Сборник развивающих заданий по лексическим темам для детей 5-7 лет с ЗПР
методическая разработка
Коррекционно-развивающая работа простроена в рамках одной лексической темы в течение недели. Задания в альбоме строятся от простого к сложному, учитываются индивидуальные и возрастные особенности детей. Обучение возможно только при условии, что ребенок готов к восприятию нового материала, может выдержать определенную нагрузку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sbornik.docx | 924.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Сборник заданий
для детей с ЗПР по лексическим темам
Лексическая тема «Здравствуй осень»
1. Расширять представления детей о времени года – осень. Названия осенних месяцев; основные приметы осени; что происходит с деревьями, как изменилась трава, значение слова «листопад»; что делают осенью животные и птицы; чем занимаются люди; какие подарки людям принесла осень; почему об осени говорят «золотая».
2. «Назови ласково»: Дождь — дождик, дождичек, солнце — солнышко, лужа — лужица, дерево — деревце, ветер — ветерок, лист — листок, листик, листочек, туча — тучка, лес — лесок, сад — садик, птица — птичка и т.д.
3. «Один — много»: Месяц — месяцев, дерево — деревьев, дождь — дождей, фрукт — фруктов, лужа — луж, овощ — овощей, урожай — урожаев, листья — листьев, сад — садов, птица — птиц, огород — огородов, слякоть — слякоти, зонт — зонтов, лес — лесов.
4. «Назови, какая погода?»: Какая погода бывает осенью, если идет дождь? — дождливая, ... дует ветер — ветреная; если на улице холодно, какая погода? — холодная; если пасмурно — пасмурная, ... сыро — сырая, ... хмуро — хмурая, ... солнечно — солнечная, ... ясно — ясная.
5. «Я начну, а ты закончи»: Люди осенью одеты, (во что?) — ... ; школьники идут с портфелями (куда?) — ... ; листья на деревьях стали (какими?) — ... ; цветы на клумбах (что сделали?) — ... ; птицы улетают (куда?) — ... ; звери делают на зиму (что?) — ... ; люди собирают в лесах, садах, на полях и огородах (что?) — ....
6. Пальчиковая игра «Осенние листья»
Разбросала осень листья, (Раскрывать и закрывать кулачки)
Разукрасила их кистью. (Делают плавные взмахи ладонями вверх-вниз.)
Мы в осенний парк пойдём, («Шагают» пальцами обеих рук.)
Букеты листьев соберём. (Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев.)
Лист кленовый, лист с осинки, лист дубовый, лист рябинки, рыжий тополиный лист (Поочерёдно загибают пальцы, начиная с большого)
На дорожку спрыгнул вниз.
Разукрасить: Листья рябины – красным цветом, лист дуба – зеленым, лист клена оранжевым, лист березы – желтым, лист каштана – коричневым.
Найти и разукрасить предметы на рисунке
Лексическая тема «Овощи»
1. Закрепите в словаре обобщающее понятие «овощи». Повторите с детьми, что овощами мы называем плоды, растущие в земле и на земле в огороде, парнике, теплице. Назвать не менее 6 видов овощей; указать сходство и различие (уметь различать овощи по запаху, вкусу, внешнему виду и на ощупь); место, где они растут; обозначить, что из овощей можно приготовить. Можно усложнить задание, предложив вспомнить все овощи желтого цвета, красного, зеленого и т.д.
2. Упражнение: «Назови ласково» - Огурец — огурчик, помидор — помидорчик, перец — перчик и т.д. Упражнение «Один — много» - один баклажан — много…., один перец — много…., одна морковь — много…., и т.д. Игра «Жадина» К названию каждого овоща добавляем слово «мой», «моя», «мое» (моя морковь, мой огурец)
3. Попробуйте совместно придумать загадки-описания о некоторых овощах. Одну загадку будете придумывать вы, а другую — ребенок. Например: Длинный, зеленый, хрустящий, пупырчатый. Растет в огороде на грядке. Что это? (Это огурец.)
Круглый, снаружи красный, а внутри белый, сочный, хрустящий. Растет на грядке в земле. Что это? (Это редис.) и т.д.
4. «Что лишнее и почему?»: Морковь, груша, лук, чеснок. Капуста, помидор, белый гриб, огурец. Свекла, морковь, кабачок, икра.
5. Игра «Послушай, запомни и повтори»: Морковь, капуста, картошка, огурец, горох, помидор.
6. Отгадать загадки, выучить по выбору: Красная девица сидит в темнице, а коса — на улице. (Морковь). Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок. К земле прирос крепко. Что это? (Репка), Голова на ножке, в голове — горошки. (Горох),
Я длинный и зеленый, вкусный и соленый, Вкусный и сырой, кто же я такой? (Огурец)
Уродилась я на славу, голова бела, кудрява. Кто любит щи — меня ищи. (Капуста)
7. Игра «Скажи наоборот» Кабачок большой, а огурец — маленький, картофель крупный, а редис — ... (мелкий), перец внутри пустой, а морковь — ... (полная), помидор мягкий, а огурец — ... (твердый), Хорошая грядка — ……. плохая грядка, Старый картофель — …….. молодой картофель, Тяжелый мешок — …… легкий мешок, Большой урожай — ………. маленький урожай, Чистая морковка — ……
Лексическая тема «Фрукты»
1. Назвать не менее 6 видов фрукты; их свойства: вкус, запах, цвет, величину, форму (уметь различать по внешнему виду, правильно определять); учить называть что из фруктов можно приготовить: сок, компот, варенье и т.д.; что фрукты полезны, в них много витаминов.
2.«Назови ласково», Яблоко — яблочко, груша — грушка , лимон —лимончик, апельсин — апельсинчик, мандарин — мандаринчик, абрикос — абрикосик, банан — бананчик, сад — садик, ветка — веточка и т.д.
3. «Один — много» Яблоко — яблоки — яблок, груша — груши — груш, слива — сливы — слив, персик — персики — персиков, абрикос — абрикосы — абрикосов, хурма — хурма — много хурмы, апельсин — апельсины — апельсинов, лимон — лимоны — лимонов, фрукт — фрукты — фруктов, сад — сады — садов, косточка — косточки — косточек и т.д.
4. «Посчитай фрукты» (до 5) - Одно яблоко — два яблока — …., одно красное яблоко — два красных яблока… и т.д.
5. «Назови, какой сок?» - Сок из яблок — яблочный, ... груш — грушевый, ... слив — сливовый, ... вишни — вишневый, ... лимонов — лимонный и т.д.
6. Игра «Отгадай фрукт по описанию»
1. Желтый, кислый, овальный, спелый, душистый, растет на дереве. (Лимон.)
2.Круглое, сочное, сладкое, красное, спелое, твердое, вкусное, румяное. (Яблоко.) Работа продолжается по подбору эпитетов с другими фруктами
7. Выучить «Компот»
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот.
Будем яблоки крошить
Грушу будем мы рубить,
Отожмём лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот,
Угостим честной народ.
«Разукрась только фрукты»
Лексическая тема «В гостях у Лесовичка»
1. Обогащать и уточнять словарь по теме. Закрепить названия садовых и лесных ягод, определить основные признаки и различия. Познакомить с названиями грибов, научить различать ядовитые и съедобные грибы. Расширять представления о форме, цвете, вкусовых качествах грибов и ягод, отбирать по внешним признакам. Познакомить со способами употребления.
2. «Назови ласково» Боровик-боровичок, Мухомор – мухоморчик, Опенок – опеночек, Рыжик – рыжечек, Масленок - масленочек….,Малина – малинка, Смородина-смородинка, Гриб – грибочек, ягода-ягодка и тд
3. «Один – много» Одна сыроежка - много сыроежек. Один опенок - много опят.
Один мухомор – много…Одна поганка – много…Один гриб – много… Одна ножка – много… Один подосиновик – много…Одна лисичка -много…. Одна ягода - много... Одна земляника - много ... Одна малина - много....
4. «Четвертый лишний» Подберезовик, подосиновик, рыжик, мухомор. Клюква, брусника, черника, виноград. Крыжовник, ежевика, желудь, земляника. Осина, подосиновик, сыроежка, груздь. Рыжик, мухомор, волнушка, подосиновик. Клубника, смородина, малина, компот. Клюква, болото, брусника, голубика. Солить, варить, подметать, мариновать.
5. Упражнение « Какое варенье», «Какой сок или компот»: малина – малиновое варенье, малиновый компот, черника – черничное варенье, черничный компот, земляника – земляничное варенье, земляничный сок, клюква – клюквенное варенье, клюквенный сок, брусника – брусничное варенье, брусничный сок
6. Выучить стихотворение «По грибы»
В лес пойду я по грибы,
Соберу боровики.
Принесу я их домой.
Мама сварит суп грибной.
Лексическая тема «Летят перелетные птицы»
1. Расширение словарного запаса по теме. Объяснить понятие «перелетные птицы». Закрепить названия водоплавающих, болотных, диких лесных перелетных птиц. Уточнить куда улетают птицы, почему; части тела птицы, чем оно покрыто (различать птиц по внешнему виду, образу жизни). Познакомить детей с понятиями: «лететь клином, косяком, стайкой»; закрепить знания детей о приметах осени.
2. «Отгадай загадку»
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льётся,
Это время года как зовётся? (Осень)
3. «Сосчитай» Одна ласточка, две ласточки, ………..пять ласточек. (кукушка, скворец, соловей, аист, грач, журавль, цапля) и т.д.
4. Упражнение «Один-много» Кукушка – кукушки. Журавль - журавли. Скворец - скворцы. Соловей - соловьи. Жаворонок – жаворонки. Лебедь - лебеди. Грач - грачи. Утка - утки. Ласточка – ласточки. Грачонок – грачата. Аист – аисты. Гусенок – гусята.
5. «У кого кто» У кукушки – кукушонок, кукушата. У журавля - журавленок, журавлята. У скворца - скворчонок, скворчата. У лебедя - лебеденок, лебедята. У грача - грачонок, грачата. У утки - утенок, утята. У аиста – аистенок, аистята. У гуся – гусенок, гусята.
6 «Что лишнее, объясни почему»: Сорока, ворона, синица, ласточка (ласточка – перелётная птица, остальные зимующие). Жаворонок, воробей, грач, скворец. Ворона, утка, голубь, воробей. Грач, синица, ласточка, кукушка. Сорока, воробей, дятел, стриж. Голубь, лебедь, цапля, журавль. Жук, бабочка, птенец, комар
7. Игра «Послушай, запомни и повтори птиц» Ласточка, кукушка, грач, скворец, соловей, журавль, аист, цапля.
8. Игра «Нелепицы»
У аиста самые короткие ноги. У ласточки гнездо на крыше. В скворечнике поселился грач. У соловья длинные ноги. Яйцо кукушки квадратное. Птичий клюв напоминает прямоугольник. Журавль легче соловья. Грач больше аиста.
9.Выучить стихотворение: «Перелетные птицы»
Птицы в небе тают, тают
Птицы к югу улетают.
Все растаяли вдали
Аист, цапли, журавли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация с коррекционно - развивающими заданиями по лексическим темам "Овощи" , "Фрукты", "Игрушки".
Презентация может использоваться учителем- логопедом и воспитателем логопедических групп для коррекционно- развивающей работы с детьми с ОВЗ....
Занимаемся дома (задания по лексическим темам для детей подготовительной к школе группы)
Домашние задания по лексическим темамдля детей подготовительной к школе группы с ОНР. ...
Лексико - грамматические задания по лексическим темам для детей от 5 до 6 лет
Лексико – грамматические задания – это наглядная информация для родителей, которая предлагается на стенде «Советы логопеда» в приёмной группы. Задания соответствуют лексической...
Домашние задания по лексическим темам для детей с тяжелыми нарушениями речи в старшей группе компенсирующей направленности ДОУ
Домашние задания по лексическим темам для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) в старшей группе компенсирующей направленности ДОУ....
Картотека домашних заданий по лексическим темам для детей 5-7 лет с ОНР
Предлагаю вашему вниманию домашние задания для детей с ОНР, которые предназначены для закрепления полученных знаний....
картотека домашних заданий по лексическим темам для детей с ОНР 5-6 лет
домашние задания для детей старшего дошкольного возраста с ОНР...
картотека домашних заданий по лексическим темам для детей с ОНР 5-6 лет
домашние задания для детей старшего дошкольного возраста с ОНР...