Доклад на РМО
статья
«Организация взаимодействиясотрудничества дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Излучинский детский сад комбинированного вида «Сказка»
ДОКЛАД
«Организация взаимодействиясотрудничества дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников»
Подготовила: Аюпова Н.Ф. /воспитатель высшей категории/
Излучинск, 2021 год
Слайд 2
Актуальностьрассмотрения проблемы взаимодействия сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи определяется основными тенденциями развития дошкольного образования на современном этапе.
Семью и детский сад объединяют проблемы развития личности ребенка и условия организации образовательной среды.Семья и детский сад, реализуя свои функции, не могут заменить друг друга. Поэтому для успешного воспитания и развития ребенка так важно установить взаимодействие, сотрудничество доверительный, деловой контакт между дошкольным образовательным учреждением и родителями.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) включает в себя требования к структуре основных образовательных программ, к условиям их реализации и результатам освоения. В нем большое внимание уделяется работе с родителями. Одним из принципов дошкольного образования является тесное сотрудничество ДОО с семьей, а ФГОС ДО служит основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Одна из главных задач стандарта направлена на обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. В ФГОС ДО говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОО, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию организации с родителями.
Слайд 3
Сотрудничество-этообщение«наравных»,гденикомунепринадлежитпривилегия указывать, контролировать,оценивать.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности,котораяосуществляетсянаоснованиисоциальнойперцепциииспомощью общения.
Слайд 4
Цельвзаимодействия и сотрудничества:построение эффективной системы социального партнерства ДОО с семьёй каждого воспитанника на основе содействия ответственному отношению родителей к воспитанию детей, созданиюатмосферывзаимоподдержки и общности интересов.
Слайд 5
Задачивзаимодействиясотрудничества:
• оказание педагогической помощи родителям, привлечение семьи на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка;
• создание условий для активного взаимодействия родителей и ДОО через единое информационное пространство;
• внедрение эффективных развивающих технологий взаимодействия с родителями в практику социально – делового и психолого – педагогического партнерства;
• обеспечение высокого уровня психолого - педагогического просвещения родителей в вопросах воспитания и развития личности ребенка;
• привлечение родителей к совместной проектной деятельности и управлению образовательной деятельностью ДОО;
• повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия и сотрудничества ДОО и семьи;
• формирование у дошкольников осознанного отношения к семье как ценности на основе семейных традиций;
• разработка методических материалов, творческих проектов для проведения различных совместных мероприятий с родителями воспитанников.
Слайд 6
Принципы взаимодействия сотрудничества:
• принцип гуманистической направленности;
• принцип социального партнерства;
• принцип открытости;
• принцип индивидуального подхода к каждой семье;
• принцип учета возрастных и психологических особенностей детей;
• принцип обратной связи (рефлексия);
• принцип признания преимущественного права родителей;
• принцип информационной безопасности ребенка;
• принцип создания единой развивающей предметно-пространственной среды.
Слайд 7
Профессиональное и грамотное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей обеспечивает решение многих вопросов воспитания и развития детей. Но чтобы это взаимодействие было плодотворным в дошкольном образовательном учреждении, необходимо создать определенные условия:
- установление интересов каждого из партнеров взаимодействия;
- настроенность родителей на совместное с педагогами воспитание своих детей;
- осуществление педагогической диагностики особенностей семьи и семейного воспитания дошкольников;
- согласие родителей на активное включение в образовательный процесс и понимание важности участия родителей в образовательной деятельности;
- выработка четких правил действий в процессе сотрудничества (планирование);
- владение педагогами методами обучения родителей:
- использование активных методов общения;
- обязательная обратная связь педагогов с родителями для оценки эффективного взаимодействия;
- анализ процесса взаимодействия семьи и ДОО;
- определение значимых для педагогов и родителей задач и содержания, на основе которых будет осуществляться взаимодействие в сотрудничестве дошкольного учреждения и семьи.
Организация взаимодействия сотрудничества характеризуется согласованной деятельностью с родителями воспитанников, воспитателями и педагогами ДОО, детьми по взаимодействию, активной помощью друг другу, способствующей достижению целей каждого и общих целей совместной деятельности. Наряду с этим, в сотрудничестве возникает общая содержательная основа взаимодействия, эмоциональное единство его участников, осуществляется обмен идеями, мыслями, взглядами, информацией между ними, что позволяет согласовывать, объединять, координировать общие усилия для достижения цели.
Слайд 8
Направления деятельностивзаимодействиясотрудничества:
- Информационно – аналитическое:
- Наглядно – информационное;
- Познавательное;
- Организация досуга.
Направление | Цель |
Информационно - аналитическое | Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. |
Наглядно- информационное | Формирование у родителей представлений о деятельности ДОО, знаний о воспитании и развитии детей. |
Познавательное | Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, выработка практических навыков воспитания детей. |
Организация досуга | Создание условий для развития и проявления творческих способностей воспитанников, родителей и педагогов. |
Слайд 9, 10,11
Формы работы взаимодействия сотрудничества:
1. Информационно-аналитические:
• анкетирование;
• опросы.
2. Наглядно-информационные формы:
• официальный сайт дошкольного образовательного учреждения
• социальная сеть;
• информационные стенды учреждения и групп;
• открытый показ непосредственной образовательной деятельности для родителей
узкими специалистами учреждения, открытые мероприятия для родителей;
• фотовыставки.
3. Познавательные:
• нетрадиционные формы проведения родительского собрания;
• информационно-практические занятия с узкими специалистами;
• совместная работа по планам проекта;
• мастер-классы, практикумы, семинары;
• КВН, интеллектуальные игры;
• проекты;
• семейные клубы
4. Досуговые:
• совместные праздники, досуги, развлечения;
• совместные спортивные праздники.
Как мы видим, содержание и формы работы с семьей в дошкольном образовательном учреждении отличаются разнообразием, здесь не может быть единого стандарта. И задача каждого педагогического коллектива - уметь быть чутким к запросам семьи и компетентным в решении современных задач воспитания и образования.
Слайд 12,13,14,15,16.
Методы работы взаимодействия сотрудничества:
- Посещение открытых занятий, мероприятий.
- Информирование и просвещение.
- Посещение семей.
- Исследование и диагностика.
- Обмен опытом.
- Совместная, досуговая деятельность.
- Помощь.
- Благодарность.
- Поощрение.
- Поддержка.
- Консультация – размышление.
- Выполнение поручений.
- Анкетирование.
- Интерактивные методы.
- Методы, определяющие понятия: «Сотрудничество» – общение на равных, где никто не имеет привилегий указывать, оценивать, контролировать. «Взаимодействие» – способность ведения совместной деятельности, которая осуществляется на основании совместного общения.
Слайд 17,18
Эффективная деятельностьродителейи ДОУвинтересах ребенка может бытьуспешнойтольков том случае, еслионистанут союзниками,что позволитимлучшеузнатьребенка,увидетьегов разных ситуациях и, таким образом, помочь, взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров. Нам, педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника,создатьатмосферувзаимоподдержкииобщности интересов.
Результаты работы:
- Оценка удовлетворённости родителей обучением, воспитанием, жизнедеятельностью в ДОУ свидетельствуют следующие результаты социологического опроса родителей: в 2018 году составил 96,5 %; в 2019 году – 96,8%, в 2020 году 98 %.
- Повысился уровень компетентности педагогов по планированию и реализации различных форм работы с семьями; изучение литературы по проблемам семейного воспитания; изучение нормативно-правовой документации по проблемам семьи и детства; изучение современных методик, технологий взаимодействия с семьей и вариативных методов оказания помощи семье.
- Повысилась компетентность родителей необходимыми психолого-педагогическими знаниями по вопросам дошкольного воспитания при использовании разнообразных средств актуальной информации.
- Обеспечение педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития, воспитания и образования детей.
- Повысилась активность совместной деятельности педагогов с родителями над творческими проектами.
- Увеличение доли и роста активности родителей в:
- совместном планирование и организация деятельности;
- организации и проведении досуговых мероприятий, праздников, соревнований, развлечений и т.д.;
- реализации педагогического процесса ДОО.
Слайд 19
Деятельность педагогического коллективадошкольной образовательной организации не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме. Работа с семьей должна учитывать современные подходы к этой проблеме.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Надо помнить, что семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему передает ребенку социальный опыт, и только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Слайд 21
Благодарю за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
АКТУАЛЬНОСТЬ В ФГОС ДО Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования включает в себя требования к структуре основных образовательных программ, к условиям их реализации и результатам освоения. В нем большое внимание уделяется работе с родителями. Одним из принципов дошкольного образования является тесное сотрудничество ДОО с семьей, а ФГОС ДО служит основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
ГЛАВНЫЕ ПОНЯТИЯ Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.
ЦЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ДОО И СЕМЬИ Построение эффективной системы социального партнерства ДОО с семьёй каждого воспитанника на основе содействия ответственному отношению родителей к воспитанию детей, созданию атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.
ЗАДАЧИ РАБОТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ДОО И СЕМЬИ оказание педагогической помощи родителям, привлечение семьи на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка; создание условий для активного взаимодействия родителей и ДОО через единое информационное пространство; внедрение эффективных развивающих технологий взаимодействия с родителями в практику социально – делового и психолого – педагогического партнерства; обеспечение высокого уровня психолого - педагогического просвещения родителей в вопросах воспитания и развития личности ребенка; привлечение родителей к совместной проектной деятельности и управлению образовательной деятельностью ДОО; повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия и сотрудничества ДОО и семьи; формирование у дошкольников осознанного отношения к семье как ценности на основе семейных традиций; разработка методических материалов, творческих проектов для проведения различных совместных мероприятий с родителями воспитанников.
ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ДОО И СЕМЬИ принцип гуманистической направленности; принцип социального партнерства; принцип открытости; принцип индивидуального подхода к каждой семье; принцип учета возрастных и психологических особенностей детей; принцип обратной связи (рефлексия); принцип признания преимущественного права родителей; принцип информационной безопасности ребенка; принцип создания единой развивающей предметно-пространственной среды.
ЭФФЕКТИВНЫЕН УСЛОВИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ДОО И СЕМЬИ установление интересов каждого из партнеров взаимодействия; настроенность родителей на совместное с педагогами воспитание своих детей; осуществление педагогической диагностики особенностей семьи и семейного воспитания дошкольников; согласие родителей на активное включение в образовательный процесс и понимание важности участия родителей в образовательной деятельности; выработка четких правил действий в процессе сотрудничества (планирование); владение педагогами методами обучения родителей: использование активных методов общения; обязательная обратная связь педагогов с родителями для оценки эффективного взаимодействия; анализ процесса взаимодействия семьи и ДОО; определение значимых для педагогов и родителей задач и содержания, на основе которых будет осуществляться взаимодействие в сотрудничестве дошкольного учреждения и семьи.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ДОО И СЕМЬИ Направление Цель Информационно - аналитическое Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального Наглядно- информационное Формирование у родителей представлений о деятельности ДОО, знаний о воспитании и развитии детей. Познавательное Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, выработка практических навыков воспитания детей Организация досуга Создание условий для развития и проявления творческих способностей воспитанников, родителей и педагогов.
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ДОО И СЕМЬИ
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ИНТЕРАКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА ДОО И СЕМЬИ
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ДОО И СЕМЬИ
Надо помнить, что семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему передает ребенку социальный опыт, и только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ! Подготовила: Аюпова Нурия Фрильевна воспитатель высшей категории Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Излучинский детский сад комбинированного вида «Сказка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичный доклад МДОУ №2 "Рябинка"
Приоритетным направлением деятельности МДОУ № 2«Рябинка» является обеспечение психологического благополучия , охрана и укрепление здоровья детей и духовно-нравственное во...
Доклад - выступление на научно-педагогической конференции для специалистов занимающихся с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Тема доклада - Народная игра в музыкальном развитии детей с ОНР
Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно сложно дет...
ДОКЛАД- ПРИЗИНТАЦИЯ ДОКЛАД
1слайдФормы и методы работы с родителями и детьми по экологическому воспитанию2слайднастоящее время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эт...
Доклад к семинару «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры ». Тема доклада: «Становление социально-коммуникативных умений посредством культурных практик».
С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач ...
Доклад ДОКЛАД на тему: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТОВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» .
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких дет...
ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».
ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».Задолго до того, как игра стала предметом научных иссл...
Доклад для педагогической конференции. Тема доклада "Ребенок и семья в цифровом пространстве".
пять плюсов дистанционного взаимодействия для родителей: Возможность оперативно получать информацию о текущих и предстоящих событиях в группе.Отсутствие ограничений во времени...