Рабочая программа по взаимодействию с родителями второй младшей группы
рабочая программа
Семья и детский сад – это та основная среда, которая должна оказывать на ребенка одинаковые воздействия, предъявлять единые требования, чтобы однажды сформированное умение переросло в навык, в привычку. Один из важнейших факторов повышения эффективности воспитания подрастающего поколения – взаимосвязь учреждения и семьи. Только творческий союз педагогов и родителей, совместное сотрудничество, творческое общение, взаимное доверие и взаимное уважение могут наполнить жизнь ребенка интересными делами, содержательными играми, посильным трудом.
Цель: установление доверительных партнёрских отношений между педагогами и родителями; вовлечение семьи в единое образовательное пространство создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
material.docx | 41.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 40 «Антошка» города Смоленска
(МБДОУ «Детский сад №40 «Антошка»)
Рабочая программа по взаимодействию с родителями второй младшей группы
Составил воспитатель: Павлочева Н.А.
Введение.
Семья и детский сад – это та основная среда, которая должна оказывать на ребенка одинаковые воздействия, предъявлять единые требования, чтобы однажды сформированное умение переросло в навык, в привычку. Один из важнейших факторов повышения эффективности воспитания подрастающего поколения – взаимосвязь учреждения и семьи. Только творческий союз педагогов и родителей, совместное сотрудничество, творческое общение, взаимное доверие и взаимное уважение могут наполнить жизнь ребенка интересными делами, содержательными играми, посильным трудом.
Цель: установление доверительных партнёрских отношений между педагогами и родителями; вовлечение семьи в единое образовательное пространство создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
Задачи:
1.Познакомить родителей с закономерностями развития детей дошкольного возраста, методами и приемами, способствующими развитию детско-родительских взаимоотношений, созданию благоприятного климата в семье.
2.Осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам воспитания детей.
3.Формировать активную позицию родителей по отношению к процессу обучения детей с учетом индивидуальных особенностей.
4.Формировать позитивные формы общения.
5.Развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности.
6. Привлекать родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.
7. Познакомить родителей с режимом ДОУ, уставом, основными моментами пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Принципы работы по взаимодействию педагога с семьёй.
- Принцип преемственности, согласованных действий;
- Принцип гуманного подхода к взаимоотношению с семьёй;
- Принцип открытости;
- Принцип индивидуального подхода к каждой семье;
- Принцип обратной связи.
Ожидаемые результаты:
- Участие родителей в воспитательно-образовательном процессе группы, как субъекте этого процесса;
- Повышение педагогической культуры родителей и воспитателей.
- Объединение интересов семьи и педагогов в вопросах воспитания и развития детей;
- Сплочённость семьи как системы;
- Создание условий для успешной социализации детей дошкольного возраста.
Показатели результативности:
-повышение родительской компетентности в вопросах благополучного воспитания и развития своего ребенка;
-осознание родителями значимости своей педагогической деятельности, актуализация позиции родителей, которая способна оказать влияние на формирование личности ребенка дошкольного возраста;
-объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста;
-создание условий для успешной социализации детей в школе;
-повышение педагогической культуры родителей и воспитателей;
- рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;
-выражение родителями обоснованного мнения о развитии ребёнка в детском саду, наличие конструктивных предложений к педагогам и администрации ДОУ.
Направления работы по вовлечению родителей в совместную деятельность с педагогами группы
Общеизвестно, что взаимодействие педагога с родителями — достаточно сложный процесс, и он требует специальной подготовки воспитателей по нескольким направлениям.
Информационно – аналитическое направление.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка работа педагога начинается с анкетирования родителей «Давайте познакомимся». Получив реальную картину, на основе собранных данных, происходит анализ особенностей структуры родственных связей каждого ребенка, специфика семьи и семейного воспитания дошкольника, вырабатывается тактика общения с каждым родителем. Это поможет лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
1.Сбор информации:
— о ребенке (состояние здоровья (медицинская карта);индивидуальные особенности ребёнка (личностные, поведенческие, общения); ежегодное выявление и развитие способностей детей, усвоение программы; выявление одаренных детей; выявление детей, требующих повышенного внимания (дети детского дома, дети находящиеся в социально – неблагополучных семьях).
— о семье: (состав семьи; определение социального статуса семьи (социальная анкета); выявление семей группы «риска»; материально-бытовые условия; психологический микроклимат, стиль воспитания; семейные традиции, увлечения членов семьи; заказ на образовательные и оздоровительные услуги.
— о потребностях педагогических кадров: (проблемы и потребности в работе с семьями воспитанников; выявление стратегии взаимодействия с семьями).
Анализ информации.
Познавательное направление
Целью этого направления является повышение педагогической культуры родителей (обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей), а также повышение профессионализма педагогических кадров. Для этого в необходимо обеспечить педагогическое сопровождение семьи необходимой информацией, сопровождать семьи на всех этапах дошкольного детства.
Педагоги
Просветительская деятельность (вопросы возрастных психологических и индивидуальных особенностей детей; вопросы воспитания детей дошкольного возраста; формы, методы, содержание работы с семьей в современных условиях).
Организационно-педагогическая деятельность (обмен опытом по вопросам работы с семьей (формы, методы, проведение родительских собраний и т.д.; тренинги по обучению родителей общению).
Родители
1.Ознакомление родителей вновь принятых детей с нормативно-правовыми документами группы.
2.Просветительская деятельность через наглядную информацию (информационные стенды; родительские уголки; методическая литература.
3.Просветительская деятельность через обучающую деятельность (беседы; консультации; круглые столы; родительские собрания).
Дети
Социально-нравственное и познавательное развитие (семья; родословная семейные традиции; гендерное воспитание; формирование духовных ценностей.)
Досуговое направление
В результате повышения уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей необходимо способствовать развитию их творческой инициативы, создавать в группе все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка, делать родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
Педагоги
Организация культурно-массовых мероприятий.
Разработка критериев оценки конкурсов, оформление наградного материала.
Родители
1.Вовлечение родителей в педагогический процесс (участие в культурно-массовых мероприятиях; совместное проведение спортивных праздников «Наша дружная семья»; планирование и совместная работа на родительских собраниях; помощь в организации досуговой деятельности; совместная деятельность с детьми (игры, экскурсии, конкурсы, досуги); оформление групп детского сада; участие в творческих выставках детско-родительских работ («Осенняя фантазия», «Моя милая мама», «Новогодние фантазии» и т.д.); благоустройство прогулочных площадок (высадка цветов, кустарников, деревьев; изготовление фигур из снега)
Дети
1.Вовлечение детей в творческий процесс:
— участие в культурно-массовых мероприятиях; участие в выставках детско — родительских творческих работ (рисунки, поделки); совместное участие с родителями в семейных концертах).
Наглядно информационное направление
Целью этого направления является – ознакомление родителей с работой группы; особенностями воспитания детей старшего дошкольного возраста; формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей, привлечение родителей к пополнению предметно-развивающей среды в группах (Родительские уголки, папки-передвижки, фотовыставки и пр.).
Формы работы при реализации программы.
Педагогической теорией и практикой выработано большое количество разнообразных форм работы с семьёй. Часть из них успешно используется в нашей группе.
Традиционные: | -Анкетирование родителей (для сбора социологических данных) -Памятки -Буклеты -Консультации (тематические и индивидуальные). - Тематические конференции по обмену опытом воспитания. -Папки – передвижки. -Выставки совместного творчества. -Опрос, диагностика родителей на предмет социального заказа. |
Инновационные | Проектная деятельность («Огород на подоконнике»). Участие во Всероссийских, Региональных, конкурсах детского творчества. |
Реализация программы позволяет удовлетворить потребности
родителей
- в предоставлении единой системы работы по полоролевой социализации дошкольника, что способствует развитию личностного потенциала ребёнка;
- в повышении авторитета ДОУ среди родителей;
- реализация программы способствует включению родителей в образовательный процесс (привлечение родителей к проведению совместных праздников, встреч с интересными людьми, обогащению предметно – развивающей среды);
- участие семьи в реализации программы способствует созданию благоприятной, эмоционально-комфортной обстановки в группах, снижает детскую тревожность, повышает самооценку воспитанников, позволяет применять индивидуальный подход в воспитании мальчиков и девочек.
Реализация программы позволяет удовлетворить потребности ребенка дошкольного возраста
- в полноценном развитии как личности, помогает войти в современный мир приобщиться к его ценностям;
- у ребенка формируется целостный положительный взгляд на окружающий мир и место в этом мире человека;
- ребенок получает навыки адекватного и безопасного поведения в окружающем мире;
- дети включены в различные виды деятельности, способствующие развитию знаний об окружающем мире и формированию полоролевых позиций, подготовке к семейной жизни, положительному отношению к своему полу и здоровью;
- обогащается социальный опыт, опыт коммуникативного взаимодействия с окружающими;
- выпускники ДОУ успешно переходят в условия новой жизненной ситуации, легко адаптируются в социуме.
Реализация программы позволяет удовлетворить потребности педагогов ДОУ
- в повышении профессионального уровня и квалификации. Активные формы повышения квалификации (практикумы, семинары, методические объединения) способствуют развитию мастерства педагогов:
- в организации предметно-игрового пространства на основе требований программы;
- в осуществлении согласованности в планировании воспитателей групп, педагогов-специалистов, родителей и координация их деятельности в рамках данной темы;
- в организации взаимодействия с семьями воспитанников по обеспечению преемственности в воспитании,
- в повышении профессионального рейтинга педагогов ДОУ в образовательной среде города.
Составление информационного банка по данной теме.
Выявление уровня активности, психолого-педагогической культуры родителей. (Метод анкетного опроса, наблюдение)
- Проявление интереса родителей к вопросу полоролевого воспитания.
- Возникновение диалогов, дискуссий, вопросов.
- Желание совместно с педагогами размышлять об используемых методах и приёмах воспитания и обучения по данной проблеме.
- Повышение активности родителей: анализ ситуаций, посещение занятий, поиск выхода из проблемных ситуаций.
Формирование личностных качеств родителей (наблюдение, беседы, участие в различных мероприятиях)
- Педагогическая компетенция - способность понять потребности детей и создать возможности удовлетворять их, сделать ребёнка счастливым, умение видеть перспективы развития ребёнка.
- Педагогическая рефлексия – умение анализировать собственную воспитательную деятельность, критически её оценивать, отделять собственные проблемы и затруднения от проблем и затруднений детей, осуществлять выбор методов воздействия на ребёнка.
- Креативность – как творчество в широком смысле, активная жизненная позиция, способность к комментированию процесса и результата собственной деятельности.
- Инициативность – проявление желания включаться в разнообразную деятельность, умение предложить интересное дело мероприятие.
- Ответственность – способность видеть, понимать ошибки, исправлять их и избегать в дальнейшем; желания выполнять порученное дело в соответствии с возможностями и грамотно осознавать свою роль в воспитании.
- Самооценка – способность объективно оценивать результаты своей деятельности, своего воспитательного влияния на детей, отстаивать свою позицию.
Наличие и распространение опыта семейного воспитания (анкетный опрос, учёт участия родителей в различных мероприятиях) 1.Выступление родителей на конференциях, семинарах.
- Предоставление материала по семейному воспитанию для газеты «СемьЯ». 3.Участие в конкурсах, выставках, в совместном творчестве с ребёнком.
Общественно- значимый резонанс программы
Семья является социальным институтом воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей. В семье дети получают первый опыт познания окружающего мира, учатся общаться. Поэтому приоритетность поддержки семейного воспитания, психолого-педагогического сопровождения семьи было и будет актуально на протяжении всего пути развития общества. Привлечение общественности к проблемам развития и воспитания подрастающего поколения будет повышаться. Правительство должно повернуться лицом к образованию.
Перспективный план работы с родителями второй младшей группы
на 2021-2022 учебный год.
Литература:
- Березина В.А, Виноградова Л.И. Волжина О.И. Педагогическое сопровождение семейного воспитания: Программы родительского всеобуча. С.-Пб.: Каро, 2005 г
- Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие. М.: Айрис Пресс, 2006 г.
- Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. М.: Творческий Центр, 2004 .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Художественное творчество» «Семицветик» ( вторая младшая группа)
Занятия по изобразительному искусству, аппликации, лепки предоставляют неиссекаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста....
Рабочая программа по кружковой работе во второй младшей группе.
Программа дополнительного образования«Разноцветные пальчики"(Художественно-эстетическое направление)...
Рабочая программа кружка"Волшебные ладошки"для второй младшей группы
Рабочая программа кружка"Волшебные ладошки"для второй младшей группы....
Рабочая программа дополнительного образования "Мукасолька" во второй младшей группе
АктуальностьТворческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не...
Рабочая программа по изобразительной деятельности во второй младшей группе
Данная рабочая программа состоит из пояснительной записки и перспективного плана по лепке, рисованию и аппликации....
Рабочая программа по физическому развитию во второй младшей группе разработана на основе примерной основной образовательной программе дошкольного образования "От рождения до школы" /Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
Разработанна по методическим рекомендациям Л. И. Пензулаевой в соответствии с ФГОС....