Конспект занятия по познавательному развитию с элементами игры «Путешествие в прошлое»
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)
Открытое занятие по познавательному развитию с элементами игры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_proshloe.docx | 21.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательному развитию с элементами игры
в старшей группе
«Путешествие в прошлое»
Цель: Расширить представления детей об истории цивилизации, эволюции человека. Познакомить детей с внешним обликом и бытом первобытного человека; расширить словарный запас введением новых слов, развивать воображение, фантазию, логическое мышление. Способствовать развитию мелкой моторики.
Образовательная область познавательное развитие
Возрастная группа старшая
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие
Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание презентации и беседа, физкультминутка «Ритуальный танец», эксперимент, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов.
Задачи:
Образовательные: Сформировать представления о жизни первобытных людей, животном и растительном мире, внешнем виде, их занятиях (охоте, рыбалке, изготовлении одежды и т.д.).
Развивающие: Развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность.
Речевые: Развивать связную речь, обогатить словарь детей: первобытные люди, очаг, саблезубый тигр, пещерный медведь, мамонт, пещера, кремень, вождь, бивни, наскальные рисунки, копья, дубинки, гарпуны, сети.
Воспитательные: Воспитывать интерес к истории человечества, любознательность.
Демонстрационный материал:
Презентация, пещера, очаг, шкуры, животный мир, камень с рисунком, муляжи огня и растительного мира, игрушки – животные, импровизация река с рыбой.
Раздаточный материал:
Шкуры, палочки, угольки, лук и стрелы, дубинки.
Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание презентации и беседа, физкультминутка «Ритуальный танец», продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов.
«Путешествие в прошлое»
Ход:
В зал входят дети, здороваются с гостями.
Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? (ответы детей)
Воспитатель: Сегодня мы совершим путешествие в далёкое - далёкое прошлое.
Рассказ о первобытном человеке. Давным-давно это было. На нашей зелёной и цветущей планете, где уже были разные животные и птицы и жили в то время на нашей планете первобытные люди. Хотите увидеть и узнать о них? Тогда вперёд!
Воспитатель: Поможет нам в этом волшебная лента истории. Крепко держитесь за ленточку, закрывайте глаза и повторяйте за мной волшебные слова.
Можно пальчиком потрогать
Самый краешек мечты,
К ней найти свою дорогу,
Непременно сможешь ты.
К ярким звездам наши детки
В разноцветных снах летают,
Чтоб узнать, как жили предки,
В прошлое попасть мечтают.
Слайд 1 (Первобытные люди. Одежда и быт.)
Воспитатель:
Жил на свете первобытный человек
Он впервые в жизни видел даже снег
Строил хижины, готовил дичь
И бросал он обезьянам громкий клич.
Палкой землю ковыряя,
Пропитанье добывал,
И законы от природы
Очень чётко соблюдал.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, мы с вами попали в эпоху первобытных людей!
- Древнейший человек сильно отличался от нас с вами. На кого из животных похож первобытный человек? Как вы думаете?
- Ответы детей
Воспитатель:
-Дети, посмотрите, какая была осанка и походка у первобытного человека.
-Ходил он на двух ногах, но при этом сильно наклонялся вперёд. Руки человека свешивались до колен, были свободны, и он мог выполнять ими простую работу: хватать, ударять и рыть землю.
Я предлагаю пройтись как первобытный человек, наклониться немного вперед и опустить плечи вниз.
Древний человек (пантомима). Дети имитируют походку древнего человека, ходят, согнувшись, опустив руки вниз и наклонив плечи вперед
Воспитатель:
- Ребята, вам удобно так ходить? Я предлагаю выпрямить спину и пройти присесть на стульчики.
Воспитатель:
- Говорить древний человек ещё не мог, он издавал лишь немногие отрывистые звуки, ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности.
-Давайте и мы с вами попробуем произнести эти звуки. (Аы-у-ы-оз-Э)
- Оказывается, древние люди общались ещё с помощью рисунков.
-На чём же рисовали первобытные люди? (на камне, скале)
- Тогда ещё люди не придумали бумагу и рисовали на камне. А рисовали они-то, что им было близко: животных, охоту, людей.
Слайды №.2,3 (наскальные рисунки)
Воспитатель:
- А сейчас отгадайте, что здесь нарисовано?
Ответы детей
Воспитатель:
Значит ребята первобытные люди общались между собой не только звуками, но и рисунками.
Слайды №4
Воспитатель:
- Посмотрите, во что был одет древний человек? (в шкуру)
- Да, тогда не было современной одежды, потому что не было ни фабрик, ни заводов и человеку приходилось всё делать своими руками.
- А кто догадается, зачем ему шкура? (защита от холода)
- Как спасался первобытный человек от холода, мы догадались.
- Может, вы сможете догадаться, что ещё нужно было человеку, чтобы выжить? Конечно, ему нужны были питьё, еда и жилище. Попить он мог из речки или ручейка.
- Где он мог жить? (в пещере)
Слайд 5,6,7 (Пещеры и землянки первобытных людей)
Воспитатель: Я предлагает вам пройти в пещеру, а также нарядиться в одежду (шкуры, и прожить один день из жизни первобытных людей).
- Вы согласны?
-Хорошо!
Дети: да
Дети рассматривают пещеру рядом с водоёмом и присаживаются там.
Воспитатель:
-Вот какая пещера необычная!
-Ребята как вы думаете, чего не хватает? (воспитатель задаёт наводящие вопросы)
Дети: огня, света, еды.
Воспитатель: Совершенно верно. А как вы думаете, где человек первый раз взял огонь?
Ответы детей.
Воспитатель: Древние люди ждали, когда будет гроза. Молния ударяла в какое-нибудь дерево, и оно загоралось. Тогда люди брали ветку, поджигали ее от горящего дерева и разводили костер в своем жилище или около него. Потом люди научились добывать огонь.
Они находили два камня, которые называются кремень. Чтобы добыть огонь, нужно было набрать сухой травы или мха, сильно стукнуть кремень о кремень - выскочит огненная искра. Она подожжет мох. Только стучать нужно было осторожно, чтобы не пораниться (не стукнуть по пальцам).
А в тех местах, где нет кремния, пользовались сухой палочкой специального дерева. Вниз подкладывали сухую траву, на нее ставили палочку и терли ее между рук. Палочка нагревалась, трава загоралась.
Воспитатель: Давайте и мы ребята с помощью палочек разожжем костёр.
(предлагаю выбрать палочки)
(Дети трут палочку и в пещере появляется импровизированный огонь.)
Воспитатель: Ребята как вы думаете, для чего первобытным людям мог понадобиться огонь?
Дети: для тепла, света и готовить кушать.
- Что он мог съесть? (ягоды, траву, мясо, рыбу)
-Где водится рыба? (в реке, озере)
-А как раздобыть мясо? (идти на охоту)
Воспитатель:
- Перед тем, как отправиться на охоту, первобытные люди проводили ритуальный танец (выполнение ритмичных движений под музыку).
«Первобытный танец»
На пол положить красную ткань, это будет первобытный огонь.
Включается музыка, что-то типа, «Тумба – юмба» и показывается детям пару смешных движений. А дальше все зависит только от них. Каждый ребенок в танце может проявить фантазию.
Воспитатель:
- Ох, как здорово у нас получилась! Теперь немного отдохнём и посмотрим на кого же охотились первобытные люди.
- В те далёкие времена на земле жили мамонты. На них и охотились люди
Слайд № 8 (мамонт)
-На какого зверя похож мамонт? (на слона)
-Чем мамонт отличается от слона? (у мамонта шерсть и огромные бивни)
Слайд № 9 (слон и мамонт)
- Как вы думаете, зачем мамонту бивни, хобот и длинная шерсть?
- Мамонты появились много миллионов лет назад. Они жили в холодных уголках нашей планеты, а слоны обитают в тёплых краях. Вот только мамонты вымерли давним- давно, а слоны и сегодня живут. Бивни животным нужны, чтобы выкапывать из земли корни и траву. Также мамонты ими разрывали снег в поисках пищи. А ещё бивни использовались для защиты своих детёнышей. Косматая шуба согревала мамонта в лютые морозы и защищала от колючих северных ветров.
-Слайд № 10. (саблезубый тигр)
- А ещё тогда водились саблезубые тигры. Они были размером со льва. Они могли быстро бегать, но только на короткие расстояния. У саблезубых тигров были самые огромные зубы среди кошек, когда-либо живших на Земле. Эти зубы длиннее человеческой ладони. Эти звери не могли добывать для себя достаточно пищи и постепенно вымерли.
- Ещё люди охотились на пещерного медведя.
Слайд № 10. (пещерный медведь)
Что нужно было человеку, чтобы пойти на охоту за дикими зверями? (оружие)
Слайд № 11. (племя)
Древние люди, в те давние времена, жили племенами. И в каждой племени был вождь, старейшина.
- А также старейшины – старые мудрые люди, которые обучали молодых, как делать оружие, собирать плоды и многому другому.
Воспитатель: Ребята, с каким же оружием ходили на охоту и рыбалку первобытные люди? Давайте посмотрим!
Слайд № 13,14, 15 (копья, дубинки, лук и стрелы, гарпуны и сети)
Мужчины «добывали» племени пищу (рыбную, мясную и растительную), защищали все население племени от врагов и нападения на деревню крупных животных, изготавливали орудия охоты и орудия для рыбалки благодаря трению сухого дерева добывали огонь.
Женщины поддерживали огонь в очаге, готовили пищу и присматривает за детьми.
Воспитатель:
Ребята смотрите спустя столько столетий, ничего не меняется у нас. Мужчины ваши папы также являются добытчиками, зарабатывают деньги и приносят продукты. Женщины ваши мамы занимаются хозяйством по дому, готовят кушать и воспитывают детей (вас).
Воспитатель:
Наши мальчики — это будущие мужчины и сейчас они отправятся на рыбалку, а девочки будут поддерживать огонь в пещере и ждать их с уловом.
(ребятам предоставляется оружие на выбор, а девочки идут в пещеру)
Слайд № 16 (дикая природа)
Включается музыка (звуки дикой природы)
Воспитатель:
-Вот и наши мужчины возвращаются с рыбалки. Какие они ловкие да смелые!
Воспитатель. Вот и заканчивается наше путешествие в древний мир. И сейчас мы с вами опять превратимся в детей (дети снимают шкуры). Молодцы ребята, мы отлично справились со всеми первобытными трудностями.
На память о нашем путешествии я предлагаю каждому из вас взять по угольку из костра. И пора нам возвращаться обратно. Присаживаемся на стульчики держите крепко ленту времени, закрывайте глаза и повторяйте волшебные слова.
Можно пальчиком потрогать
Самый краешек мечты,
К ней найти свою дорогу,
Непременно сможешь ты.
К ярким звездам наши детки
В разноцветных снах летают,
Чтоб узнать, как жили предки,
В прошлое попасть мечтают.
Воспитатель.
-Скажите ребята, вам понравилось наше путешествие в древний мир?
Ответы детей…
Воспитатель.
А что вам запомнилось? Да древний мир очень интересный и сложный. Древним людям было легко жить?
Ответы детей: Первобытным людям было тяжело. Они с трудом добывали еду, одежду и т. п
Воспитатель: Что им необходимо было делать, чтобы выжить в нелегких природных условиях?
Дети: Первобытные люди должны были много думать, трудиться.
Воспитатель: Верно. А еще ребята первые люди были очень дружны, помогали друг другу всегда.
Воспитатель:
А давайте, все впечатления о нашем путешествии вы изобразите в своих рисунках, которые нарисуете угольками, которые мы взяли в пещере, но это будет чуть позже!
Воспитатель: Большое вам спасибо! Вы были дружные, смелые и ловкие! Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшей группы "Путешествие в прошлое города Мичуринска" (Козловский Троицкий монастырь)
Ознакомление детей с достопримечательностями родного города....
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности. Тема "Игра-путешествие в прошлое часов"
Знакомство детей с историей происхождения часов...
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Путешествие в прошлое кукол"
Знакомим детей с историей происхождения и изготовления кукол....
Конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования «Морское путешествие»
.....
Презентация к занятию по познавательному развитию (ознакомление с окружающим) "Путешествие в прошлое" (динозавры)
Жизнь на земле во времена господства доисторических животных- динозавров....
Конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе «Путешествие в бумажную страну»
Занятие по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Путешествие в прошлое лампочки"
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Путешествие в прошлое лампочки"...