Познавательно-исследовательская деятельность. "Кто и как готовится к зиме" старшая группа
план-конспект занятия (старшая группа)

Казанцева Алевтина Петровна

:«Кто и как готовятся к зиме».

Педагогические цели:

Познавательное развитие: Расширять и закреплять представление детей о диких животных: где живут, чем питаются, об их поведении осенью, как готовятся к зиме. Вырабатывать умение находить правильный ответ. Развивать умение устанавливать взаимосвязи между сезонными изменениями  и жизнью зверей; внимание, логическое мышление, любознательность.

Речевое развитие:Развивать связную речь,  умение отвечать на вопросы полными предложениями, загадывать загадки о животных. Обогащать словарь детей существительными: дупло, берлога, логово, нора, кладовая, шерсть, глаголами: линяет, впадает в спячку.

Социально-коммуникативное развитие: Развивать умение общаться и взаимодействовать с взрослыми и сверстниками в процессе познавательной деятельности. Познакомить детей с тем, как человек заботится о диких животных зимой. Развивать интерес к жизни животных. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, желание оказывать помощь животным.

Художественно-эстетическое развитие :Развивать эстетическое восприятие  образа животных

Физическое развитие: Формировать правильную осанку, координацию движений.

Виды взросло-детской (партнерской) деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная.

Предварительная работа:

Разучивание загадок, считалок по теме «Дикие животные». Дидактические игры «Кто, где живет», «Дикие животные». Рассматривание иллюстраций (дикие животные разных стран, забота человека о диких животных, зоопарк, животные нашей области и др.). Заучивание: Е. Трутнева «Белкина кладовая», В. Степанов «Как живете? Что жуете?», И. Токмакова «Медведь», А. Блок «Зайчик». Чтение детям русских народных сказок: «Лиса и волк», «Заяц – хвоста», «Кот, петух и лиса», «Лиса и журавль»; стихотворений Н. Костарев «Бобер», рассказы В. Бианки и др.

Наглядный материал:

Раздаточный материал: деревянные кубики, листья цветов

кусочки белой ткани, сложенные пополам;
Вырезанные из цветной бумаги листья разных деревьев, деревья. 

Методы и приемы :

Художественное слово, сюрпризный момент, дидактические игры, рассматривание, исследовательская деятельность, вопросы, словесная инструкция, практические упражнения, пальчиковая гимнастика, игровые приемы, динамическая пауза.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД  в старшей группе по разделу познавательное развитие  

 (Формирование целостной картины мира и расширение кругозора)

Тема:«Кто и как готовятся к зиме».

Педагогические цели:

Познавательное развитие: Расширять и закреплять представление детей о диких животных: где живут, чем питаются, об их поведении осенью, как готовятся к зиме. Вырабатывать умение находить правильный ответ. Развивать умение устанавливать взаимосвязи между сезонными изменениями  и жизнью зверей; внимание, логическое мышление, любознательность.

Речевое развитие:Развивать связную речь,  умение отвечать на вопросы полными предложениями, загадывать загадки о животных. Обогащать словарь детей существительными: дупло, берлога, логово, нора, кладовая, шерсть, глаголами: линяет, впадает в спячку.

Социально-коммуникативное развитие: Развивать умение общаться и взаимодействовать с взрослыми и сверстниками в процессе познавательной деятельности. Познакомить детей с тем, как человек заботится о диких животных зимой. Развивать интерес к жизни животных. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, желание оказывать помощь животным.

Художественно-эстетическое развитие :Развивать эстетическое восприятие  образа животных

Физическое развитие: Формировать правильную осанку, координацию движений.

Виды взросло-детской (партнерской) деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная.

Предварительная работа:

Разучивание загадок, считалок по теме «Дикие животные». Дидактические игры «Кто, где живет», «Дикие животные». Рассматривание иллюстраций (дикие животные разных стран, забота человека о диких животных, зоопарк, животные нашей области и др.). Заучивание: Е. Трутнева «Белкина кладовая», В. Степанов «Как живете? Что жуете?», И. Токмакова «Медведь», А. Блок «Зайчик». Чтение детям русских народных сказок: «Лиса и волк», «Заяц – хвоста», «Кот, петух и лиса», «Лиса и журавль»; стихотворений Н. Костарев «Бобер», рассказы В. Бианки и др.

Наглядный материал:

Раздаточный материал: деревянные кубики, листья цветов

кусочки белой ткани, сложенные пополам;
Вырезанные из цветной бумаги листья разных деревьев, деревья. 

Методы и приемы :

Художественное слово, сюрпризный момент, дидактические игры, рассматривание, исследовательская деятельность, вопросы, словесная инструкция, практические упражнения, пальчиковая гимнастика, игровые приемы, динамическая пауза.

Ход занятия

Педагог настраивает детей на доброжелательное отношение друг к другу, создает положительный психологический настрой. - «Ребята к нам пришли гости, давайте их поприветствуем:

«Утром солнышко проснулось,

Потянулось, потянулось.

Свои лучики раскрыло

Всем улыбку подарило.

Оглядело все вокруг: слева друг и справа друг.

День с улыбки начинайте,

Всем здоровья пожелайте: Здравствуйте».

Воспитатель: а это что за гость? (в группе висит голубь с конвертом)

Дети: голубь

Воспитатель: верно голубь, да только голубь не простой, а почтовый, посмотрите у него конверт. Странный какой-то конверт, на нем ничего не написано.

Откроем конверт? Да.

(воспитатель открывает конверт, там лежит разрезная картинка и письмо)

- в конверте лежат разрезные картинки, давайте мы их сейчас соберем и может тогда узнаем откуда письмо.(дети собирают картинку на ней изображен лес)

Воспитатель: все ясно, значит письмо пришло из леса, теперь мы его прочитаем

«Здравствуйте дорогие ребята! В нашем лесу происходит, что-то странное, скоро зима, лесные жители перепутали, кто и как готовится к зиме. Просим вас о помощи!»

Воспитатель: Ребята, какое время года сейчас?

Дети : осень.

Воспитатель: правильно осень. Давайте вспомним, какая бывает осень?

Дети: ранняя (золотая), поздняя

Воспитатель: скажите, пожалуйста, а поздней осенью, какая погода?

Дети: дождливая, морозная, холодная, пасмурная, облачная и т.д.

Воспитатель: а к какому времени году мы готовимся поздней осенью?

Дети: к зиме

Воспитатель: а к зиме готовятся только люди?

Дети: нет, еще звери, птицы и растения

Воспитатель: а вот жители леса забыли, как нужно готовится к зиме.

Ну что ребята поможем им?

Дети: да!

Воспитатель: давайте  встанем на волшебную тропинку и вспомним правила поведения в лесу, шагаем и проговариваем- не шуметь, не кричать и друг другу помогать. (дети повторяют)

Воспитатель: и так мы в лесу на поляне, каких животных вы видите

Дети: зайца, волка, медведя, ежа.

Воспитатель: посмотрите какие они грустные. А все  потому, что не знают,  как им  готовится к зиме. Ребята! Смотрите а это что?

Дети: берлога

Воспитатель: зверь мохнатый косолапый, он сосет в берлоге лапу.

Дети: медведь

Воспитатель: умницы, медведь, заглянем в берлогу. Ой, кто это?

Дети: лиса

Воспитатель: она, что в берлоге живет

Дети: нет

Воспитатель: Саша, унеси лису на ее место под елочкой.

Ребята, расскажите  мне, как медведь готовится к зиме

Дети: медведь запасает жир на зиме, питается рыбой, готовит уютную берлогу.

Воспитатель: а лиса как готовится к зиме

Дети: утепляет свою шубку

Воспитатель: молодцы. Продолжим свой путь по волшебной тропинке. Посмотрите, что это впереди?

Дети: НОРА

Воспитатель: не портной, а с иголками ходит

Дети: еж

Воспитатель: конечно же еж, а в норке кто спрятался?

Дети: сова

Воспитатель: неужели сова живет в норке?

Дети: нет она живет в дупле или в гнездах

Воспитатель: Настя, унеси сову на ее место, а ежа посадим в норку. Расскажите мне, как еж готовится к зиме?

Дети: осенью ежик готовит себе домик для зимовки. Дом ежика называется нора. Он нанизывает себе на спинку листики, а потом в норе их стряхивает. В своей норке ежик впадает в спячку.

 Воспитатель: молодцы ребята, продолжаем путь. Посмотрите, что вы видите?

Дети: дупло

Воспитатель:

 Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет

Сушит на зиму грибы.

Дети: (Белка) молодцы,

Воспитатель: а расскажите пожалуйста как белка готовится к зиме. И где у белки убежище

Дети: Белка мороза не боится. Её можно встретить в лесу даже когда очень холодно. В отличие от многих зверей, впадающих на зиму в спячку, белки бодрствуют всю зиму.

Для того, чтобы выжить в сильные морозы, белка должна усиленно питаться.

 Они собирают желуди, орехи лещины и кедровые, грибы, прячут их в дупла деревьев, в траву и мох.

В сильные морозы белка, отыскав запасы, наедается орешков или грибов и затем спешит обратно в своё тёплое гнёздышко или в дупло. Там она спит, свернувшись клубочком и укрывшись пушистым хвостом.

Белка не забывает поменять летнюю шубу на зимнюю. Зимняя шуба у белки сероватая, и гораздо теплее, чем летняя.

Воспитатель: ну вот ребята, посмотрите как мы ловко с вами помогли зверям найти свое жилье.

Физ. Минутка.

Раз присядка, два прыжок

Это заячья зарядка

А лисята как проснуться

Любят долго потянуться

Обязательно зевнуть

Ну и хвостиком вильнуть

А волчата спинку выгнуть

И легонечко подпрыгнуть

Ну, а мишка косолапый

Широко расставив лапы

То одну, то обе вместе

Долго топчется на месте

А кому зарядки мало начинает все сначала.

Воспитатель: послушайте

Длинные ушки, зовется косой

Очень боится быть пойман лисой

Скачет, петляет, но это не танец

Так удирает от хищников (заяц)

Воспитатель: Ребята а расскажите, а как зайцы готовятся к зиме

Дети: зайцы готовятся к зиме еще осенью. Они меняют шубку

Воспитатель:Ребята, послушайте, как тихо в лесу только изредка слышно птичье пение, ребята кого вы слышите (сова филин) слышите  кто –то все время стучит, как вы думаете кто это (дятел), а хотите узнать как он готовится к зиме.(да)

Пожалуй, дятлы наиболее запасливые птицы в мире! Почему? А все потому, что они выдалбливают множество отверстий в коре деревьев, в которые позже прячут желуди, запасаясь ими на предстоящую зиму.

А какие еще птицы остаются в наших краях ( голуби, вороны, сороки, воробьи, синицы)

Ребята а ведь к зиме готовятся не только люди, звери, птицы, но и деревья тоже готовятся к зиме, расскажите как они это делают  (сбрасывают листья)

Воспитатель: Ребята, а почему у деревьев опадают листья?

Дети: Мало солнца, стало холодно.

Воспитатель: А как вы считаете, для чего деревья сбрасывают листву?

Дети: Чтобы не замерзнуть, сохранить свою жизненную силу, дать почве полезные вещества, укрыть насекомых, чтоб ветки не сломались от снега. Воспитатель: Правильно, ребята.

А почему же листья желтеют осенью и опадают, мы узнаем в лесной лаборатории.

Опыт «Почему лист зеленый?»

Воспитатель: Ребята как вы думаете, чем отличается лист летний от осеннего

Дети: Цветом, осенние листья разных цветов, а летние зеленые, сочные, крепко держатся на дереве, а осенние опадают

Воспитатель:Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным . давайте проведем опыт, так ли это

Возьмите зеленый лист и приложите его к щеке , что вы чувствуете? (теплый он или прохладный)

Дети: прохладный

Воспитатель: теперь возьмите осенний лист, приложите к щеке, что вы чувствуете

Дети: он теплый

2 часть. Следующее, что мы с вами проверим, есть ли в летних и осенних листьях влага. Кладем листочки на доску и прикрываем их белой тканью.возьмем кубик и хорошенечко постучим по летнему листочку, что мы видим

Дети: выступила зеленая жидкость.

Воспитатель: правильно. Теперь постучим по осеннему листочку.

Дети: Ничего не происходит

Воспитатель: что мы обнаружили в ходе опыта?

Дети: что в летних листьях есть влага, жидкость, а в осенних нет

Воспитатель: дело в том, что летом листочки питаются соками дерева, а осенью деревья очень мало поглощают влаги., так как начинают готовиться к зиме, и листья желтеют, засыхают и опадают. А деревья засыпают.

Воспитатель: ребята давайте вернемся на нашу волшебную полянку и возьмем по листочку. Подойдите  ко мне поближе и поднимите руки вверх. Какой красивый у нас получился букет из осенних листьев. Вы ведь обратили внимание, что у вас листья с разных деревьев. Давайте поиграем в игру «С какого дерева лист?»

Дидактическая игра «С какого дерева лист?»

(В руках у детей осенние листья берёзы, клёна, дуба. Под музыку дети прикрепляют листья к определённому макету дерева: листья березы – на березу, листья клена – на клен, листья дуба – на дуб. (Затем дети называют эти деревья).

Воспитатель: Молодцы, вы точно определяете и называете деревья. Посмотрите, какие красивые деревья в осеннем уборе.

Вот и пришла пора прощаться с лесом.

Встанем на волшебную тропинку и вернемся в нашу группу

Ребята расскажите, пожалуйста, где вы сейчас побывали? С кем вы повстречались? Вам понравилось путешествие? Мне тоже понравилось с вами путешествовать. А ведь и лесным жителям вы понравились, и они отправили вам эту корзиночку. Давайте попрощаемся с нашими гостями, асами пойдем и посмотрим, как применить подарки из леса.

C:\Users\admin595\Desktop\фотки 2017\DSC00526.JPG C:\Users\admin595\Desktop\фотки 2017\DSC00533.JPG C:\Users\admin595\Desktop\фотки 2017\DSC00534.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе "СНЕГОВИКИ"

КОНСПЕКТ  познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе...

Познавательно - исследовательская образовательная деятельность в подготовительной группе «Зимующие птицы»

Задачи:Образовательные: Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах. Дать детям представление о том, какую роль играют для птиц перья.Развивающие: Развивать память, мышление и воображени...

"Азбука Безопасности" познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе

познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе ...

Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».

Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....

Проект по познавательно – исследовательской (экспериментальной) деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Средняя группа с 4-5 лет.

laquo;Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,тебя невозможно описать, тобою наслаждаются,не ведая, что ты такое. Нельзя сказать что тынеобходима для жизни, ты – сама жизнь…Ты сам...