Дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию
картотека (младшая группа)
Представляю вашему вниманию картотеку дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию, которую использую у себя в группе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию детей раннего возраста от 1.5 до 3 лет.
Игры для детей раннего возраста предложены по степени возрастающей трудности, что соответствует программе детского сада.
Подобранные игры помогут ребёнку получить целостное представление о предмете (величина, форма, цвет). Их можно использовать как в свободной деятельности детей, так и в непосредственной деятельности детей.
Основные задачи:
- Научить выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов.
- Накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
- Развивать у детей координацию рук и мелкую моторику пальцев, способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет)
Величина:
«Грибочки»
Цель: учить детей расставлять грибочки на палочки обращая внимание на величину грибочка, побуждать детей к результативным действиям.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям рассмотреть грибочки, сначала расставить все большие грибочки, затем все маленькие.
«Пирамидка Мишка»
Цель: побуждать детей обращать внимание на величину предметов при выполнении действий с кольцами, учить правильно ориентироваться на слова «большое», «маленькое».
Ход игры: Воспитатель предлагает детям рассмотреть «кольца» пирамидки. Какие кольца по размеру? Найдите самое большое «кольцо», самое маленькое. Как можно определить остальные «кольца» по размеру? (Наложением одного на другое).
«Тарелочки и блюдечки»
Цель: учить детей рассматривать предметы (тарелочки) обращая внимание на величину, выбрать большие тарелочки.
Ход игры: Воспитатель предлагает рассмотреть тарелочки и блюдечки. Разложить в линию большие тарелочки, а затем маленькие блюдечки.
«Какой мяч больше?»
Цель: учить различать предметы по величине и выбирать их по словесному указанию.
Ход игры: Воспитатель стоит на расстояние 3-5 м от детей и просит принести ему самый большой мяч (Если ирга проходит с подгруппой детей, то обращаться можно к определённому ребёнку). Ребёнок выбирает мяч и подаёт его воспитателю. Если он не ошибся и принёс самый большой мяч, то его хвалят. Если ребёнок принёс маленький мяч, воспитатель объясняет и показывает разницу, давая ребёнку подержать большой и маленький мячи. Рукой ребёнка обводим по окружности большого и маленького мяча, говоря при этом, «большой» это «маленький» мяч. Мячи снова произвольно перемешивают, и игра повторяется, но ребёнка просят принести уже самый маленький мяч.
«Помоги кукле Маше собрать урожай»
Цель: учить сравнивать, соотносить, группировать предметы по величине.
Ход игры: Воспитатель начинает рассказ, мама попросила Машу собрать яблоки, большие для варенья, а маленькие для компота. Маша просит помощи у детей ей помочь. Воспитатель показывает дерево с яблоками, корзины, обращает внимание детей на разную величину яблок, затем вручает яблоко-образец одному ребёнку и предлагает найти на дереве такое же яблоко. Ребёнок находит нужные яблоки на глаз, проверяя путём промеривания к образцу. Дети поочерёдно сортируют яблоки по величине и раскладывают их соответственно в корзины.
«Большой и маленький домик»
Цель: продолжать учить группировать по величине кубики, учить вертикально накладывать кубик на кубик. Побуждать строить домики для животных соотнося величину.
Ход игры: Воспитатель предлагает для животных построить домики. Воспитатель вместе с детьми рассматривает животных обращая внимание на величину. Для большой игрушки строим большой дом из кубиков, для маленькой игрушки – маленький дом.
«Большие и маленькие»
Цель: научить чередовать предметы по величине.
Ход игры: Воспитатель предлагает ребёнку поиграть с бусинами, надевать бусины на верёвку последовательно «большая», «маленькая».
«Поручения»
Цель: учить различать и называть игрушки, а также выделять их размер; развивать слуховое восприятие, совершенствовать понимание речи.
Ход игры: На столе воспитателя игрушки: большой и маленький медведи, неваляшка, матрешка, красная и синяя чашки (настоящие предметы), большой и маленький кубы. Указывая на игрушки, воспитатель предлагает назвать их, уточняет размеры, цвет. Далее, вызывая к себе детей по очереди (ребенок должен стоять так, чтобы выполняемые им действия были хорошо видны всем), педагог предлагает каждому вызванному одно из перечисленных ниже заданий: - Большого мишку напои чаем из красной чашки; Поставь матрешку на маленький кубик; Пусть неваляшка пьет чай из синей чашки; Возьми маленького медведя и посади на ковер.
Форма:
«Волшебные кубики»
Цель: знакомить детей с объёмной фигурой – кубик, кирпичик. Обратить внимание на величину фигуры, учить накладывать кубик на кубик, кирпичик на кирпичик - обращая внимание, что из кубиков можно конструировать. Развивать внимание и воспитывать аккуратность действий.
«Круглое – квадратное»
Цель: развивать осязание, учить ощупывать предметы; пальчиком обводить круглый и квадратный предмет, круговыми движениями покатать на ладошке шарик и кубик; учить различать куб и шар.
«Построим снеговика»
Цель: знакомство с плоской геометрической фигурой – круг.
Ход игры: Воспитатель показывает, как построить снеговика из плоских геометрических фигуры – круг.
«Разложи фигурки по домикам»
Цель: продолжать знакомить с плоскими геометрическими фигурами – круг, квадрат, треугольник. Учить обследовать их пальчиком, обводя по контуру.
Ход игры: разложить перед детьми разноцветные домики и геометрические фигуры которые изображены на домике. Задача детей разложить по домикам те геометрические фигуры, которые изображены на домиках.
«Какой это формы?»
Цель: научить ребёнка чередовать предметы по форме.
Ход игры: Воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть геометрические фигуры и разложить их в ряд чередуя квадрат-круг.
«Круг, квадрат»
Цель: учить группировать предметы по форме.
Ход игры: Воспитатель вместе с ребёнком группирует предметы по форме «квадрат», «круг».
«Волшебная коробочка»
Цель: учить детей проталкивать геометрические формы в соответствующие отверстия.
«Заштопай штанишки»
Цель: учить детей соотносить предметы данной формы на соответствующие фигуры.
Цвет:
«Курочка и цыплята»
Цель: обратить внимание ребёнка на то, что цвет является признаком разных предметов и может служить для их обозначения.
«Наряжаем кукол»
Цель: учить подбирать одежду для кукол по принципу «такой – не такой», с помощью воспитателя находить предмет определённого цвета по образцу проговаривая цвета.
«Паровозик и вагончики» (коврик)
Цель: учить детей выклывать предметы друг за другом, обращая внимание на цвет вагончиков.
«Научим Мишку собирать пирамидку»
Цель: продолжать развивать у детей внимание, развивать умение различать и находить предметы одного цвета.
«Топают ножки по цветной дорожке»
Цель: учить узнавать и называть красный и синие цвета.
«Разложи по коробочкам»
Цель: продолжать учить группировать однородные предметы по цвету, с резко различными цветом (синий, красный).
«Домики»
Цель: знакомить детей с зелёным и жёлтым цветом путём зрительного восприятия. Учить группировать однородные предметы по цвету.
«Подбери кораблику парус»
Цель: учить находить предмет соответствующего цвета, учить различать цвета.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям подобрать кораблику парус определённого цвета и объясняет, что кораблик поплывёт только тогда, когда парус будет подобран правильно.
«Цветные варежки»
Цель: учить подбирать предмет, соответствующий по форме и цвету.
Ход игры: Воспитатель обращает внимание детей на варежки и рассказывает, что дети играли во дворе и у них порвались варежки. Даёт каждому по варежке, а заплатки лежат в общей коробке. Ребёнок должен самостоятельно найти заплатку и зашить варежку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию дошкольников.
Данный материал предназначен для детей младшего дошкольного возраста....
Дидактические игры и упражнения для сенсорного развития детей с нарушением зрения.
В работе собраны дидактические игры и упражнения,которые можно использовать как на занятиях,так и в режимных моментах....
Дидактические игры, игровые упражнения как средство развития сенсорных способностей малышей
Сенсорное воспитание направлено на обучение детей умению точно и полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, расположение в пространстве).Наблюдая за м...
Методическая разработка "Дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию детей раннего возраста"
Игры для детей раннего возраста. Подобранные игры помогут ребенку получить целостное представление о предмете (величина, форма, цвет). Их можно использовать как в свободной деятельности детей, так и н...
Картотека дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию детей раннего возраста
laquo;Чудесный мешочек»Игровая задача - закреплять знания детей о геометрических фигурах и развивать умение угадывать предметы на ощупь.Материал: Мешочек, набор блоков Дьенеша.Игровое действие:...
Дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста
Дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста...
Сборник "Дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию дошкольников ( для детей 2-3 лет)
Сборник " Дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию дошкольников" ( для детей 2-3 лет)...