МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему: «Роль развивающих игр в формировании познавательных процессов у младших дошкольников»
методическая разработка по психологии (младшая группа)
В младшем дошкольном возрасте развитие личности ребёнка и всех его способностей значительно успешнее происходит в игре, чем на занятиях.
Развитие – всегда появление чего–то качественно нового: отношения к миру и к другим людям, способностей, желаний, интересов и побуждений к действию. Это всегда отражается и выражается в детской инициативности и самостоятельности, когда ребёнок сам что-то придумывает, создаёт, к чему-то сам стремится.
Развивающая игра – это не любые действия с дидактическим материалом и не игровой приём на занятии, а специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность. Она имеет свои побудительные мотивы и свои способы действий.
Развивающая игра – довольно эффективное средство формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль, раскрываются творческие способности, ребёнок учится размышлять, анализировать. В младшем дошкольном возрасте развивающие игры содержат разнообразные условия для формирования наиболее ценных качеств личности. Но, чтобы их развитие действительно состоялось, необходимо соблюдать определённую последовательность в подборе игр. Выбор игры – дело серьёзное и ответственное. Игра должна давать ребёнку возможность применять на практике то, что ему уже знакомо, и побуждать к усвоению нового. Важно проследить внутреннюю связь предыдущей с последующей, чтобы в каждой игре ребёнок опирался на приобретённый опыт и совершал новый шаг в своём развитии.
Помочь развитию ребенка могут не только красивые пособия из дорогого магазина, но и самые обычные, примитивные на первый взгляд вещи. Наверняка в любом доме найдутся запасы разнообразных круп, макарон, цветных бумаг и других различных мелочей. Взяв эти предметы, мы можем провести с ребенком много интересных развивающих игр.
Проблема: недостаточный уровень развития познавательных процессов детей группы раннего возраста, их мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Форма: интерактивный мастер-класс: «Развиваемся вместе с мамой».
Цель конкретная: раскрытие значения развивающих игр из подручных материалов для формирования познавательных процессов у младших дошкольников.
Задачи:
- обогащение тематики и видов совместных игр родителей и детей;
- развитие творческих способностей у детей, посредством совместной игровой деятельности;
- взаимное сотрудничество педагогов и родителей, повышение уровня педагогической культуры родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 327.91 КБ |
Предварительный просмотр:
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №15 КОЛПИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
на тему: «Роль развивающих игр в формировании познавательных процессов у младших дошкольников»
в форме мастер-класса для мам:
«РАЗВИВАЕМСЯ ВМЕСТЕ С МАМОЙ»
Выполнили:
педагог-психолог Листопадова Олеся Александровна
учитель-логопед Кускова Татьяна Евгеньевна
воспитатели:
Абдулвахабова Светла Сергеевна
Кузьмина Галина Васильевна
Крылова Елена Александровна
Сапарова Марина Юрьевна
Колпино
2022 г.
Введение
В младшем дошкольном возрасте развитие личности ребёнка и всех его способностей значительно успешнее происходит в игре, чем на занятиях.
Развитие – всегда появление чего–то качественно нового: отношения к миру и к другим людям, способностей, желаний, интересов и побуждений к действию. Это всегда отражается и выражается в детской инициативности и самостоятельности, когда ребёнок сам что-то придумывает, создаёт, к чему-то сам стремится.
Развивающая игра – это не любые действия с дидактическим материалом и не игровой приём на занятии, а специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность. Она имеет свои побудительные мотивы и свои способы действий.
Развивающая игра – довольно эффективное средство формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль, раскрываются творческие способности, ребёнок учится размышлять, анализировать. В младшем дошкольном возрасте развивающие игры содержат разнообразные условия для формирования наиболее ценных качеств личности. Но, чтобы их развитие действительно состоялось, необходимо соблюдать определённую последовательность в подборе игр. Выбор игры – дело серьёзное и ответственное. Игра должна давать ребёнку возможность применять на практике то, что ему уже знакомо, и побуждать к усвоению нового. Важно проследить внутреннюю связь предыдущей с последующей, чтобы в каждой игре ребёнок опирался на приобретённый опыт и совершал новый шаг в своём развитии.
Помочь развитию ребенка могут не только красивые пособия из дорогого магазина, но и самые обычные, примитивные на первый взгляд вещи. Наверняка в любом доме найдутся запасы разнообразных круп, макарон, цветных бумаг и других различных мелочей. Взяв эти предметы, мы можем провести с ребенком много интересных развивающих игр.
Проблема: недостаточный уровень развития познавательных процессов детей группы раннего возраста, их мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Форма: интерактивный мастер-класс: «Развиваемся вместе с мамой».
Цель конкретная: раскрытие значения развивающих игр из подручных материалов для формирования познавательных процессов у младших дошкольников.
Задачи:
- обогащение тематики и видов совместных игр родителей и детей;
- развитие творческих способностей у детей, посредством совместной игровой деятельности;
- взаимное сотрудничество педагогов и родителей, повышение уровня педагогической культуры родителей.
Предварительная подготовка:
- информирование родителей о проведении МК;
- запуск регистрационной формы для участников МК;
- подготовка реквизита и оборудования;
Материалы и оборудование:
Ноутбук, колонка, проектор, столы и стулья для участников, реквизит для каждого этапа МК.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
Приветствие. Организационный блок.
- Добрый вечер! Уважаемые мамы, мы рады видеть Вас на нашем Мастер-классе. Сегодня вы узнаете много нового и необычного из области развивающих игр, которые можно создать вместе с ребенком, не выходя из дома. Развитие наших детей – самое главное для нас- мам. Мы желаем вам хорошего настроения и интересного взаимодействия с вашими детьми.
Звучит музыка. Выход мультипликационного героя Мини-Маус.
ЛОГОРИТМИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ: «КАК ЖИВЕШЬ?»
Цель: настроить участников на позитивный лад.
«СКАЗОЧНОЕ ОРИГАМИ»
Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики. Сегодня ученые и педагоги единодушно признают, что между развитием кистей рук и общим развитием ребенка, его успехами в учебе и творчестве существует прямая связь. Занятия оригами с точки зрения психологии получаются эмоционально — разгрузочными и служат стимулом для интеллектуального и эстетического развития дошкольников. Кроме того, занятия оригами развивают и коммуникативные навыки детей. Весомым аргументом в пользу значимости занятий оригами служит тот факт, что единственный рабочий материал в оригами — это бумага. Бумага самый доступный и дешевый материал для творчества. Ребенок знакомится с ней раньше, чем с любым другим материалом.
Цель: развитие моторики, концентрации внимания, раскрытие творческого потенциала ребенка и пространственного мышления.
Материалы:
- бумага (несмотря на то, что для складывания оригами существует специальная бумага, но начать можно с обычной бумаги для печати); ножницы;
- схема сборки;
- возможно, линейка и карандаш (чтобы прочертить с малышом линии сгибы фигур);
«ОЗОРНОЙ ВЕТЕРОК»
Воздушная струя – это энергетическая основа звука, слова и целой фразы. Без длительной и сильной струи воздуха происходит не только нарушение звукопроизношения, но и общего звучания речи: ребенок пропускает окончания слов, говорит «взахлеб», смазывает окончание фраз и т.д.
Развитие речевого дыхания у ребенка является одним из первых и важнейших этапов логопедического воздействия. Если у дошкольника будет хорошо поставленное дыхание, то у него будет четкая дикция, он будет внятно произносить все звуки.
Цель: создание тренажера для развития воздушной струи.
Материалы:
- ножницы;
- фломастеры;
- бумажные стаканчики;
- коктейльные трубочки;
- латексные перчатки.
«ВОЛШЕБНАЯ РОССЫПЬ»
Играя с сыпучим материалом разного цвета, разной форме и величины, ребенок испытывает удовольствие, а движения пальцев рук непосредственно влияют на развитие двигательных (моторных) центров речи. Упражняясь с сыпучим материалом, ребенок развивает координацию движений, добиваясь точного выполнения, усидчивость. Главным инструментом осязания являются руки: при ощупывании сыпучего материала ладонями и пальцами ребенок получает разнообразные тактильные ощущения. Чем разнообразнее получится материал, тем лучше, так как ребенок сможет получать широкий спектр тактильных ощущений.
Цель: взаимосвязь мелкой моторики и психической деятельности.
Материалы:
- набор круп в маленьких контейнерах (красная фасоль, маш, красная чечевица, нут, пшено);
- набор воздушных шаров;
- набор маленьких разноцветных камней;
- фонарик, контейнер с плоским дном;
- манка;
- набор цветной соли для творчества.
«ЗОЛОТЫЕ РУЧКИ»
Работа с применением макаронных изделий способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе работы постепенно образуется система специальных навыков и умений. Большое влияние такая деятельность оказывает на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления, развивают любознательность и наблюдательность. Коллективные виды работ позволяют формировать у ребенка умение планировать свою деятельность. Работа в малой группе способствует формированию дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи.
Цель: развитие мелкой моторики.
Материалы:
- окрашенные макаронные изделия;
- шнурок;
- разноцветные ленточки.
ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП.
Вручение сертификатов о прохождении МК. Совместное фото. Обратная связь проходит в социальной сети «ВКонтакте».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему: "Роль развивающих игр в освоении детьми ЭМП"
Информация для педагогов....
Коррекционно- развивающая программа по развитию познавательных процессов у младших дошкольников, имеющих задержку психического развития
Занятия для детей младшей группы с ЗПР...
Методическая разработка НА ТЕМУ: «Роль продуктивной творческой деятельности в развитии эмоциональной сферы младших дошкольников (на примере программы "Мастерская чудес")»
Разработка программы по дополнительному образованию для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через творческую продуктивную деятельность....
Методическая разработка на тему: «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи младших дошкольников»
Методическая разработка на тему: «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи младших дошкольников»...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему: «Роль пальчиковых игр в развитии речи младшего дошкольника» в форме разработки плана-конспекта проведения родительского собрания
Форма родительского собрания: игровой практикум.Цель общая: взаимное сотрудничество воспитателя и родителей, повышение уровня педагогической культуры родителей.Цель конкретная: раскрытие значения паль...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему: «Роль пальчиковых игр в развитии речи младшего дошкольника»
методическя разработка (развте речи)...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему: «Роль пальчиковых игр в развитии речи младшего дошкольника»
методическая разработка (развитие речи)...