Игры на сплочение детского коллектива.
учебно-методический материал (старшая группа)
В арсенале любого педагога должны быть игры на сплочение детского коллектива. Именно такие игры помогут ему не только самому установить положительный контакт с детьми, но и самим детям по-доброму взглянуть друг на друга, вызовут интерес к сверстникам, к пониманию индивидуальности каждого из них..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
коммуникативные игры | 24.82 КБ |
игры на сплочение детского коллектива | 19.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Коммуникативные игры – это игры на развитие умения общаться, умение сотрудничать и взаимодействовать с людьми в разнообразных жизненных ситуациях.
Театрализованная деятельность рассматривается как специфический вид художественно-творческой деятельности, участники которой осваивают доступные средства сценического искусства, согласно выбранной роли, участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений.
Коммуникативные игры выступают в роли средств подготовки ребёнка или группы детей в умении взаимодействовать, занимать всё сценическое пространство, не мешая друг другу и конечно же чувствовать, и управлять своим главным инструментом – телом.
Практический материал:
- «Здороваемся со своим телом»
Цель: почувствовать своё тело, наладить контакт с ним.
Упражнение выполняется сознательно, а не формально)
Выполнение: по принципу самомассажа, стоя; руки начинают разминать с пальцев, кистей, снизу – вверх; ноги – сверху – вниз; шею, грудь, живот. Можно использовать спокойную музыку, настраивающую на положительные эмоции)
- Тренинг «Лошадки»
Цель: настраиваем инструмент актёра – тело.
Выполнение: по принципу самомассажа (массажа); упражнение выполняется по одному (в парах); стоя; шлёпаем губами как лошадки и растираем (поглаживаем, постукиваем) тело сверху – вниз, издавая звуки как лошадка (шлёпает губами), в конце массажа, как будто одеваем напарника в мешок от головы к ногам, при этом потягиваясь приседаем.
- Упражнение «Баня»
Цель: настраиваем звучание, силу голоса.
Выполнение: начинаем звучат на зевке м – м - м и похлопывать себя ладошкой по груди, по голове, по лицу (пальцами), по спине, по низу живота; вообще, просто зевать очень хорошо перед чтением стихотворений.
- Игра «Молекулы» или «Броуновское движение»
Цель: формирование умения занимать всё игровое пространство, не сталкиваясь, не наталкиваясь друг на друга, быстро реагировать на сигнал.
Выполнение: Все участники собираются тесной кучкой вокруг ведущего, по сигналу начинают хаотично двигаться в разные стороны, жужжа. Через некоторое время ведущий подает один сигнал, что означает — “тишина и замри”, два сигнала — “выстроиться в круг. Существует и другие вариант игры:
- игроки передвигаются закрытыми глазами;
- под музыку все участники свободно передвигаются, в любой момент ведущий может дать сигнал: “Соберитесь в группы по 5 человек (по 3, по 7 ...)!”. Участникам необходимо быстро организовать такие группы, встав в круг, взявшись за руки и так несколько раз, меняя число человек в группах (число атомов в молекуле);
- с мячом: все дети встают в круг, ведущий один за другим вкатывает в центр круга теннисные мячики. Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное количество мячей. Смысл игры — установить командный рекорд по количеству мячей в круге.
- Игровое упражнение «Снегопад»
Цель: развитие умения распределять внимание, умение занимать всё игровое пространство.
Выполнение: под музыку (сигналу) дети двигаются, не сталкиваясь по группе, на сигнал – парами, на сигнал – тройками, на сигнал – врассыпную.
- Игра «Перебежки»
Цель: формирование умения быстро реагировать на сигнал, координацию движения.
Выполнение: дети сидят на стульчиках по кругу, ведущий приглашает к себе в гости; «Ау – ау, Петя», Петя отвечает: «Ау, Ау, Светлана Сергеевна» и перебегают, меняясь местами, таким образом игра продолжается.
Вариант: добавляются условия (препятствия); перебегают – «на дороге» - гололёд, грязь, сильный ветер, лужи, сугробы, горячо, битое стекло и т. д. Дети передают в движениях условия.
- Игра «Горячий картофель»
Цель: развитие внимания, координации движения, реакции.
Выполнение: Традиционно в игре используется настоящий картофель, но его можно заменить теннисным мячиком или волейбольным мячом. Дети садятся в круг, водящий находится в центре. Он бросает «картошку» кому-нибудь из игроков и тут же закрывает глаза. Дети перебрасывают «картошку» друг другу, желая, как можно быстрее от нее избавиться (как будто это настоящая горячая картошка). Вдруг ведущий произносит: «Горячий картофель!» Игрок, у которого оказалась в руках «горячая картошка», выбывает из игры. Когда в кругу остается один ребенок, игра прекращается, и этот игрок считается победившим (либо игрок у которого картофель, становится водящим).
- Игра со стульями.
Цель: формирование умений согласовывать свои действия с действиями других детей в полной тишине, не произнося ни звука.
Выполнение: Вся группа по команде: «Приготовились! Пожалуйста!», одновременно встала, подняв стулья, ставит их в виде какой-то фигуры и одновременно садится. Например, «Приготовились одновременно поставить стулья в полукруг лицом к двери! Пожалуйста!» Важно, чтобы не было никаких разговоров во время выполнения задания, никто не командовал, все работали одновременно, приспосабливаясь друг к другу. За этим могут следить «судьи». Постепенно фигуры можно усложнять, задавая поставить стулья кругом, квадратом, буквой Г, цифрой 3. Каждый раз следует обращать внимание на чёткость конца упражнения, чтобы все работающие именно одновременно сели на свои поставленные стулья.
- Игра «Пластилин»
Цель: формирование умения владеть своим телом, координация движения, внимание, творческий подход, воображение, выдержка.
Выполнение: дети (комочки) пластилина распределяются по группе сгруппировавшись в позе колобка; педагог поглаживает (разглаживает) каждый комок (дети должны сдерживаться, не смеяться). Затем задаётся тема: Животные. Дети по сигналу начинают постепенно превращаться в образы, например, на счёт десять – встать и замереть в образе определённого животного. Затем начинается обратный отсчёт, и дети постепенно возвращаются в позу комочка пластилина.
- Игра «Лягушка» или «Стрелок»
Цель: развитие внимание, взаимодействие в коллективе.
Выполнение: Все дети садятся в круг, выбирается один фермер он становиться в центр круга и один вода, он выходит за круг. Вода говорит: наступила ночь - уснул фермер, заснули все комары и лягушки. В это время вода идёт по кругу и дотрагивается до спины одного из детей - этот ребёнок теперь лягушка остальные комары. Вода: "Наступило утро, и лягушка вышла на охоту!" Все открывают глаза, теперь задача фермера определить кто лягушка. Задача лягушки съесть как можно больше комаров - показывая язык (кто увидел -тот ложится и снова встаёт) После нахождения прожорливой рептилии выбирается новый фермер, а бывший становиться Водой...
- Тренинг «Самолётик»
Цель: чёткое проговаривание звуков, развитие координации движений.
Выполнение: сочетание гласных: А, О, У, Э, И, Ы. Сочетание согласных: БГД а…ПТК а, РЛ…СК….ЗК…ЗГ…
Дети сидят на стульях по кругу, самолётик полетел, ведущий задаёт сочетание согласных, дети ловят это сочетание и меняют гласную, перенаправляя самолётик другому участнику игры…БДГа – БДГа – БДГо…..БДГо – БДГо – БДГы …..БДГы – БДГы – БДГи….
- Тренинг «Яблоко»
Цель: подготовка артикуляционного аппарата к речевым играм.
Выполнение: представить, как мы кусаем яблоко и разжёвываем его.
- Игра «Моё»
Цель: развитие умения управлять своим голосом.
Выполнение: выбирается ребёнок – пирожное, садится в центре круга с завязанными глазами; дети сидят на стульях по кругу и должны позвать пирожное меняя голоса, чтобы голос ему понравился и забрать пирожное себе; зовут по сигналу: Начали, произнося слово: Моё…
- Игра «Самурай»
Цель: развитие внимание, координации движений.
Выполнение: Это подвижная игра на внимание!
Вариантов этой игры множество, но главное соблюдать ритм.
"Я Самурай и это моя месть" интересная и полезная игра как для актеров, так и для людей, которым необходимо научится концентрироваться, держать ритм, уметь работать в команде, снять мышечные и психические зажимы.
Играющие стоят в кругу, выбирается «Самурай». Самурай: Я самурай и это моя месть (поднимает руки стрелочкой вверх и указывает на любого игрока направляя на него стрелочку со звуком ХА (хо, ху) – заранее проговаривается. Игрок ловит звук: ХА и поднимает руки стрелочкой вверх, а игроки, стоящие рядом, закрывают стрелочкой, повторяя этот же звук. Игрока продолжается до первой ошибки. Игрок, который ошибся выбывает, и игра продолжается.
- Игра «Передай сигнал»
Цель: развитие внимания, эмпатии, сближение, сплочение детско – взрослого коллектива.
Выполнение: игроки сидят в кругу, водящий придумывает сигнал (обнимашки, поглаживание по голове, хлопки + обнимашки, поглаживание по спине и т. д.) Это движение дети передают друг другу пока он не вернётся водящему. (можно придумать любые движения)
- Игра «Испорченный телефон»
Цель: развитие внимания.
Выполнение: игроки стоят в шеренге спиной к водящему, водящий придумывает позу или движение, поворачивает первого игрока и показывает её, затем отходит в сторону, первый игрок поворачивает следующего и показывает движение, которое запомнил, встаёт на место и так пока все не передадут движение или позу, затем все поворачиваются и показывают позу которую им показали, тот кто по мнению водящего неправильно её повторил выбывает из игры.
- Игра «Глаза в глаза»
Цель: развивать умение управлять своими эмоциями, мимикой.
Выполнение: дети делятся на пары или небольшие группы, держат друг друга за руки и не отпускают, смотрят в глаза друг другу, не произнося ни слова, должны передать своё настроение партнёру. Водящий предлагает ситуации: я так устал, помоги мне; мне скучно; я так рад встрече с тобой; что – то я плохо себя чувствую; у тебя на голове комар – смахни его и т.д. фантазируйте с эмоциями…
- Игра «Горячий мяч»
Цель: развитие воображения, внимания, снятие мышечных и эмоциональных блоков.
Выполнение: сидя в кругу, наделяем мяч разными качествами (горячий, ледяной, тяжёлый, лёгкий и т.д.) передаём в этом состоянии руг другу.
- Упражнения, помогающие снять блоки с лица:
- «Смахни комара» - без рук, только мышцами лица, сдувая.
- «Упругие губы» – боремся с вялостью губ, вялость губ препятствует правильному формированию звука: • свисток (губы вытянули хоботком вперёд), улыбка (широко растянули губы), • говорящая кукла – нижняя губа опускается и открывает нижние зубы, затем возвращается на место, зубы сомкнуты, • движение хоботка (губы вытянутые вперёд) по кругу, плавно и медленно, • поочерёдное натягивание губ – верхняя на нижнюю, потом нижнюю на верхнюю, • волейбольная сетка – верхняя и нижняя губа – это верхняя и нижняя сторона сетки, зубы – ячейки сетки, на раз – губы широко растягиваются, на два – сжимаются.
- «Играем в звуки» – ввинчиваем звук «С» ногой в пол, теперь подбрасываем его ногой, как бы играя в футбол, рукой можем подбрасывать вверх звук «М», ребёнок сочиняет и показывает придуманные им самим игры в звуки.
- «Хомячок». Пожевать воображаемую жвачку так, чтобы двигалось все лицо. Начиная со второго раза добавить хвастовство. Участники разбиваются по парам и хвастаются лицом друг перед другом, у кого вкуснее жвачка.
- Упражнение «Огонь – лед»
Цель: развитие умений владеть своим телом.
Выполнение: Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. Участники выполняют упражнение, стоя в кругу. По команде ведущего «Огонь» участники начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений выбираются каждым участником произвольно. По команде «Лед» участники застывают в позе, в которой застигла их команда, напрягая до предела все тело. Ведущий несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.
- Игровое упражнение «Шумелка»
Цель: развитие внимания, подготовка речевого аппарата к речевым играм.
Выполнение: воспитатель поднимает левую руку, и все топают, произносят скороговорки, кричат, визжат, гремят. Но как только руководитель поднимает правую руку, шум моментально затихает, и все произносят такой текст: - Что за шум, что за гром? Сидел комар на дубе том. Обломился этот сук – вот откуда шум и стук! (заранее руководитель просит кого-то из ребят произнести этот текст с интонацией вызова или важного сообщения – остальные пристраиваются к ведущему).
- Игра «Словесный волейбол»
Цель: развитие внимания, координации движений.
Выполнение: участники встают в круг, бросают друг другу мячик. Игрок, который бросает мяч, называет любое имя существительное, а тому, кто ловит мячик, нужно назвать подходящий по смыслу глагол. Например, спектакль – начинается, солнце – светит, актёр – играет и др. Если же игрок называет неподходящий глагол, он выбывает из игры.
- Игра «Весёлый счёт»
Цель: развитие внимания, сплочение коллектива, умение чувствовать друг друга.
Выполнение: до скольки ведётся счёт определяется в начале игры, дети сидят по кругу по команде НАЧАЛИ - считают по порядку, не сговариваясь, если игроки повторяются, игра начинается с начала.
- Игры со скороговорками:
- «испорченный телефон» - играют две команды. Капитан каждой получает свою скороговорку. Выигрывает та команда, которая по сигналу ведущего быстрее передаст скороговорку по цепи, и последний представитель которой лучше и точнее произнесёт её в слух;
- «ручной мяч» - ведущий подбрасывает мяч и называет имя какого – либо ребёнка. Тот должен быстро подбежать, поймать мяч и произнести скороговорку и т.д.;
- вариант «ручного мяча» - дети стоят в кругу, в центре – ведущий с мячом. Он бросает мяч любому ребёнку, тот должен его поймать и быстро произнести скороговорку. Если ребёнок не сумел поймать мяч или не смог чётко произнести скороговорку, он получает штрафное очко или выбывает из игры;
- «змейка с воротцами» - дети двигаются цепочкой за ведущим и проходят через воротики, образованные двумя последними детьми. Тот ребёнок, перед которым воротики захлопнулись, должен произнести любую скороговорку. Если он сделает это хорошо, воротики открываются, и игра продолжается, в противном случае ребёнок повторяет скороговорку;
- «фраза по кругу» - дети, сидя по кругу произносят одну и туже фразу или скороговорку с различной интонацией; цель – отработка интонации;
- «главное слово» - дети произносят скороговорку по очереди, каждый раз выделяя новое слово, делая его главным по смыслу.
- Скороговорки можно разучивать в движении, в различных позах, с мячом или со скакалкой.
- Игра «Передай подарок другу»
Цель: развитие выдержки, внимания, взаимовыручки.
Выполнение: дети сидят по кругу, выбирают водящего, он сидит в центре, по сигналу НАЧАЛИ – дети передают небольшой предмет за спинами, цель водящего определить у кого ПОДАРОК.
Предварительный просмотр:
ИГРЫ НА СПЛОЧЕНИЕ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА
В арсенале любого педагога должны быть игры на сплочение детского коллектива. Именно такие игры помогут ему не только самому установить положительный контакт с детьми, но и самим детям по-доброму взглянуть друг на друга, вызовут интерес к сверстникам, к пониманию индивидуальности каждого из них.
Коммуникативные игры учат детей:
- устанавливать доверительный контакт между детьми;
- чувствовать состояние и настроение сверстников;
- использовать мимику и пантомимику в общении;
- согласовывать свои действия с партнером по общению;
- сосредотачиваться на зрительной и слуховой информации;
- быть наблюдательными;
- проявлять эмпатию.
ЗАКОЛДОВАННАЯ ТРОПИНКА
Цель игры: развитие умения работать в команде, оказывать поддержку товарищам.
Один из детей - ведущий, он показывает остальным участникам, как пройти по тропинке через заколдованный лес. Дети должны в точности повторить его маршрут.
Тот из детей, кто сбился с пути, превращается в «елочку». Задача команды — спасти его, расколдовать. Для этого необходимо сказать ему что-то приятное, обнять, погладить
ВЕТЕР ДУЕТ НА ТОГО...
Цель игры: развитие умения выделять индивидуальные особенности сверстников.
Дети стоят в кругу. Ведущий, начиная игру, произносит слова: «Ветер дует на того...» Продолжение фразы может быть таким:
- У кого светлые волосы.
- Кто в красной одежде.
- Кто любит смеяться.
- Кто высокого роста.
- И т. д.
После фразы все, кто у кого есть такие качества, должны поменяться местами
РАЗГОВОР ЧЕРЕЗ СТЕКЛО
Цель игры: обучение использованию мимики и жестов в общении.
Дети делятся на пары. Педагог дает задание: представьте себе, что один из вас зашел в магазин, а другой остался на улице, но забыл сказать товарищу, что необходимо купить в магазине. Попробуйте с помощью жестов договориться о покупке. Голос использовать нельзя, потому что в магазине очень толстое стекло и через него ничего не слышно.
Примечание: Начинать игру стоит с работы одной пары, остальные дети наблюдают. Затем следует обсудить, правильно ли играющие поняли друг друга и что им помогло догадаться.
ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?
Цель игры: развитие внимания и наблюдательности, необходимых для
эффективного общения.
Из числа участников выбирается водящий. На какое-то время он выходит из комнаты. В этот момент в группе производится несколько изменений: в одежде или прическе детей, можно пересесть на другое место. Задача водящего - правильно подметить происшедшие изменения.
Каждый ребенок по очереди становится водящим.
Примечание: Делать нужно не больше 2-3 изменений за один раз. Все изменения должны быть заметными.
Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся.
Цель: развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.
Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки.
Воспитатель даёт задания:
- Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки;
- снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки;
- ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.
Коврик примирения.
Цель: Развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты.
Придя с прогулки, воспитатель сообщает детям, что два мальчика сегодня поссорились на улице. Приглашает противников присесть друг против друга на «Коврик примирения», чтобы выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Эта игра используется и при обсуждении «Как поделить игрушку».
Закорючка
Цель: Развивать уважение в общении. Учитывать интересы других детей.
Воспитатель предлагает детям волшебный фломастер, который превращает простые закорючки в разные предметы, животных, растения. Первый игрок берет фломастер и рисует на листе небольшую закорючку. Затем предлагает этот лист следующему игроку, который дополнит закорючку так, чтобы получился какой-нибудь предмет, или животное, или растение. Потом второй игрок рисует для следующего игрока новую закорючку и т.д. В конце определяют победителя игры.
Игра «Расследование»
Цель: развитие процессов внимания, памяти, наблюдательности. Развивает она также и аналитические способности ребенка, ну и, конечно же, коммуникативные навыки.
Для игры все участники закрывают глаза, ведущий выбирает одного из детей и ставит его за чуть прозрачную занавеску. Затем все дети открывают по команде глаза, и ведущий объявляет, что они должны понять, кто стоит за занавеской (фактически, кого среди них не хватает). Вспомнив этого ребенка, дети должны вспомнить как можно больше деталей, связанных с ним – цвет глаз, одежду, дать как можно более точный портрет отсутствующего. Когда предположения закончатся, ребенок выходит из-за занавески, все могут увидеть и сравнивать, насколько точным было их описание.
Игра «Змея»
Дети становятся в разных местах комнаты. Ведущий начинает ходить и приговаривать: «Я змея, змея, змея, я ползу, ползу, ползу. Хочешь быть моим хвостом?» Если ребёнок соглашается, он должен проползти у ведущего между ног и стать сзади. Игра продолжается до тех пор, пока в «змею» не соберутся все желающие.
«Мышка»
Цель: развитие тактильных ощущений, формирование выдержки, терпимого отношения к физическому контакту с другими людьми.
Необходимые приспособления: мышка, бубен, платок.
Описание игры: двое детей садятся на стулья друг напротив друга. Одному завязывают глаза, а другому в руки дают бубен. Когда второй играющий начинает играть, третий человек принимается водить мышкой по телу первого ребенка. Мышка бегает, кувыркается, карабкается в соответствии с темпом звучания музыки. Первый участник игры сидит спокойно, он не должен пытаться поймать мышку руками, его задача — сконцентрироваться на своих ощущениях.
Можно использовать несколько инструментов, под звуки которых мышка двигается по-разному: под гармошку она ползет, а под бой барабана — прыгает; или под звуки бубна она ходит по рукам, а под дудочку — взбирается на шею и т. д.
Комментарий: с детьми можно провести беседу о том, что звуки, как и люди, также имеют свой характер, свое настроение. В зависимости от темпа музыки меняются движения, поэтому под одни звуки хочется двигаться плавно и медленно, а под другие хочется попрыгать.
После игры с первым участником нужно поговорить о его ощущениях, что ему понравилось, когда было приятно, а когда нет. Это поможет лучшему осознанию ребенком его чувств и переживаний.
«Голый король»
Стулья стоят по кругу, дети делятся на пары. Король – стоит за стулом, ребёнок «одежда» сидит на стуле, у одного короля одежды нет. Чтобы король не оказался «голым» королю необходимо мигнуть любому ребёнку, сидящему на стуле – «одежде», а король должен это заметить и удержать его на стуле. Игра продолжается пока не исчерпается интерес. Детям очень нравиться эта игра!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры на сплочение детского коллектива
Интересные и полезные игр, которые помогут детям выработать уверенность в себе и внимательно относиться к окружающим. ...
ИГРЫ НА СПЛОЧЕНИЕ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА
ИГРЫ НА СПЛОЧЕНИЕ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА. В арсенале любого педагога должны быть игры на сплочение детского коллектива. Игры, которые помогут педагогу научить детей: • устанавливать доверительный конт...
Игры на сплочение детского коллектива.
Картотека игр ....
Игры на сплочение детского коллектива
Подборка игр на сплочение детского коллектива...
Игры на сплочение детского коллектива и умение общаться.
Данные игры помогут научить детей внимательно относиться друг к другу, договариваться, прислушиваться к мнению партнёра, оказывать взаимопомощь....
Игры на сплочение детского коллектива.
ИГРЫ НА СПЛОЧЕНИЕ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВАВ арсенале любого педагога должны быть игры на сплочение детского коллектива. Именно такие игры помогут ему не только самому установить положительный контакт с дет...
подвижные игры для сплочения детского коллектива
подвижные игры...