Картотека
картотека (средняя группа)
Картотека игр по ознакомлению детей со словом в средней группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_po_oznakomleniyu_detey_so_slovom.docx | 18.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр по ознакомлению детей со словом
«Кто это? Что это?»
Цель: дать детям понятие «слово», обозначающее живой или неживой предмет.
Оборудование: одушевленные и неодушевленные предметы (стол, книга, игрушки, птицы, рыбки и т.д).
Описание игры: Педагог обращается к детям: «Вокруг нас много разных предметов. И о каждом предмете мы можем спросить. Я вас буду спрашивать, а вы мне будете отвечать одним словом. «Что это». Педагог указывает на разные неодушевленные предметы. Дети отвечают, например « «Книга» и т.д. «Как можно спросить про эти предметы» Дети отвечают «Что это?»»
Далее педагог говорит: «А сейчас я вас спрошу иначе. Кто это?» педагог указывает на одушевленный предметы: птичку, рыбку, детей – и спрашивает у детей : «Как можно спросить? (Кто это?)». Я вам буду называть разные предметы, а вы к этим предметам ставьте вопросы. Педагог называет одушевленные предметы, а дети ставят вопрос «кто?». Таким образом, педагог постепенно подведет детей к понятиям «живой» - «неживой».
Педагог приглашает девочку, рядом с ней ставит куклу и обращается к детям с вопросом: «Чем отличается Лена от куклы?». Дети называют различия и вместе приходят к выводу, что девочка живая, а кукла не живая, игрушка. Далее сравнивается игрушка - медведь и медведь, изображенный на картинке. Выясняется, что игрушка-медведь – неживой, а картинка изображает живого медведя. Подводя итог, педагог делает вывод: все слова, обозначающие неживые предметы, отвечают на вопрос «Что?», а слова, обозначающие живые предметы, - на вопрос «что?»
«Кто что делает?»
Цель: дать понятие о слове, которое обозначает действие.
Оборудование: карандаш, бумага.
Описание игры: педагог приглашает одного из детей к себе и дает ему задание (тихо, чтобы не слышали другие дети): «Саша рисуй, - и спрашивает у детей: «Что делает Саша?». Дети должны ответить одним словом. Затем педагог дает другие задания ребенку, а дети называют его действия. Обращаясь к детям, педагог говорит: «Вы мне назвали много слов. К словам, которые вы мне называли и которые назвала я, можно поставить вопрос : «что делает?», эти слова обозначают действия. Теперь я буду называть слова, а вы будете ставить вопрос». (варит, шьет, бежит, смеется и т.д)
«Что нам почта принесла»
Цель: закреплять в речи детей слова, обозначающие действия.
Оборудование: сюжетные картинки, сумка почтальона, конверты
Описание игры: педагог заранее раскладывает по одной или две сюжетные картинки и кладет эти конверты в сумку почтальона. Детям педагог сообщает о том, что пришло много писем всем детям. Для того чтобы эти письма разнести, нужен почтальон. Из числа детей выбирается почтальон, который разносит письма всем детям. Затем педагог говорит, что письма эти не простые, а письма картинки и дети должны выполнить следующее задание: внимательно посмотреть на картинку и ответить одним словом на вопрос «что делает?». Дети рассматривают картинки и поочередно называют только одно слово, обозначающее действие (поливает, строит, рисует и т.д).
«Назови слово».
Цель: Учить детей различать слова, обозначающие предмет, и слова, обозначающие действие
Оборудование: Предметные картинки.
Описание игры: Педагог раскладывает на столе предметные картинки изображающие стол, кошку, бегущего ребенка, сидящего человека, бабочку, книжку и тд.
Педагог предлагает детям, опираясь на эти картинки, назвать по одному слову, к которому можно поставить вопросы: кто это? что это?, что делает? За правильно выполненное задание ребенок получает картинку. В конце игры подсчитывается количество картинок у каждого из детей.
«Какой он?»
Цель: дать понятие о словах, обозначающих признаки предмета.
Оборудование: лимон, игрушки и тд.
Описание игры: Педагог показывает детям лимон, предлагает рассмотреть его, поставить вопрос к слову «лимон» какой? и ответить на него. (Желтый, кислый, душистый, овальный, большой, маленький, спелый и тл). Затем педагог говорит: «мы услышали много разных слов, и к этим словам можно поставить вопрос «какой?». A теперь посчитайте, сколько я скажу слов.
Большой, новый. (два слова)
Какое первое слово? (большой)
Какое второе слово? (новый)
Теперь вы назовите по два слова, к которым можно поставить вопрос «какой?» педагог указывает на мишку и спрашивает: «какой?» дети отвечают (например: большой, плюшевый или новый, маленький и тд). Таким образом отрабатываются прилагательные женского и среднего рода, отвечающие на вопросы: какая? какое?
«Что кому нужно?»
Цель: Учить детей правильному употреблению имен существительных в дательном падеже
Оборудование: два набора картинок: один набор картинок с изображением людей разных профессий, второй набор с изображением соответствующих орудий труда, предметов.
Описание игры: Педагог раздает детям картинки с изображением людей различных профессий, а картинки с изображением предметов показывает, задавая при этом вопрос «Кому нужен самолет?» Ребенок, у которого картинка- летчик, поднимает руку и отвечает: самолет нужен летчику, За правильный ответ получает картинку. Тот, кто раньше закроет свои картинки, считается победителем.
Самолет, швейная машинка, автомобиль, Винтовка, Молот, Лопата, Книга, Сумка, Паровоз, Ученику, Шоферу, Машинисту, Почтальон, кочегару, кузнецу, летчику, солдату, портнихе
Игра заканчивается, когда педагогом или ведущим ребенком будут розданы все картинки.
«Что нужно кукле?»
Цель: Учить детей употреблять в речи существительные в именительном, винительном и творительном падежах.
Оборудование: картинки с изображением предметов, используемых при умывании, одевании (мыло, зубная щетка, полотенце, зубная паста, гребень, щетка для рук, заколка, лента для волос: скатерть, ваза, поднос, кружка, тарелка, носки, ботинки, шапочка блузка, юбка, перчатки)
Описание игры: Педагог знакомит детей с картинками спрашивает их, для чего нужен каждый предмет, затем перемешивает картинки и раздает их детям. Берет куклу и говорит: «наша кукла рано встала и хотела бы умыться, но чем?», дети приносят картинки, на которых нарисованы предметы, нужные кукле для умывания. Игра продолжается. Педагог направляет игру так, чтобы чередовались все виды деятельности
Педагог требует от детей использования существительных в нужном падеже.
«Ответь на вопрос»
Цель: Закреплять в речи детей слова, обозначающие предметы, действия, признаки предметов.
Оборудование: Игрушки, картинки, изображающие те же предметы, сюжетные картинки, изображающие предметы в действии.
Описание игры: Педагог показывает детям разные предметы, а они их называют. Показывая игрушки, педагог задает детям вопрос. Они отвечают одним словом. Затем педагог показываст картинки, где нарисованы дети, выполняющие различные действия, и задает вопросы: «Кто это?» - (девочка) Что делает? (танцует. и т.д.) педагог показывает мячи спрашивает: «что это?» какой он? (круглый, синий) и т.д.
«Подарки»
Цель: закреплять практическое усвоение детьми понятия «слово»
Оборудование: игрушки: конь, волчок, кукла, самолет и т.д
Описание игры: дети образуют хоровод. Водящий стоит в середине. Дети идут вправо со словами:
Принесли мы все подарки,
Кто захочет, тот возьмет –
Вот вам кукла с лентой яркой,
Конь, волчок и самолет.
С окончанием слов дети останавливаются, а стоящий в середине круга называет подарок, который он желает получить, и читает соответствующий стишок. Если он называет коня, дети изображают как скачет конь, если
куклу, они пляшут, если волчок – кружатся, если самолет – подражают полету самолета.
Слова и движения детей при изображении игрушек следующие:
Ведущий:
Скачет конь наш,
Чок, чок, чок,
Слышен топот
Быстрых ног
Дети:
Бегут по кругу, высоко поднимая ноги. Ноги подняты вперед, корпус слегка отклонен назад.
Кукла, кукла, попляши
Красной лентой помаши.
Вот как кружится волчок
Прожужжал и на пол лег
Самолет летит, летит,
Летчик смелый в нем сидит.
Пляшут на месте
Кружатся на месте, останавливаются и приседают
Раздвинув руки в стороны, плавно бегают по кругу. Когда водящий скажет «стоп», дети останавливаются.
Стоящий в кругу выбирает какую-нибудь игрушку – одного из участников игры. Тот, кто выбран, становится ведущим.
«Рассмотри картинки»
Цель: закреплять у детей понятия «живой» - «не живой»
Оборудование: предметные картинки изображающие живые и не живые предметы, наборное полотно.
Описание игры:
Вариант 1. Педагог выставляет на наборное полотно все предметные картинки и просит детей внимательно их рассмотреть. Затем педагог спрашивает 1) назовите картинки с изображением живых предметов и поставьте к ним вопрос; 2) назовите картинки с неживыми предметами, поставьте вопрос.
Вариант 2. Игра проводится без опоры на предметные картинки. Педагог подбирает разные слова (одушевленные и неодушевленные) и называет их вперемешку. Детям необходимо правильно поставить вопрос к этим словам.
Наиболее активные дети отмечаются педагогом в конце игры.
«Рыбы, звери, птицы»
Цель: закреплять в активном словаре детей существительные по темам «Рыбы», «Звери», «Птицы»
Описание игры: все становятся в круг, ведущий ходит внутри куга и громко, не спеша говорит : «Рыбы, Звери, Птицы, Рыбы, Звери, Птицы…
Неожиданно останавливается перед кем-нибудь, указывая на него ладошкой, говори, например : «Звери». Затем отсчитывает 5-7 хлопков. Если вызванный успел назвать зверя (медведь, вол, лиса и т.п), он получает фант. Выигрывает тот, кто наберет больше фантов. Он становится ведушим
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )
С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...
Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.
Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...
Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр
Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...
Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр
Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...
Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.
Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....
Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...