Статья
статья

Сафонова Наталия Викторовна

Анализ состояния и актуальных проблем современного дошкольного образования в России

Скачать:


Предварительный просмотр:

 ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ И.С.ТУРГЕНЕВА» ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СБОРНИК СТАТЕЙ

ВЫПУСК 19 Том II Орёл, 2022

Анализ состояния и актуальных проблем современного дошкольного образования в России

Сафонова Н. В., воспитатель МДОУ «ЦРР «Дубравушка»-детский сад №31»

Мосина Н. А., воспитатель МДОУ «ЦРР «Дубравушка»-детский сад №31»

г. Железногорск

На сегодняшний день в нашей стране актуальное место занимает проведение комплекса мероприятий по модернизации всей системы образования. При этом особое место в данной системе занимает уровень дошкольного образования, так как именно образование в дошкольных учреждениях выступает важнейшей ступенью подготовки ребёнка к вступлению во взрослую жизнь. Стоит отметить, что основными задачами этого уровня образования являются следующие: всестороннее развитие личности и сбережение физического и ментального здоровья ребенка.

В связи с этим, в России на государственном уровне предпринимается ряд мер, которые направлены на обеспечение качества и доступности дошкольного образования для всех категорий населения. Так, на сегодняшний день наблюдается тенденция по развитию не только системы муниципальных дошкольных учреждений, но и частных, на базе которых реализуются различные образовательные программы, направленные на удовлетворение спроса широкого спектра образовательных услуг.

Однако развитие системы дошкольного образования неминуемо сталкивается с рядом существенных проблем.

В данной предметной области необходимо акцентировать внимание на том, что у детей в современном мире наблюдается проблемы развития коммуникативных умений для полноценного общения со сверстниками и взрослыми, в том числе умение выражать свои мысли и понимать речь. При этом одним из средств развития вышеперечисленных коммуникативных умений является сюжетно-ролевая игра, которая часто остается без должного внимания со стороны воспитателей [1]. Кроме того, существуют проблемы развития произвольной памяти, речевого развития детей, проблемы обучения НОД. В данной сфере всё упирается в новые методики, именно поэтому стоит уделять больше времени беседам, дидактическим и сюжетно-ролевым играм с расстановкой социальных приоритетов, нравственных, семейных ценностей. Помимо этого, стоит включать в образовательный процесс краткосрочные и долгосрочные проекты.

В то же время огромную роль в современной действительности играет цифровизация образовательного процесса. В связи с этим, следует подкреплять разноплановые образовательные проекты и рабочее место воспитателя присутствием современной компьютерными техническими средствами и мультимедийными возможностями.  В целом, в современном образовании необходимо внедрять современные технологии и методики, отвечающих новому времени.

Однако какие бы высокие требования ни предъявлялись дошкольному учреждению, проблемы социально-нравственного воспитания нельзя решить только в рамках дошкольного образования. Именно поэтому опорой и поддержкой педагогам в развитии и воспитании детей должны быть родители. Тем не менее в современной действительности всё чаще наблюдается недостаток семейного воспитания в связи с ростом числа разводов, увеличения числа семей социального риска, родителей – одиночек [3]. Исходя из этого очевидно, что результатом отсутствия одного из родителей становится то, что ребёнок большую часть времени предоставлен сам себе, что в итоге часто приводит к негативным последствиям.

 Это усугубляется тем, что большинство современных родителей также не желают сотрудничать с дошкольными образовательными организациями, ссылаясь на собственную занятость. При этом не секрет, что многие родители считают, что детский сад является местом, где лишь присматривают за детьми, пока родители заняты построением карьеры. Это приводит к тому, что базовая система знаний перестала сегодня играть прежнее значение. Действительно, для человека в эру цифровизации гораздо большее значение имеет не сумма базовых фундаментальных знаний, полученных в семье, детском саду, школе и вузе а, то, что он услышит по радио, увидит по телевизору, прочитает в интернете, узнает из разговора людей на улице. Вследствие этого необходимо разрабатывать мероприятия для совершенствования системы современного образования и улучшения имиджа   дошкольных организаций.

Вместе с тем нельзя забывать о том, что без сотрудничества родителей с детским садом невозможно полноценное развитие ребенка. Кроме того, непонимание между детским садом и семьёй оказывает негативное влияние на самого ребенка. Ввиду этого необходимо разрабатывать комплекс мер, которые побуждают родителей быть с ребенком на протяжении всего дошкольного возраста, а также оказывать помощь ему на всех стадиях развития. Для этого следует расширять использование разнообразных форм сотрудничества с родителями, в частности родительские собрания, педагогические гостиные, совместное проведение праздников, проведение конкурсов, организация выставок, консультационные пункты, родительские клубы, проекты, что дает возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание углублять имеющиеся педагогические знания, развивать креативные способности.

В данной предметной области стоит акцентировать внимание на рассмотрении и анализировании различных линий, представленных в практике современного образовательного пространства.

Первая линия представляет модель, когда воспитатель и взрослые самостоятельно строят работу с детьми. Ребенок до школы впитывает в себя информацию как «губка», он часто активен в познании нового и заинтересован изучением мира. Отсюда у некоторых родителей появляется желание воспользоваться этим периодом и немного «сместить» время, когда ребенок пойдет в школу, на год или на пару лет. В данной области есть два противоположных варианта. В первом варианте взрослый хочет оставить ребенка в детском саду на большее количество времени, а во втором случае родитель настаивает на том, что ребенку нужно раньше пойти в школу, обращая внимание лишь на его физиологическую готовность к школе и совсем забывая о психологической готовности. Хотелось бы добавить, что на практике наличие знаний ребенка не определяет успешность обучения, так как намного важнее, чтобы ребенок самостоятельно их добывал и применял в реальной жизни [2].Это положение подтверждают и исследования многих педагогов, которые указывают на то, что в системе дошкольного образования возникла жесткая ориентация детских садов на подготовку детей к школе, под которой обычно понимается только обучение чтению, счету и письму, хотя самым важным является именно мотивация ребенка, повышение его интереса к обучению в школе. Практика слишком раннего принудительного обучения детей с неизбежностью приводит к исчезновению учебной мотивации, и как следствие — к возникновению школьной дезадаптации и школьных неврозов.

Согласно второй линии, образование строится с учетом интересов самого ребенка и интересов его семьи, т. е. его законных представителей. Личностно-ориентированный подход нацелен на развивающий тип образования. Здесь учитываются возрастные и личностные особенности, происходит ориентирование на интересы каждого ребенка. К сожалению, далеко не каждый воспитатель может увидеть эти особенности в развивающем образовании. И не для каждого ребенка можно реализовать цели развивающего образования из-за ряда причин [2].

Всё вышесказанное ещё раз подтверждает наличие разноплановых проблем в современном образовании. Исходя из этого очевидно,что более эффективное обучение предполагает личностно-ориентированный подход, но все зависит от воспитателя, от его целей, которые воспитатель ставит на первый план. И именно от педагогов зависит, будут ли решаться проблемы в современном образовании или нет.

Помимо внутренних проблем взаимодействия воспитателя и ребёнка, и воспитателя и родителя существует ряд внешних препятствий. Так, со стороны родителей самой актуальной проблемой является недостаток мест в ДОУ и возникающая по этой причине очерёдность, а также проблема нехватки муниципальных дошкольных образовательных учреждений во многих регионах страны. На практике родители стараются записать ребёнка в детский сад заранее, с момента получения свидетельства о рождении. К тому же многие записываются в 5–10 детских садов, стоят в огромных очередях, предлагают заведующим взятки, устраивают различные конфликтные ситуации [4].

Достаточно ощутимой для родителей также является проблема финансирования дошкольных образовательных учреждений. В данной сфере многие родители жалуются на то, что за бесплатное образование приходится платить, на то, что финансирование детского сада практически целиком и полностью ложится на плечи родителей, и для многих семей такое финансовое бремя является непосильным [4]. Результатом таких проблем является создание негативного образа дошкольного учреждения у многих людей, появление мыслей о том, что детский сад – уже не необходимость, а роскошь, которую могут себе позволить состоятельные люди или люди со связями. Конечно же, в нормально функционирующей системе дошкольного образования такая ситуация категорически недопустима.

Между тем актуальной является и проблема дефицита высококвалифицированных кадров дошкольного воспитания. Действительно, главный элемент любой системы – это люди. Именно поэтому в детском саду должны работать те, кто действительно хочет и умеет работать с детьми, кто любит и готов учиться общению, кто стремится постоянно расти, осваивать всё лучшее, новое и привносить это в детский сад. Но чтобы обеспечить детский сад такими сотрудниками, им должны платить достойную зарплату, что является необходимым условием для того, чтобы перспективные сотрудники полноценно трудились на воспитательском поприще.

Наряду с этим, следует помнить, что главное преимущество детского сада заключается в наличии детского сообщества, благодаря которому создаётся пространство социального опыта ребёнка. Именно поэтому одним из ключевых моментов воспитания является выбор доверительного, партнерского стиля общения между взрослыми и детьми. На сегодняшний день технологии сотрудничества, педагогическая поддержка, и индивидуализация ребенка становятся особенно актуальными как новые ценности образования. На первый план должны выдвигаться технологии личностно-ориентированного обучения и воспитания, которые представлены в двух основных моделях организации образовательного процесса – совместной деятельности педагога и детей и самостоятельной деятельности ребенка [3]. При этом в обучении учитывается характер, темперамент, уровень уже полученных знаний и умений, а также степень сформированности умений и навыков, необходимых для дальнейшего обучения и развития

В заключении, можно сказать, что существует ряд разноплановых проблем в современном образовании, решение которых необходимо прорабатывать совместными усилиями федеральных и региональных властей. Вследствие этого очевидно, что современная система воспитания может быть эффективной только при создании благоприятных социально-педагогических условий, среди которых определяющими являются гуманизация образовательного процесса, учет социальной и этнической обусловленности, мотивация нравственного патриотического поведения и эффективное управление. Наряду с этим, социальное воспитание дошкольников через личностно ориентированное обучение с применением тактик педагогической поддержки всё ещё требует изучения, развития и дальнейшего внедрения в практику дошкольных образовательных учреждений.

Список литературы:

1.Ветюкова И. М. Актуальные проблемы современного дошкольного образования// Электронный журнал Экстернат.РФ-2016.

2. Гребешова, С. В. Актуальные проблемы современного дошкольного образования / С. В. Гребешова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016.

3. Синцова И. Н. Актуальные проблемы современного дошкольного образования//Сборник конференции Актуальные проблемы дошкольного образования-2020.

4. Официальный сайт Российской газеты: Детским садам не хватает финансирования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.rg.ru/2011/10/14/detsad-site.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...