"Проектная деятельность в ДОУ".
учебно-методический материал
Выступление на педагогических чтениях "Проектная деятельность в ДОУ".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped.chteniya.docx | 33.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность в ДОУ.
Для меня профессия воспитателя является одной из самых важных и нужных в современном обществе. И пусть, мой опыт в педагогике пока что невелик, но главное, что мне нравится, и я стараюсь, как можно больше дать детям, и не просто дать, а преподнести в интересной форме. Очень много внимания уделяю творческому развитию детей; мы рисуем, лепим, мастерим, используя разные техники и технологии. Участвуем с детьми в разных конкурсах. Много беседуем и играем. Стараюсь, как можно чаще применять инновационные технологии в воспитательном процессе.
Чему хотелось бы научиться? Очень многому, всему новому и интересному. Ведь в настоящее время дети более развитые и уникальные, чем были раньше, и к ним нужно искать новые подходы и использовать новые методы, методики и формы в воспитательном процессе.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.
Как сказал А. Эйнштейн в своё время: « Сами дети любят искать, сами находить. В этом их сила. Они всегда чувствуют себя Колумбами, не устают удивляться многочисленным чудесам живой жизни. Может быть, самое трудное – научить их понимать других людей, не всегда похожих на тебя, познавать глубину каждого. Надо помогать детям отбирать то главное, что ведёт в глубину знаний, в глубину своих собственных мыслей и творчества. Детям, как растениям, нужно гораздо больше свободы, возможность познать себя».
Свободу и возможность познать себя, на мой взгляд, предоставляет проектная деятельность, позволяющая ребенку не ощущать «давления» взрослых. Особенность взросло-детского проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги.
Решая различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции, удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых - порождают у ребёнка уверенность в своих силах, побуждает к новому поиску знаний. Накапливая творческий опыт, дети при поддержке взрослых могут стать авторами исследовательских, творческих, игровых, практико-ориентированных проектов.
Коллективные переживания сближают детей друг с другом и со взрослыми, способствуют улучшению микроклимата в группе. Можно отметить, что те педагоги, которые активно используют проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, организованная по ней, жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребёнка.
В проектной деятельности ребёнок сталкивается с необходимостью проявлять свою самостоятельность, особенно когда необходимо:
- заявить свои цели, озвучить представления о себе, отсеять свою позицию в дискуссии с партнёрами (детьми и взрослыми).
- открыто и чётко сказать о своих трудностях, найти их причины, в том числе и себе.
- согласовать цели с другими, не отступать при этом от собственных установок и уметь находить компромисс.
Характер участия ребёнка в проектирование постоянно меняется. Так, в младшем дошкольном возрасте он преимущественно наблюдает за деятельностью взрослых, в среднем — эпизодически участвует и осваивает роль партнера, в старшем – переходит к сотрудничеству. Соучастие в деятельности – это общение на равных, где взрослому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Современное общество предъявляет большие требования к таким качествам личности, как креативность, способность к поиску знаний, к саморазвитию.
Особенность взросло-детского проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов по теме ООД, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс что, естественно сказывается на результатах.
В прошлом учебном году я решила попробовать внести в практику своей работы краткосрочные образовательные проекты.
Мной были организованы и проведены несколько проектов : «Зимующие птицы» (средняя группа), «Космос глазами детей»(старшая группа), «Огород на окне» (старшая группа).
О проекте «Зимующие птицы» мне бы хотелось рассказать более подробно. Проект рассчитан на 1 неделю, т.е является краткосрочным. Реализован он в рамках изучения лексической темы «Птицы зимой» и является вариантом систематизации и обобщения материала по теме.
В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше. Но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие не могут пережить зиму и погибают.
Проводя диагностическую беседу, предложив детям демонстрационный материал (карточки с изображением зимующих птиц): большинство детей назвали правильно почти всех птиц, остальные дети узнали и назвали только половину птиц из предложенных.
Из этого следует, что недостаточно информации в развивающей среде, дети мало наблюдают птиц в природе, некоторые дети мало посещают детский сад. У детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.
Цель проекта:
- Расширение и обогащение знаний детей о зимующих птицах;
- Активизация у ребенка инициативы, внимания и памяти;
- Обогащение словарного запаса ребенка;
- Привлечение к работе проекта детей и родителей.
Задачи проекта:
- Учить детей ежедневно на прогулке наблюдать за птицами.
- Закрепить знания детей о зимующих птицах, роли человека в их жизни.
- Определять по внешнему виду и по словесному описанию зимующих птиц.
- Формировать представление о природных изменениях
- Повторять правила бережного отношения к природе.
- Учить детей кормить птиц, выполнять индивидуальные и коллективные поручения, научить детей видеть результат своего труда.
- Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.
Работа над проектом состояла из следующих этапов:
1 этап – подготовительный
это:
- Определение уровня знаний детей о зимующих птицах.
- Определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов.
- Подбор необходимой литературы по данной теме: поговорки, стихи, сказки, загадки о птицах.
2 этап- исследовательский
Задачей являлось - Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.
Были проведены:
- Беседа «Что ты знаешь о птицах» «Меню птиц», «Зачем помогать птицам зимой?».
- Дид. игры: «Собери птичку», «Каких птиц зимой не увидишь», «Чем питаются птицы»
Мы беседовали о зимующих птицах, рассматривали иллюстрации, читали стихи и рассказы, наблюдали за прилетающими на наш участок синицами, воробьями, голубями, также посетили нашу сельскую библиотеку, где узнали не мало интересующей нас информации. Рисовали, делали аппликацию, лепили, конструировали из бумаги синиц и снегирей. Играли в дидактические игры. Выяснили, легко ли зимой живётся птицам.
Проводили различные беседы «Беседа о птицах», «Перелетные и зимующие птицы», «Птицы-наши друзья», ; делали выставки по теме «Пернатые гости».
- В свободное время играли с детьми в дидактические и настольные игры: «Угадай птицу по описанию»,«Каких птиц зимой не увидишь»,«Улетает или нет» и др.
- Отгадывание загадок про зимующих птиц.
- Чтение худ. литературы «Воробей» В. Звягина, «Зимние гости» Ю. Никонова, «Поет зима, аукает» С.А. Есенин, «Берегите птиц» Т. Евдошенко.
Наблюдение за следами птиц на прогулке.
3 этап - Заключительный
Задачи: Пополнить развивающую среду по теме проекта.
- Дид. игра Найди птицу по ее описанию»
- Заучивание стихотворения «Воробей» Н. Рубцов
- Оформление уголка «Наше творчество» на тему « Снегири».
- Оформление папки передвижки «Задания и рекомендации родителям»
- Прослушивание аудио записи с голосами птиц.
- В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой о птицах: поговорки, стихи, сказки, загадки.
- Рассматривание иллюстраций, картин на данную тематику.
Задачи: воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.
Была проведена беседа «Трудно птицам зимовать»
- Чтение художественной литературы «Птичьи кормушки» Л.Воронкова, «Как синичка меня будит» В Сухомлинский, «Покормите птиц» А. Яшин.
- Заготовка корма для птиц.
- Подвижные игры «Перелет птиц», «Совушка», «Птички в гнездышках»
- Вывешивание кормушек.
- Кормление птиц ежедневно.
Оформление уголка «Умелые ручки» на тему « Снегири».
Также детям было дано домашнее задание: сделать вместе с родителями кормушки. И родители отозвались на призыв о помощи нашим пернатым друзьям. Дети принесли кормушки вместе с кормом.
В работу с родителями входило:
- Консультация «Покорми птиц зимой»
- Оформление папки- передвижки «Зимующие птицы» с рекомендациями
- Конкурс «Кормушки для птиц»
В заключении и подведении итогов реализации проекта мы выполнили коллективную работу с детьми «Снегири на ветке».
Ожидаемый результат
- У детей сформирована система знаний о зимующих птицах.
- Созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц.
- У детей появилось желание помогать птицам в зимнее время года.
Перспективы проекта
В дальнейшем планирую разработать проект «Эко - зеленка».
Проектная деятельность в дошкольном учреждении является развитием свободной творческой личности ребёнка, которая определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...
Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"
В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...
«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»
В статье представлен опыт работы по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....
Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».
В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...
Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога
1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...
Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...