КОНКУРС «Нравственное воспитание детей через сказку»
материал

Котова Светлана Анатольевна

Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой,

подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными

качествами, имеющими в глазах окружающих наивысшую ценность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_dlya_roditeley._sayt.docx23.99 КБ

Предварительный просмотр:

 

Рекомендации для родителей  «Нравственное воспитание детей через сказку».

 Жили – были…каждый ребенок слышит эти слова с удовольствием и надеждой на что-то новое, неизведанное, волшебное. Сказка рано входит в жизнь ребёнка, со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и  со  всем окружающим миром в целом. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие), ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. С помощью сказки дети примеряют на себе лучшие черты людей, познают добро и зло, трусость и смелость, проявляют сочувствия и сострадание, заряжаются положительной энергией, получают знания о мире и учатся жить.

Сказка – благодатный и нечем не заменимый источник нравственного воспитания детей, т.к. в сказке отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем.

Народные сказки пришли к нам из глубины веков. Сочинённые народными сказителями, они передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Пришло время, и эти сказки стали собирать и записывать. Некоторые сказочные истории дошли до нас почти без изменений, а некоторые прошли литературную обработку и стали понятнее и доступнее. Но самое главное, что все эти сказки выдержали испытание временем в силу своих высокохудожественных качеств.

     Однако, как показали наблюдения, у детей стал пропадать интерес к книге в целом и к русскому народному творчеству в частности.  

     Причины:

-отсутствие времени у родителей, чтобы что- то почитать детям;

-замена обычных, так близких и понятных сказочных героев новыми персонажами в литературе на экране телевизора  (смурфики, супергерои, монстры);

-внедрение новых информационных ресурсов в жизнь детей,      компьютеризация;

 - вытесняет чтение и даже просмотр мультфильмов;

 -не посещение библиотеки, как родителями, так и детьми;

 -не информированность родителей о том, какие книги покупать и читать детям в различные возрастные периоды.

Читайте вслух с ребёнком не менее 15 минут в день. Заведите детскую библиотечку. При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку, прочитайте фамилию и инициалы автора, название книги.

Вместе с ребёнком окунитесь в волшебный мир сказок, не только читая текст, но и рассматривая иллюстрации. До и во время чтения книги объясните ребёнку значение трудных или незнакомых слов. Спросите, чем понравилась ребёнку книга, что нового из неё он узнал. Попросите ребёнка рассказать о главном герое, событии. Поддерживайте стремление ребёнка рассказать знакомую сказку сестрёнке, бабушке, своей любимой игрушке.

Организуйте дома небольшой «уголок сказки».

Через сказки о животных можно показать ребенку:

• как дружба помогает победить зло («Зимовье»);

• как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);

• что зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).

Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой,

подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными

качествами, имеющими в глазах окружающих наивысшую ценность.

Для девочек - это красная девица: умница, рукодельница, а для мальчиков -

добрый молодец: смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину.

Сказка не дает прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

    Например, сказка:

  • «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми;
  •  «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить -можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации;
  • «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить;
  • наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди»,

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка»;

  • страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость - в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т.д.;
  • трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается. Примером служат сказки: «Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»;
  • мудрость восхваляется в сказках: «Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел»;
  • забота о близких поощряется в сказке «Бобовое зернышко».

Существует такая категория сказок, в сюжете которых раскрывается вся

цепочка формирования нравственных качеств у ребенка: запрет – нарушение -кара. Они постепенно из внешних, формальных преобразуются во внутренние качества (самоконтроль, самонаказание, саморегулирование).

Это страшные сказки, или «страшилки». Они включаются в фольклорный репертуар детей 5 - 6 лет (не раньше!) Взрослые иногда отрицательно относятся к «страшилкам», но они так же традиционны, как и волшебные сказки или сказки о животных (вспомним крестьянские былички об утопленниках, мертвецах и домовых, которые так любили рассказывать и дети, и взрослые в XIX веке).

В сказках со страшным для детей сюжетом силы зла беспрепятственно проникают в дом, когда нет родителей (они умерли, уехали или уснули), т.е. когда нарушается целостность домашнего мира. Этим они очень похожи на другие сказки, в которых почти никогда нет полной семьи; внучка живет с дедушкой и бабушкой, отец - с тремя сыновьями, девочка – с отцом и мачехой. Поэтому с ними и случаются всякие неприятности.

Благодаря этому, дети начинают осознавать, что чувство защищенности, дает только полная семья, только присутствие матери.

Из всего этого следует: нравственное воспитание возможно через виды

народных, авторских, волшебных сказок, сказок о животных, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах.

        Обязательно играйте со своими детьми по сказкам.

Игры со сказками по дороге домой или в детский сад:

 - «Отгадай название сказки»;

 - «Назови сказочного героя с необычным внешним обликом»;

 - «Что лишнее?».

Игры со сказками дома:

 - «Сочини новое окончание сказки»;

 - «Звукорежиссёры» (После прочтения сказки, рассмотрите иллюстрации к ней. Остановитесь на понравившейся. Предложите ребенку «озвучить» картинку. Пусть он вспомнит, что говорили герои в данный момент, какие действия выполняли).;

 - «Пропущенный кадр» (Для игры можно использовать серии картин для рассказывания сказок, которые сейчас в достаточном количестве можно приобрести в магазинах. По-порядку перед ребенком вкладываются картинки одной из сказок. Одна картинка нарочно убирается. Перед ребенком ставится задача вспомнить, какой сюжет пропущен. Если он затрудняется найти ответ, можно положить перевернутую картинку в том месте, где она должна лежать, не нарушая последовательности. После озвучивания недостающего сюжета, необходимо рассказать всю сказку).

Игры со сказками для разрешения конфликтной ситуации:

 - «Найди выход»;

 - «Новые сказки» (Возьмите хорошо знакомую сказку. Вспомните последовательность событий в ней, уточните, где происходит действие, какие герои встречаются. И вдруг в сказке что-то стало по-другому: изменилось место действия или появился новый герой. Например, в сказке «Репка» изменим место действия и отправим всех героев на стадион или в кино. А что произойдет, если там появится еще и злой волшебник или бабочка. Вариантов множество)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нравственное воспитание детей через сказку»

Конспект родительского собрания способствует повышению педагогической компетентности родителей в воспитании нравственных качеств дошкольников путём введения их в культурную традицию русской народной с...

Духовно-нравственное воспитание детей через сказку. Конспект открытого занятия по развитию речи "сказка "Репка"

"Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений."В. А. Сухомлинский...

Нравственное воспитание детей через сказку

Пояснительная записка и текст спектакля по сказке В.Сутеева "Пятачок"...

Проект "Войти в Тридевятое царство" (Нравственное воспитание детей через знакомство с русской народной сказкой.)

 Если ребёнка не знакомить с русским фольклором, он не будет знать; истории, традиций и культуры своего народа и не может быть достигнуто его полноценное нравственно-патриотическое воспита...

«Нравственное воспитание детей через сказку»

Цель:        повышение педагогической компетентности родителей в воспитании нравственных качеств дошкольников путём введения их в культурную традицию русской народной ска...

Конспект родительского собрания в старшей группе Тема: «Нравственное воспитание детей через сказку»

Конспект родительского собранияв старшей группеТема: «Нравственное воспитание детей через сказку» Цель:  повышение педагогической компетентности родителей в воспитании нравс...

Родительское собрание "«Нравственное воспитание детей через сказку»

Родительское собрание.«Нравственное воспитание детей через сказку»Цель: повышение педагогической компетентности родителей в воспитании нравственных качеств дошкольников путём введения их в...