Картотека игр для детей раннего и дошкольного возраста (Классификация по Е.В.Зворыгиной и С.Л.Новосёловой)
картотека
Картотека игр для детей раннего и дошкольного возраста
(Классификация по Е.В.Зворыгиной и С.Л.Новосёловой)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr.docx | 37.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Классификация игр детей раннего и дошкольного возраста
(Классификация по Е.В.Зворыгиной и С.Л.Новосёловой)
Виды игр | Название игры | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||||
Игры, возникающие по инициативе детей | Игры-экспериментирования | С игрушками | «Матрешки» Цель: Развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию, ознакомление с явлениями и объектами окружающего мира. Использование опыта практической деятельности в игровой. Перевод специально организованной деятельности в свободную игровую. Ход игры: В гости к детям приходит Матрешка. Она здоровается с детьми, называя каждого по имени. Дети рассматривают игрушку. Матрешка рассказывает, что пришла не одна, а с подружкой и спрашивает детей: «Где подружка?» Педагог гремит матрешкой, открывает ее и показывает вторую матрешку меньшего размера. Дети рассматривают маленькую и большую матрешку. Далее детям раздают трехместные матрешки и показывают, как их открывать, разбирать и собирать. Дают возможность детям самостоятельно разобраться, поразмыслить и опытным путем прийти к правильному решению. | «Катится колобок»( Какие игрушки могут катиться?) | «Почему кубик не катится?» | «Чудесный мешочек» | «Ящик ощущений» | ||
Сюжетные самодеятельные игры | Сюжетно - ролевые | «Семья» Цель: Поддерживать инициативу детей. Обогащать социально-игровой опыт детей, развитие игровых умений. Закреплять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи. Учить распределять роли самостоятельно и действовать согласно принятой на себя роли., развивать сюжет. Способствовать установлению в игре ролевых взаимодействий и взаимоотношений между играющими. Ход игры:. Воспитатель предлагает детям поиграть в «Семью». Семья очень большая, у бабушки сегодня день рождения. Все члены семьи помогают устроить праздник: покупают продукты, готовят праздничный обед, сервируют стол, готовят развлекательную программу. Дети самостоятельно распределяют роли, выбирают место для игры, подбирают атрибуты. Дети играют самостоятельно, воспитатель роль на себя не берет. По ходу игры воспитатель может сделать какие-либо замечания или предложения по развитию сюжета. | «Магазин игрушек» | «Детский сад» | «Путешествие» | «Стройка» | |||
Режиссёрские | «Давайте познакомимся» Цель: Установить с детьми эмоционально-положительный контакт и вызвать интерес к совместной со взрослым деятельностью. Постепенно развивать игровой опыт каждого ребенка, пробуждать интерес к игре, обогащать игровую среду, способствовать усвоению детьми игровых умений и навыков. Ход игры: Воспитатель знакомит с игрушкой, изображающей кошку (рассмотреть, рассказать и показать, как она мяукает поддерживая желание помяукать вместе с кошкой, как она ходит- имитация) Обеспечить личностно – ориентированное взаимодействие игрушки с ребенком («познакомить» кошку с каждым, сказав, что то хорошее о нем).Предоставить каждому малышу возможность ( по желанию) погладить игрушку, взять ее в руки и т. п. Организовать игровую ситуацию «Угостим кошечку». Продолжать создавать ситуацию взаимодействия игрушки с ребенком. | «Кошечка знакомится с другими игрушками» | «Домик для друзей» | «Едем в гости» | «Играем сами» | ||||
Театрализованные | «Репка» Цель: Поддержать инициативу детей, создать условия для самостоятельной организации игры, формировать опыт социальных навыков поведения, приобщать к культуре своего народа. Ход игры: Воспитатель сообщает детям, что в гостях у них сегодня русская народная сказка. Какая? Догадайтесь сами! По подготовленным атрибутам дети быстро узнают знакомую сказку. Дети самостоятельно распределяют роли, подбирают атрибуты, договариваются где будут жить дет с бабкой, где расположить огород, кто из детей будет зрителями. | «Девочка чумазая» (по А. и П. Барто) | «Колобок» (пальчиковый театр) | «Теремок» | «Телефон» (по К. Чуковскому) | ||||
Игры, возникающие по инициативе взрослого | Обучающие | Сюжетно - дидактические | «Зоопарк» Цель: Расширять знания о диких животных, их повадках и образе жизни. Воспитывать гуманное отношение к животным. Ход игры: Воспитатель сообщает, что в город приехал зоопарк и предлагает туда сходить. Дети покупают билеты в кассе, рассматривают животных, обсуждают где они живут и чем питаются. Воспитатель объясняет правила поведения в зоопарке, обращает внимание на то, как надо обращаться с животными, как за ними ухаживать. | «День рождения куклы Тани» | «Игрушки у врача» | «Магазин игрушек» | «Поможем зайчику ухаживать за комнатными растениями» | ||
Подвижные | «Найди свой домик» Цель: Развивать умение ориентироваться в пространстве, выполнять действия по сигналу воспитателя. Ход игры: У каждого играющего свой «домик» (обруч, начерченный на асфальте круг и и.д.). По сигналу воспитателя дети выбегают из домиков, бегают по площадке в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга. На сигнал «Найди свой домик» возвращаются в «домики». | «Лохматый пес» | «Кот и мыши» | «Лиса и гуси» | «Наседка и цыплята» | ||||
Музыкально-дидактические | «Угадай, на чем играю» Цель: упражнять детей в различении детских музыкальных инструментов. Развивать тембровый слух. Ход игры: ведущий за ширмой поочередно играет на детских музыкальных инструментах (дудочка, бубен, трещотка, ложки, треугольник, погремушка, металлофон). Дети отгадывают инструмент по звучанию. | «Солнышко и дождик» (муз. Косенко) | «Какой инструмент лишний?» | «Музыкальные загадки» | «Громко-тихо запоем» | ||||
Досуговые | Игры-забавы, развлечения | «Карусели» Цель: обучение согласованию движений друг с другом и ритмом текста, создание атмосферы радости, сближающей детей. Ход игры: Дети, держась за руки, идут по круг сначала медленно, затем переходят на бег, постепенно ускоряясь. Темп движения снижается в соответствии с текстом: Еле-еле, еле -еле Завертелись карусели. А потом, а потом Все бегом, бегом, бегом! Тише, тише, не шумите, Карусель остановите. Раз, два, раз, два, Вот и кончилась игра. | «У оленя дом большой» | «Солнечные зайчики» | «Маленькая птичка» | «Жмурки с колокольчиком» | |||
Театрализованные | «Загадки без слов» Цель: развивать выразительность мимики и жестов. Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Дети первой подгруппы с воспитателем рассматривают и выбирают картинки, которые могут загадать, не произнося ни слова. Затем с помощью мимики и жестов изображают кошку, собаку, мышку, медвежонка и т.д.. Дети второй подгруппы отгадывают. | «Зеркало» | «Телефон» | «Что мы делали не скажем, но зато мы вам покажем» | «Превращение детей» | ||||
Празднично-карнавальные | «Берегите ручки» Цель: Создать праздничное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем, приобщать детей к праздничной культуре, вызвать желание участвовать в играх, танцах, инсценировках. Ход игры: Дети встают в круг. Педагог или любой сказочный персонаж говорит детям, что нашел варежки Деда Мороза. «Они не простые, а волшебные. Давайте проверим. Приготовьте ручки». Дети вытягивают руки вперед, Взрослый надевает варежки и идет внутри круга: Шел по лесу Дед Мороз, Дед Мороз – курносый нос. Шел он, песни распевал, Всех морозить успевал! По окончании текста быстро приближается к детям, делает вид, что хочет дотронуться варежками до рук каждого ребенка: «Заморожу!». Дети прячут ручки за спину. | «Не выпустим» | «Ёлочки-пенечки» | «Музыкальная карусель» | «Огородная хороводная» | ||||
Народные игры | Обрядовые | Семейные | «Летает – не летает» Цель: Развивать зрительное и слуховое внимание, быстроту реакции, воспитывать выдержку Ход игры: Игра проходит за столом. Играющие кладут руки на стол, ведущий называет птиц, зверей, насекомых, цветы и пр. При назывании летающего предмета все должны поднять пальцы вверх. Кто поднимет пальцы при назывании нелетающего предмета или же не поднимет при назывании - платит фант. | «Холодно-горячо» | «Чепуха» | «Какмешки»» | «Узнай, кто» | ||
Сезонные | «Заря-заряница» Цель: Развивать ловкость, быстроту реакции. Ход игры: Выбираются двое водящих. Водящие и играющие ходят по кругу с каруселью, держась за ленточки и поют: Заря-заряница, красная девица, По полю ходила, ключи обронила. Ключи золотые, ленты расписные. Раз, два, три, Не воронь, а беги, как огонь! На последние слова водящие бегут в разные стороны. Кто первый возьмет освободившуюся ленточку, тот и победит. | «Два мороза» | «Капуста» | «Бабка Ёжка» | «У дядюшки Трифона» | ||||
Культовые | «Ручеек» Цель: Приобщать детей к народной культуре, развивать интерес к традициям русского народа. Ход игры: Играющие встают друг за другом парами, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка». Так «ручеек» движется. | «Лапта» | «Жмурки» | «Горелки» | «Чижик» | ||||
Досуговые | Игрища | «Петушиный бой» Цель: Развивать эмоциональную и двигательную активность. Развивать основные физические качества: силу, ловкость, выносливость, чувство равновесия. Ход игры: | «Перетяни канат» | «Бой подушками» | «Взятие снежного городка» | «Бег в мешках» | |||
Тихие игры | «Соломинки» или «Бирюльки» Цель: Воспитывать интерес к русским старинным играм, развивать мелкую моторику, память, усидчивость, аккуратность. Ход игры: Соломинки рассыпают на столе, участники игры по очереди выбирают их, но так, чтобы рядом лежащие не сдвинулись с места. Если ребенок, неосторожно выбирая соломинку, пошевелил соседнюю, он выходит из игры. Кто из играющих взял больше соломинок, тот и побеждает. | «Фанты» | «Телефон» | «Колечко» | «Молчанка» | ||||
Игры-забавы | «Сорока-сорока» Цель: развеселить, позабавить ребенка, вызвать положительные эмоции, развивать тактильные ощущения, мелкую моторику. Ход игры: Возьмите в руку ладонь ребенка и, приговаривая, трогайте его пальчики. Вначале указательным пальцем спиральным движением водим по ладошке ребёнка (как будто мешаем кашку): Сорока-белобока | «Ладушки» | «И дет коза рогатая» | «Баба сеяла горох» | «По кочкам» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата
В материале представлен фрагмент адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями...
Программа адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи
Министерством образования Российской Федерации определены основные подходы к созданию системы помощи детям с проблемами в развитии на основании Конвенции ООН «О правах ребѐнка», Закона РФ ...
Картотека дыхательной гимнастики для детей раннего и дошкольного возраста
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"23318042","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"720","width":"960"}}]]Дыхательная гимнастика «Качели» Цель:...
Теоретические и методические основы физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста. Обучение детей старшего дошкольного возраста игре баскетбол.
Обучение детей старшего дошкольного возраста игре баскетбол...
Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста. Тема: «Сюжетно-ролевая игра «Банк» для детей старшего дошкольного возраста»
Цель: Формирование у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Банк».Задачи:Систематизировать знания детей о банке и банковских служащих на основе полученных знаний.Расширять словарный з...
Картотека дыхательной гимнастики для детей раннего и дошкольного возраста
Картотека дыхательной гимнастики для детей раннего и дошкольного возраста Дыхательная гимнастика «Качели» Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей. Ребенку, нахо...
Картотека дидактических игр по развитию речи детей раннего и дошкольного возраста
laquo;У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но и пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра». А.С. Макаренко...