Статья на тему: "Классическая музыка в жизни дошкольников, и влияние её на эмоциональное развитие детей".
статья
Статья на тему: "Классическая музыка в жизни дошкольников, и влияние её на эмоциональное развитие детей".
Цель работы:
Формирование начал музыкально-художественного вкуса и культуры дошкольников. Формирование творческой личности ребенка через развитие его музыкальных способностей посредством слушания классической музыки.
Задачи:
1. Развивать музыкальные способности, эстетический вкус, умение проявлять эмоциональную отзывчивость на музыку, развивать творчество и креативность.
2. Побуждать выражать свои впечатления от прослушивания классических произведении в творческой деятельности, исполнительском искусстве, речевой деятельности.
3. Познакомить детей с исполнением классической музыки на различных музыкальных инструментах.
4. Создавать игровые, творческие ситуации через импровизацию с использованием классической музыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 32.18 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение (ГБДОУ)
Детский сад №19 Приморского района Санкт -Петербурга
Статья
« Классическая музыка в жизни дошкольников, и влияние её на эмоциональное развитие детей».
Выполнила
Музыкальный руководитель Фомичева О.Ю.
Санкт-Петербург
2022
Цель работы:
Формирование начал музыкально-художественного вкуса и культуры дошкольников. Формирование творческой личности ребенка через развитие его музыкальных способностей посредством слушания классической музыки.
Задачи:
1. Развивать музыкальные способности, эстетический вкус, умение проявлять эмоциональную отзывчивость на музыку, развивать творчество и креативность.
2. Побуждать выражать свои впечатления от прослушивания классических произведении в творческой деятельности, исполнительском искусстве, речевой деятельности.
3. Познакомить детей с исполнением классической музыки на различных музыкальных инструментах.
4. Создавать игровые, творческие ситуации через импровизацию с использованием классической музыки.
Своё выступление я хочу начать с замечательных слов великого советского музыканта и педагога Д. Б. Кабалевского: « Музыка является могучим и ничем не заменимым средством в формировании духовного мира ребёнка».
Восприимчивость к прекрасному не только обогащает ребёнка, но и направляет его на добрые поступки, или, как говорил Д.Кабалевский, «прекрасное пробуждает доброе».
Человек не рождается с чувством прекрасного, его надо развивать, воспитывать. И во многом этому помогает музыка. И классическая музыка в частности.
Классическая музыка сыграла очень большую роль в истории развития музыкального искусства. Сотни великих произведений, которые известны каждому человеку, были написаны именно в этом жанре. Бетховен, Бах, Моцарт (зарубежные композиторы), Глинка, Березовский, Бородин (отечественные композиторы) - все они известны любому, даже не особо разбирающемуся в музыке, человеку. Они писали симфонии, сонаты - их и можно отнести к понятию "классическая музыка". То и есть, классическая музыка - это эталон написания музыки, мы её слышали, мы её знаем.
Музыка — это разум, воплощенный в прекрасных звуках.
Тургенев И.С.
Каждому известно, что слушать классическую музыку полезно и нужно. Многочисленные исследования показали, что классика оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние и физическое состояние человека. Особенно она полезна для маленьких детей. Классическая музыка способствует психическому, духовному и физическому развитию крохи.
Как музыка действует на детей
- Ускоряет физическое, умственное и эмоциональное развитие;
- Формирует речь и помогает при дефектах речи. Например, с заиканием гораздо легче петь, чем говорить;
- Улучшает память, стимулирует работу мозга и повышает интеллект;
- Развивает творческие и музыкальные способности, тренирует воображение, пространственное мышление и умение интерпретировать;
- Учит концентрироваться и сосредотачиваться, сможет улучшить внимательность и привить усидчивость;
- Воспитывает и формирует музыкальный вкус, приобщает к мировой культуре, к искусству и эстетике. Расширяет кругозор;
- Налаживает эмоциональный фон, помогает при нервных расстройствах, укрепляет психику;
- Спокойная музыка успокаивает и снимает стресс, помогает уснуть и избавляет от бессонницы. Бодрая, наоборот, наполняет энергией и тонизирует, повышает настроение и работоспособность, избавляет от депрессии, тоски и хандры;
- Развивает письменные и математические способности. Ребенок быстрее осваивает счет и письмо. Под влиянием классики и музыки в целом формируется красивый и ровный почерк;
- Ритмичные физические упражнения под музыку улучшают координацию, укрепляет иммунитет, мышцы и связки, развивают четкость ходьбы и движений. Детки гораздо охотнее занимаются под музыку;
- Помогает справиться со страхами и фобиями, найти друзей и социализироваться. Ребенок растет уверенным и общительным, активным и оптимистичным;
- Воспитывает в ребенке дисциплинированность и ответственность;
- Игра на музыкальных инструментах развивает мелкую моторику пальцев и рук, учит делать сразу несколько дел. А игра на духовых инструментах, как и пение, укрепляет и развивает органы дыхания.
Польза классической музыки для ребенка
Польза классической музыки доказана научно. Было проведено несколько экспериментов и исследований. В одном случае куриное яйцо положили рядом с колонками и включают различную музыку. Визжащие и агрессивные звуки рока и тяжелого металла заставили свернуться белок.
Пение и игру на духовых инструментах рекомендуют детям, страдающим болезнями дыхательной системы. На занятиях ребят учат правильно дышать используя грудобрюшной и смешанный тип дыхания, когда диафрагма и легкие работают поочередно в зависимости от того какой звук необходимо воспроизвести. Известны случаи, когда ребенок полностью излечивался от астмы, после нескольких лет занятий.
Хоровым пением рекомендуют заниматься детям, страдающим заиканием. Заикающемуся ребенку с трудом дается произношения первого слога в слове. В момент пения слова «цепляются» одно за другое, ребенок подстраивается под коллектив, и даже если заикается, ошибки никто не слышит. Психологический дискомфорт снижается, и недуг отступает.
Исследования показали, что растения в процессе воздействия тяжелой и агрессивной музыки гибнут. Больше половины рыбок погибло через девять часов после того, как рядом установили колонки с играющим жестким роком. Под влиянием классики растения, наоборот, растут и расцветают.
Классическая музыка развивает умственные, творческие и коммуникативные способности ребенка. Она полезна для организма в целом. Всего 15 минут прослушивания классического произведения равняется по ценности часу прогулки на свежем воздухе.
Классические произведения активизируют деятельность головного мозга перед экзаменом, развивают волю к победе и стремление к самосовершенствованию, повышают успеваемость. Они развивают музыкальный слух новорождённых. В дальнейшем деткам легче адаптироваться в новых условиях и коллективе, легче учиться.
Роль музыки в жизни детей
Для самых маленьких детей рекомендуется включать негромкую и мелодичную музыку, преимущественно классику или современные инструментальные композиции. А вот рока и рэпа пока следует избегать, поскольку большое количество ударных инструментов отрицательно воздействует на эмоциональный фон детей. Если ребенок приучается к слишком громким звукам и ритмам, он становится беспокойным.
Музыка должна быть ритмичной, но при этом не агрессивной. Под ритмичную музыку дети могут потанцевать или сделать утреннюю зарядку. А перед отходом ко сну лучше послушать расслабляющую и спокойную музыку. Некоторые родители сегодня приучают дошкольников к музыкальным сказкам из своего детства. Яркие и запоминающиеся мелодии, голоса первоклассных артистов и интересные сюжеты позитивно влияют на развитие ребенка. Музыкальные сказки способствуют развитию воображения и творческого мышления.
Хотя некоторые взрослые считают, что классическая музыка сложна для детского восприятия, не обязательно начинать знакомство сразу с произведений Баха или Малера. Многие композиторы писали яркие и запоминающиеся мелодии, которые подходят и для детского и для взрослого восприятия. Например, «Детский альбом» П.И.Чайковского знакомит малышей с музыкальной культурой разных стран, а «Петя и Волк» С.С.Прокофьева дает представление о звучании музыкальных инструментов в игровой форме.
Любовь ребенка к музыке может перерасти в серьезное увлечение. Благодаря нему он может начать писать собственные сочинения или профессионально играть на музыкальном инструменте. Но даже если он и не станет в будущем профессиональным музыкантом, у него разовьется эстетический вкус и способность отличать качественную музыку от некачественной.
Какую музыку слушать детям
Прежде всего, речь пойдет о классической музыке. Отметим, что детки, которые слушают классику с детства, легко слушают ее и потом. А если ребенок не привык к таким композициям с колыбели, вряд ли станет охотно слушать их в старшем возрасте. Поэтому начинаем слушать музыку еще с беременности и включаем классику, как только новорожденный появится на свет.
Отмечено, что детям больше всего нравится Моцарт, Вивальди и Бетховен, Чайковский, Шопен и Штраус. Выбирайте композицию по настроению ребенка и по тому, какой эффект вы хотите достичь. Ведь одна мелодия убаюкивает, а другая, наоборот, бодрит. В любом случае, влияние и польза той или иной композиции зависит от темперамента и характера, настроения и особенностей развития самого ребенка. Поэтому для каждого малыша составляем собственную музыкальную программу.
Ребятам понятен и очень нравится «Детский альбом» П. И. Чайковского и такие пьесы как «Болезнь куклы», «Марш оловянных солдатиков» сразу находит отклик в душе ребенка (вызывают чувства сопереживания, радости). Малыши хорошо понимают термин «музыка умеет рассказывать» и никогда не боятся этих образов, часто просят послушать еще и еще эти пьесы. Пьесы «Аквариум», «Слон», «Длинноухие» К. Сен-Санса, «Балет невылупившихся птенцов» М. П. Мусоргского, «Бабочка» Куперена вызывают просто восторг у малышей и желание подражать данным персонажам.
Почему так важно слушать музыку вместе с детьми?
Музыка – инструмент многогранный, и при его использовании очень важно опираться на возрастные особенности ребёнка. Так, груднички не смогут оценить всё величие симфоний Чайковского, а старшекласснику вряд ли придётся по душе «Детский уголок» Дебюсси. Именно поэтому важнейшая задача родителей – стать проводниками на пути познания музыки для своих детей.
Давайте вместе прививать детям желание слушать классику, находить в этом радость. И пусть малыш воспринимает музыку по-своему. Ему это необходимо. Ведь музыка- это самый субъективный вид искусства.
Так, по данным современных исследователей, классическая музыка для дошкольников способствует улучшению соматических и функциональных показателей, значительно улучшает, оживляет и восстанавливает рефлексы врожденного автоматизма, способствует нормализации частоты дыхания и частоты сердечных сокращений.
Полезно не только прослушивать музыку в записи, но и исполнять песни самим. Для ребенка очень важным является «живой» голос матери. Поэтому весьма благоприятное воздействие оказывает пение колыбельных песен: они успокаивают, приводят малыша в равновесие, создают обоюдный благоприятный эмоциональный фон. Для индивидуального исполнения матерям рекомендуются лирические песни, которые по характеру мелодии близки к колыбельным, обладая успокаивающим воздействием на детей.
Музыкальное произведение нужно слушать внимательно, ни на что не отвлекаясь, от начала до конца. Не включайте музыку слишком громко.
После слушания спросите ребенка, какое настроение у музыки, что он себе представил, понравилась ли ему музыка (старайтесь поддерживать высказывания ребенка только разумно). Слушайте классическую музыку регулярно, прослушав музыкальное произведение, вернитесь к нему снова через некоторое время (чем чаще слушаешь уже знакомые музыкальные произведения, тем понятней они становятся и больше нравятся).
Классическая музыка может сопровождать ребенка и в течение всего дня. Она может служить приглашением к столу, дневной или вечерней колыбельной, фоном для игры. Важно, чтобы музыки не было слишком много, чтобы она не превратилась в надоедливый шум.
Итак, ежедневное слушание классической музыки, доступной вашему ребенку, принесет большую пользу. Он полюбит музыку, научится наслаждаться ею, станет добрее. Развивая у своего малыша музыкальный вкус и эмоциональную отзывчивость, вы формируете гармоничную личность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей раннего возраста
В статье рассмотрены основные задачи детей раннего возрата по эмоциональному развитию при использовании малых форм фальклора...
Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста.
Эмоциональное развитие...
Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей раннего возраста
фольклер часть1...
Статья (младший возраст) на тему: "Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей раннего возраста."
Произведения русского фольклора начиная с колыбельных песенок, потешек и кончая сказками, пословицами, дают детям уроки на всю жизнь:...
Статья "Влияние игрушки на эмоциональное развитие детей раннего возраста"
Эмоционльное развитие детей раннего возраста...
Статья "Влияние игрушки на эмоциональное развитие детей раннего возраста"
Эмоционльное развитие детей раннего возраста...
Статья на тему "Классическая исцеляющая музыка в детском саду"
Роль и воздействие класисической музыки на психику, эмоции, тео и душу ребенка!...