальные социально-психологические особенности;
-индивидуальные предпочтения и потребности;
-любознательность, исследовательский интерес и творческие способности.
Обстановка в группе направлена на активизацию речи, речевого общения и  речевого творчества. Подобраны:
- дидактические игры по развитию речи;
- картотеки артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики;
-игры для развития мелкой моторики рук;
Оформлены:
- уголок «сказки» для стимулирования самостоятельного рассматривания
иллюстраций к сказкам, потешкам;
- театральный уголок;
- картотеки хороводных, подвижных игр с речевым сопровождением.
Предметно-развивающая среда обновляется в соответствии с решаемыми
задачами.
В работе использовались практические, словесные, наглядные методы. Все
методы и приемы я использовала в комплексе, развивала речь, внимание, память,
воображение.

(8 слайд) Свою работу по развитию связной речи детей приемами мнемотехники строила
от простого к сложному:
мнемоквадрат - мнемодорожка - мнемотаблица

Мнемоквадрат- это графическое или частично графическое изображение
предмета, явления природы, персонажа сказки и т.д.
Мнемодорожка– это несколько схематичных рисунков, расположенных
линейно. Суть мнемодорожек заключается в следующем: на каждое слово или
маленькое словосочетание придумывается изображение - таким образом, весь текст
зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. В
качестве символов – заместителей используются:
-предметные картинки;
-силуэтные изображения;
-геометрические фигуры.
С детьми среднего возраста использовались цветные предметные, предметно –
схематические мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы:
елочка - зеленая, ягодка - красная. Например: лиса состоит из оранжевых
геометрических фигур (треугольника и круга), медведь - большой коричневый круг и
т.д.
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое
изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путём
выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать
условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Рисунки и их количество в схеме-модели могут изменяться в зависимости от
содержания рассказа. В рисунках-схемах упрощали рисование героев, замещая их
символами отдельных частей: хвост у лисы, зубы у волка, длинные уши у зайца. В
таблице изображали также природные явления - снег, дождь, тучи, солнце. Таким
образом, дети выбирали понятный им символ.

(9 слайд) Мнемоническое запоминание состоит из трёх этапов:
-кодирование в образы (замена ключевых слов в предложениях значками -
символами);
-запоминание последовательности (заполнение схем-моделей с помощью
знаков-символов и использование схем-моделей как плана пересказа);
-закрепление изученного материала путем неоднократного повторения рассказа
с опорой на составленную ранее схему - модель.

(10 слайд) Этапы работы с мнемотаблицей:
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2. Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов
в образы.
3. Пересказ информации (сказки, рассказа) с опорой на символы (образы).
4. Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе ему.
Мнемотаблицы особенно эффективны при составлении описательных и повествовательных рассказов, пересказе, т.к увлекают детей, превращая занятие в
игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление, и
запоминание последовательности действия носит в основном непроизвольный
характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания,
сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее

запомнить текст, и пересказать его. В процессе обучения связной речи
моделирование служит средством планирования высказывания, помогают детям
выстраивать:
-строение рассказа,
- последовательность рассказа,
- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

(11 слайд) Алгоритм работы:
Пересказ литературного произведения.

-Чтение воспитателем текста и демонстрация картинок.
-Ответы на вопросы по содержанию (языковой разбор текста).
-Демонстрация и разбор каждой ячейки мнемотаблицы.
-Повторное чтение рассказа с опорой на мнемотаблицу.
-Коллективный пересказ.
-Самостоятельный пересказ текста.
-Анализ самостоятельных пересказов детей.
При пересказе с помощью мнемотаблиц совершенствуется структура речи, ее
выразительность, умение строить предложения. Дети видят всех действующих лиц,
свое внимание ребенок концентрирует на правильном построении предложений, на
воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

(12 слайд) В сентябре - октябре , на подготовительном этапе, было проведено диагностическое обследование, с целью выявления у детей уровня развития речи, изучена литература по данному вопросу, а также в родительском уголке размещены  консультации «Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей» и «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста».

(13 слайд) С ноября началась реализация основного этапа, которая включала в себя подбор и создание наглядного дидактического материала для работы с детьми, изготовление альбома «Мнемотаблицы для работы по сказкам». Ежемесячно с детьми разбиралась сказка, подбирался и изготавливался необходимый материал.

(14-15 слайд) С октября по апрель с детьми были рассмотрены такие сказки, как: «Курочка Ряба», «Репка», «Лисичка – сестричка и волк», «Два жадных медвежонка», «Лисичка со скалочкой», , «Рукавичка», «У Солнышка в гостях», «Лиса и заяц», «Теремок»; сказки Л. Толстой «Три медведя», «Кот, петух и лиса».

(16-17 слайд) В ходе данной работы дети постепенно начинали пересказывать сказки, используя мнемотаблицы, упражнялись в подборе определений к заданному слову, следили за развитием действий, развивая мышление и воображение.

(18-21 слайд) Схемы помогают детям выстраивать:

- структуру рассказа,

- его последовательность,

- лексико-грамматическую наполняемость

(22 слайд) Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. 

(23 слайд) Работая над повышением уровня речевой активности детей в рамках реализации проекта, установила тесное сотрудничество с родителями:

  • подготовила рекомендации, которые помогали родителям обогащать словарь детей, составлять рассказы, заучивать стихотворения наизусть;
  • консультации для родителей об использовании мнемотехники.
  • информировала и привлекала родителей к работе по развитию речи детей дома.

(24 слайд) В конце апреля было проведено диагностического обследования, с целью выявления у них уровня развития речи На диаграмме видно наличие положительной динамики в речевом развитии детей.

(25 слайд) Таким образом, систематическая работа по развитию речи у детей с использованием мнемотаблиц дает свои результаты:

расширился не только словарный запас, но и знания об окружающем мире;

у детей увеличился круг знаний об окружающем мире;

появилось желание пересказывать тексты, сказки, придумывать интересные истории;

появился интерес к заучиванию стихов и потешек, ведь это превращается в интересную игру, которая очень нравится детям;

словарный запас вышел на более высокий уровень;

дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Считаю, что чем  раньше мы будем учить детей рассказывать или  пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы –  модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем  умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.

Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка со взрослым. Мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитии связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. "Формирование связной речи детей среднего возраста".

Связная речь неотделима от мира мыслей: связанность речи - это связанность мыслей. В связанной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его....

План работы по самообразованию «Развитие связной речи детей старшего дошкольного через использование приемов мнемотехники».

Цель:Развитие связной речи детей с помощью приемов мнемотехники, повышение уровня речевой активности детей.Задачи:-Изучить педагогические условия использования приемов мнемотехники как средства развит...

"Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада" «Формирование связной речи детей среднего возраста»

quot;Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада" «Формирование связной речи детей среднего возраста»...

Конспект образовательной деятельности по формированию навыков связной речи детей подготовительной группы с использованием приема "Синквейн"

Цель:  Развитие связной речи дошкольников посредством составления синквейна с помощью моделей  по прослушанному рассказу. Задачи:Обучающие:    1.Познакомить с м...