| "Лучший подарок, который мы можем сделать ребенку, - это не столько любить его, сколько научить его любить самого себя". Жак Саломе
|
Каждый ребенок - это драгоценная жемчужина, и от нас, родителей и педагогов зависит, сможем ли мы помочь детям высвободить скрытые возможности организма и сохранить совершенство и неповторимость каждого из них. Неповторимость каждого человека не вызывает сомнений, но умение предъявить свою уникальность не сформирована еще у детей. И чаще всего раскрыться ребенку мешают застенчивость, неконтактность, детская агрессивность, конфликтность, тревожность. Это состояние возникает от внутренних переживаний ребенка. Большинство дошкольников не умеют общаться со сверстниками и взрослыми. Столкнувшись с этой проблемой , психологи и педагоги начали вести поиск новых эффективных методов и приемов, способствующих улучшению психического здоровья дошкольников. И эти поиски привели к волшебному, здоровьесберегающему методу Арт-терапии. Так что же такое Арт-терапия? В буквальном переводе это понятие означает терапия искусством. Суть его состоит в том, что через рисунок, игру, сказку, музыку Арт-терапия дает выход внутренней некомфортности и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания. Как говорила психолог Эдит Крамер, это метод, связанный с раскрытием творческого потенциала человека и познанием своего внутреннего мира. Согласно восточной мудрости, "картина может выразить то, что не выразит и тысяча слов". По мнению В.С. Мухиной и других исследователей, рисунок для детей является не искусством, а речью. У каждой линии и у каждого цвета есть свой характер, свое настроение. С их помощью ребенок передает все, что у него внутри. Все это указывает на то, что Арт-терапия тесно связана с развитием эмоциональной сферы ребенка, и является одной из разновидностей ее улучшения. Рисуя, ребенок попадает в сказку, наполненной радостью, взаимопонимания, успеха.
Использование методов Арт-терапии позволит нам решить сразу несколько задач: - Укрепление психического здоровья ребенка, через стабилизацию эмоциональной сферы.
- Развитие произвольности, умения управлять своими эмоциями, чувствами.
- Развитие внутреннего потенциала и творческой активности ребенка.
Педагог – психолог разрабатывает перспективный план занятия, который дополняется арт-терапевтическими элементами, т.е., упражнениями, играми, сказками, позволяющими создать атмосферу психологического комфорта и эмоционально-чувственного отношения ребенка к окружающему миру. Данный метод предусматривает спонтанность рисования, позволяет детям почувствовать свободу выбора художественного материала и техники. Психолог заинтересовывает детей необычными способами рисования и аппликационного изображения. Это располагает к проявлению творчества, дает возможность ощутить уверенность в себе, и создать ситуацию успеха. Каждое занятие, которое проводится с детьми, включает в себя арт-терапевтическое упражнение, задание, технику. Например, игры с цветом: - рисуем красками, которые нравятся ребенку;
- рисуем красками, которые не нравятся.
- Дети рисуют то, что бы они желали изобразить, то, что они видят в этом цвете.
- Игры с линиями так же помогают ребенку выразить свое внутреннее состояние и показать свое настроение, развивают у него понимание своего собственного видения и отношения к происходящему.
Используя для художественной деятельности вырезанные фигурки персонажей или предметов, детям предоставляется полная свобода для их "оживления". Кроме того, Арт-терапия - путь к установлению отношений. Средствами искусства человек может не только выразить себя, но и больше узнать о себе и о других людях. В творчестве человек получает новый опыт, который может применить в жизни, облегчая свое общение с другими людьми. Может, поэтому нашим детям больше нравится работать всем вместе, обсуждать, планировать, приходить к общему решению, общаться? Помимо занятий, элементы арт-терапии применяются и в других видах деятельности. С каким восторгом и как по-разному каждый ребенок воспринимает богатство красок и событий окружающего мира. Какие необыкновенные возможности таит в себе детская душа? Для нас взрослых, стало очень важным понять маленькое "Я", почувствовать скрытые тайны, которые возможно малыш преодолевает в одиночку, не упустить нужный момент, чтобы протянуть ему вовремя руку и вместе отправиться в нелегкий путь переживаний, восторга, грусти и радости. Это - путь в страну эмоций, получаемых от соприкосновения с искусством. Эта волшебная страна зовется Арт-терапия. Там ребенок научится быть самим собой, станет понимать чувства других, и использовать эмоции в качестве средства общения. Помогут нам справиться с трудностями волшебство, юмор и справедливое отношение к добру и злу, живущих в сказках, завораживающие и удивительные звуки музыки, а так же богатство образов и красок произведений великих художников и самих малышей. К душе каждого ребенка важно найти особый ключик. Наполняя внутренний мир малыша яркими впечатлениями, помогая ему овладевать разнообразием техники и приемами рисования, мы радуемся каждой новой удаче вместе с ним. Все дети очень любят рисовать. В своих маленьких шедеврах они передают свое отношение к окружающему миру и дают возможность выплеснуться своему "Я". |