Мастер-класс "Технология "Шесть шляп мышления"
занимательные факты (подготовительная группа)

Васильева Марина Михайловна

Метод шести шляп представляет собой психологическую ролевую игру . В ней используются шляпы. Шесть шляп-шесть цветов. Надеваем шляпу-включаем соответствующий режим мышления. только побывав в разных шляпах человек может составить объемную картину обсуждаемого предмета и обеспечить себе развитие нестандартного мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass_shest_shlyap.doc253.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №13» г. Канаш









 
















                                                         
                                                         

                                                       

                                                        Подготовила: Васильева М.М.
                                                                   воспитатель высшей кв. категории



     Канаш, 2022 г.

Ход мастер-класса

                                                                                  «Если наше дело в шляпе,

                                                                                    Если наше тело –в шляпе,

                                                                                    Если даже мысли в шляпе,

                                                                                  Значит, в шляпе то вся суть!»

   Недавно меня привлекла  технология креативного мышления «Шесть шляп мышления» разработанная британским психологом и писателем, экспертом в области творческого мышления   Эдварда де Боно.

     В основе этого метода лежит идея параллельного мышления , при котором различные точки зрения не сталкиваются, а сосуществуют. Когда мы имеем дело с практическим мышлением, возникают три фундаментальные трудности: эмоции, беспомощность, путаница.

Почему шляпа? Потому что шляпу легко надеть и снять. «Примеряя» шляпу определенного цвета, мы учимся думать в заданном направлении. Смена шляп позволяет увидеть предмет в разных позициях , в результате чего складывается полная картина.

      Чтобы всем была понятна данная технология, я взяла любимый литературный жанр как для детей так и для взрослых  -это сказка.

ПРИТЧА

В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам.

Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами (белой, чёрной, синей, красной, зелёной, жёлтой). Братья решили, что это очень дорогой заказ, и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали, ждали братья заказчика, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе.

Первый говорит: «Возьми белую шляпу, так как белый – благородный цвет». «Возьму чёрную,- говорит второй,- строгий стиль меня всегда привлекал». Третий взял красную шляпу для привлечения внимания к себе. Четвёртый захотел сиять, как солнышко, излучать тепло и взял жёлтую шляпу. Пятый брат очень любил природу, ему нравилось наблюдать за тем, как всё меняется, он взял себе зелёную шляпу. А шестой хотел познать всё неизведанное – он выбрал синюю шляпу.

Братья разъехались. Через несколько лет они вновь встретились в доме отца.

Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всём происходящем, анализировать факты и события.

Второй брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, и кому-то это нравилось, кому-то – нет.

Третий начал видеть всё в чёрном цвете, обращал внимание на недостатки во всём. И многим это даже нравилось.

Брат, который взял жёлтую шляпу, находил во всём только хорошее, видел всё в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые называли его наивным.

Всё, к чему прикасался пятый брат, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже и не подозревал.

Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше решении задачи.

Обсудив изменения, произошедшие в их жизни, братья пришли к выводу, что это и есть наследство отца, и решили…

-Как вы думаете, что решили сделать братья?

поменяться шляпами для того, чтобы взглянуть на мир с другой

стороны. Смена шляп – ключевая идея метода де Боно.

- Меняйте шляпы, коллеги!

Слайд №14.Вот краткое  изложение принципов использования шести шляп.

А теперь давайте более подробно разберем каждую из шляп.

Слайд №15. Белая шляпа- используется для того, чтобы  направить внимание на  информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы не задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, какая  ещё  нам необходима информация и как её получить.

Слайд №16.Красная шляпа- в режиме красной шляпы у участника есть возможность высказать о своих чувствах и переживаниях относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать.

Слайд №17.Черная шляпа- Мышление в черной шляпе предназначено для того, чтобы представить все в белом свете. Участник видет все в черном свете, ища только недостатки.

Слайд №18.Желтая шляпа – требует от нас переключить внимание на поиск достоинств, преимуществ , позитивных сторон рассматриваемой идеи.

Слайд №19.Зеленая шляпа –это творчество. Новые идеи и предложения. Участник в зеленой шляпе ищет новые идеи, подходит ко всему креативно.

Слайд №20.Синяя шляпа –синяя шляпа отличается тем, что она предназначена для работы не над содержанием , а для управления самим процессом. Участник в синей шляпе ставит новые задачи, и делает выводы.

Слайд №21. Вы зададитесь вопросом , почему «Шесть шляп?»

  • Слайд №22.Во-первых, каждой из шляп соответствует свой собственный, индивидуальный цвет, делающий её различной, от всех остальных. Поэтому, меняя шляпу мы «дирижируем оркестром своих мыслей», придаём им нужное направление.
  • Слайд № 23.Во-вторых,шляпу легко надеть и снять , поэтому надевание «мыслеварительной» шляпы призвано помочь человеку приобрести спокойное состояние сосредоточиться на выполнение определенных мыслительных операций.
  • В-третьих, «Шляпы мышления» структуру для использования параллельного мышления и ухода от споров, отнимающих время без всякой пользы, помогают договориться с собеседником, прийти к согласию.

Слайд №24.А самое главное эта технология способствует накоплению знаний, а также способствует развитию:

  • Творческого мышления
  • Критического мышления
  • Толерантности

Слайд № 25. Данная технология «Шесть шляп мышления» позволяет взглянуть на мир с другой стороны. «Примеряя» на себя шляпу определённого цветы, мы учимся думать в заданном направлении. Смена шляп приучает видеть один и тот же предмет с разных позиций, в результате чего складывается наиболее полная картина. Это универсальный метод, применить его может каждый педагог. Этот метод позволяет сделать занятие красочным и увлекательным. Цветные шляпы — это хорошо запоминающаяся метафора, которой легко научить и которую легко применять. Этот метод можно использовать на любом уровне сложности. Шляпы тоже необязательно использовать всех цветов. Метод признаёт значимость всех компонентов- эмоций, фактов, критики, новых идей – и включает их в работу в нужный момент. Смените шляпу -ключевая идея Эдвардо де Боно.

Спасибо за внимание.

Ход образовательной ситуации

с применением метода «Шесть шляп»

на тему «День Матери»

Педагог:  (звенит в колокольчик)

                  Здравствуйте, ребята! Посмотрите, мой колокольчик хочет поздороваться со всеми детьми. Мы будем передавать его по кругу, называя имя соседа в ласковой форме.

-Здравствуй, Настенька! Дин -дон!

-Здравствуй, Сашенька! Дин -дон!

           (И так далее, пока колокольчик не обойдёт весь круг)

Педагог: Молодцы, ребята! Присаживайтесь.

Ребята, положите пожалуйста одну ладонь ко лбу, другую на затылок. Закройте глаза. Слушайте мои слова. Ваше внимание, память, мысли сосредоточены на том, что будем делать сейчас. Мы будем думать, отвечать, действовать. Наши мысли будут ясными, наша речь будет понятной, наши действия будут решительными. Открывайте глаза».

(Воспитатель садится возле ширмы, в этот момент выглядывает Мыслик)

Мыслик: -Здравствуйте!

Педагог: -Ой, а Вы кто?

Мыслик: Я- Мыслик!

Педагог: -Как Вы сказали? Что-то я вас не узнаю. Откуда Вы к нам приехали.

Мыслик: Я из вашей головы.

Педагог: Как так?

Мыслик: Да, у каждого человека в голове живёт Мыслик. Я могу работать хорошо, а могу и ленится. Я тут подумал: раз вы не заставляете меня работать -может вы обо мне ничего не знаете? Вот я и пришёл к вам в гости, чтоб вы меня лучше узнали  и мои мысли от прошедшего  празднику «День Матери». Вы хотите?

Дети: Да.

Педагог: Интересно, как это мы про тебя узнаем?

Мыслик: Легко. Я принёс с собой фотографии, где я в своих мыслительных шляпах, сейчас покажу и всё расскажу.

Посмотрите, вот я в белой шляпе, когда я её надеваю, мои мысли становятся светлыми, ясными. Я думаю о том, что я знаю.

Педагог: Мыслик, а у нас так получится!

Мыслик: Конечно! Подумайте с ребятами, что вы знаете о празднике

 «День Матери»?

Дети: ответы (если затрудняются, педагог помогает наводящими вопросами)

МыслиК: Отлично! Молодцы! Давайте я покажу вам следующую фотографию, где я в чёрной шляпе. Когда я её надеваю, мысли становятся осторожными, я ищу во всём недостатки. Думаю, правда это или нет. В чём есть недостатки? Что здесь неправильно ( я чем-то недоволен, мне что-то не нравится)

Педагог: Интересно, интересно -это значит, если мы думаем о празднике

Что нам может не понравится?

Дети: например плохо спели песню и т.д.

Мыслик: Да, да, вот именно так. Можно смотреть на все сквозь прозрачную чёрную воду. Вы сами создаёте свои мысли.

Педагог: Всё понятно. Показывай следующую информацию. Так интересно, что дальше?

Мыслик: Вот любимая моя фотография ( фото в красной шляпе).

Когда я её надеваю, красную шляпку сразу становлюсь таким чувствительным, эмоциональным.

Педагог: О! Я думаю, ребятам тоже больше всего понравится эта шляпа

ведЬ они у нас такие эмоциональные, все знают про эмоции, вот задай им вопросики!

Мыслик: Пожалуйста. Представьте себе ,вы увидели, что на праздник пришла ваша мама,

-Какое чувство у вас возникло?

Дети: Радость.

Педагог: Молодцы, давайте изобразим радость. И раз, два, три фигура радости на лице замри!

-А представьте, если вы забыли стихотворение?

Дети: Растерянность.

Педагог: -Пахнет чем-то вкусненьким? (Любопытство)

                - Скучно без мамы? (грусть)

Мыслик: Отлично! Я думаю, вы запомнили, что фото в красной шляпе означает эмоции!

Педагог: Показывай дальше!

МыслиК: Я в жёлтой шляпе. В желтой шляпе я думаю только о хорошем, и у вас так получится. Если ваша мама опоздала на праздник, думайте о хорошем.

Мыслик: Вот я в зеленой шляпе. Сразу превращаюсь в творческого

Человека, у меня появляется много новых идей.

Педагог: Мы тоже можем быть творческими, сейчас покажем. Мы для мамы придумали настоящее говорящее сердце –смотри…

Педагог : Получилось у нас быть творческими, Мыслик?

Мыслик: Очень здорово!

Мыслик: вот и осталась последняя фотография, смотрите. Я тут в синей шляпе, думаю чего  достиг! Что нужно сделать дальше?

Педагог: Мы тоже с ребятами так умеем мыслить.

                -Чему мы научились сегодня?

-Можем ли мыслить по-разному?

-Шляпы будем менять

Мыслик: Ребята, мне у вас очень понравилось, но нужно работать дальше. На память я вам дарю шляпы, вспоминайте обо мне чаще. Счастливо!

Педагог: Сегодня мы отлично поработали, приобрели бесценный опыт общения, и пусть каждый из вас передаст его друг другу: пожмите ладошку друг другу, передайте приобретенные знания! Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методики "Шесть шляп мышления" при проведении педагогических советов

«Шесть шляп мышления»— один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу...

Шесть шляп мышления Эдварда де Боно

«Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) — один из самых популярных методов организации мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более эф...

Доклад на тему: Метод Эдварда де Бано "Шесть шляп мышления"

Назначение методаПрименяется при проведении любой дискуссии как удобный способ управлять мышлением и переключать его. Один из инструментов развития творческого мышления.Цель методаНаучить людей ...

Презентация на тему: Развитие мышления по методике Эдварда де Бано "Шесть шляп мышления"

1.Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) - один из самых популярных методов организации мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более э...

Презентация "Шесть шляп мышления"

Презентация о методе активизации мышления....

Развитие мышления по методике Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»

laquo;В способности думать заключена основачеловеческой деятельности»Э. де Боно...