Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук и сенсорного восприятия с помощью круп и макаронных изделий»
методическая разработка

Островская Екатерина Сергеевна

Мастер-класс для педагогов

«Развитие мелкой моторики рук и сенсорного восприятия с помощью круп и макаронных изделий»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_s_pomoshchyu_krup.docx102.79 КБ

Предварительный просмотр:

  РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

    РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Шахты  Ростовской области «Детский сад №80»

346528, Россия, г. Шахты Ростовской обл., ул. Лозовая 31-б, тел.  (8636) 28-01-37

Мастер-класс для педагогов

«Развитие мелкой моторики рук и сенсорного восприятия с помощью круп и макаронных изделий»

Воспитатель Островская Е. С.

Цель: Познакомить педагогов с играми, приемами, упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики.

Задачи: Познакомить с играми и упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики рук, которые можно организовать с помощью круп.

Оборудование: подносы с манкой, красная и белая фасоль, макароны разных фракций с отверстиями, стаканчики одноразовые, тарелочки одноразовые, шнурки для нанизывания макарон, прищепки с шаблонами, «сухой бассейн» с фасолью и мелкими игрушками, пробки, бумага для смятия.

Ход мастер-класса:

Сегодня наша встреча пройдет в форме мастер-класса. Я познакомлю вас с играми, которые помогут вам развивать мелкую моторику рук ребенка.

Что такое мелкая моторика? Кто-нибудь знает из вас?

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются: память, внимание, а также словарный запас ребенка.

Один из способов развития мелкой моторики рук из них – пальчиковые игры, сопровождаемые чтением стихотворений. Сейчас я познакомлю вас с некоторыми. Повторяйте за мной.

«Сорока-белобока»
«Сорока – белобока (
дети на ладошке «варят» кашу)
Кашу варила, деток кормила
Этому дала, (
поочередно загибают пальцы с мизинца)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала! (
показывают большой палец)
Ты воды не носил, (
грозят указательным пальцем большому пальц)у
Дров не рубил, каши не варил –
Тебе нет ничего!( 
разводят обе руки в стороны)
«Моя семья»

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я.

(поочерёдно сгибать пальчики к ладошке)

Вот и вся моя семья (энергично расжать кулачок).

«Капуста»

Мы капусту рубим, мы капусту рубим. (ребром ладони рубим другую ладошку)

Мы морковку трем, мы морковку трем. (трём одну ладошку о другую)

Мы капусту солим, мы капусту солим. (пальцы сложить в щепотку)

Мы капусту жмем, мы капусту жмем. (сжимать и разжимать кулаки)

«Снежок»

Раз, два, три, четыре,

(Загибать пальцы, начиная с большого.)

Мы с тобой снежок слепили

(«Лепить, меняя положение ладоней.)

Круглый, крепкий, очень гладкий

(Показать круг, сжать ладони вместе.)

И совсем-совсем не сладкий.

(Грозить пальчиком.)

Раз – подбросим. Два – поймаем.

(Подбрасывать и ловить «снежок».)

Три – уроним

(Ронять воображаемый снежок.)

И… сломаем.

(Хлопнуть в ладоши.)

Теперь вашему вниманию предлагаю игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук.

Игра «Сделай бусы»
Развивать мелкую моторику можно и при помощи макаронных изделий. Мне нравится этот способ тем, что пока мама занимается своими делами ребенок может провести время с пользой. Сделать такие бусы из макарон своими руками совсем не сложно. Потребуются макароны с крупным просветом и шнурок. Задача для ребенка: нанизать макаронины на шнурок. Можно брать макароны разного цвета или разной формы. Варианты игры:
Выложить дорожку из макарон или геометрическую фигуру

Игра «Иголки для ежика», «Лучики для солнышка»
Можно вырезать желтый круг из картона и прицепить к нему прищепки. С помощью прищепок делаем иголочки на спинке ежика, лучики для солнышка и т.д. Это хорошее упражнение для развития мелкой моторики, которое одновременно является и тактильным упражнением. Задание состоит в том, чтобы на края круга нацепить обычные бельевые прищепки тремя пальцами.

Игра «Развесим бельё»

Взрослый натягивает шнурок, а ребенок вешает на него прищепки.

Игра «Разноцветная фасоль»
Для игры понадобиться фасоль двух цветов, одно блюдце большое и два маленьких. Смешайте всю фасоль в большом блюдце, затем разложите по несколько фасолин в маленькие блюдца: в одно блюдце – белую фасоль, в другое блюдце – красную. Предложите разложить всю фасоль по блюдцам. Таким образом разделив ее по цвету. Будьте внимательны, малыш обязательно захочет попробовать фасоль на вкус. Сортировка крупы не только развивает пальчики, но и развивает математическое мышление.
Игра «Рисование на манке» Вот еще интересная игра, с которой я хочу вас познакомить. С помощью нее развивается творческое мышление, фантазия, воображение, мелкая моторика и многое другое.
Она очень проста. У каждой хозяйки на кухне есть манка, пшено. На яркий цветной поднос с высокими бортиками насыпаете крупу. Для начала дайте ребенку потрогать её, набрать в кулачок, 
«посолить», а потом возьмите его руку в свою и нарисуйте простые рисунки: фигуры, волнистые и прямые линии, солнышко, тучку с дождиком. Варианты игры:Пересыпание из одной емкости в другую. Насыпание крупы ложкой в сосуд.

Игра «Поиск клада»
Это очень полезно, так как во время таких "раскопок" ребенок совершает движения пальцами аналогичные тем, которые он делает при выполнении пальчиковой гимнастики.
Игры с крупами — не только отличное развивающее занятие для детей. Они оказывают еще и успокоительный эффект. Для таких игр подойдет любая крупа, имеющаяся в доме — фасоль, горох, гречка, пшено, рис и тд.,Также пусть у вас будут под рукой мелкие игрушки, небольшие машинки.

Упражнения с карандашами
Катать карандаш между ладонями обеих рук - от кончиков пальцев до ладони.

Катать карандаш подушечками двух пальцев (большого и указательного, большого и среднего, большого и безымянного), поочередно, правой и левой рукой.

Поочередно пальцами обеих рук катать карандаш по столу; поочередно пальцами обеих рук катать два карандаша по столу.

Упражнение «Шагаем в пробках»

А сейчас возьмите две пробки, которые лежат у вас на столе. Итак, две пробки от пластиковых бутылок кладем резьбой вверх. Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги.

Сопровождается стихотворением «Мишка косолапый» и др. Такая игра поможет нам в развитии мелкой моторики и координации пальцев рук.

Упражнение с бумагой

Смять обычный лист бумаги, разорвать лист бумаги на мелкие кусочки. Способствует развитию мелкой моторики рук.

Игра «Сухой бассейн»

В своей работе я использую фасоль и горох. Итак, давайте немного поиграем! Перед вами стоит миска с фасолью, запускаем в неё руки и изображаем, как будто мы начинаем месить тесто, приговаривая:

Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи.

А если использовать фасоль и горох вместе, тогда ребёнку можно предложить отделить маленькое от большого.

Игра «Собери палочки»

Рассыпьте перед малышом длинные макароны, счетные палочки, трубочки для коктейля или ватные палочки. Попросите ребенка их собрать или опустить в узкое отверстие (дырочку в дуршлаге, бутылочку с узким горлышком, прорезь в коробочке).

Это упражнение развивает мелкую моторикучто положительно влияет на развитие речи и мышлении ребенка.

Игра «Баночки от крема»

Возьмите несколько разных баночек с крышками небольшого размера.

Предложите ребенку отвинтить все крышечки, а затем, перемешав их, снова закрыть. Можно играть с тремя-пятью баночками и более. Обратите внимание: все баночки должны быть разными, чтобы к каждой из них подходила только своя крышка. Игра развивает зрительное восприятие, зрительную память, мелкую моторику рук.

В заключении я хочу сказать, что если дома вы будете устраивать вот такие тренировки по 15 минут в день, то мелкая моторика вашего ребёнка будет развиваться гораздо быстрее.

Вручить каждой маме буклет.

Литература:

1.Горбушкина, С. Б. Игровые дидактические пособия как средство развития ручной моторики у дошкольников / С. Б. Горбушкина // Дошкольная педагогика – 2007 - №7 – с.33-39.

2. Давыдова, О.И. Работа с родителями в детском саду. - М.: "Сфера", 2010. - 144 с.

3. Зверева, О.Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи / О.Л. Зверева // Воспитатель ДОУ, 2009. - №4. - С. 74-83.

4. Ермакова, С. О. «Пальчиковые игры для детей от года до трех лет»- Издательство: «Рипол Классик» 2007. — С. 255.

5. Колдина, Д.Н. Игровые занятия с детьми 2—3 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2011. — 144 с. — (Ранний возраст).

6.Пилюгина, Э. Г. Сенсорные способности малыша. [Текст]:-М.:Мозаика-Синтез,2003.-150с.

7.Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования от 23 ноября 2009года № 655 // Справочно-правовая система Консультант Плюс

8. Янушко, Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. — М.: Мозаика-Синтез, 2009. — 56 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс: "Изготовление шнуровок"( для развития мелкой моторики)

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. И...

Мастер - класс "Бумагопластика как средство развития мелкой моторики и творчества дошкольников"

Мастер - класс знакомит педагогов с видами аппликации в технике "бумагопластика" и позволяет применить теоретические знания в практической деятельности....

Мастер-класс для родителей на тему: "Мелкая моторика в нервно-психическом развитии ребенка"

Знакомство родителей с различными способами укрепления мускулатуры рук ребенка...

Мастер – класс «Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста»

В данном масте-классе педагоги познакомятся с нетрадиционной техникой работы с пластилином....

Мастер-класс "Рыбалка" Игры для развития мелкой моторики и сенсорного восприятия детей 3-5 лет

Цели и задачи :Показать как из подручных материалов сделать развивающую игру ;рассказать о важности использования подобных игр с детьми 3-5лет ;обменяться опытом работы с другими воспитателями при сов...

Мастер-класс для воспитанников группы раннего развития на тему "Развитие сенсорных способностей с помощью камушков Марблс"

Основным и главным видом деятельности в жизни ребенка является игра. В группе раннего развития  для формирования представлений и фруктах и овощах , для сенсорного развития детей нужны были яркие ...

Мастер-класс с родителями "Развитие речи, мелкой моторики и сенсорных представлений у детей раннего возраста"

Мастер-класс с родителями "Развитие речи, мелкой моторики и сенсорных представлений у детей раннего возраста"...