Конспект исследовательской деятельности для детей старшей группы по теме: «В царстве камней»
опыты и эксперименты (старшая группа)
Конспект исследовательской деятельности для детей старшей группы
по теме: «В царстве камней»
Подготовила и провела воспитатель: Иванова А.Г.
Цель: Расширять знания детей о камнях, их свойствах; учить самостоятельно определять свойства камня; цвет, гладкость, блеск, прозрачность, плавучесть, растворимость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_issledovatelskoy_deyatelnosti_-_v_tsarstve_kamney.docx | 18.57 КБ |
fotootchyot.zip | 2.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект исследовательской деятельности для детей старшей группы
по теме: «В царстве камней»
Подготовила и провела воспитатель: Иванова А.Г.
Цель: Расширять знания детей о камнях, их свойствах; учить самостоятельно определять свойства камня; цвет, гладкость, блеск, прозрачность, плавучесть, растворимость.
Задачи:
Область Познание:
Развивать умение узнавать и называть свойства камней; Формировать сенсорные ощущения, умение обследовать камни, называть; Дать представления о том, что камни в природе есть речные и морские; камни тяжелые и твердые, поэтому их используют в строительстве зданий, дорог, мостов; Учить детей практическому обследованию предметов. Учить делать умозаключения, выводы.
Область Социально-Коммуникативная:
Учить употреблять в речи правильные формы названий камней; Развивать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, выражать свою точку зрения, понятно для слушателя отвечать на вопросы; Воспитывать настойчивость в достижении цели, аккуратность, чувство взаимопомощи.
Область Художественно-эстетическое творчество:
Развивать эстетический вкус, воображение, художественно-творческие способности; Дать первое представление о ценных камнях, которые используются для украшения построек, в изготовлении памятников, сувениров (гранит, мрамор), показать изделия из драгоценных камней (женские украшения, броши, браслеты).
Оборудование и материалы:
Набор морских и речных камней; иллюстрации с изображением мостов, зданий, станций метро, памятников; Несколько сувениров и женских украшений из драгоценных и полудрагоценных камней; стаканчики с водой; лупы; гвозди; кусочек дерева; молоток; металлическая ложечка; магнитофон, записи классической музыки.
Предварительная работа
Организация развивающей среды: Рассматривание коллекции камней; Беседы о камнях; Загадывание загадок;
Формы организации совместной деятельности
Сюрпризный момент, ситуативная беседа, рассматривание иллюстраций с изделиями из камней и самих изделий.
Ход занятия.
1) Воспитатель приглашает детей отправиться в царство камней. Чтобы попасть туда, нужно закрыть глаза, сказать волшебные слова (в это время снимает воспитатель ткань, которой были накрыты предварительно камни и иллюстрации).
-Посмотрите, где мы оказались! Сколько разных, непохожих друг на друга камней, рисунки мест, откуда они родом, украшения из них. Давайте рассмотрим внимательно: все камни по-своему особенные, не похожи друг на друга. Чем они отличаются?
Камни различны по размеру, цвету, форме. В старину люди считали, что камни различаются еще и своими магическими свойствами: некоторые из них могут влиять на самочувствие человека, улучшать его настроение и даже лечить разные болезни. Про камни есть много сказаний и легенд. Одна из них гласит, что у каждого человека есть свой камень, который защищает его, такой камень называется амулетом.
-Посмотрите внимательно, что изображено на этих картинках? Горы – это огромные глыбы камня. Когда от них откалываются маленькие кусочки, получаются маленькие камушки, которые мы видим сейчас перед собой. Камни есть не только в горах, они есть под землей, и под водой. Посмотрите на картину с морским берегом. Морские камни очень гладкие. Как вы думаете, почему? Морская вода своими волнами сглаживает все неровности камней, оказавшихся в море. Под водой камни трутся друг о друга, постепенно становятся гладкими. Камни, которые еще не бывали в море, имеют более острые края. В горах и подземельях люди находят драгоценные камни, которые обрабатывают и вставляют в украшения. Но не только для украшений служит человеку камень. Посмотрите на другие рисунки: из камня строят дома, башни, мосты и дороги, даже станции метро. Памятники людям тоже создают из камня. А все потому, что камень славиться своей прочностью.
- Хотите узнать, что тверже, камень или дерево? Попробуем забить гвоздь сначала в деревянную дощечку, затем – в камень (опыт проводит воспитатель). Что тверже – камень или дерево?
Интересно, что гвоздь тоже был камнем. Металлы делают из руды, руда – это особый вид камня, который добывают в горах и под землей. Так из железной руды выплавили железо, потом из железа сделали гвоздь. Оказывается, камни окружают нас повсюду!
2) А сейчас ребята наденем фартуки и пройдем в лабораторию.
Каждый из вас выберет себе самый понравившийся камень. Станем настоящими учеными – исследуем свойства выбранных нами камней и отметим результаты на листах исследования.
- По внешнему виду камня уже можно многое сказать о нем. Начнем Фиксировать результаты наших наблюдений. Все камни отличаются по цвету.
В первой строчке закрасьте кляксу цветом вашего камня.
- Теперь возьмите лупу и через неё посмотрите на камень, что на нем видим? (трещинки). Погладьте камень пальчиками, поставьте отметку на клеточке с изображением гладкого камня, если он неровный, имеет уголки - на картинке с угловатым камнем.
- Теперь мы будем, определять, блестящий камень или нет. Посмотрите, блестит ли ваш камень, или нет.
- Нужно определить прозрачный ли ваш камень, может ли он пропускать сквозь себе свет, или нет.
- Теперь проверим, тонет ли ваш камень или нет. (дети бросают камень в стаканчик с водой, помешивают его ложечкой, проверяя его растворимость)
- Ребята, мы узнали, что разные камни обладают различными свойствами. Страна камней загадочна и интересна.
Физминутка
Под веселые напевы
Повернемся вправо, влево
Руки вверх! Руки вниз!
Вверх! И снова наклонись.
Шаг – назад и два – вперед,
Вправо, влево – поворот.
Покружимся, повернемся,
Снова за руки возьмемся.
Три шага вперед, дружок.
Покружились, потолкались,
Повернулись, разбежались.
3) Ребята, мы с вами узнали, что камни есть в горах, под землей, под водой. Камни могут еще рождаться, например в вулкане. Вы знаете, что такое вулкан? Вулкан – глубокое отверстие в твердой оболочке нашей Земли (педагог демонстрирует иллюстрацию вулкана). Сквозь отверстие иногда извергается горячая магма, которая находится в глубине нашей планеты. Когда вулкан извергается, из него течет раскаленная магма – лава. Когда лава попадает на поверхность земли и остывает, из нее получаются камни вулканического происхождения.
- Опыт с использованием уксуса и соды нам поможет увидеть модель извержения вулкана. Этот опыт можно проводить только взрослому, потому что здесь используется кислота, которой можно обжечься, - уксус. Осторожно нальем уксус в пробирку, добавим туда несколько капель шампуня и немного красной краски (магма красного цвета). Завернем две столовые ложки соды в бумажную салфетку и бросим в бутылку. Что происходит? Так выглядит извержение вулкана!
Вывод: Камни встречаются повсюду: под землей, в горах, на земле и даже под водой. В городах очень много сооружения возводят из камня, потому что камень тверже дерева. Все камни очень разнообразны. Большинство камней очень твердые, тонут в воде и не могут в ней раствориться.
Камни могут появляться, когда извергается вулкан: магма, текущая по стенкам вулкана, остывает, так как на поверхности холоднее, чем в жерле вулкана. Остывшая магма превращается в камни.
Теперь нам пора отправляться домой. Дети закрывают глаза, произносят заклинание, возвращаются в группу.
- Ребята, вы снова сможете оказаться в стране камней, не произнося заклинаний, если будете немного внимательней смотреть под ноги и вокруг себя. Царство камней окружают нас повсюду! Нужно лишь уметь его замечать
1. Опыт: «Что тверже, камень или дерево?» (опыт проводит воспитатель).
Цель: Содействовать формированию представления детей о свойствах и качествах дерева и камня: гладкий-шершавый, теплый-холодный, мягкий-твердый, тяжелый-легкий.
2. Опыт: ««Исследование свойства камня»
Цель: Развитие у детей познавательной активности в процессе экспериментирования, интереса к окружающему миру, расширение кругозора.
3. Опыт: «Вулкан» (опыт проводит воспитатель).
Цель: Дать дошкольникам элементарные представления: о природном явлении — вулкан, наглядно показать взаимодействие щелочи с кислотой (реакцию нейтрализации); о лаве которая попадает на поверхность земли и остывает, и из неё получаются камни вулканического происхождения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию познавательно – исследовательской деятельности для детей старшей группы Тема: « Волшебница - вода»
Знакомство со свойствами воды....
Конспект занятия по развитию познавательно – исследовательской деятельности для детей старшей группы Тема: « Волшебница - вода»
Знакомство со свойствами воды....
Конспект занятия по развитию познавательно – исследовательской деятельности для детей старшей группы Тема: « Волшебница - вода»
Знакомство со свойствами воды....
Конспект исследовательской деятельности для детей старшей группы «Волшебница – вода»
закрепить и систематизировать знания и представления детей о значении воды для всего живого...
Конспект исследовательской деятельности для детей старшей группы.
Предназначен для занятий по познавательному развитию....
Занятие по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы. Тема: «Вулканы»
Цели:1. Обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире; расширять представление детей об объектах и явлениях неживой природы; развивать активнос...
Конспект ОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Кладовая Земли.Камни"
Образовательная деятельность с применением технологии А.И.Савенкова. Содержит этапы и методы исследования предмета....