ПРОЕКТ по проблеме «Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»
проект (младшая, средняя группа)
Целенаправленная социализация позволяет воспитать активного и эффективно адаптированного дошкольника к усвоению ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу и социальной группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsializatsiya_v_syuzhetno_rolevoy_igre_kureevarogova.docx | 72.95 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа № 842»
ПРОЕКТ
по проблеме
«Социализация детей младшего дошкольного возраста
через сюжетно-ролевую игру»
Авторы – разработчики:
Рогова Ольга Михайловна
Куреева Наталья Викторовна
Воспитатели ГБОУ «Школа № 842»
к.115 г. Зеленоград, г. Москва.
г. Зеленоград, г. Москва 2021г.
Информация об организации проекта
№ | Параметры информации | Содержание информации |
1. Данные об инициативной группе | ||
1.1 | Наименование организации, инициативной группы | Творческая группа педагогов дошкольных группы №10 ГБОУ «Школа № 842» г. Москва, Зеленоград, корпус 115 |
1.2 | Состав участников проекта | 3 человека |
1.3 | ФИО руководителя инновационной деятельностью | Халикова В.В., к.п.н., администратор |
1.4 | Телефоны участников проекта | Куреева Н. В. 89262654552 Рогова О.М. 8 (903) 244-99-85 |
1.5 | E-majl участников проекта | Рогова О.М. olga.rogova.81@list.ru Куреева Н.В. kureeva77@mail.ru |
2. Данные о масштабе проекта | ||
2.1 | Статус проекта | Уровень учреждения |
2.2 | Ступень образования | Дошкольная образовательная организация, дополнительное образование |
3. Данные о содержании проекта | ||
3.1 | Проблема, на решение которой направлена инновационная деятельность | Несоответствие уровня социального развития новым социальным ожиданиям в отношении младших дошкольников. |
3.2 | Концептуальные основы проекта | Целенаправленная социализация позволяет воспитать активного и эффективно адаптированного дошкольника к усвоению ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу и социальной группе. |
3.3 | Научное обоснование проекта | С позиций социальной психологии и социальной педагогики абсолютно значимыми для развития общества и государства, включая всю систему народного образования, явлений, процессов и феноменов является социально-психологическое развитие и социализация личности человека (в нашем случае - младшего дошкольника). Обоснование этому можно найти в работах З. Фрейда, А. Фрейд, А. Маслоу, В.А. Ядова, Д.Н. Узнадзе, А.В. Мудрика, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Я.А. Понома-рёва, С.Л. Рубинштейна, В.С. Мухиной и других исследователей. |
3.4 | Основополагающие принципы и направления их реализации | Принцип системности (планомерное развитие навыков социализации «от простого к сложному» через сюжетно-ролевые игры, доступные детям). Принцип деятельности (активное включение дошкольника в игровое взаимодействие с другими субъектами процесса и общения с ними). Принцип двухстороннего взаимодействия личности и социальной среды (процесс вхождения в систему общественных отношений и их воспроизводство на базе сюжетно-ролевой игры). Принцип личной активности и избирательности (дошкольник выступает как активное звено в процессе социализации с активной позицией в отношении собственной личности и своих предпочтений в сюжетно-ролевой игре). |
3.5 | Принципы построения педагогического процесса | Принцип взаимосвязи теоретической направленности с практической деятельностью. Принцип коллективизма процессов обучения и воспитания. Принцип наглядности. Принцип взаимосвязи педагогического управления и самостоятельности дошкольников. Принцип сознательности. |
3.6 | Реализация принципов (направления) | Планомерное развитие навыков социализации «от простого к сложному» через сюжетно-ролевые игры в соответствии с возрастными и личностными особенностями дошкольников. Активное включение дошкольников в игровое взаимодействие друг с другом. Закрепление навыков социализации и их воспроизводство на базе сюжетно-ролевой игры. Закрепление потребности детей проявлять активную позицию и опираться на свои личностные предпочтения для успешности процесса социализации. |
3.7 | Объект | Младший дошкольник |
3.8 | Предмет | Навыки социализации |
3.9 | Гипотеза | Целенаправленное и планомерное развитие навыков социализации через сюжетно-ролевую игру начиная с младшего дошкольного возраста обеспечивает повышение эффективности процесса интеграции индивида в социальную систему на последующих этапах развития. |
3.10 | Цель | Создание условий для успешной социализации дошкольников через развитие навыков сюжетно – ролевой игры. |
3.11 | Целевые ориентиры | Смещение внимания детей с условных действий с предметами на ролевую речь. Умение принимать роль и согласовывать действия с другими участниками сюжетно-ролевой игры. Умение вести ролевой диалог. Умение переключаться от одной роли к другой. |
3.12 | Основные задачи: | Развитие речевой активности дошкольников. Создание предметно-развивающей среды для успешного развития сюжетно-ролевой игры. Создание условий для активизации форм партнерского сотрудничества между дошкольниками. Использование воспитательного потенциала сюжетно-ролевой игры для формирования межличностных взаимоотношений дошкольников в группе. Развитие у воспитанников системы социальных мотивов, навыков совместной деятельности, общения, владения своим поведением и навыков рефлексии. |
3.13 | Используемые методы | Непосредственное участие в сюжетно-ролевой игре. Поддержка детской инициативы в игре. Проведение игровых ситуаций. Проведение игр-упражнений. Проведение кругов рефлексии. |
3.14 | Актуальность проекта (какие задачи решает проект) | В современных условиях реформирования российского общества и изменений в социальной ситуации (интенсификация и кризис социально–экономических и демографических перемен, усложнения социального окружения, падение нравственных идеалов, роста детской и подростковой преступности) требуется, чтобы детская способность к адаптации к социуму развивалась целенаправленно и планомерно с младшего дошкольного возраста. |
3.15 | Проблема | Несоответствие текущего уровня социализации дошкольников современным социальным запросам. |
3.16 | Предполагаемые результаты | Активное включение дошкольников в процесс социализации посредством сюжетно-ролевой игры. Развитие потребности в развитии и применении навыков социализации. |
3.17 | Индикаторы качества | Понимает социальную оценку поступков сверстников или героев художественных произведений. Имитирует мимику, движения, интонацию героев художественных произведений. Принимает на себя роль, объединяет несколько игровых действий в единую сюжетную линию. Способен придерживаться игровых правил в сюжетно-ролевых играх. Разыгрывает самостоятельно и по просьбе взрослого отрывки из знакомых сказок. Может составить описательный рассказ по картинке, ответить на вопросы по ней. Использует все части речи, простые нераспространённые предложения и предложения с однородными членами. |
3.18 | Ожидаемые результаты | Развитые системы социальных мотивов, успешное освоение и применение навыков активной совместной деятельности, речевой активности, владение своим поведением и навыками рефлексии. |
3.19 | Предполагаемые сроки реализации проекта | с 01.09.2020 по 31.05.2021 |
3.20 | Методическое обеспечение | Васильева О. К. "Педагогическая поддержка сюжетно-ролевых игр детей." (2013) Венгер Л. А. "Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка." (1978) Голованова Н.Ф. "Социализация и воспитание ребёнка." (2004) Зворыгина. Е. В. "Первые сюжетные игры малышей." (1989) Иванкова Р. А. "Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста." (2002) Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. "Организация сюжетной игры в детском саду." (1997) Михайленко Н.Я. "Педагогические принципы организации сюжетной игры." (1989) Михайленко Н.Я., Н. А. Коротков "Педагогические принципы организации сюжетной игры." (1989) Недоспасова В. А. "Растем, играя." (2004) Пятница Т.В. "Социализация дошкольника через игру." (2004) Солнцева О.В. "Дошкольник в мире сюжетно-ролевых игр." (2010) Тверитина Е.И., Барсукова Л.С. "Руководство играми детей в дошкольных учреждениях." (1986) |
Этапы реализации проекта
Этапы |
| Содержание работы | Продукт деятельности | Ожидаемые результаты |
I этап Подготовительный (+ диагностический) (сентябрь 2020) | Определение темы проекта и методы его реализации. | 1. Анализ проблемы (актуальность, обоснованность, гипотеза). 2. Подбор методических материалов по теме проекта и выбор методик его реализации. 3. Диагностирование текущего уровня социализации дошкольников. 4. Планирование маршрута реализации проекта. | 1. Раскрытие темы проекта. 2. Перечень материалов для реализации проекта. 3. Материал для мониторинга индикаторов качества реализации проекта. 4. Маршрут реализации проекта. | 1. Обоснованное внедрение проекта в образовательную программу. 2. Для реализации проекта применяются эффективные методики. 3. Мониторинг индикаторов качества реализации проекта. 4. Реализация проекта согласно плану. |
II этап проектировочно-организационный (октябрь 2020) | Обеспечение условий для эффективной реализации проекта. | 1. Планирование досуга детей на базе сюжетно-ролевых игр с мотивацией к самостоятельной групповой игровой деятельности. 2. Обогащение предметно-развивающей среды для создания условий, позволяющих развертывать длительные сюжетно-ролевые игры. 3. Повышение компетентности родителей в вопросе развития социализации детей через сюжетно-ролевые игры (собрания, консультации, методическая литература). | 1. План еженедельного досуга дошкольников для реализации III этапа проекта. 2. Оснащенное помещение группы для проведения сюжетно-ролевых игр. 3. Включение родителей в процесс развития социализации детей через сюжетно-ролевые игры. | 1. Активное применение детьми форм партнерского сотрудничества между собой. 2. Эффективное использование детьми инструментов предметно-развивающей среды. 3. Активное содействие родителей в развитии социализации детей через сюжетно-ролевые игры. |
III этап практический (ноябрь 2020 – апрель 2021) | Реализация проекта. | 1. Применение игровых ситуаций (упрощенный вариант сюжетно-ролевой игры). 2. Применение игр-упреждений (тренировка навыков для сюжетно-ролевых игр). 3. Драматизация художественных произведений (сюжетно-ролевые игры на основе литературных произведений / изобразительного искусства). 4. Проведение кругов рефлексии (анализ деятельности детей). 5. Поддержка родителей (собрания, консультации, методические материалы). | 1. Вовлечение детей в сюжетно-ролевую игру упрощенного типа. 2. Отработанные навыки для сюжетно-ролевых игр. 3. Вовлеченность детей в сюжетно-ролевые игры на базе образов из литературных произведений / изобразительного искусства. 4. 5. Включенность родителей в процесс развития социализации детей через сюжетно-ролевые игры. | 1. Легкое включение детей в игровую деятельность с переходом в сюжетно-ролевую игру. 2. Развитие навыков к сюжетно-ролевой игре и эффективной коммуникации с участниками игры. 3. Привитый интерес детей к использованию сюжетно-ролевой игры. 4. 5. Регулярное содействие родителей в развитии социализации детей через сюжетно-ролевые игры. |
IV этап коррекционно-аналитический (май 2021) | Подведение итогов и формулировка полученных выводов в рамках проекта. | 1. Проведение итоговой диагностики уровня социализации дошкольников на базе индикаторов качества реализации проекта. 2. Анализ по проделанной работе в рамках проекта. 3. Подведение итогов. | 1. Материал для мониторинга индикаторов качества реализации проекта. 2. Материалы эффективности проекта. 3. Заключение по проекту. | 1. Мониторинг индикаторов качества реализации проекта. 2. Подтверждённые результаты реализации проекта. 3. Подтверждение гипотезы проекта. |
Социализация детей младшего дошкольного возраста
через сюжетно-ролевую игру.
Анализ проблемы (актуальность, обоснованность, гипотеза).
В современных условиях реформирования российского общества и возникновения новой социальной ситуации: интенсификации и кризиса социально–экономических и демографических перемен, усложнения социального окружения, падение нравственных идеалов, роста детской и подростковой преступности, когда человеческая и, прежде всего, детская способность к адаптации подвергается огромным испытаниям. В этих условиях важнейшей задачей семьи и педагогов становится управление ходом включения подрастающего поколения в новую социальную среду. Современная школа и дошкольное учреждение – это социальный институт, в котором ребенок приобретает социальный опыт, является примером функционирования определенных общественных отношений. зависимости от степени адаптации ребенка к школе в начале обучения формируется его место в ней, вырабатывается соответствующие отношения к учебной деятельности, школе, учителям, одноклассникам, а в конечном итоге, к миру и жизни в целом. Традиционные формы обучения не удовлетворяют требованиям современности по включению ребенка в жизнь общества, многие семьи сейчас фактически не способны обеспечить выпадающую на их долю часть процесса социализации, что приводит к необходимости создания новых программ социализации учащихся.
С позиций социальной психологии и социальной педагогики абсолютно значимыми для развития общества и государства, включая всю систему народного образования, явлений, процессов и феноменов является социально-психологическое развитие и социализация личности человека (в нашем случае - младшего дошкольника). Обоснование этому можно найти в работах З. Фрейда, А. Фрейд, А. Маслоу, В.А. Ядова, Д.Н. Узнадзе, А.В. Мудрика, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Я.А. Пономарёва, С.Л. Рубинштейна, В.С. Мухиной и других исследователей.
Когда мы говорим «социальное», то подразумеваем нечто относящееся к обществу, возникшее и формирующееся под влиянием происходящих в обществе процессов. Понятие «социум» трактуется как понятие «общество». Понятие «социальная действительность» практически идентично понятию «социальная среда. «Социализация» понимается и как явление, и как процесс. Социализация определяется как процесс интеграции личности в социум. Социализация подвергается анализу как
развитие личности в многоплановом процессе стихийного, относительно направляемого и социально контролируемого взаимодействия с обществом. Имеется в виду нецеленаправленное («стихийное», «несфокусированное») и/или целенаправленное (в качестве социального воспитания в институтах социализации) воздействие (влияние) общества на личность. Таким образом, имеет место стихийная и целенаправленная социализация, т.е. социальное воспитание. Социализация анализируется как процесс самоизменения личности. Социализация выделяется в качестве процесса и результата усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, что осуществляется людьми в совместных парадигмах общения и деятельности.
Также заметим, что целый ряд современных отечественных учёных — социальных психологов указывают на чрезвычайное многообразие аспектов социализации личности на современном этапе развития нашего общества и человечества в целом. Например, известные в названной научной области отечественные исследователи Елена Павловна Белинская, Екатерина Михайловна Дубовская, Татьяна Давидовна Марцинковская, Ольга Алексеевна Тихомандрицкая с коллективом соавторов практически изучили целый смысловой веер различных содержательных параметров социализации, имеющих разное значение и принимающих разнообразные формы в нынешних общественно-экономических и культурных условиях.
Гипотеза нашего проекта гласит, что целенаправленное и планомерное развитие навыков социализации через сюжетно-ролевую игру начиная с младшего дошкольного возраста обеспечивает повышение эффективности процесса интеграции индивида в социальную систему на последующих этапах развития.
Цель проекта: создание условий для успешной социализации дошкольников через развитие навыков сюжетно – ролевой игры.
Целевые ориентиры:
- Смещение внимания детей с условных действий с предметами на ролевую речь.
- Умение принимать роль и согласовывать действия с другими участниками сюжетно-ролевой игры.
- Умение вести ролевой диалог.
- Умение переключаться от одной роли к другой.
Основные задачи:
- Развитие речевой активности дошкольников.
- Создание предметно-развивающей среды для успешного развития сюжетно-ролевой игры.
- Создание условий для активизации форм партнерского сотрудничества между дошкольниками.
- Использование воспитательного потенциала сюжетно-ролевой игры для формирования межличностных взаимоотношений дошкольников в группе.
- Развитие у воспитанников системы социальных мотивов, навыков совместной деятельности, общения, владения своим поведением и навыков рефлексии.
Основополагающие принципы и направления их реализации:
- Принцип системности (планомерное развитие навыков социализации «от простого к сложному» через сюжетно-ролевые игры, доступные детям).
- Принцип деятельности (активное включение дошкольника в игровое взаимодействие с другими субъектами процесса и общения с ними).
- Принцип двухстороннего взаимодействия личности и социальной среды (процесс вхождения в систему общественных отношений и их воспроизводство на базе сюжетно-ролевой игры).
- Принцип личной активности и избирательности (дошкольник выступает как активное звено в процессе социализации с активной позицией в отношении собственной личности и своих предпочтений в сюжетно-ролевой игре).
Предполагаемые результаты: активное включение дошкольников в процесс социализации посредством сюжетно-ролевой игры; развитие потребности в развитии и применении навыков социализации.
Индикаторы качества:
- Понимает социальную оценку поступков сверстников или героев художественных произведений.
- Имитирует мимику, движения, интонацию героев художественных произведений.
- Принимает на себя роль, объединяет несколько игровых действий в единую сюжетную линию.
- Способен придерживаться игровых правил в сюжетно-ролевых играх.
- Разыгрывает самостоятельно и по просьбе взрослого отрывки из знакомых сказок.
- Может составить описательный рассказ по картинке, ответить на вопросы по ней.
- Использует все части речи, простые нераспространённые предложения и предложения с однородными членами.
Ожидаемые результаты: развитые системы социальных мотивов, успешное освоение и применение навыков активной совместной деятельности, речевой активности, владение своим поведением и навыками рефлексии.
Методические материалы и методики реализации проекта.
Методическая литература:
- Васильева О. К. "Педагогическая поддержка сюжетно-ролевых игр детей." (2013)
- Венгер Л. А. "Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка." (1978)
- Голованова Н.Ф. "Социализация и воспитание ребёнка." (2004)
- Зворыгина. Е. В. "Первые сюжетные игры малышей." (1989)
- Иванкова Р. А. "Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста." (2002)
- Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. "Организация сюжетной игры в детском саду." (1997)
- Михайленко Н.Я. "Педагогические принципы организации сюжетной игры." (1989)
- Михайленко Н.Я., Н. А. Коротков "Педагогические принципы организации сюжетной игры." (1989)
- Недоспасова В. А. "Растем, играя." (2004)
- Пятница Т.В. "Социализация дошкольника через игру." (2004)
- Солнцева О.В. "Дошкольник в мире сюжетно-ролевых игр." (2010)
- Тверитина Е.И., Барсукова Л.С. "Руководство играми детей в дошкольных учреждениях." (1986)
Используемые методы:
- Непосредственное участие в сюжетно-ролевой игре.
- Поддержка детской инициативы в игре.
- Проведение игровых ситуаций.
- Проведение игр-упражнений.
- Проведение кругов рефлексии.
Тематика сюжетно-ролевых игр
Подбирая тематику игр для проекта, учитываются возрастные особенности детей, их интересы. Дошкольников необходимо научить играть в игру «Семья». Именно в семье человек впервые сталкивается со всем многообразием полоролевых отношений, создающих его нравственные устои («Водители», «Кафе», «Ателье», «Банкомат», «Почта» и т.д.). Осваивая социальную роль в игре, дети приобретают более полный жизненный опыт, насыщенный новыми яркими эмоциями и содержанием, закрепляют знания новых форм общения и взаимодействия, расширяют словарный запас, приобретают социальные навыки, достигают нового положительного эмоционального состояния.
На первом этапе проекта знакомят с деятельностью человека, рассказывают о взаимодействиях с другими людьми для того, чтобы вызвать положительное эмоциональное отношение к действительности взрослого человека. Для этого проводятся экскурсии, детям читают художественную литературу, рассматривают иллюстрации, наблюдают за трудом взрослых. Всё это соответствует замыслу игры. Игра легко возникает, и дети содержательно играют, отражая в игре полученные знания. На втором этапе проекта дети с интересом начинают отражать накопленные знания об окружающем в конструировании и изобразительной деятельности, что способствует формированию игровых умений. На третьем этапе проекта, используется приём – обыгрывание игровых ситуаций, где все участники, используя уже накопленный опыт, вводят новые сюжетные события, развивающие выбранную тему. Поскольку события предлагаются в разных вариантах, у детей есть новые «идеи» для игры, но нет готового сюжета, который остаётся только разыграть, выбирая тот или иной вариант, включая новые роли. Условиями возникновения игрового замысла и его реализации является своевременное изменение игровой среды. Поэтому к концу третьего этапа проекта, учитывая практический и игровой опыт детей, предлагается им самостоятельно сконструировать обстановку для игры с помощью собственных поделок. С одной стороны, это способствует закреплению полученных ребёнком впечатлений при ознакомлении с окружающим, а с другой стороны – развитию его самостоятельности и творчества в поиске разных способов воздействия действительности, повышает интерес к игре. На следующем этапе проекта создаются условия для игры, а дети уже самостоятельно организовывают игровое пространство, развивают сюжетную линию, комбинируя предложенные участникам игры события в общем сюжете. Постепенно игра детей становиться более продолжительной, а в длительной игре у ребёнка вырабатываются навыки и привычки коллективной жизни, ребёнок проявляет больше самостоятельности, творчества в выборе действий, при распределении ролей. Такая игра учит ориентироваться в общественных событиях, проигрывать разные варианты выхода из трудных ситуаций, пока только придуманных в воображении детей. В сюжетно-ролевой игре ребёнок удерживает в сознании не только смысл конкретного игрового действия, но и его включенность в сюжет, его смысловые связи с другими эпизодами игры.
Таким образом, детский опыт сюжетно-ролевых игр является шагом на пути последующей личностной самостоятельности человека. В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребёнка, его интеллект, воля, воображение и общительность. Но самое главное – эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Целесообразно организованная педагогами предметно-пространственная развивающая среда детского сада полноценно обеспечивает развитие индивидуальности дошкольника, готовит его к новому социальному качеству.
Маршрут реализации проекта
Сроки выполнения | Выполняемая работа |
Сентябрь 2020 г. | 1. Изучение литературы по теме самообразования. 2. Написание плана работы на год. 3. Пополнение предметно-развивающей среды по сюжетно-ролевым играм. 4. Разработка проекта «Сюжетно - ролевая игра в младшем дошкольном возрасте». 5. Консультация для родителей «Значение сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте». 6. Подборка детских художественных произведений. |
Октябрь 2020 г. | 1. Игровая ситуация: «Кто такой друг? и почему с ним нужно делиться». 2. Разучивание с детьми игр на создание бесконфликтной обстановки в группе: «Прости меня, друг», «Мы любим друг друга». 3. Консультация для родителей «Воспитание нравственных качеств у младшего дошкольника через семью». 4. Драматизация русской народной сказки «Репка». Взаимодействие с родителями по созданию атрибутов к сказке. |
Ноябрь 2020 г. | 1. Консультация для родителей «Учим ребёнка общаться». 2. Просмотр мультфильма «Бабушкин день рождения». 3. Игровое упражнение: «Накрой на стол». 4. Игровая ситуация: «Как правильно встречать гостей». |
Декабрь 2020 г. | 1. Беседа-рассуждение с детьми: «Что такое хорошо и что такое плохо». 2. Разучивание с детьми игры-упражнения на создание бесконфликтной обстановки в группе: «Обратись к товарищу вежливо». 3.Сюжетно-ролевая игра: «Магазин игрушек». |
Январь 2021 г. | 1. Беседа на тему: «В тесноте, да не в обиде». 2. Моя любимая сказка. Воспитывать любознательность к русским народным сказкам. Драматизация сказки «Теремок» детьми группы. |
Февраль 2021 г. | 1. Развлечение «Мы быстрые и смелые, мы дружные, умелые». 2. Сюжетно-ролевая игра: «Спасатели». Взаимодействие с родителями по созданию атрибутов к игре. 3. Интервью с детьми: «Каким должен быть вежливый человек» |
Март 2021 г. | 1. Взаимодействие с родителями. Выставка книжек-малышек: «Я люблю свою семью». 2. Сюжетно-ролевая игра: «Дочки-матери». 3. Семинар-практикум для родителей «Игры, в которые мы играем». |
Апрель 2021 г. | 1. Беседа- размышление: «Кому важно быть внимательным на дороге?» 2. Просмотр мультипликационного фильма по ПДД «Уроки тетушки Совы». 3. Экскурсия по улице Республики (наблюдения за пешеходным переходом, перекрестком, светофором, транспортом, пешеходами). 4. Сюжетно-ролевая игра: «Я - шофер, вы – пешеходы». Взаимодействие с родителями по созданию атрибутов к игре. |
Май 2021 г. | 1. Итоговый анализ результатов работы по социализации детей через сюжетно-ролевую игру (отчет по самообразованию). 2. Проведение итогового мероприятия по теме: «Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру». |
Диагностирование текущего уровня социализации дошкольников.
Возрастная группа –состав воспитанников - 19 мальчиков, 8 девочек В мониторинге по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» использовались наблюдения за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, индивидуальные беседы, организуемые педагогом.
На начало учебного года дети с высоким уровнем овладения необходимыми знаниями и умениями по данной образовательной области во второй младшей группе составляли 31% от общего числа детей (8 детей). К концу года такого уровня достигли ещё 4-ро детей (в общей сложности 12 детей – 47%). Средний уровень имело 11 детей (42%), а к концу их количество стало составило 10 (38% от общего числа). Низким уровнем развития обладали 7 детей (27%), а к концу года их число сократилось до 4-ёх (15%).
На основании выше изложенного следует продолжать работу по организации развивающих проблемно-практических и проблемно-игровых ситуаций, связанных с решением социально и нравственно значимых вопросов. Предлагать детям сюжетно-ролевые и театрализованные игры, сюжетно-дидактические игры и игры с правилами социального содержания с целью развития положительной самооценки, уверенности в себе, чувства собственного достоинства, желания следовать социально-одобряемым нормам поведения, осознание роста своих возможностей и стремление к новым достижениям. Привлекать родителей к беседам с детьми о нормах взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
Результаты мониторинга позволяют подтвердить эффективность целенаправленного и планомерного развития навыков социализации через сюжетно-ролевую игру начиная с младшего дошкольного возраста и на следующих возрастных этапах развития детям удастся достичь более высоких показателей по сравнению с предыдущим периодом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста (сюжетно-ролевые игры)
Рекомендации и методические приемы при организации сюжетно-ролевых игр в младшей группе детского сада....
развитие речи детей младшего возраста через сюжетно-ролевые игры
Методика развития речи детей младшей группы через сюжетно-ролевые игры...
Методическое пособие для детей старшего дошкольного возраста Сюжетно-ролевая игра «Телевидение»
Методическое пособие сюжетно-ролевая игра «Телевидение» разработано в соответствии федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования,для решения задач по социа...
Проект программы организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Сюжетно – ролевая игра «Пикник на природе»
Дети вместе с родителями любят проводить время на природе, поэтому проигрывая знакомые ситуации, они расширяют и закрепляют представления о правилах поведения на природе и учатся соблюдать их.Иг...
Фрагмент руководства игровой деятельности ( ролевой игры) для детей старшего дошкольного возраста. Сюжетно – ролевая игра «Спасатели МЧС». Подготовительная группа.
Прием прямого руководства для старшего дошкольного возраста.Включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или второстепенной) – не часто, по необходимости (показ речевого образца, ко...
Фрагмент руководства игровой деятельности (ролевой игры) для детей старшего дошкольного возраста Сюжетно – ролевая игра «ЗООПАРК»
Сюжетно-ролевая игра имеет важное значение в жизни ребенка. Через игру ребенок знакомится с различными профессиями, развивает общение с детьми, учиться жить в коллективе. В моей группе хорошо продуман...
"Речевое сопровождение детей младшей группы в сюжетно - ролевых играх"
Влияние сюжетно - ролевых игр на развитие речи ребенка....