Епархиальные чтения.
статья (подготовительная группа)
Статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Православная культура как основа для подрастающего поколения. | 30.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Либер А.А.,
Петрова Е.А.,
музыкальные руководители
МАДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад №33 «Радуга»
г.Губкин Белгородская обл.
ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ.
«Если думаешь о завтрашнем дне – сей зерно,
если на десять лет вперед – сажай лес,
если же на сто лет – воспитывай детей.»
Народная мудрость
В мире не существует ни одной культуры, не имеющей религиозных основ и духовных ценностей. Именно религия и вера в Бога дала людям азы нравственности, основы морали, понимание о добре и зле. Религия сформировала нравственные шаблоны, фундамент семейных ценностей, была источником культуры, образования и просвещения. Религия была и есть именно тем идеалом, к которому должен стремиться каждый человек.
Религия, образование и культура всегда были единым и нерушимым составляющим любого народа и государства. Именно с религией связаны исторические события мирового масштаба, которые влияли на ход истории и взаимоотношения между людьми, народами и государствами.
«Культура – это то, что в значительной степени оправдывает перед Богом существование народа и нации» и если говорить об условной дате начала русской культуры, то я, по своему разумению, считал бы самой обоснованной 988 год». (Дмитрий Сергеевич Лихачев) [1]
Являясь автором фундаментальных трудов, посвященных истории русской литературы, русской культуры и православия, Лихачёву принадлежат сотни работ по широкому кругу теории и истории древнерусской литературы. Он был человеком удивительной судьбы. Начав свое образование еще в дореволюционной России, Дмитрий Сергеевич Лихачев по его собственным словам всю жизнь учился: учился у древних эпох, у памятников родной истории и старины, учился мудрости по древнерусской литературе, изучением которой занимался десятки лет, учился у своего собственного жизненного опыта.
Высказывание Дмитрия Сергеевича Лихачёва заставляет задуматься об основах, первичных фундаментах русской культуры и связи с ней религиозных основ, а также попытаться обосновать соединение автором воедино двух направлений одной мысли:
‒ об оправданности народа и нации перед Всевышним фактом существования культуры;
‒ о взаимосвязи ключевой даты (одной из самых главных для русского православного человека) ‒ даты принятия Русью христианства с культурным потенциалом русского народа. Недаром принятие христианства и культурное развитие страны - это неотъемлемые части одного целого.
Русское культурное наследие всегда имело достойное место в мировой культуре, являясь ее неотъемлемой частью. Созидателями будущей культуры нашей страны станут наши дети. Именно они являются продолжатели и носители того, что мы взрослые с ранних лет заложили фундаментом. Нравственность, духовность, семейные ценности должны являться главной основой жизни нашего подрастающего поколения. Поэтому так важно в раннем возрасте прививать детям понятия добра, любви, милосердия, патриотизма. Все те непреходящие ценности, на которых исконно воспитывались многие поколения русских людей.
Духовное воспитание детей в современном мире является непростой задачей. В современном обществе искажены понятия нравственных ценностей, жизненных приоритетов, любви, семейной целостности как ячейки общества. [2] Разрушительная пропаганда средств массовой информации, навязывание и искажение культурных и нравственных идеалов разрушительным образом влияет на духовное и нравственное формирование маленьких граждан нашей страны. В наше непростое время становится очевидной необходимость духовного и культурного возражения нации через организацию учебно- воспитательного процесса и институт семьи.
Духовно-нравственное и эстетическое воспитание в дошкольных образовательных учреждениях является необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является внедрение его содержания и основ в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности.
Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных. Это благоприятная пора для приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных и духовных навыков и привычек. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности с устойчивыми нравственными идеалами.
Духовно – нравственное воспитание дошкольников осуществляем через знакомство с православной культурой с помощью различных методов, приемов и средств.
Особое место необходимо отводить чтению Детской Библии, духовной художественной литературе. Дети с большим удовольствием слушают главы из Библии, рассказы, притчи. Здесь они могут услышать удивительные истории о сотворении мира, о добре и зле. Важно доступным для детей языком довести до сознания детей прочитанную литературу, проанализировать её, раскрыть тему беседы, углубить, связать с жизнью.
Для ознакомления дошкольников с православной культурой в игровой форме необходимо создание картотек, словесных игр духовно-нравственного содержания, пальчиковых игр, ребусов, кроссвордов, загадок, пословиц, поговорок, дидактических игр: «Узнай и назови икону», «Раскрась Пасхальное яичко», «Укрась ёлку к Рождеству», «Назови праздники», «Мой ангел», «Собери храм».
Детям присуща удивительная особенность запоминать самые яркие мгновения своей жизни. Наиболее эмоциональный отклик в душе детей вызывают всеми любимые православные праздники. Они являются источником не только традиций и обрядов, но и жизненного оптимизма, неиссякаемой любви Бога к людям, бесконечной радости.
Каждый православный праздник имеет свою традицию, обряды, своё время года, свою музыку. Уже в раннем возрасте дети способны воспринимать радостную атмосферу праздников. Во время проведения праздников важно создать радостную атмосферу, объяснять детям значение обрядов, что означают те или иные обычаи, слова, связанные с данным праздником. Обязательным фрагментом каждого праздника является беседа-рассказ, раскрывающий основу, историю и традиции празднования. Дети с неподдельным интересом слушают рассказ о том, почему на Пасху принято красить яйца; на праздник Троицы украшать храмы и дома зелеными ветвями и цветами, что весенняя зелень и цветы указывают на обновление людей силой и благодатью сошедшего на них Святого Духа. На Рождество детям очень интересно и увлекательно делать ангелов и украшать со взрослыми рождественскую елку.
Огромную ведущую роль в православном становлении детей отведена родителям. В дошкольных учреждениях необходимо создать условия для реализации духовного развития детей совместно с их родителями. Таким условием является включение родителей в жизнь детского сада, в совместное духовно-нравственное воспитание детей как в дошкольных учреждениях, так и за их пределами. Это может включать в себя проведений родительских собраний в нетрадиционной форме, беседы священнослужителей с родителями, введение экскурсий в православный храм, где ребёнок вместе с родителем может полюбоваться красотой и архитектурой храма, послушать церковное пение, поставить свечку. Совместное времяпрепровождение благотворно влияет на формирование духовно-нравственных ценностей. Духовные и нравственные качества, приобретаемые детьми в раннем возрасте, остаются с ними на всю жизнь.
Основы духовно – нравственного воспитания ребёнка в большей мере закладываются в семье. Родители являются первоисточником формирования личности и именно они определяют поведенческие стереотипы. От родителей ребенок перенимает не только практический жизненный опыт, но моральные ценности, любовь к искусству, культуре, Родине, традициям. Воспитателей и родителей должно объединять стремление обеспечить дошкольнику гармоничное духовное и нравственное развитие, и только в тесном сотрудничестве, в непрерывном взаимодействии эта цель может быть достигнута.
В заключение хочется обратиться к словам православного педагога- писателя С.С. Куломзиной: «Мы должны понять, что никакой стройной системы нельзя сразу вложить в головы маленьких детей. Главная задача педагога – всё время поддерживать в сознании детей целостную картину мира и любую новую информацию крепко связывать со всем комплексом предшествующих детских знаний.»[3] Это верный залог будущего системного мышления, которое реально можно развить в детях в дошкольном возрасте.
Литература:
- Лихачев Д.С. «Письма о добром и прекрасном»: АСТ, 2018, - 192с.
- Гаврилова, И.Г. Истоки русской народной культуры в детском саду. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010, 234с.
- Островская Л.Ф. Беседы с родителями о духовно-нравственном воспитании дошкольника. М.: Просвещение, 2010, 138с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Участие в епархиальном учебно-практическом семинаре для преподавателей воскресных школ
В межаттестационный период (дата аттестации: 28.12.2010 г.) участвовала, как преподаватель воскресной школы в учебно-практическом семинаре, была руководителем первой секции для преподавателей мл...
О работе секции по дошкольному образованию епархиального этапа xxv международных рождественских образовательных чтений
В рамках заседания секции педагоги - дошкольники из муниципальных дошкольных образовательных учреждений Городецкой епархии обсудили актуальные вопросы духовно-нравственного воспитания....
Заметка о епархиальной педагогической конференции
В заметке говорится о педагогической конференции, проводимой ежегодно в рамках рождественских образовательных чтений в Нижнем Новгороде. Тема конференции "1917-2017: уроки столетия. Православное...
Епархиальные Рождественские образовательные Чтения
Епархиальные Рождественские образовательные Чтения «Традиции и новации: культура, общество, личность», 2015 год...
VIII Епархиальные Рождественские образовательные чтения «Молодёжь: свобода и ответственность» Православие и образование, воспитание
Тема «Православная культура как основа духовно – нравственного воспитания в детском саду»Цель: · Способствовать формированию национал...
Х-е Международные Епархиальные Рождественские образовательные чтения «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека»
Данилова Н.И.,учитель-логопед,Николаиди В.О.,педагог-психологМАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 33 «Радуга»г. Губкин Белгородская областьРОЛЬ СЕМЬИ В ПРЕОДОЛЕНИИ ТРУ...
Х1 Епархиальные чтения
В рамках образовательного направления Епархиальных чтений «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего» в нашем городе в Спасо-Преображенском кафе...