«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников».
учебно-методический материал (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Теремок» г. Щигры Курской области»
Отчёт по самообразованию
«Театрализованная деятельность
как средство развития творческих способностей дошкольников».
Составила: воспитатель
Бут Н.Н.
Анализ самообразования
Гармоничное формирование личности ребенка невозможно без раскрытия и развития его творческих способностей. Поэтому в детском саду особое внимание уделяется театрализованной деятельности, которая помогает увидеть креативный потенциал каждого ребенка, а также способствует доступному усвоению знаний, умений и навыков, определенных программ, с гораздо большей продуктивностью. Учитывая, что возможности театрализованной деятельности ребенка дошкольного возраста – довольно широки, я решила взять тему «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников» для собственного саморазвития и провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями и педагогами детского сада. Определила цели и задачи своей работы, составила план.
Цели:
- повышение собственного уровня знаний по теме «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников»;
- развитие профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
- создание условий для развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности.
Задачи:
- Повысить свой педагогический уровень, профессиональное мастерство и компетентность через изучение методической литературы;
- Оформить уголок театра в группе;
- Подобрать беседы по теме; художественную литературу (стихи, пословицы, загадки, рассказы, сказки);
- Составить конспект НОД, праздников, развлечений;
- Разработать проект «Театр – глазами детей»
- Подготовить консультации для родителей и педагогов;
- Подготовить мастер-класс для педагогов ДОУ
- Организовать представление сказки «Колобок» для детей младшей группы
Задачи по работе с детьми:
- формировать у детей устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности
- развивать воображение, фантазию, внимание, самостоятельность, мышление;
- совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность через театрализованные игры, развивающие творческие способности дошкольников
- обогащать и активизировать словарь
- развивать диалогическую и монологическую речь детей
- воспитывать гуманные чувства у детей.
Работая над темой, изучила и составила картотеку учебно-методической литературы по развитию театрализованной деятельности дошкольников:
1.Березкин В.И. Искусство оформления спектакля. М. – 1986г.
2.Чурилова Э.Т. Методика организации театральной деятельности дошкольников и младших школьников. М. – 2002г.
3.Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. М. Линка-Пресс. – 2003г.
4.Олифирова Л.А. Солнышко смеется: сценарии праздников, театрализованных представлений для дошкольников. М. изд.дом «Воспитание дошкольника» - 2003г.
5.Антипина Е.А. театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии. 2-е изд., перераб. М. ТЦ Сфера – 2009г.
6.Дерягина Л.Б. Театрализованная деятельность в ДОУ. Сценарии по сказкам зарубежных писателей и народов мира. СПб.: ООО изд. «Детство-Пресс» 2015г.
7.Литвинцева Л.А. Сказка как средство воспитания дошкольников. Использование приемов сказкотерапии. СПб.: ООО изд. «Детство-Пресс» 2010г.
8.Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М. ТЦ «Сфера» 2010г.
9.Придумай слово: речевые игры и упражнения для дошкольников. Книга для воспитателей детского сада и родителей. Под ред. О.С.Ушаковой 2-е изд. перераб. и доп. М.: ТЦ «Сфера» 2010г.
Для успешной реализации задач в группе была создана соответствующая РППС. Существует оборудованный центр театра, в котором имеются различные виды театра для детей: пальчиковый, настольный, театр на магнитах, на фланелеграфе, кукольный, костюмированный, театр на цилиндрах, театр масок. Оборудовать центр театра мне помогли родители группы. Декорации, костюмы, атрибуты центра театра соответствуют определенным требованиям: яркие и красочные, разнообразные, соответствуют возрасту детей, удобны в использовании, не травмоопасные, имеется в достаточном количестве; отвечают гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность является частью образовательной деятельности в нашей группе. С родителями провела анкетирование по теме «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей». По результатам анкетирования составила план работы с родителями и разработала консультации: «Театр своими руками», «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей», «Влияние пальчикового театра на развитие мелкой моторики»
Разработаны конспекты НОД по речевому развитию с использованием театрализованной деятельности «Сказка «Теремок», НОД «Поход в театр» (показ сказки «Колобок» для детей младшей группы), НОД «Диалекты Курской области». Дети принимали активное участие в сценках на праздниках и развлечениях, проходивших в детском саду. Проводила с детьми ритмические, речевые разминки, игры пантомимы, игры имитации, различные упражнения, такие как: артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика. Как результат составлена картотека упражнений по артикуляционной гимнастике, пальчиковой гимнастике, дыхательной гимнастике, картотека театрализованных игр. В группе с октября по май реализовывался проект «Театр глазами детей», который помог привлечь к активному участию детей и родителей в мероприятиях по театрализованной деятельности в группе, у детей появился интерес к играм-инсценировкам, драматизациям. Детский интерес отразился в творчестве: сочинении рассказов, сказок, составлении книжек-малышек.
С воспитателями ДОУ провела мастер-класс «Театр на цилиндрах». Опыт моей работы по теме «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников» обобщен и используется в работе педагогами ДОУ.
Опыт моей работы показал: воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны. Дети с удовольствием разыгрывают спектакли в группе, выступают для родителей и малышей. Сложившаяся система работы позволила раскрыть творческий и духовный потенциал каждого ребенка и дала реальную возможность адаптироваться детям к социальной среде. Дети научились самостоятельно искать пути решения творческих задач, проявлять инициативу, осуществлять самоконтроль и самооценку своих результатов, у детей появился интерес к театрализованной деятельности. Выросло количество участников, проводимых в детском саду конкурсов, праздников, развлечений, направленных на развитие творческих способностей, любознательности.
Я пришла к выводу, что в процессе театрализованной деятельности расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире, развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, развивается чувство коллективизма, формируется опыт нравственного поведения, речь детей стала более связной, выразительной, расширился их словарный запас. На основе театрально-игровой деятельности реализованы практически все задачи воспитания, развития и обучения.
Планирую на будущее:
- придерживаться принципа системности, последовательности, доступности
- продолжить работу по формированию у детей интереса к театрализованной деятельности
- пополнять центр театра декорациями, костюмами, различными видами театра
- продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная деятельность в рамках ФГОС как средство развития творческих способностей дошкольников
Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает интерес к литературе, театру, совершенствует артистические навыки детей в плане переживания, воплощения образа, побуждает его к созданию ...
«Театрализованная деятельность в рамках ФГОС как средство развития творческих способностей дошкольников»
Статья предназначена для учителей, воспитателей и педагогов дошкольного образования....
«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников»
«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников»...
Консультация для педагогов по теме: «Театрализованная деятельность в рамках ФГОС как средство развития творческих способностей дошкольников»
Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает интерес к литературе, театру, совершенствует артистические навыки детей в плане переживания, воплощения образа, побуждает его к соз...
"Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников".
quot;Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников"....
Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников.
Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Игры для детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в...
Презентация передового педагогического опыта «Театрализованные игры как средство развития творческих способностей дошкольников»
опыт работы по речевому развитию...