ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Ильина Татьяна Владимировна

Система дошкольного образования перешла на новый этап: свидетельством тому является появление принципиально нового документа – ФГОС ДО, который задает ориентиры развития системы дошкольного образования и вносит ряд изменений в организацию образовательного процесса в ДОУ. Обновление содержания образования требует от педагогов поиска методов, приемов, педагогических технологий, активизирующих ребенка, развивающих его личность в процессе различных видов деятельности.

Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deyatelnostnyy_podhod_v_razvitii.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ

ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ

ДОШКОЛЬНИКОВ

Система дошкольного образования перешла на новый этап: свидетельством тому является появление принципиально нового документа – ФГОС ДО, который задает ориентиры развития системы дошкольного образования и вносит ряд изменений в организацию образовательного процесса в ДОУ. Обновление содержания образования требует от педагогов поиска методов, приемов, педагогических технологий, активизирующих ребенка, развивающих его личность в процессе различных видов деятельности.

Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата.

Важным стимулом развития художественного творчества у дошкольников считаю соблюдение определенных условий, таких как: -широкое использование игровых приемов обучения, -организация творческих заданий, направленных на формирование у детей способности создавать новые образы, с использованием средств разных видов искусства, -создание проблемных ситуаций, активизирующих творческое воображение («На что похоже», «Закончи оформление» «Что общего между...?», «Где это можно применить?», «Хорошо-плохо» и др.).

В образовательном процессе используются разнообразные приемы обучения с проблемно-поисковой и прогностической направленностью, игровые ситуации, видеофильмы познавательного содержания, слайдовые презентации, которые побуждают детей к самостоятельному добыванию информации, стремлению узнать и поделится своими знаниями с детьми.

При формировании у детей мотивационной готовности к художественно-творческой деятельности реализую следующие педагогические условия:

1 Обеспечение предметно-развивающей среды играми, наглядными и дидактическими пособиями, вспомогательными устройствами, нетрадиционными материалами и инструментами.

2 Создание атмосферы креативного взаимодействия между детьми и педагогом: проявление доброжелательности к детям, создание атмосферы сотрудничества в процессе продуктивной деятельности, отказ от резкой критики и отрицательных оценок творческой деятельности ребенка; поощрение высказываний и реализации детьми оригинальных идей, нестандартных решений, стремления ребенка к саморазвитию, самовыражению; учет и формирование в художественно-творческой деятельности продуктивного мышления каждого из детей.

Когнитивный компонент творческой активности обеспечивается с помощью соблюдения системы мер: рациональное соотношение объяснительно - иллюстративных и исследовательских, эвристических методов обучения; расширение кругозора детей за счет самостоятельного, творческого использования ими различных источников информации (книга, компьютер, телевизор, беседы и т.д.); контроль усвоения дошкольникам знаний и опыта на каждом из этапов проводимых занятий, использование тренинговых заданий, направленных на применение ранее изученного материала в новых условиях; взаимодополнение образовательных областей при освоении предлагаемого содержания (коммуникативной, игровой, театрализованной и другими видами детской деятельности).

Внедряя в практику своей работы деятельностный подход, стараюсь уйти от сообщения детям знаний в готовом виде за счет привлечения их к самостоятельному, инициативному поиску информации.

Этому способствуют: решение дошкольниками «открытых» задач, предполагающих возможность поиска и нахождения нескольких правильных ответов (например, «сегодня у нас на занятии нет пластилина, но зато в своем волшебном сундучке, я нашла муку и соль.

Как при помощи этих продуктов можно слепить одуванчик?»); нахождение сходств и отличий между предметами; определение эксцентрических возможностей использования хорошо знакомого предмета; установление взаимосвязей между видовой принадлежностью материала и его особенностями в процессе проведения совместных элементарных опытов, игр – экспериментов.

Главное, что необходимо помнить при организации работы – это предоставление ребенку возможности для поиска «правильного» решения. В случае возникновения затруднений ему нужно дать дополнительное время для размышления, лишь косвенно поддерживая интерес к возникшей проблеме.

Работа по развитию практико-ориентированного компонента творческой активности предполагает обучение детей технологиям и приемам работы с основными, доступными данному возрасту инструментами и приспособлениями (ножницы, карандаш, линейка, кисть, стека), материалами (ткань, нити, картон, бумага различных сортов и видов), вариантами отделки готового изделия (раскрашивание, аппликация и др.).

При формировании у воспитанников данного компонента творческой активности использую следующие методы и приемы: эвристическая беседа; инструктаж с пропущенным действием (например, при объяснении способа лепки дерева, пропустить описание выполнения веток, а дать разъяснение только по технике лепки ствола и листьев); тренировочные упражнения на креативное применение умений; -решение дивергентных задач (например, на занятии по лепке «Весенние цветы» с использованием технологической карты, уточняю, что у цветов соцветия могут быть разной цветовой гаммы, тем самым, давая детям возможность самостоятельно решить и выбрать способ лепки, цвет пластилина, материал для украшения лепестков); проблемно- игровые ситуации (например, незаконченные рисунки, неопределенные образы типа чернильных пятен или каракулей, описание необычных, новых свойств предметов); вариативные задания на поиск рациональных способов действия; экспериментирование с художественными материалами и способами их обработки; выполнение интегративных творческих работ, их анализ и оценка; игровые задания с креативной динамикой, мозговой штурм при проектировании замысла; вопросы поискового характера, такие как: «Подумай, как выполнить данную работу, с чего ты начнешь?», «Что можно предпринять, чтобы работа получилась неповторимой, оригинальной?», «Из какого материала можно изготовить это изделие, как его лучше оформить?» и т.д.; прием «оживления» (перевоплощения) исходной детали. Детям предлагается задание оживить листик дерева, ватную палочку, трубочку и т.п. Данные задания особенно популярны у старших дошкольников, так как позволяют им на одной основе создавать самые разные художественные образы.

Внедряя в практику работы деятельностный подход, учим детей проявлять активность и самостоятельность, творчество и фантазию в изодеятельности; находить новые способы для воплощения художественного замысла; передавать в рисунках свои чувства, отношение к окружающему миру, экспериментировать с цветом, использовать различные способы действий с изобразительным материалом, применять нетрадиционные техники лепки и рисования. В работе с детьми стараемся создать для каждого воспитанника ситуацию успеха, не оставляя места для скуки и страха ошибиться. Не навязывая свою точку зрения, не подменяя высказывания детей собственными, даю им свободу выбора, что отвечает принципам деятельностного подхода. Все это помогает воспитанникам эффективно взаимодействовать с окружающим миром, способствует развитию у дошкольников творческой и познавательной активности, умения добиваться намеченной цели, формированию положительной самооценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театральной деятельности"

Творческий отчёт музыкального руководителя по развитию творческих способностей средсвами музыкально - театральной  деятельности....

Развитие творческих способностей старших дошкольников

Творческие способности или творческие потенциалы заложены и существуют в каждом ребенке. Творчество – естественная природная функция, которая проявляется и реализуется в деятельности в меру наличия сп...

«Развитие творческих способностей старших дошкольников на основе календарно-праздничной культуры Белгородчины»

 Тема проектаориентирована на воспитание ребенка в традициях отечественной народной культуры Белгородчины, формирование бережного отношения и любви к ней. Символизирует непреходящее значен...

Мастер -класс на тему "Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников"

мастер - класс был проведён по плану методического объединения воспитателей подготовительных групп.В настоящее время коммуникативное развитие детей вызывает серёзную тревогу.Дети стали меньше общаться...

Презентация "Дифференцированный подход в развитии интеллектуальных способностей старших дошкольников"

Сущность дифференцированного подхода в развитии интеллектуальных способностей заключается в создании оптимальных условий для эффективной деятельности всех детей, в перестраивании содержания, мето...

Квест-технология как деятельностный подход в развитии творческих способностей детей

Актуальность применения квест-технологии в современном образовании в том, что при реализации Федерального государственного образовательного стандарта ключевым условием является использование системно-...