План работы по самообразованию «Нетрадиционная аппликация как эффективное средство развития моторики рук детей 6–7 лет».
статья (подготовительная группа)
План работы по самообразованию
«Нетрадиционная аппликация как эффективное средство развития
моторики рук детей 6–7 лет».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_voroveva_a.s.docx | 22.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Алёнушка»
Тукаевского муниципального района РТ
План работы по самообразованию
«Нетрадиционная аппликация как эффективное средство развития
моторики рук детей 6–7 лет».
Разработала воспитатель
Воровьева А.С.
Тема: «Нетрадиционная аппликация – как эффективное средство развития моторики рук детей 6-7 лет»
Воспитатель: Воровьева А.С.
Актуальность
Выдающийся педагог, Сухомлинский В.А. писал, что «истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее…»
Дошкольный возраст – это лучшее время для запуска человеческих способностей, когда формирование личности ребенка происходит более стремительно. Именно в дошкольном возрасте у детей развивается умение выполнять мелкие движения с предметами, а к 6 – 7 годам заканчивается развитие мелких мышц кисти. Моторика рук представляет собой эффективный «гимнастический снаряд» для развития психики и интеллекта детей. К сожалению, диагностика детей в ДОУ показывает, что у большинства из них отмечается недоразвитие моторики кистей рук. Неудовлетворительный уровень развития мелкой моторики у детей 6-7 лет проявляется в неспособности проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв, в неумении точно вырезать по контуру фигуры из бумаги и многое другое.
Таким образом, достаточно важна организация деятельности, сориентированная на развитии кисти рук ребенка в дошкольный период. Одним из средств развития моторики рук у детей дошкольного возраста является нетрадиционная аппликация, которая имеет большое значение для обучения и развития детей. Все это очень важно для успешной деятельности в школе. Я молодой специалист с небольшим опытом работы в данном направлении. Поэтому я решила разработать план-программу профессионального саморазвития по данному направлению.
Цель: повысить свой теоретический, практический уровень, профессиональное мастерство по теме нетрадиционная аппликация – как эффективное средство развития моторики рук детей 6-7 лет.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме самообразования;
2. Проанализировать и пополнить предметную среду группы на наличие создания условий для нетрадиционных техник организации нетрадиционных видов аппликации;
3. Проанализировать и отобрать наиболее эффективные виды нетрадиционных техник аппликации;
4. Развивать ручную умелость и координацию движения рук у детей подготовительной группы посредством нетрадиционных видов аппликаций;
5. Воспитывать умение работать в коллективе и индивидуально;
6. Отобрать и внедрить в работу с детьми наиболее эффективные виды нетрадиционной аппликации.
7. Показать родителям важность и привлечь к совместной работе по развитию моторики рук детей через аппликацию;
8. Провести самоанализ и подготовить отчет о проделанной работе.
Дата начала работы над темой: 3 сентября 2021 г.
Предполагаемая дата окончания: 31 мая 2022 г.
Этапы работы над темой
1) Диагностический этап
Анализ и изучение методической литературы.
1. Богатеева, З. А. Занятия аппликацией в детском саду/ З. А. Богатырева. М. : Просвещение, 2008.
2. Воспитатель ДОУ № 1/2009
3. Гусакова, М. А. Аппликация: Пособие для педагогов дошкольного образования - М. : Просвещение, 2000.
4. Квач, Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2001.
5. Корчикова, О. В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). – Ростов Н/Д: Феникс, 2002.
6. Нетрадиционные техники и материалы, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Р. Г. Казаковой. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – (серия «Вместе с детьми»).
7. Соколова, С. В. Оригами для дошкольников (Текст) – С. -П., Детство-пресс, 2005.
2) Практический этап
Сроки
Сентябрь
- Самореализация
- Изучение методов работы педагогов на интернет-сайтах, методическая литература.
- Составить картотеку по аппликации с использованием нетрадиционных приёмов и материалов.
- Подбор аппликационного материала.
- Работа с детьми
- Оформление уголка в подготовительной группе «Творческая мастерская».
- Игра – беседа «Условия безопасной работы.
- Знакомство с видами нетрадиционной техники аппликации: оригами, обрывная аппликация, аппликация из круп, аппликация из скорлупы яиц, аппликация квиллинг, айрис-фолдинг, торцевание, салфеточная аппликация.
- Тестирование детей на начало года.
- Взаимодействие с родителями
- Консультация для родителей «Аппликация как средство развития мелкой моторики у дошкольников»
Октябрь - Обрывная аппликация
- Самореализация
- Изучение литературы, видео материалов по теме
- Овладение навыками обрывного вида аппликации
- Работа с детьми
- Беседа: «Что такое обрывная аппликация?»
- Рассматривание с детьми иллюстраций техники «Обрывная аппликация»
- Просмотр презентации «Обрывная аппликация»
- Д/И «Найди на ощупь»
- Обрывная аппликация «Осенние березки»
- Выставка работ.
- Взаимодействие с родителями
- Консультация для родителей: «Нетрадиционные техники аппликации».
Ноябрь - Аппликация в технике «Квиллинг»
- Самореализация
- Изучение литературы, видео материалов по теме
- Овладение навыками аппликации в технике «Квиллинг»
- Работа с детьми
- Беседа:«Что такое квиллинг?»
- Рассматривание с детьми иллюстраций аппликационных работ в технике «Квиллинг»
- Просмотр презентации «Аппликации в технике квиллинг»
- Д /и «Что в моей корзинке».
- Аппликация в технике квиллинг «Фоторамка»
- Выставка работ.
- Взаимодействие с родителями
- Консультация для родителей:«Ножницы это легко»
- Мастер класс для родителей по технике «Квиллинг»
Декабрь -Аппликация в технике оригами
- Самореализация
- Изучение литературы, видео материалов по теме
- Овладение навыками аппликации в технике оригами
- Работа с детьми
- Беседа: «Аппликация в технике оригами»
- Рассматривание с детьми иллюстраций аппликаций в технике «Оригами»
- Просмотр презентации «Аппликация в технике оригами»;
- Д/И «Угадай – ка из чего сделано?» (рассматривание изображений, выполненных в разных техниках).
- Аппликация в технике оригами «Елочные игрушки»
- Выставка работ
- Взаимодействие с родителями
- Консультация для родителей «Волшебное оригами»
Январь -Аппликация из крупы
- Самореализация
- Изучение литературы, видео материалов по теме
- Овладение навыками аппликации из крупы
- Работа с детьми
- Беседа: «Аппликация из крупы -это интересно!»
- Рассматривание с детьми иллюстраций аппликаций из крупы
- Просмотр презентации «Аппликации из различных видов круп»;
- Д/и «Подбери нужный цвет»
- Аппликация из крупы «Весёлый снеговик»
- Выставка работ
- Взаимодействие с родителями
- Консультация для родителей на тему: «Увлекательные занятия из круп».
Февраль- Аппликация в технике айрис-фолдинг
- Самореализация
- Изучение литературы, видео материалов по теме
- Овладение навыками аппликации в технике «Айрис-фолдинг»
- Работа с детьми
- Беседа: «Что такое аппликация в технике айрис–фолдинг?»
- Рассматривание с детьми иллюстраций аппликаций по данной технике
- Просмотр презентации «Айрис фолдинг»;
- Д/и «Золушка»
- Аппликация в технике айрис-фолдинг
- «Открытка истребитель»
- Выставка готовых работ.
- Взаимодействие с родителями
- Консультация для родителей «Мир на кончиках пальцев».
- Работа с педагогами
- Мастер – класс для педагогов ДОУ «Нетрадиционная техника аппликации айрис-фолдинг»
Март-Салфеточная аппликация
- Самореализация
- Изучение литературы, видео материалов по теме.
- Овладение навыками салфеточной аппликации
- Работа с детьми
- Беседа «Что такое салфеточная аппликация»
- Рассматривание с детьми иллюстраций салфеточных аппликаций»
- Просмотр презентации «Салфеточная аппликация»;
- Д/и «Волшебная коробочка»
- Салфеточная аппликация «Подарок маме»
- Выставка работ.
- Взаимодействие с родителями
- Консультация для родителей «Салфеточная аппликация как один из приёмов развития мелкой моторики дошкольника»
Апрель- Аппликация из яичной скорлупы
- Самореализация
- Изучение литературы, видео материалов по теме
- Овладение навыками аппликации из яичной скорлупы
- Работа с детьми
- Беседа: «Откуда взялась скорлупа?»
- Рассматривание иллюстраций с изображением работ из скорлупы.
- Дидактическая игра «Живая и неживая природа»
- Презентация «Знакомство с яичной скорлупой»
- Д/и «Найди пару»
- Аппликация из яичной скорлупы «Цветочное панно»
- Выставка детских работ.
- Взаимодействие с родителями
- Консультация для родителей «Вот такая скорлупа»
Май -Аппликация в технике торцевание
- Самореализация
- Изучение литературы, видео материалов по теме
- Овладение навыками аппликации в технике торцевание
- Работа с детьми
- Беседа: «Техника торцевание»
- Рассматривание иллюстраций с изображением работ.
- Презентация «Знакомство с техникой торцевание»
- Аппликация в технике торцевания «75-летию Победы посвящается» (Звезда)
- Тестирование детей на конец года
- Выставка работ.
- Взаимодействие с родителями
- Консультация для родителей «Торцевание – способ увлечь ребёнка»
- Работа с педагогами
- Выставка детских работ, фотоотчёт.
- Выступление на пед. совете с отчетом о проделанной работе за учебный год.
3. Заключительный этап
Выступление на итоговом педагогическом совете по теме самообразования.
4. Ожидаемые результаты
Повысится мой теоретический, практический уровень, профессиональное мастерство по теме нетрадиционная аппликация – как эффективное средство развития моторики рук детей 6-7 лет.
В ходе работы будут созданы условия, обеспечивающие систематическое и эффективное использование различных нетрадиционных материалов для аппликаций.
У детей повысится уровень развития ручных умений
Родители получат рекомендации по созданию условий для развития ручной умелости через аппликацию; консультации по изготовлению аппликаций из различных материалов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Моя тема самообразования «Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».Она родилась из «проблемы», которая вызывал...
План работы по самообразованию Тема: «Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Дата начала работы над темой – сентябрь 2020 годПредполагаемая дата окончания работы – май 2021 год.Актуальность темы:Вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны. Бл...
Нетрадиционные техники рисования и аппликации как эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста.
С каждым годом все больше увеличивается количество детей с речевыми нарушениями....
Нетрадиционные техники рисования и аппликации как эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста.
С каждым годом все больше увеличивается количество детей с речевыми нарушениями. В своей коррекционно-развивающей деятельности, я решила применить некоторые элементы нетрадиционных техник рисования и...
Нетрадиционные техники рисования и аппликации как эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста.
С каждым годом все больше увеличивается количество детей с речевыми нарушениями.В своей коррекционно-развивающей деятельности, я решила применить некоторые элементы нетрадиционных техник рисования и а...
Нетрадиционные техники рисования и аппликации,как эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста
Нетрадиционные техники рисования и аппликации,как эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста...
Нетрадиционные техники рисования и аппликации как эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста.
С каждым годом все больше увеличивается количество детей с речевыми нарушениями. В своей коррекционно-развивающей деятельности, я решила применить некоторые элементы нетрадиционных техник рисования и...