Доклад на РМО
статья

 «Организация взаимодействиясотрудничества дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников»

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Излучинский детский сад комбинированного вида «Сказка»

ДОКЛАД

 «Организация взаимодействиясотрудничества дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников»

        

Подготовила: Аюпова Н.Ф. /воспитатель высшей категории/

Излучинск, 2021 год

        Слайд 2        

        Актуальностьрассмотрения проблемы взаимодействия сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи определяется основными тенденциями развития дошкольного образования на современном этапе.

        Семью и детский сад объединяют проблемы развития личности ребенка и условия организации образовательной среды.Семья и детский сад, реализуя свои функции, не могут заменить друг друга. Поэтому для успешного воспитания и развития ребенка так важно установить взаимодействие, сотрудничество доверительный, деловой контакт между дошкольным образовательным учреждением и родителями.

        Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) включает в себя требования к структуре основных образовательных программ, к условиям их реализации и результатам освоения. В нем большое внимание уделяется работе с родителями. Одним из принципов дошкольного образования является тесное сотрудничество ДОО с семьей, а ФГОС ДО служит основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

        Одна из главных задач стандарта направлена на обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. В ФГОС ДО говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОО, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию организации с родителями.

Слайд 3        

        Сотрудничество-этообщение«наравных»,гденикомунепринадлежитпривилегия указывать, контролировать,оценивать.

        Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности,котораяосуществляетсянаоснованиисоциальнойперцепциииспомощью общения.

Слайд 4        

        Цельвзаимодействия и сотрудничества:построение эффективной системы социального партнерства ДОО с семьёй каждого воспитанника  на основе содействия ответственному отношению родителей к воспитанию детей, созданиюатмосферывзаимоподдержки и  общности интересов.

Слайд 5        

        Задачивзаимодействиясотрудничества:

• оказание педагогической помощи родителям, привлечение семьи на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка;

• создание условий для активного взаимодействия родителей и ДОО через единое информационное пространство;

• внедрение эффективных развивающих технологий взаимодействия с родителями в практику социально – делового и психолого – педагогического партнерства;

• обеспечение высокого уровня психолого - педагогического просвещения родителей в вопросах воспитания и развития личности ребенка;

• привлечение родителей к совместной проектной деятельности и управлению образовательной деятельностью ДОО;

• повышение профессиональной компетентности педагогов  в вопросах взаимодействия и сотрудничества ДОО и семьи;

• формирование у дошкольников осознанного отношения к семье как ценности на основе семейных традиций;

• разработка методических материалов, творческих проектов для  проведения различных совместных мероприятий с родителями воспитанников.

Слайд 6        

Принципы взаимодействия сотрудничества:

• принцип гуманистической направленности;

• принцип социального партнерства;

• принцип открытости;

• принцип индивидуального подхода к каждой семье;

• принцип учета возрастных и психологических особенностей детей;

• принцип обратной связи (рефлексия);

• принцип признания преимущественного права родителей;

• принцип информационной безопасности ребенка;

• принцип создания единой развивающей предметно-пространственной среды.

Слайд 7                

Профессиональное и грамотное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей обеспечивает решение многих вопросов воспитания и развития детей. Но чтобы это взаимодействие было плодотворным в дошкольном образовательном учреждении, необходимо создать определенные условия:

  • установление интересов каждого из партнеров взаимодействия;
  • настроенность родителей на совместное с педагогами воспитание своих детей;
  • осуществление педагогической диагностики особенностей семьи и семейного воспитания дошкольников;
  • согласие родителей на активное включение в образовательный процесс и понимание важности участия родителей в образовательной деятельности;
  • выработка четких правил действий в процессе сотрудничества (планирование);
  • владение педагогами методами обучения родителей:
  • использование активных методов общения;
  • обязательная обратная связь педагогов с родителями для оценки эффективного взаимодействия;
  • анализ процесса взаимодействия семьи и ДОО;
  • определение значимых для педагогов и родителей задач и содержания, на основе которых будет осуществляться взаимодействие в сотрудничестве дошкольного учреждения и семьи.

Организация взаимодействия сотрудничества характеризуется согласованной деятельностью с родителями воспитанников, воспитателями и педагогами ДОО, детьми по взаимодействию, активной помощью друг другу, способствующей достижению целей каждого и общих целей совместной деятельности. Наряду с этим, в сотрудничестве возникает общая содержательная основа взаимодействия, эмоциональное единство его участников, осуществляется обмен идеями, мыслями, взглядами, информацией между ними, что позволяет согласовывать, объединять, координировать общие усилия для достижения цели.

Слайд 8        

Направления деятельностивзаимодействиясотрудничества:

  • Информационно – аналитическое:
  • Наглядно – информационное;
  • Познавательное;
  • Организация досуга.

Направление

Цель

Информационно - аналитическое

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.

Наглядно-

информационное

Формирование у родителей представлений о деятельности ДОО, знаний о воспитании и развитии детей.

Познавательное

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, выработка практических навыков воспитания детей.

Организация досуга

Создание условий для развития и проявления творческих способностей воспитанников, родителей и педагогов.

        Слайд 9, 10,11        

Формы работы взаимодействия сотрудничества:

1. Информационно-аналитические:

• анкетирование;

• опросы.

2. Наглядно-информационные формы:

• официальный сайт дошкольного образовательного учреждения

• социальная сеть;

• информационные стенды учреждения и групп;

• открытый показ непосредственной образовательной деятельности для родителей

узкими специалистами учреждения, открытые мероприятия для родителей;

• фотовыставки.

3. Познавательные:

• нетрадиционные формы проведения родительского собрания;

• информационно-практические занятия с узкими специалистами;

• совместная работа по планам проекта;

• мастер-классы, практикумы, семинары;

• КВН, интеллектуальные игры;

• проекты;

• семейные клубы

4. Досуговые:

• совместные праздники, досуги, развлечения;

• совместные спортивные праздники.

Как мы видим, содержание и формы работы с семьей в дошкольном образовательном учреждении отличаются разнообразием, здесь не может быть единого стандарта. И задача каждого педагогического коллектива - уметь быть чутким к запросам семьи и компетентным в решении современных задач воспитания и образования.

Слайд 12,13,14,15,16.        

Методы работы взаимодействия сотрудничества:

  • Посещение открытых занятий, мероприятий.
  • Информирование и просвещение.
  • Посещение семей.
  • Исследование и диагностика.
  • Обмен опытом.
  • Совместная, досуговая деятельность.
  • Помощь.
  • Благодарность.
  • Поощрение.
  • Поддержка.
  • Консультация – размышление.
  • Выполнение поручений.
  • Анкетирование.
  • Интерактивные методы.
  • Методы, определяющие понятия: «Сотрудничество» – общение на равных, где никто не имеет привилегий указывать, оценивать, контролировать. «Взаимодействие» – способность ведения совместной деятельности, которая осуществляется на основании совместного общения.

        Слайд 17,18

        Эффективная деятельностьродителейи ДОУвинтересах ребенка может бытьуспешнойтольков том случае, еслионистанут союзниками,что позволитимлучшеузнатьребенка,увидетьегов разных ситуациях и, таким образом,   помочь, взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей,   развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров. Нам, педагогам  важно   установить партнерские отношения  с  семьей        каждого воспитанника,создатьатмосферувзаимоподдержкииобщности интересов.

        Результаты работы:

  1. Оценка удовлетворённости родителей обучением, воспитанием, жизнедеятельностью в ДОУ свидетельствуют следующие результаты социологического опроса родителей:   в 2018 году  составил 96,5 %; в 2019 году – 96,8%, в 2020 году  98 %.
  2. Повысился уровень компетентности педагогов по планированию и реализации различных форм работы с семьями; изучение литературы по проблемам семейного воспитания; изучение нормативно-правовой документации по проблемам семьи и детства; изучение современных методик, технологий взаимодействия с семьей и вариативных методов оказания помощи семье.
  3. Повысилась компетентность родителей необходимыми психолого-педагогическими знаниями по вопросам дошкольного воспитания при использовании разнообразных средств актуальной информации.
  4. Обеспечение педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития, воспитания и образования детей.
  5. Повысилась активность совместной деятельности педагогов с родителями над творческими проектами.
  6. Увеличение доли  и роста активности родителей в:
  • совместном планирование и организация деятельности;
  • организации и проведении досуговых мероприятий, праздников, соревнований, развлечений и т.д.;
  • реализации педагогического процесса ДОО.

Слайд 19        

        Деятельность педагогического коллективадошкольной образовательной организации не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме. Работа с семьей должна учитывать современные подходы к этой проблеме.                

        Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Надо помнить, что семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему передает ребенку социальный опыт, и только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Слайд 21

Благодарю за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: Аюпова Нурия Фрильевна воспитатель высшей категории Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Излучинский детский сад комбинированного вида «Сказка» «Организация взаимодействия сотрудничества дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников»

Слайд 2

АКТУАЛЬНОСТЬ В ФГОС ДО Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования включает в себя требования к структуре основных образовательных программ, к условиям их реализации и результатам освоения. В нем большое внимание уделяется работе с родителями. Одним из принципов дошкольного образования является тесное сотрудничество ДОО с семьей, а ФГОС ДО служит основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Слайд 3

ГЛАВНЫЕ ПОНЯТИЯ Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

Слайд 4

ЦЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ДОО И СЕМЬИ Построение эффективной системы социального партнерства ДОО с семьёй каждого воспитанника на основе содействия ответственному отношению родителей к воспитанию детей, созданию атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.

Слайд 5

ЗАДАЧИ РАБОТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ДОО И СЕМЬИ оказание педагогической помощи родителям, привлечение семьи на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка; создание условий для активного взаимодействия родителей и ДОО через единое информационное пространство; внедрение эффективных развивающих технологий взаимодействия с родителями в практику социально – делового и психолого – педагогического партнерства; обеспечение высокого уровня психолого - педагогического просвещения родителей в вопросах воспитания и развития личности ребенка; привлечение родителей к совместной проектной деятельности и управлению образовательной деятельностью ДОО; повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия и сотрудничества ДОО и семьи; формирование у дошкольников осознанного отношения к семье как ценности на основе семейных традиций; разработка методических материалов, творческих проектов для проведения различных совместных мероприятий с родителями воспитанников.

Слайд 6

ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ДОО И СЕМЬИ принцип гуманистической направленности; принцип социального партнерства; принцип открытости; принцип индивидуального подхода к каждой семье; принцип учета возрастных и психологических особенностей детей; принцип обратной связи (рефлексия); принцип признания преимущественного права родителей; принцип информационной безопасности ребенка; принцип создания единой развивающей предметно-пространственной среды.

Слайд 7

ЭФФЕКТИВНЫЕН УСЛОВИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ДОО И СЕМЬИ установление интересов каждого из партнеров взаимодействия; настроенность родителей на совместное с педагогами воспитание своих детей; осуществление педагогической диагностики особенностей семьи и семейного воспитания дошкольников; согласие родителей на активное включение в образовательный процесс и понимание важности участия родителей в образовательной деятельности; выработка четких правил действий в процессе сотрудничества (планирование); владение педагогами методами обучения родителей: использование активных методов общения; обязательная обратная связь педагогов с родителями для оценки эффективного взаимодействия; анализ процесса взаимодействия семьи и ДОО; определение значимых для педагогов и родителей задач и содержания, на основе которых будет осуществляться взаимодействие в сотрудничестве дошкольного учреждения и семьи.

Слайд 8

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ДОО И СЕМЬИ Направление Цель Информационно - аналитическое Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального Наглядно- информационное Формирование у родителей представлений о деятельности ДОО, знаний о воспитании и развитии детей. Познавательное Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, выработка практических навыков воспитания детей Организация досуга Создание условий для развития и проявления творческих способностей воспитанников, родителей и педагогов.

Слайд 9

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ДОО И СЕМЬИ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИНТЕРАКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА ДОО И СЕМЬИ

Слайд 2

ИНТЕРАКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА ДОО И СЕМЬИ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИЧЕСТА ДОО И СЕМЬИ

Слайд 2

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ДОО И СЕМЬИ

Слайд 3

Надо помнить, что семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему передает ребенку социальный опыт, и только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Слайд 4

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ! Подготовила: Аюпова Нурия Фрильевна воспитатель высшей категории Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Излучинский детский сад комбинированного вида «Сказка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичный доклад МДОУ №2 "Рябинка"

Приоритетным направлением деятельности МДОУ № 2«Рябинка» является обеспечение психологического благополучия , охрана  и укрепление  здоровья  детей  и духовно-нравственное во...

Доклад - выступление на научно-педагогической конференции для специалистов занимающихся с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Тема доклада - Народная игра в музыкальном развитии детей с ОНР

     Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно сложно дет...

ДОКЛАД- ПРИЗИНТАЦИЯ ДОКЛАД

1слайдФормы и методы работы с родителями и детьми по экологическому воспитанию2слайднастоящее время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эт...

Доклад к семинару «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры ». Тема доклада: «Становление социально-коммуникативных умений посредством культурных практик».

С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач ...

Доклад ДОКЛАД на тему: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТОВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» .

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких дет...

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».Задолго до того, как игра стала предметом научных иссл...

Доклад для педагогической конференции. Тема доклада "Ребенок и семья в цифровом пространстве".

пять плюсов дистанционного взаимодействия для родителей: Возможность оперативно получать информацию о текущих и предстоящих событиях в группе.Отсутствие ограничений во времени...