Консультация для родителей «особенности речевого развития детей раннего возраста»
консультация (младшая группа)

Гарбузова Вера Юрьевна

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т. д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа через решение следующих задач:

• Овладение речью как средством общения и культуры

• Обогащение активного словаря

• Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи

• Развитие речевого творчества

• Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

• Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы

• Формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Ранний возраст - особый период развития ребенка. В это время необходимо правильно создать для него развивающую средуОсобое внимание необходимо обратить на развитие речи. Для того, чтобы оно проходило правильно, с ребенком нужно постоянно общаться, начиная с самого раннего возраста, когда, казалось бы, ребенок еще ничего не понимает. В этом, пока еще пассивном, восприятии закладывается основа для будущего активного словотворчества. И позже, когда ребенок подрастет и освоит элементарную речь, взрослые по-прежнему должны все время общаться с ним. Если же взрослые мало говорят с ребенком и их речь по большей части состоит из запрещений и указаний, развитие ребенка замедляется. И наоборот, если у взрослых слишком высокие требования к языковым возможностям ребенка, и они постоянно поправляют ошибки в его речи, то это тоже может негативно сказаться на его речевом развитии.

Важным условием для развития речи является богатство впечатлений, получаемых ребенком, Чем больше впечатлений, тем больше у ребенка поводов к речевому общению к взрослыми и сверстниками. Необходимым условием для развития у детей речи является установление с каждым ребенком эмоциональных и «деловых» контактов. Малыши охотнее разговаривают с теми взрослыми, которые проявляют к ним доброжелательное внимание, играют с детьми. Именно этим взрослым ребенку хочется что-то сказать, предложить какое-то действие, задать вопрос, именно их словам хочется подрожать. Педагоги должны создавать в группе жизнерадостную, теплую атмосферу, обеспечивающую детям хорошее настроение. Создание подавленности, страха в первую очередь подавляет речевую инициативу детей. Речь взрослого, обращенная к детям, должна включатся во все виды их совместной жизнедеятельности: кормление, одевание, и т. д. Педагог должен обращаться не только к группе детей, но и лично к каждому ребенку. Воспитателю важно организовать совместные действия так, чтобы он мог вызвать ребёнка на речевое взаимодействие или найти живые, доступные для ребёнка поводы для общения. Играя, общаясь со сверстниками, дети активно пользуются речью. Но если в эти моменты взрослый не будет целенаправленно влиять на развитие речи ребенка, усвоение языка будет затруднено. Детей следует учить общаться со взрослым и сверстникам с просьбой, благодарить за услугу, предлагать помощь, приглашать товарищей что- то вместе сделать, посмотреть. С малышами надо говорить обо всем, что попало в поле их внимания и вызвало интерес, а также о том, что воспитатель выбрал для своих наблюдений. Организация и планирование совместной деятельности должны быть гибкими. Педагог должен быть готовым к импровизации, к встречной активности ре Дети 2-3 лет очень наблюдательны. Ни одна вещь в руках взрослого, ни один его жест не остаются незамеченными. Играя с малышами, что-то рассматривая или создавая, воспитатель должен терпеливо, без суеты рассказать о том, что, и зачем и как он делает и что надеется получить в результате.

В свой работе, по развитию связной речи детей младшего дошкольного

возрастаосуществляю посредством организации разных форм деятельности:

наблюдение и элементарный труд в природе; сценарии активизирующего

общения; применяю игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения;

слушание художественной литературы с использованием ярких красочных картинок; использую инсценирование и драматизация литературных произведений; игры на развитие мелкой моторики рук; дидактические игры и упражнения; бытовые и игровые ситуации; большое внимание уделяю ознакомлению детей с малыми формами фольклора - потешкам, закличкам, приговоркам, колыбельным-песенкам. Особую значимость фольклор приобретает в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Поэтому я подбирала

потешки, которые помогали установить контакт с ребенком, вызывали у него

положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку -воспитателю. Ведь многие потешки позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание. Могут быть и игры ребенка со своими пальчиками.

Например: Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – наш малыш,

А зовут его Антон.

Ребенок смотрит то нам меня, то на свои пальчики, прислушивается к словам потешки, веселеет. Беру другую девочку за руку приговариваю«Ладушки, ладушки», или «Сорока, сорока». Вижу, что это нравится девочке, и не ошибаюсь в своем предположении. Через некоторое время она подходит ко мне просит«Еще». Такие маленькие фольклорные шедевры полны мелодичности, лиризма, помогают наладить эмоциональный контакт между ребенком и взрослым.

Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на

общение с ребенком в разные режимные моменты, когда его укладывают спать

(колыбельная песня, во время умывания. Например: «Ай, лады, лады,

лады, не боимся мы воды, чисто умываемся, маме улыбаемся. Или «Водичка,

водичка.». Во время еды«Умница, Олеся, ешь кашу сладеньку».

Одевание сложный процесс. Малыши плохо умеют, да и нее любят одеваться,

отвлекаются. Использование потешки помогает привлечь детей к одеванию,

они запоминают названия вещей и последовательность их одевания, например«Вот они сапожки. Этот с правой ножки, этот с левой ножки.»,

или «Завяжу потуже шарф, будем делать снежный шар, я шар покачу, я гулять хочу».

Отбирая произведения для игр-занятий с детьми, я всегда учитываю,

чтобы они отражали все стороны жизни человека, развития

взаимоотношений с окружающей действительностью общения со взрослым.

Помогают ли игрушки развитию речи? Конечно. Какие замечательные

истории рассказывают малыши, играя. Наблюдая, как ребенок возится с

игрушкой, что он ей говорит, можно узнать его выражения, манеру речи,

жесты, интонации. Играя с ребенком, стараюсь привлечь его к активным

действиям и вместе проговаривать все манипуляции. Пусть малыш не сидит,

пассивно наблюдая, а двигается, переставляет предметы, фантазирует. Во

время игры развиваю эмоции ребенка. Если вы «лечите» мишку, то он может

«поплакать», если зайка «плохо себя ведет», с ним нужно говорить «строго».

Очень хороша игра «Гости пришли», когда игрушки приходят в гости.

Каждого нужно накормить по-своему, обеспечить всем необходимым. Нужно

спросить у ребенка, кому что нужно, кто что ест, кто где спит, кто что делает.

Богатые возможности для развития речи имеют дидактические игры.

Так, игры с матрешками как показывает опыт, направляют внимание детей на сравнение матрешек по величине, за различиями в одежде, побуждают к рассматриванию и названию основных цветов, размеров. Такие дидактические игры, как «Послушаем, что слышно»«Скажи, что звучит» «Узнай, кто говорит»«Кто как кричит» позволяют развивать слух детей.

Для развития речи детей использую настольно-печатные игры,

которые позволяют учить детей составлять целое из частей («Разрезные

картинки», правильно называть изображенные предметы, группировать

предметы по форме, размеру, назначению («Лото малышам», «Парные

картинки», «Кому что нужно».

Организуют образовательные ситуации – рассматривание картин,

игрушек, или чтение сказок и рассказов, разучивание стихотворений. Их

целью, является обучение детей младшего возраста, умению составлять

рассказы, рассказывать сказки и обыгрывать их, умение задавать вопросы и

пересказывать услышанное содержание, составлять собственный рассказ на

основе прослушанного содержания. Данную образовательную ситуацию организую

в любой режимный момент – утром, вечером, во время прогулки с одним или несколькими детьми. Одну ситуацию повторяю несколько раз с разными детьми. Ситуации общения чаще всего возникают спонтанно, стараюсь поддерживать такие

ситуации. При общении улавливаю смыслвысказывания ребенка, состоящего часто из одной или двух коротеньких фраз, и своими вопросами побуждаю малыша к диалогу или более полному высказыванию.

Богатые возможности для развития речи ребенка, обогащение его

словарного запаса, совершенствование произношения, возникают при

рассмотрении рисунков и книг, при показе настольного и кукольного

театра. Они закрепляют представления об окружающем, вызывают у ребенка

желание говорить, создают эмоционально-позитивный настрой.

Важная составляющая в развитии устной речи младших дошкольников

создание предметно-развивающей речевой среды. В группе собраны

народные произведения для детей раннего и младшего дошкольного

возраста, подобраны картотеки загадок, скороговорок, потешек; комплексы

артикуляционных и пальчиковых игр и упражнений, детская литература по

программе, атрибуты для театрально-игровой деятельности.

Родители – активные участники мероприятий по речевому развитию

воспитанников. Привлекаю внимание родителей: провожу консультации,

беседы, родительские собрания, организую тематические выставки

художественной литературы и дидактического материала.

Как видим, изучение раннего периода жизни дает представление о

больших потенциальных возможностях каждого ребенка. Но, к сожалению,

условия жизни детей не всегда способствуют их раскрытию. Итак, взрослые

должны создавать определенную среду, которая обеспечивала бы

развивающий эффект, чтобы удовлетворялись интересы, учитывались

возрастные особенности деятельности ребенка, стимулировалась бы его

собственная активность.

Таким образом, опыт показывает, что целенаправленная и

систематическая работ по развитию речи создает необходимые основы для

овладения разными видами деятельности.

Результатом моей работы являются положительные эмоции, веселое,

бодрое настроение моих детей, малыши с удовольствием идут в детский сад,

не скучают, они жизнерадостны, улыбчивы. Дети нашей группы с

удовольствием играют, сопровождают речью игровые и бытовые действия,

могут поделиться информацией, пожаловаться на неудобства или действия

сверстников; слушают небольшие рассказы, рассказывают небольшие стихи;

общаются со сверстниками и взрослыми.

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. Это и обуславливает актуальность данной темы. Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и об их целостном психическом развитии. Для того, чтобы понять сущность речевой готовности к школьному обучению, мы должны четко представлять, что же входит в содержание способностей устной речи и какие компоненты самые важные для изучения речи.

Речевое развитие рассматривается, как развитие умений понимать и пользоваться языкомразвитие фонематического слуха и звукового анализа, словаря, осознание состава слов, формирование грамматических категорий, развитие коммуникативных умений, умений и навыков связной речи. Овладение языком является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов.

Своевременное развитие словаря - один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.

В младшем дошкольном возрасте речь связана с непосредственным опытом детей, что отражается на формах речи. Для неё характерны неполные, неопределённо-личные предложения, состоящие часто из одного сказуемого; названия предметов заменяются местоимениями. Наряду с монологической речью продолжает развиваться и диалогическая речь. В дальнейшем обе эти формы сосуществуют и используются в зависимости от условий общения.

Дети 4-5 лет активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают по игрушкам и картинкам. Вместе с тем их связная речь ещё несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответу товарищей. Их рассказы в большинстве случаев копируют образец взрослого, содержат нарушение логики; предложения внутри рассказа часто связаны лишь формально (ещё, потом).

В среднем дошкольном возрасте происходит некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребёнка. Дети правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать

У ребёнка 4-5 лет начинает в полной мере функционировать механизм формирования целостного образа смыслового содержания воспринятого текста.

Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста.

Осознание дошкольниками речи, формирование представлений о слове, усвоение его семантики, вычленение языковых средств выразительности и образности речи способствуют усвоению родного языка в детском саду и тем самым решают проблему подготовки ребенка к школе в плане его речевого развития.

К моменту поступления в школу у детей должно быть сформировано отношение к речи как языковой действительности, элементарное осознание строения речи, частности осознания ее словесного состава, первоначальное представление о слове как языковой единице. Это имеет важное значение и для подготовки обучению грамоте, и для изучения родного языка в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация для родителей30.6 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «особенности речевого развития детей раннего возраста»

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т. д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа через решение следующих задач:

• Овладение речью как средством общения и культуры

• Обогащение активного словаря

• Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи

• Развитие речевого творчества

• Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

• Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы

• Формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Ранний возраст - особый период развития ребенка. В это время необходимо правильно создать для него развивающую средуОсобое внимание необходимо обратить на развитие речи. Для того, чтобы оно проходило правильно, с ребенком нужно постоянно общаться, начиная с самого раннего возраста, когда, казалось бы, ребенок еще ничего не понимает. В этом, пока еще пассивном, восприятии закладывается основа для будущего активного словотворчества. И позже, когда ребенок подрастет и освоит элементарную речь, взрослые по-прежнему должны все время общаться с ним. Если же взрослые мало говорят с ребенком и их речь по большей части состоит из запрещений и указаний, развитие ребенка замедляется. И наоборот, если у взрослых слишком высокие требования к языковым возможностям ребенка, и они постоянно поправляют ошибки в его речи, то это тоже может негативно сказаться на его речевом развитии.

Важным условием для развития речи является богатство впечатлений, получаемых ребенком, Чем больше впечатлений, тем больше у ребенка поводов к речевому общению к взрослыми и сверстниками. Необходимым условием для развития у детей речи является установление с каждым ребенком эмоциональных и «деловых» контактов. Малыши охотнее разговаривают с теми взрослыми, которые проявляют к ним доброжелательное внимание, играют с детьми. Именно этим взрослым ребенку хочется что-то сказать, предложить какое-то действие, задать вопрос, именно их словам хочется подрожать. Педагоги должны создавать в группе жизнерадостную, теплую атмосферу, обеспечивающую детям хорошее настроение. Создание подавленности, страха в первую очередь подавляет речевую инициативу детей. Речь взрослого, обращенная к детям, должна включатся во все виды их совместной жизнедеятельности: кормление, одевание, и т. д. Педагог должен обращаться не только к группе детей, но и лично к каждому ребенку. Воспитателю важно организовать совместные действия так, чтобы он мог вызвать ребёнка на речевое взаимодействие или найти живые, доступные для ребёнка поводы для общения. Играя, общаясь со сверстниками, дети активно пользуются речью. Но если в эти моменты взрослый не будет целенаправленно влиять на развитие речи ребенка, усвоение языка будет затруднено. Детей следует учить общаться со взрослым и сверстникам с просьбой, благодарить за услугу, предлагать помощь, приглашать товарищей что- то вместе сделать, посмотреть. С малышами надо говорить обо всем, что попало в поле их внимания и вызвало интерес, а также о том, что воспитатель выбрал для своих наблюдений. Организация и планирование совместной деятельности должны быть гибкими. Педагог должен быть готовым к импровизации, к встречной активности ре Дети 2-3 лет очень наблюдательны. Ни одна вещь в руках взрослого, ни один его жест не остаются незамеченными. Играя с малышами, что-то рассматривая или создавая, воспитатель должен терпеливо, без суеты рассказать о том, что, и зачем и как он делает и что надеется получить в результате.

В свой работе, по развитию связной речи детей младшего дошкольного

возрастаосуществляю посредством организации разных форм деятельности:

наблюдение и элементарный труд в природе; сценарии активизирующего

общения; применяю игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения;

слушание художественной литературы с использованием ярких красочных картинок; использую инсценирование и драматизация литературных произведений; игры на развитие мелкой моторики рук; дидактические игры и упражнения; бытовые и игровые ситуации; большое внимание уделяю ознакомлению детей с малыми формами фольклора - потешкам, закличкам, приговоркам, колыбельным-песенкам. Особую значимость фольклор приобретает в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Поэтому я подбирала

потешки, которые помогали установить контакт с ребенком, вызывали у него

положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку -воспитателю. Ведь многие потешки позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание. Могут быть и игры ребенка со своими пальчиками.

Например: Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – наш малыш,

А зовут его Антон.

Ребенок смотрит то нам меня, то на свои пальчики, прислушивается к словам потешки, веселеет. Беру другую девочку за руку приговариваю«Ладушки, ладушки», или «Сорока, сорока». Вижу, что это нравится девочке, и не ошибаюсь в своем предположении. Через некоторое время она подходит ко мне просит«Еще». Такие маленькие фольклорные шедевры полны мелодичности, лиризма, помогают наладить эмоциональный контакт между ребенком и взрослым.

Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на

общение с ребенком в разные режимные моменты, когда его укладывают спать

(колыбельная песня, во время умывания. Например: «Ай, лады, лады,

лады, не боимся мы воды, чисто умываемся, маме улыбаемся. Или «Водичка,

водичка.». Во время еды«Умница, Олеся, ешь кашу сладеньку».

Одевание сложный процесс. Малыши плохо умеют, да и нее любят одеваться,

отвлекаются. Использование потешки помогает привлечь детей к одеванию,

они запоминают названия вещей и последовательность их одевания, например«Вот они сапожки. Этот с правой ножки, этот с левой ножки.»,

или «Завяжу потуже шарф, будем делать снежный шар, я шар покачу, я гулять хочу».

Отбирая произведения для игр-занятий с детьми, я всегда учитываю,

чтобы они отражали все стороны жизни человека, развития

взаимоотношений с окружающей действительностью общения со взрослым.

Помогают ли игрушки развитию речи? Конечно. Какие замечательные

истории рассказывают малыши, играя. Наблюдая, как ребенок возится с

игрушкой, что он ей говорит, можно узнать его выражения, манеру речи,

жесты, интонации. Играя с ребенком, стараюсь привлечь его к активным

действиям и вместе проговаривать все манипуляции. Пусть малыш не сидит,

пассивно наблюдая, а двигается, переставляет предметы, фантазирует. Во

время игры развиваю эмоции ребенка. Если вы «лечите» мишку, то он может

«поплакать», если зайка «плохо себя ведет», с ним нужно говорить «строго».

Очень хороша игра «Гости пришли», когда игрушки приходят в гости.

Каждого нужно накормить по-своему, обеспечить всем необходимым. Нужно

спросить у ребенка, кому что нужно, кто что ест, кто где спит, кто что делает.

Богатые возможности для развития речи имеют дидактические игры.

Так, игры с матрешками как показывает опыт, направляют внимание детей на сравнение матрешек по величине, за различиями в одежде, побуждают к рассматриванию и названию основных цветов, размеров. Такие дидактические игры, как «Послушаем, что слышно»«Скажи, что звучит» «Узнай, кто говорит»«Кто как кричит» позволяют развивать слух детей.

Для развития речи детей использую настольно-печатные игры,

которые позволяют учить детей составлять целое из частей («Разрезные

картинки», правильно называть изображенные предметы, группировать

предметы по форме, размеру, назначению («Лото малышам», «Парные

картинки», «Кому что нужно».

Организуют образовательные ситуации – рассматривание картин,

игрушек, или чтение сказок и рассказов, разучивание стихотворений. Их

целью, является обучение детей младшего возраста, умению составлять

рассказы, рассказывать сказки и обыгрывать их, умение задавать вопросы и

пересказывать услышанное содержание, составлять собственный рассказ на

основе прослушанного содержания. Данную образовательную ситуацию организую

в любой режимный момент – утром, вечером, во время прогулки с одним или несколькими детьми. Одну ситуацию повторяю несколько раз с разными детьми. Ситуации общения чаще всего возникают спонтанно, стараюсь поддерживать такие

ситуации. При общении улавливаю смыслвысказывания ребенка, состоящего часто из одной или двух коротеньких фраз, и своими вопросами побуждаю малыша к диалогу или более полному высказыванию.

Богатые возможности для развития речи ребенка, обогащение его

словарного запаса, совершенствование произношения, возникают при

рассмотрении рисунков и книг, при показе настольного и кукольного

театра. Они закрепляют представления об окружающем, вызывают у ребенка

желание говорить, создают эмоционально-позитивный настрой.

Важная составляющая в развитии устной речи младших дошкольников

создание предметно-развивающей речевой среды. В группе собраны

народные произведения для детей раннего и младшего дошкольного

возраста, подобраны картотеки загадок, скороговорок, потешек; комплексы

артикуляционных и пальчиковых игр и упражнений, детская литература по

программе, атрибуты для театрально-игровой деятельности.

Родители – активные участники мероприятий по речевому развитию

воспитанников. Привлекаю внимание родителей: провожу консультации,

беседы, родительские собрания, организую тематические выставки

художественной литературы и дидактического материала.

Как видим, изучение раннего периода жизни дает представление о

больших потенциальных возможностях каждого ребенка. Но, к сожалению,

условия жизни детей не всегда способствуют их раскрытию. Итак, взрослые

должны создавать определенную среду, которая обеспечивала бы

развивающий эффект, чтобы удовлетворялись интересы, учитывались

возрастные особенности деятельности ребенка, стимулировалась бы его

собственная активность.

Таким образом, опыт показывает, что целенаправленная и

систематическая работ по развитию речи создает необходимые основы для

овладения разными видами деятельности.

Результатом моей работы являются положительные эмоции, веселое,

бодрое настроение моих детей, малыши с удовольствием идут в детский сад,

не скучают, они жизнерадостны, улыбчивы. Дети нашей группы с

удовольствием играют, сопровождают речью игровые и бытовые действия,

могут поделиться информацией, пожаловаться на неудобства или действия

сверстников; слушают небольшие рассказы, рассказывают небольшие стихи;

общаются со сверстниками и взрослыми.

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. Это и обуславливает актуальность данной темы. Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и об их целостном психическом развитии. Для того, чтобы понять сущность речевой готовности к школьному обучению, мы должны четко представлять, что же входит в содержание способностей устной речи и какие компоненты самые важные для изучения речи.

Речевое развитие рассматривается, как развитие умений понимать и пользоваться языкомразвитие фонематического слуха и звукового анализа, словаря, осознание состава слов, формирование грамматических категорий, развитие коммуникативных умений, умений и навыков связной речи. Овладение языком является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов.

Своевременное развитие словаря - один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.

В младшем дошкольном возрасте речь связана с непосредственным опытом детей, что отражается на формах речи. Для неё характерны неполные, неопределённо-личные предложения, состоящие часто из одного сказуемого; названия предметов заменяются местоимениями. Наряду с монологической речью продолжает развиваться и диалогическая речь. В дальнейшем обе эти формы сосуществуют и используются в зависимости от условий общения.

Дети 4-5 лет активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают по игрушкам и картинкам. Вместе с тем их связная речь ещё несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответу товарищей. Их рассказы в большинстве случаев копируют образец взрослого, содержат нарушение логики; предложения внутри рассказа часто связаны лишь формально (ещё, потом).

В среднем дошкольном возрасте происходит некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребёнка. Дети правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать

У ребёнка 4-5 лет начинает в полной мере функционировать механизм формирования целостного образа смыслового содержания воспринятого текста.

Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста.

Осознание дошкольниками речи, формирование представлений о слове, усвоение его семантики, вычленение языковых средств выразительности и образности речи способствуют усвоению родного языка в детском саду и тем самым решают проблему подготовки ребенка к школе в плане его речевого развития.

К моменту поступления в школу у детей должно быть сформировано отношение к речи как языковой действительности, элементарное осознание строения речи, частности осознания ее словесного состава, первоначальное представление о слове как языковой единице. Это имеет важное значение и для подготовки обучению грамоте, и для изучения родного языка в начальной школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей дошкольного возраста"

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей раннего возраста. Рекомендации родителям»

Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей раннего возраста. Рекомендации родителям»...

Консультация для родителей " Особенности речевого развития детей раннего возраста"

Ранний возраст является периода, особенно подходящим для освоения речи. Бурно формирование речи в дошкольном периоде связано с предметной деятельностью ребёнка....