Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС.
статья (подготовительная группа)
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-nravstvennoe_vospitanie_doshkolnikov_v_usloviyah_realizatsii_fgos_.docx | 20.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Мамонова Л. В., воспитатель
ГБДОУ детский сад № 113 Невского района
Санкт-Петербурга
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС.
Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле. Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека.
В методологическую основу разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка…».
В духовно-нравственном воспитании большая роль принадлежит не только дошкольному учреждению, которое посещает ребёнок, но и семье. Вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя и родителей. Огромное значение имеет пример взрослых: воспитателя, родителей и других близких людей из окружения ребёнка. Именно на положительных эпизодах из жизни старших членов семьи у дошкольников формируются понятие «что такое хорошо, а что такое плохо». Воспитателю необходимо помочь родителям осознать, что именно в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные нашими дедами и прадедами, и что в первую очередь родители – главные ответственные за воспитание своих детей.
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в дошкольных организациях с учетом национальных и региональных особенностей.
Необходимым условием для духовно-нравственного воспитания детей является создание предметно-развивающей среды. Интерьер дошкольных организаций должен способствовать успешному освоению ребенком традиционной культуры народов России. Во многих детских садах имеются специально организованные помещения по ознакомлению детей с традициями края, бытом народов России и других стран. Наиболее распространены мини-музеи «Русская изба» и «Светлица», где дети могут заниматься, слушать сказки, проводить экскурсии, посиделки и развлечения. Такие мини-музеи способствуют воспитанию патриотических чувств, чувств уважения к людям разных национальностей и расширению кругозора.
Задача, стоящая перед педагогом – из огромного количества впечатлений, который получает ребенок, отобрать, наиболее доступные ему: о природе и о мире животных дома (детского сада, родного края); о труде людей, традициях, общественных событиях и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать и любить. Воспитатель должен продумать, что и как целесообразнее показать и рассказать детям, что необходимо особо выделить, что является наиболее характерным для данной местности или данного края.
Во всех детских садах проводятся народные праздники и развлечения. Наиболее часто в детских садах проводятся такие народные праздники, как Масленица, Осенины, Сороки, праздник Купала.
Праздник несет в себе большую информативную функцию, которая возможна только при деятельном личном участии, поэтому само праздничное действие должно включать в себя компоненты, которые лежат в основе формирования эстетического отношения. Отсюда и выделяются принципы содержания народных праздников: образное воплощение праздничной идеи; доступное для понимания детей содержание; динамичное развитие действия.
Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Через игру ребенок познает окружающий его мир, приобретает новые знания, умения и навыки. В процессе сюжетно-ролевых игр у ребенка формируются такие качества как трудолюбие, коллективизм, умение подчиняться общим правилам и многое другое. В игре у ребенка развивается воля, выдержка, умение уступать и т. д.
Каждый возрастной период характеризуется неповторимыми особенностями, которые необходимо знать и учитывать для достижения эффективных результатов в работе по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. При этом одним из очень важных условий эффективного формирования духовно-нравственных ценностей является индивидуальный подход. Именно индивидуальные свойства личности каждого ребёнка нужно учитывать и развивать в данном контексте.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.- М: УЦ Перспектива, 2014.-32с.
2. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста/Сост.: Аникина Т.М., Степанова Г.В., Терентьева Н.П. М.: УЦ «Перспектива», 2012.-248с.
3. Даведьянова Н.С. О понимании духовности в современном обществе./ Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000.
4. Давыдова Н.В. Мастера: Книга для чтения по истории православной культуры.- М.: Издательский дом «Покров», 2004.
5. Петрова В.И., Стульчик Т.Д. Нравственно воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.-72с.
6. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративным искусством. Программа дошкольного образования.-2-е изд., испр. и доп.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.-168с.
7. Зеленова И.Н., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010.- 96с.
8. Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина.: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений.- 2-е изд., испр. и доп.-М.: АРКТИ, 2004.-80 с.
9. Маханева М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. - 2-е изд., испр. и доп.-М.: АРКТИ, 2005. -72 с.
10.Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьёй и родословной. Пособие для педагогов и родителей. Для работы с детьми 2-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2008.-128с.
11.Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников: целевой творческий практико-ориентированный проект/авт.-сост. Н.Н.Леонова, Н.В. Неточаева. - Волгоград: Учитель, 2013.-103с.
12.Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет/авт.-сост.В.Н. Косарева. Волгоград: Учитель, 2013.-166с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении...
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении, ее острота не ослабевали никогда. В современном обществе данная проблема приобретает особую актуальность. Социально...
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО.
Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении, ее острота не ослабевали никогда. В современном обществе данная проблема приобретает особую актуальность....
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОУ.
статья поможет воспитателям детского сада...
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОУ
Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении, ее острота не ослабевали никогда. В современном обществе данная проблема приобретает особую актуальность. Социально - э...
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
Духовно- нравственное воспитание дошкольников в условиях ФГОСЦель: воспитание духовно – нравственной личности ребенка содействие обретению им нравственного востребованного духовного опыта, основанного...
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОУ.
Недаром говорится: «Дети – наше будущее». И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закре...