Статья "Формирование готовности дошкольников к обучению в школе в учреждении дополнительного образования"
статья (подготовительная группа)
В статье раскрыты организационно-педагогические условия формирования готовности дошкольников к обучению в школе. Рассмотрена сущность, содержание и структура готовности дошкольников к обучению в школе. Освещена программа формирования готовности дошкольников к обучению в школе в учреждении дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._menshchikova_tatyana.docx | 39.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Меньщикова Татьяна Андреевна
Формирование готовности дошкольников к обучению в школе в учреждении дополнительного образования
Аннотация: В статье раскрыты организационно-педагогические условия формирования готовности дошкольников к обучению в школе. Рассмотрена сущность, содержание и структура готовности дошкольников к обучению в школе. Освещена программа формирования готовности дошкольников к обучению в школе в учреждении дополнительного образования.
Ключевые слова: готовность к обучению в школе, дополнительное образование.
Рассматривая образование как многоуровневую систему, особого внимания требует дошкольная педагогика, которая является первой и фундаментальной ступенью образования в целом.
В Российской Федерации дошкольное образование является необязательным, поэтому существует несколько способов обучения ребенка на ранних этапах развития: на базе дошкольного образовательного учреждения, домашнего обучения и, один из таких способов, это обучение в сфере дополнительного образования.
Актуальность темы исследования подтверждается ФГОС ДО от 17.10.2013г., в котором отмечается, что главной целью является «формирование успешной личности», а также, «формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования» [4].
В Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 года) подчеркивается, что «Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, …, учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей» [5].
Таким образом, задачи дошкольного образования и дополнительного образования детей совпадают, но реализуются разными условиями, формами, методами и средствами.
Такие авторы, как О.Д.Апурина, Е.Б.Евладова, Л.Г.Логинова и Н.Н.Михайлова, Л.Е.Захарова, З.А.Каргина, Е.И.Печеневская занимались изучением дополнительного образования детей.
Исследованием проблемы формирования готовности к школе занимались И.Е.Буршит, А.В.Запорожец, Д.Ю.Карасев, Т.Л.Кузьмишина, Н.В.Нижегородцева, Е.М.Омельченко, Т.Родина, Е.А.Селюкова и М.А.Мерзликина, О.Л.Середа, А.Г.Стригунова, М.Н.Терещенко, О.Б.Тихомирова и Т.В.Наумова.
Психологические аспекты готовности к школьному обучению и формирование личности в дошкольном возрасте продуктивно изучались О.А.Бессоновой, Л.И.Божович, Н.В.Бубчиковой, Л.С.Выготским, А.В.Вялых, Л.Р.Гаязовой и О.В.Черкасовой, О.О.Гониной, Г.Л.Драндровым и Т.А.Щербаковой, Л.Е.Захаровой, Е.Е.Кравцовой, А.М.Кузьмичевой и Т.О.Смолевой, Л.И.Никоновой, Т.С.Семеновой, О.О.Суздальцевой, Е.С.Таушкановой, М.Н.Терещенко, Н.А.Шошиной и др.
Проблема заключается в педагогических условиях определения формирования готовности к обучению в школе в учреждении дополнительного образования.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования у дошкольников готовность к обучению в школе в учреждении дополнительного образования.
Объект исследования – процесс формирования у дошкольников готовности к обучению в школе в учреждении дополнительного образования, а предмет исследования – педагогические условия формирования у дошкольников готовность к обучению в школе в учреждении дополнительного образования.
Гипотеза: Формирование у дошкольников готовности к обучению в школе в учреждении дополнительного образования будет эффективным, если:
1) осуществляется учебная деятельность по разработанной комплексной программе подготовки дошкольников к обучению в школе, включающая: первоначальные основы грамоты и развитие речи, развитие элементарных математических представлений; осуществляется ценностно-ориентационная деятельность, включающая экскурсии и праздники; осуществляется личностно-развивающая деятельность, включающая тренинг для будущих первоклассников; осуществляется индивидуально-творческая деятельность, включающая кружки по интересам;
2) организовано взаимодействие педагогов дополнительного образования с родителями обучающихся.
Задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы определить степень разработанности проблемы формирования готовности к обучению в школе в системе дополнительного образования, а также уточнить сущность понятий «готовность к обучению в школе» и «дополнительное образование».
2. Разработать модель формирования готовности к обучению в школе в условиях детского образовательного центра.
3. Теоретически обосновать педагогические условия формирования готовности к обучению в школе в условиях детского образовательного центра.
4. Определить уровни, критерии, показатели диагностики готовности дошкольников к обучению в школе.
5. Разработать и экспериментально проверить программу формирования готовности дошкольников к обучению в школе в условиях детского образовательного центра.
В структуре готовности к обучению в школе были выделены следующие компоненты и, соответственно, критерии: физиологический компонент – биологический и физический критерии; психологический компонент – мотивационный и эмоционально-волевой критерии; социальный компонент – социально-коммуникативный критерий; интеллектуальный компонент – мыслительный, речевой и художественно-эстетический критерии [3].
Определены уровни (низкий, средний, высокий) формирования готовности дошкольников к обучению в школе. Для проведения констатирующего и контрольного экспериментов были использованы следующие методики:
1. Психофизиологическое исследование функциональной готовности ребенка к поступлению в школу (тест Керна-Йерасека);
2. Методика «Графический диктант» (Д.Б. Эльконин);
3. Исследование концентрации внимания (методика Пьерона-Рузера);
4. Методика «Последовательные картинки» (Д.Векслер);
5. Методика «Стандартная беседа» (Т.А. Нежнова).
Проведенное тестирование доказало, что существует потребность в формировании готовности к обучению в школе у дошкольников.
Была разработана и апробирована программа формирования готовности дошкольников к обучению в школе в учреждении дополнительного образования, которая включает несколько видов деятельности:
1. Учебная деятельность;
2. Внеурочная деятельность;
2.1. Ценностно-ориентационная деятельность;
2.2. Личностно-развивающая деятельность;
3. Индивидуально-творческая деятельность.
Общий итог результатов уровней формирования готовности дошкольников к обучению в школе экспериментальной и контрольной группы на этапе констатирующего и контрольного экспериментов представлено в сравнительной таблице 1.1.
Таблица 1.1
Сравнительная таблица уровней формирования готовности дошкольников к обучению в школе экспериментальной и контрольной группы на этапе констатирующего и контрольного экспериментов
Уровни формирования готовности дошкольников к обучению в школе | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |||
n | % | n | % | n | % | |
Констатирующий эксперимент, ЭГ | 0 | 0 | 3 | 15 | 17 | 85 |
Констатирующий эксперимент, КГ | 0 | 0 | 4 | 20 | 16 | 80 |
Контрольный эксперимент, ЭГ | 10 | 50 | 8 | 40 | 2 | 10 |
Контрольный эксперимент, КГ | 4 | 20 | 7 | 35 | 9 | 45 |
Наглядно результаты проведенного воздействия представлены в разработанных уровнях на сравнительном рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 Сравнительная диаграмма уровней формирования готовности дошкольников к обучению в школе экспериментальной и контрольной группы на этапе констатирующего и контрольного экспериментов, в %
Результаты исследования готовности дошкольников к обучению в школе показывают, что на этапе констатирующего эксперимента высокий уровень в экспериментальной и контрольной группах не выявлен. Средний уровень в экспериментальной группе зафиксирован у 15% (3 дошкольников), а в контрольной группе у 20% (4 дошкольников). Низкий уровень в экспериментальной группе получили 85% (17 дошкольников), а в контрольной группе 80% (16 дошкольников). На этапе контрольного эксперимента в экспериментальной группе высокий уровень диагностирован у 50% (10 дошкольников), в контрольной группе у 20% (4 дошкольников). Средний уровень в экспериментальной группе выявлен у 40% (8 дошкольников), в контрольной группе у 35% (7 дошкольников). Низкий уровень в экспериментальной группе зафиксирован у 10% (2 дошкольников), а в контрольной группе у 45% (9 дошкольников).
Анализируя проделанную работу, а так же проведя сравнение результатов тестирования до применения программы формирования готовности дошкольников к обучению в школе и после, был сделан вывод о том, что данная программа имеет положительный результат. С ее помощью можно эффективно формировать готовность к обучению в школе у дошкольников для более успешного дальнейшего обучения.
Список литературы:
- Евладова, Е.Б., Логинова, Л.Г., Михайлова, Н.Н. Дополнительное образование детей. - М., 2002. С. 318
- Запорожец, А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики / А.В. Запорожец, Г.А. Маркова. - М.: Просвещение, 2005.- 980 с.
- Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: пособие для практических психологов, педагогов и родителей / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 256с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: офиц. текст. - М.: Омега-Л., 2018.- 134 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе
Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе....
Формирование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе
Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе....
"Интеллектуальная готовность дошкольника к обучению в школе"
Долгое время об уровне умственного развития ребенка судили по количеству выявленных у него знаний, по объему его «умственного инвентаря», который выявляется в словарном запасе...
"Личностная и социально – психологическая готовность дошкольников к обучению в школе"
Интеллектуальная готовность важная, но не единственная предпосылка успешного обучения в школе. Подготовка ребенка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой «с...
Психологическая готовность дошкольника к обучению в школе. (Консультация для воспитателей)
Психологическая готовность дошкольника к обучению в школе.Шпилёва Екатерина Андреевна, старший воспитатель МДОУ – детский сад № 30 «Родничок» (г. Серпухов) Перед нашим обществом на современном этапе е...
ФГОС как условие обеспечения готовности дошкольника к обучению в школе
ФГОС: стихийное бедствие или осуществление мечты?...