Моделирование в системе здоровьесберегающих технологий с дошкольниками с ОВЗ
методическая разработка (подготовительная группа)

Тумакова Анастасия Геннадьевна

Работая с детьми с ОВЗ и сталкиваясь с проблемами в их обучении, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование.

Моделирование – это современный наглядно-практический метод обучения, в  основе которого лежит принцип замещения, помогающий ребенку зрительно представить многие  абстрактные понятия 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modelirovanie.docx17.99 КБ

Предварительный просмотр:

Моделирование в системе здоровьесберегающих технологий с дошкольниками с ОВЗ

(Слайд) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет, как одну из важнейших задач, охрану и укрепление здоровья воспитанников через создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы. В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности коррекционной работы в дошкольных учреждениях.

Дети с ОВЗ испытывают значительные трудности в усвоении программы детского сада.  Их характеризует повышенная эмоциональная возбудимость, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость. Уровень познавательной деятельности и речи более низкий по сравнению со сверстниками. Наблюдается отставание в развитии двигательной сферы, недостаточно развитая моторика пальцев рук. Исправлению речевого дефекта и коррекции высших психических функций ребенка помогает использование здоровьесберегающих технологий.

(Слайд) Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья за период коррекционного обучения в группе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни (на слайде).

Для детей с ОВЗ важно организовать постоянную, познавательную, речевую и коррекционно-развивающую среду. Ребенку требуется  современные: коррекционная среда и технологии обучения.

Работая с детьми с ОВЗ и сталкиваясь с проблемами в их обучении, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование.

(Слайд) Моделирование  это современный наглядно-практический метод обучения, в  основе которого лежит принцип замещения, помогающий ребенку зрительно представить многие  абстрактные понятия (на слайде).

Метод облегчает  запоминание, увеличивает объём памяти, развивает речемыслительную деятельность, позволяет ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт, помогает установить причинно-следственные связи, и вызывает интерес к занятиям. В работе используем различные карточки-символы, мнемотаблицы и схемы, которые предусматривают обучение, развитие и закрепление упражнений.

Наглядное моделирование в системе здоровьесберегающих технологий применяем в артикуляционной гимнастике,  кинезиологических упражнениях, дыхательной и зрительной гимнастиках и в элементах сказкотерапии.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

При знакомстве с названиями упражнений используем картинки-символы, которые соответствуют данному упражнению. Например упражнения: «футбол», (Слайд) «часики», (Слайд) «грибок», (Слайд) «чашечка», (Слайд) «маляр»- кисть т. д. Наши дети уже познакомились со всеми упражнениями, теперь мы показываем при помощи картинок-символов, над какими упражнениями будем работать сегодня. Их использование вызывает интерес у детей и способствует в непринужденной и игровой форме выполнять упражнения артикуляционной гимнастики.

(Слайд) Кинезиологические упражнения, направленные на формирование и развитие межполушарного взаимодействия.

Упражнения легче отрабатываются при наличии наглядно-демонстративного материала. Именно с этой целью мы используем в работе карточки-символы. Они отображают последовательность выполнения движения, позволяя совершенствовать двигательные навыки. Работа с ними позволяет детям преодолеть их робость, замкнутость, медлительность.

Используем такие упражнения: «Колечко»- поочередно и как можно быстрее дети перебирают пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д

(Слайд) «Кулак-ладонь-ребро», (Слайд) «Лягушка» одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости, одновременно меняем положение рук, «Заяц-колечко-цепочка» и другие…

         Дыхательная гимнастика - уникальный оздоровительный метод, способствующий насыщению кислородом коры головного мозга и улучшению работы всех центров. Повышает: работоспособность коры головного мозга, способствует координации дыхания и артикуляции, развивает психические процессы, речь, снимает тревожность. Каждому упражнению дыхательной гимнастики соответствует картинка-символ или сочетание схем дополняется веселым стихотворением, доступных для понимания ребёнка. Это повышает интерес детей, развивает память, внимание.

«Воздушный шар»- глубокий вдох, надуваем шар, шарик лопнут выдох звук Сссс…

(Слайд) «Часики» 
И.п. – стоя, ноги слегка расставлены.
1 – взмах руками вперед – «тик» (вдох)
2 - взмах руками назад – «так» (выдох) 6 раз

(Слайд) «Снежинка»

Выполняется стоя. Держа в руках кусочки ваты, произвести вдох и подуть  на них. Струя длительная и холодная.             

(Слайд) Упражнения для глаз способствуют развитию концентрации внимания, обеспечивают межполушарное взаимодействие, снимают  зрительное напряжение, дают возможность глазам отдохнуть. 

(Слайд) Элементы сказкотерапии – одни из самых эффективных методов работы с детьми с ОВЗ, которые испытывают затруднения в физической, эмоциональной и поведенческой сфере. Метод является всеохватывающим и открытым для понимания детей, помогает создать ситуации, способствующие речевому общению. Снимается  эмоциональное и физическое напряжение. На слайде представлены сказки «три поросенка» и «Колобок».

Моделирование - важный фактор  в системе здоровьесберегающих технологий на занятиях с детьми с ОВЗ. У дошкольников совершенствуются психические процессы: память, внимание, мышление, формируются чувства самостоятельности, ответственности,  что положительно сказывается на результативности коррекционной работы и помогает детям осознать важность сохранения здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АРТ- терапия как метод раскрытия творческих способностей детей в системе здоровьесберегающих технологий

Арт-терапия –один из самых мягких и глубоких методов в арсенале психологов. Рисуя, занимаясь лепкой или описывая в литературной форме свою проблему или настроение, мы как будто получаем закодиро...

Презентация по теме «Работа по развитию мелкой моторики в системе здоровьесберегающих технологий»

Слайды к методической разработке «Работа по развитию мелкой моторики в системе здоровьесберегающих технологий» (развитие мелкой моторики посредством нетрадиционных ИЗО техник)...

Подвижные игры в системе здоровьесберегающих технологий. Мордовские народные игры.

Подвижные игры в системе здоровьесберегающих технологий. Мордовские народные игры.     Всё чаще в последние годы поднимается вопрос о большой значимости здоровьесберегающих техноло...

Методическая разработка по О.О. «Познание» Тема: «Использование метода моделирования в системе экологического воспитания старших дошкольников»

ВведениеВ настоящее время большое значение приобретает экологическое воспитание, которое является важнейшим условием гармонично развитой личности. А начинать это воспитание надо с дошкольного возраста...

Методическая разработка : «Использование метода моделирования в системе экологического воспитания старших дошкольников»

В настоящее время большое значение приобретает экологическое воспитание, которое является важнейшим условием гармонично развитой личности. А начинать это воспитание надо с дошкольного возраста, так ка...

Проек «Развитие мелкой моторики рук дошкольников в системе здоровьесберегающих технологий»

laquo;Развитие мелкой моторики рук дошкольников в системе  здоровьесберегающих  технологий»...

Опыт работы на тему: «Формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников, посредством интеграции системы здоровьесберегающих технологий во все виды детской деятельности в тесном взаимодействии с родителями»

Новизна опыта заключается в интеграции системы здоровьесберегающих технологий во все виды детской деятельности в тесном взаимодействии с родителями и специалистами дошкольной организации....