Тема: «Организация исследовательской деятельности в детском саду. «Юный исследователь-будущий учёный».
опыты и эксперименты
"Организация исследовательской деятельности в детском саду.
"Юный исследователь - будущий ученый".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_issledovatelskoy_deyatelnosti_v_dou.docx | 28.92 КБ |
prezentatsiya_bez_zvuka.pptx | 2.09 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Буратино» г. Тарко-Сале
Тема: «Организация исследовательской деятельности
в детском саду. «Юный исследователь-будущий учёный».
Подготовила: Патрушева Т.В.
Воспитатель 1 кв. категории
г.Тарко-Сале, 2021г.
Тема: "Организация исследовательской деятельности в детском саду.
"Юный исследователь - будущий ученый".
Актуальность
В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики. Одним из таких эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является исследование.
Ребенок дошкольного возраста – любознательная, думающая, наблюдающая личность. Познавая и исследуя мир, он делает множество открытий через опыт своих личных ощущений, действий, переживаний.
Постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - это важнейшие черты детского поведения. Внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение ребенка и создает условие для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.
Доказано, что процесс обучения, сочетающий усвоение готовых знаний с относительно самостоятельным их добыванием, имеет большое значение для умственного развития детей дошкольного возраста.
На сегодняшний день слова великого философа Конфуция:
«Что я слышу – забываю, что я вижу– я помню, что я делаю – я понимаю», как никогда становятся значимыми и востребованными. Когда ребенок слышит, видит и делает что-то сам, то знания надолго остаются в памяти ребенка.
В процессе исследования помимо развития познавательной деятельности, идет развитие психических процессов — обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных умений. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому экспериментально-исследовательская деятельность, как никакой другой метод, удовлетворяет возрастным особенностям.
Согласно ФГОС, одной из основных задач является:
– поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, творческой, конструктивной, трудовой, познавательной, исследовательской, проектной.
Целью познавательно–исследовательской деятельности
являются:
- Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию.
- Развитие словаря
- Ознакомление детей с явлениями и объектами окружающего мира.
- Углубление представлений детей о живой и неживой природе
Для достижения поставленной цели определены
следующие задачи:
1. Вызвать у детей интерес к поисковой деятельности.
2. Обучить детей умениям и навыкам исследовательского поиска, учить видеть и выделять проблему эксперимента, формировать у детей умение пользоваться средствами, материалами, приборами-помощниками при проведении экспериментов для самостоятельной деятельности.
3. Стимулировать, поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность.
4. Развивать коммуникативные способности в процессе исследовательской деятельности.
5. Приобщить родителей к экспериментальной деятельности детей.
Для организации исследовательской деятельности, необходимо использовать такие формы работы как;
1.непрерывная образовательная деятельность;
2.беседы познавательного, эвристического характера;
3.опыты, эксперименты, кружковая работа;
4.просмотр фильмов, слайдов, презентаций;
5.игры (сюжетно-ролевые, развивающие);
6.чтение книг, энциклопедий, рассматривание картин и иллюстраций;
7.наблюдение за явлениями природы и живыми объектами;
8.экскурсии и целевые прогулки;
9.труд в природе;
10.конкурсы, выставки, мини-музеи, коллекции;
11.художественная и конструктивная деятельность;
12.речевое творчество: сочинение сказок, загадок, разгадывание кроссвордов.
Выделяют два основных вида исследовательской деятельности у дошкольников:
Первый вид познавательно–исследовательской деятельности характеризуется тем, что она организуется воспитателем, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены воспитателем.
Второй вид познавательно-исследовательской деятельности характеризуется тем, что активность в процессе деятельности идет полностью от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения и т. д. В основе данной экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях умение самостоятельно проверить свои предположения и сделать выводы.
Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста направлена на развитие внимания, памяти, творческого воображения, выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку и представлена несколькими темами:
Живая природа (многообразие живых организмов, характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах и т.д.).
Неживая природа (вода, воздух, почва, земля, песок их свойства, планета Земля – её рельеф, климат, природные явления, Космос и Солнечная система).
Физические явления (цвет, звук, магнетизм, земное притяжение, электричество и т.д.)
Человек (человек – живой организм,
человек – пользователь природы)
Рукотворный мир: (материалы и их свойства,
предмет – результат деятельности человека,
преобразования предметов и т.д.)
Для успешного исполнения процесса по данному направлению в нашей группе имеется центр экспериментально-исследовательской деятельности «Научная лаборатория», где вместе с детьми провожу опыты и эксперименты, а также имеется «Цифровая лаборатория «Наураша».
Главный герой этой лаборатории мальчик Наураша, маленький учёный, исследователь, помощник педагога и друг детей.
Наураша проводит с детьми ряд научных опытов и делится своими знаниями, приглашает детей в путешествие по лабораториям, знакомя их с приборами для измерений и объектами-индикаторами, которые реагируют на результаты проведённых измерений.
Центр экспериментальной деятельности и цифровая лаборатория соответствуют требованиям:
• безопасности для жизни и здоровья детей;
• достаточности;
• доступности расположения материалов и оборудования.
Накоплено необходимое количество материалов, оборудования и разнообразных дидактических игр, чтобы дети в свободное время и по собственному желанию могли играть, закреплять полученные знания.
Собранный материал обеспечивает развитие двух типов детской активности: собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим; и активности, стимулируемой взрослым.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами, так как каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность. Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, было постоянное стремление узнать новое, выяснить непонятное, вникнуть в сущность предметов, явлений, действий мы рекомендуем родителям проводить простейшие опыты и эксперименты в домашних условиях.
Для полноценного взаимодействия с семьями воспитанников проведены следующие формы работы:
• собрана подборка консультаций для родителей с целью дать педагогические советы родителям по экспериментальной деятельности детей, развитию познавательной активности.
• изготовлены памятки для родителей с целью соблюдения правил техники безопасности во время экспериментирования, для ознакомления родителей с видами экспериментальной работы с детьми.
• проводим мастер-классы, чтобы дать практические советы и рекомендации по совместному с детьми экспериментированию.
Тематическая подборка книг соответствует изучаемым объектам, и располагается, в специально оформленном литературном центре, где кроме книг подобраны картины, иллюстрации, познавательные игры.
Главное достоинство применения исследовательской деятельности заключается в том, что в процессе исследования:
-Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
-Идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.
- У ребенка развивается речь;
- Происходит накопление фонда умственных приёмов и операций;
- Формируется самостоятельность;
- Развивается эмоциональная сфера ребёнка, творческие способности, формируются трудовые навыки.
К моменту поступления в первый класс ребенок должен уметь решать такие сложные задачи как:
- уметь видеть проблему и ставить вопросы;
- уметь доказывать;
- высказывать предположения и строить планы по их проверке;
делать выводы.
Именно исследовательский метод является одним из основных методов, который может помочь дошкольнику решить выше обозначенные задачи. Ведь исследовательский метод наиболее полно соответствует природе ребенка и современным требованиям воспитания и обучения.
В своей работе я буду продолжать развивать у детей способность экспериментировать, побуждать их к исследовательской деятельности, что позволит им в дальнейшем моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях. Совместная работа с родителями позволит им стать заинтересованными лицами в познавательно-исследовательской деятельности своих детей.
В завершении хотелось бы привести слова В. А.Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще раз возвратиться».
Используемая литература:
- И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир. Детское экспериментирование, 2003.
- Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007
- Венгер Л.А., Мухина В.С. «Психология»/ Венгер Л.А., Мухина В.С. – М.: Просвещение, 1988г.
- Выготский// «Хрестоматия по возрастной психологии»: Учеб. пособие/ Сост. Л.М. Семенюк – М.: Воронеж, 2003г
- «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»: Методические рекомендации/ под ред. Прохоровой Л.Н. – М.: «Аркти», 2004г.
- Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112с
- Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ребенок дошкольного возраста – любознательная, думающая наблюдающая личность.
«Что я слышу – забываю, что я вижу– я помню, что я делаю – я понимаю» . Конфуций
Одна из основных задач ФГОС – поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, творческой, конструктивной, трудовой, познавательной, исследовательской, проектной.
Цель познавательно –исследовательской деятельности: Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию. Развитие словаря Ознакомление детей с явлениями и объектами окружающего мира. Углубление представлений детей о живой и неживой природе
Задачи познавательно-исследовательской деятельности: 1. Вызвать у детей интерес к поисковой деятельности. 2. Обучить детей умениям и навыкам исследовательского поиска, учить видеть и выделять проблему эксперимента, формировать у детей умение пользоваться средствами, материалами, приборами-помощниками при проведении экспериментов для самостоятельной деятельности. 3. Стимулировать, поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность. 4. Развивать коммуникативные способности в процессе исследовательской деятельности. 5. Приобщить родителей к экспериментальной деятельности детей.
непрерывная образовательная деятельность; Формы работы при организации познавательно- исследовательской деятельности: беседы познавательного, эвристического характера; опыты, эксперименты, кружковая работа; игры (сюжетно-ролевые, развивающие); наблюдение за явлениями природы и живыми объектами; просмотр фильмов, слайдов, презентаций; чтение книг, энциклопедий, рассматривание картин и иллюстраций; экскурсии и целевые прогулки; художественная и конструктивная деятельность; труд в природе; конкурсы, выставки, мини-музеи, коллекции; речевое творчество: сочинение сказок, загадок, разгадывание кроссвордов.
Воспитатель Второй вид Виды познавательно-исследовательской деятельности: Первый вид Ребёнок Жажда познания
Живая природа (многообразие живых организмов, характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах и т.д.). Темы исследовательской деятельности: Неживая природа (вода, воздух, почва, земля, песок их свойства, планета Земля – её рельеф, климат, природные явления, Космос и Солнечная система). Физические явления (цвет, звук, магнетизм, земное притяжение, электричество и т.д.) Человек ( как живой организм, человек – пользователь природы) Рукотворный мир: (материалы и их свойства, предмет – результат деятельности человека, преобразования предметов и т.д.)
подборка консультаций для родителей Формы работы с родителями: памятки для родителей мастер-классы (Дистанционно)
Достоинства применения исследовательской деятельности: реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. развивается речь; накопление фонда умственных приёмов и операций; самостоятельность; эмоциональная сфера ребёнка, творческие способности, трудовые навыки.
уметь видеть проблему и ставить вопросы Будущий первоклассник, «будущий учёный»: уметь доказывать высказывать предположения и строить планы по их проверке делать выводы
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще раз возвратиться». В.А.Сухомлинский
Персональный сайт воспитателя МБДОУ «ДС «Буратино»: Патрушевой Татьяны Васильевны https :// nsportal.ru/ patrusheva-tatyana-vasilevna
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация на тему: «Организация исследовательской деятельности в детском саду»
Перед государством, школой, детским садом и родителями стоит задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепки...
семинар по теме: «Организация совместной работы детского сада и семьи в проектной деятельности по нравственному воспитанию дошкольников».
17.02.2017 г. На базе МБДОУ « Детский сад № 5»прошел городской семинар по теме: «Организация совместной работы детского сада и семьи в проектной деятельности по нравственному воспитанию дошкольников»....
Сообщение на городском методическом объединении по теме: «Организация исследовательской деятельности детей средней группы в условиях реализации ООП ДО»
В публикации представлены материалы, содержащие практический опыт дошкольного образовательного учреждения в области организации исследовательской деятельности детей средней группы в условиях реа...
Семинар – практикум Тема: «Организация исследовательской деятельности в детском саду с целью формирования у дошкольников основных ключевых компетенций и способности к исследовательскому мышлению»
Исследовательская деятельность способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н. Подъякова в исследовательской...
Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме "Организация исследовательской деятельности на прогулке" от 12.03.2020 г. на уровне образовательной организации
Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме "Организация исследовательской деятельности на прогулке" от 12.03.2020 г. на уровне образовательной организации...
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА На тему: Организация исследовательской деятельности детей 6-7 лет в детском саду
Неутолимая любознательность детей своими бесконечно разнообразными проявлениями радует, умиляет, восхищает, а также раздражает, шокирует и возмущает. Постоянное стремление наблюдать и экспериментирова...