Развлечение Русский народный костюм
методическая разработка (старшая группа)

Позднякова Лариса Ивановна

Русский народный костюм – это источник творчества и вдохновения. Изучив его историю, можно узнать о традициях и обычаях своего народа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvlechenie_russkiy_narodnyy_kostyum.docx25.85 КБ

Предварительный просмотр:

Развлечение «Русский народный костюм»

 Звучит русская народная мелодия. Под музыку входят дети, встают у скамеек.

 Ведущая: Здравствуйте, гости дорогие.

 Очень рады, что пришли, для нас времечко нашли.

 Дети делают поклон и садятся на стульчики.

 Ведущий: Наша встреча посвящена русскому народному костюму. Русский народный костюм – это источник творчества и вдохновения. Изучив его историю, можно узнать о традициях и обычаях своего народа.

 Ведущий: Сейчас я предлагаю вам подойти к столам и поиграть в игру «Одень кукол».

 Игра «Одень куклу в русский народный костюм»

 Дети из предложенной одежды выбирают русский народный костюм и одевают кукол.

 Презентация мужского русского народного костюма.

 Ведущий: Давайте поговорим о том, что носили мужчины на Руси.

 Дети: На Руси мужчины носили порты и рубаху.

 Ворот, рукава и низ рубахи украшали вышивкой. А подпоясывали её так, чтобы выдавался живот.

 Детские рубашки шили из одежды отца и матери. Считалось, что она защищает ребенка.

 Ребенок: Самой распространенной обувью были лапти и сапоги.

 Сапоги считались праздничной обувью и шили их из кожи.

 А повседневной обувью были лапти. Лапти – обувь очень удобная. Плели их из лыка разных деревьев и даже из соломы и веревок. Изнашивались лапти за 3-4 дня, поэтому их надо было очень много.

 Ребенок: Лапти деревенские, мастером сплетенные,

 В прошлом были обувью до того мудреною.

 Лапти, лыком шитые, - русская история!

 Сколько ими хожено по России всей!

 Ребенок: Лапти – лапоточки для сына и дочки,

 Для девицы – подружки, для старика, старушки.

 Хоть по улице гулять, хоть работать, хоть плясать!

 Танец «Кадриль»

 Презентация женского русского народного костюма.

 Ведущий: А сейчас наш разговор пойдет о том, в какой одежде ходили русские женщины.

 Ребенок: Женщины на Руси тоже носили рубаху. Только поверх рубахи они надевали сарафан. Сарафаны были праздничные и повседневные. Украшали их вышивкой или лентами.

 Ведущий: Послушайте историю о том, как подружились Сарафан и Рубаха.

 Звучит русская народная мелодия.

 Рассказчик: Жил на краю деревни Сарафан - господин, а на другом краю той же деревни - Рубаха-простуха. Лежит Сарафан в сундуке, да праздников ждёт, когда его хозяйка достанет, да наденет. Скука его одолела и решил он в гости к Рубахе-простухе пойти. Зашёл он в избу, поклонился. Рубаха обрадовалась гостю. Самовар на стол.

 Рубаха: Попьёшь чайку - забудешь тоску.

 Рассказчик: Сели они рядком, да разговор завели.

 Сарафан: Почему, Рубаха, ты такая добрая да пригожая?

 Рубаха: Меня хозяин на тело надевает, своей душой согревает. А я ему тепло даю, да врагов и нечисть не пускаю.

 Сарафан: Как же ты нечисть - то всякую не пускаешь?

 Рубаха: У меня есть ворота, которые охраняют моего хозяина. Есть воротики для головы, есть воротики для рук, а чтобы не пустить холод да ворожу, я дружу с пояском.

 Рассказчик: Подумал Сарафан-господин, о том, как хорошо живётся Рубахе-простухе и решил подружиться с ней. С тех пор не ходит Сарафан один, только вместе с Рубахой.

 Ведущий: А теперь давайте вспомним, в каких головных уборах ходили женщины?

 Ответы детей

 Ведущий: Русь с давних пор славилась своими платками.

 Девочки демонстрируют платки.

 1. Оренбургский пуховый платок или шаль используется в повседневной носке, он очень теплый и мягкий.

 2. Это паутинка и палантин. Они белые. Их надевают на праздники.

 3. Павловский платок может быть шерстяным и полушерстяным, украшен гирляндами и букетами цветов.

 Ведущий: Раньше девушки, собираясь на посиделки, накидывали на плечи платки, пели песни и водили хороводы.

 Танец-хоровод с платками.

 Ведущий: На Руси платки не только носили, с ними еще играли. Приглашаю всех поиграть в игру «Наш платочек голубой».

 Подвижная игра «Наш платочек голубой».

 Дети идут по кругу со словами:

 Наш платочек голубой, поиграть хотим с тобой.

 Ты беги, платок, по кругу, выбирай скорее друга.

 В это время водящий ходит с платком по внешней стороне круга. После слов он роняет платок. Участник, за спиной которого упал платок, поднимает его и бежит в противоположную от водящего сторону. На свободное место встает тот, кто быстрее добежит.

 Ребенок: Кокошник - русский народный головной убор. Его носили и девушки, и замужние женщины.

 Долгое время кокошник был частью не только народного костюма.

 Его носили царицы, боярыни и боярышни.

 Кокошник - праздничный головной убор, его украшали цветами, парчой, бисером, бусами, золотыми нитями, фольгой, стеклом, а богатые – драгоценными камнями.

 Ведущий: Наши девочки и их мамы тоже мастерицы. Я предлагаю устроить конкурс на самый красивый кокошник.

 Мамы с дочками садятся за столы и украшают кокошники.

 Девочки демонстрируют свои работы и получают оценку зрителей.

 Ведущий: Какие же посиделки без частушек?

 - Мы веселые девчата, интересно все живем,

 Про народную одежду вам частушки пропоем.

 - Шила милому рубаху – вышла рукавица.

 Посмотри, мой дорогой, какая мастерица!

 - Шила, шила сарафан. Исколола пальчики.

 А надела сарафан – за мной гурьбою мальчики!

 - Сидит заяц на осине. Плетет лапти вечерком.

 Чтобы наши дорогие не ходили босиком.

 - Мы не все частушки спели, знаем много их еще,

 Приходите в гости снова. Мы другие пропоем!

 Ведущий: Вот замолкли инструменты. И тогда со всех сторон

 Раздались аплодисменты, все выходят на поклон.

 Дети встают полукругом, делают поклон.

 Алина: Времена теперь другие, как и мысли, и дела.

 Андрей: Далеко ушла одежда от такой, какой была.

 Лиля: Мы невежами не будем, историю русского костюма не забудем!

 Ведущий: Какой необычайно красивой, согретой любовью и добром была русская народная одежда. А не вернуть ли ее в нашу жизнь? Наверное, не получится… Как же женщины в длинных красивых сарафанах с кокошником на голове будут садиться в машину, в автобус, в поезд? В современных магазинах очень много удобной одежды. Поэтому, ходите в том, что вам по душе, но не забывайте, какую одежду носили наши предки.

 Дети под музыку уходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия во второй младшей группе «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы»

Тема: «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы».Ознакомление с художественным словом.Заучивание потешки «Сорока-ворона».Лепка.Зёрнышки для воронёнка....

Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы

Тема: «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы».Ознакомление с художественным словом.Заучивание потешки «Сорока-ворона».Лепка.Зёрнышки для воронёнка.Программное содержание:Используя ...

Презентация проекта «Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством ознакомления с русским народным костюмом»

Проект  основан на интерактивных методах работы, которые предполагают взаимодействие с музейным пространством....

Конспект экскурсии в мини - музей "Русская горница" по теме: "Русский народный костюм - хранитель истории"

Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям, воспитание уважения к народному костюму, развитие интереса к народной культуре....

Конспект развлечения "Праздник русского народного костюма"

Приобщение детей к русской народной культуре.Продолжать знакомить детей с традициями и бытом русского народа через стихи, песни, хороводы, одежду.Развивать познавательный интерес, уважительное отношен...

Развлечение «История русского народного костюма»

  Знакомы ли наши дети и родители с особенностями и традициями русского народного костюма? Несомненно, на сегодняшний день тема  очень актуальна. В то время, как р...

БЕСЕДА в подготовительной группе о красоте русского народного костюма: «Одежда русской деревни»

: Показать детям красоту русского народного костюма, отражение русских традиций в его исполнении; привить интерес к русской крестьянской культуре, к ее особенностям; обнаружить влияние обычаев, традиц...