Семинары - практикумы, мастер-классы, круглый стол для педагогов
материал


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для воспитателей «Экономическое воспитание дошкольников: формирование азов финансовой грамотности»

Подготовила  и провела: Галиакбарова А.Р.

Цель: повысить компетентность педагогов по вопросу экономического воспитания.

Задачи:

- познакомить педагогов с необходимостью экономического воспитания, его возможностями

-расширить кругозор педагогов посредством игры

Оборудование: тесты по финансовой грамотности для каждого педагога, ручки/карандаши; карточки к дидактической игре «Вот так заработали»; изображения различных ситуаций к обсуждению «Как потопаешь, так и полопаешь»; шапочки медвежонка, зайки, белки, ежика для спектакля «Лесная ярмарка»; 20 карточек с изображением товаров в яркой упаковке; супермаркет; корзинки для покупок; половинки листов бумаги; 10 карандашей красного цвета; 10 карандашей синего цвета

Теоретическая часть

Долгое время в нашей стране развивался стереотип, что финансовая грамотность необходима людям, работающим на рынках финансов. И вот сейчас пришло осознание, что первоначальные знания о финансах необходимы каждому из нас.

Финансы, экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. На самом деле дети включаются в экономическую жизнь семьи достаточно рано. Сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, наблюдают как родители ведут хозяйство. Все это не проходит мимо ребенка и именно так они получают свое первое экономическое образование. Учить ребенка обращаться с деньгами надо с самого раннего возраста. Например, разговоры о том, что нельзя тратить все заработанное на покупку дорогой игрушки или модных кроссовок, должны вестись в семье всегда. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить меньше, чем зарабатывается.

Повышение интереса к экономическому воспитанию дошкольников в новых и весьма противоречивых условиях социальной жизни закономерно, так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества.

Введение экономического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях – это не дань моде, а прежде всего необходимость еще в раннем возрасте дать детям представления о рыночной экономике и ее закономерностях, способствовать самостоятельности детей. В современных реалиях жизни непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с дошкольного возраста. Конечно, ребенок-дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с педагогом путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретет доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его действительности, где и когда каждый человек соприкасается с ней.

Как мы знакомим ребенка с экономикой? Программа экономического воспитания разделена на несколько блоков:

1 блок. Без труда нет жизни на земле. Формируем понимание терминов: труд, товар, работа, профессия, услуга. Первичные знания и умения, которыми должны овладеть дети: осознание взаимосвязи между понятиями трудиться-зарабатывать; определение соответствия между профессией и продуктом профессионального труда; понимание того, что трудиться, помогать старшим-хорошо, а лениться – плохо.

2 блок. Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны. Формируем понимание терминов: деньги как мера оценки труда, деньги как инструмент купли-продажи, трудовое вознаграждение, доходы, пенсия, банки, монета, купюра, кошелек, копилка, сейф, банк, банковская карта. Знания и умения, которыми должны овладеть дети: осознание взаимосвязи понятий деньги-труд-заработная плата и деньги-товар (услуга); определение разницы между видами денег.

3 блок. Покупаем, продаем, обмениваем. Термины: покупка, обмен, товар, услуга, продажа, цена, качество, реклама. Знания и умения: осознание взаимосвязи между понятиями стоимость-цена товара как основы товарно-денежного обращения; определение различия между потребностями и желаниями; понимание, что возможности покупок в семье ограничены, поэтому желания должны соизмеряться с возможностями.

4 блок. Тратим разумно, сберегаем и экономим. Термины: сберегать, копить, экономить, личные деньги, сбережения. Знания и умения: осознание взаимосвязи между тратами и сбережениями; понимание ограниченности денежных ресурсов и необходимости их сбережения; понимание назначения такого предмета, как копилка для личных нужд и исполнения желаний.

5 блок. Учимся занимать и отдавать долги. Термины: долг, заем. Знания и умения: осознание взаимосвязи между долгом и ответственностью; понимание долга как серьезного обязательства; понимание возможных негативных последствий заимствования чужого.

6 блок. Учимся планировать. Термины: план, планирование. Знания и умения: осознание взаимосвязи между планом и успешностью достижения целей; понимание важности планирования в повседневной жизни; умение подводить итоги выполнения плана и поставленных целей.

7 блок. Богатство и бедность. Термины: денежное благополучие, ценность денег. Знания и умения: осознание взаимосвязи между богатством и честно заработанным достатком семьи; понимание, что не все продается и покупается за деньги; формирование положительного отношения к щедрости людей и неприятие жадности.

Знакомство проходит через чтение и обсуждение художественной литературы, пословиц и поговорок, решение ситуационных задач, проведение различных видов игр и упражнений, постановку спектаклей.

Практическая часть

А сейчас мы хотим предложить вам окунуться в практическую часть. И начнем с того, что проверим вашу финансовую грамотность. Вам нужно будет ответить на 4 вопроса теста.

(Педагогам раздаются вопросы теста каждому индивидуально, ручка/карандаш)

1. Тест.

Вопрос 1: Предположим, что вы положили 100000 рублей на счет в банк на 2 года под 8% в год. Сколько денег будет на вашем счете через 2 года, если вы не будете снимать деньги со счета или пополнять свой счет?

- более 108000 рублей

-ровно 108000 рублей

-менее 108000 рублей

Вопрос 2: Предположим, что вы положили 100000 рублей на счет в банк на 5 лет под 10% в год. Проценты будут начисляться ежегодно и прибавляться к основной сумме вклада. Сколько денег будет на вашем счете через 5 лет, если вы не будете снимать с этого счета ни основную сумму, ни начисленные проценты?

- более 150000 рублей

- ровно 150000 рублей

- менее 150000 рублей

Вопрос 3: Предположим, что вы увидели телевизор одной и той же модели на распродаже в двух разных магазинах. Первоначальная цена телевизора в каждом из магазинов составляла 10000 рублей. В одном магазине предлагается скидка в 1500 рублей с первоначальной цены, а в другом 10% с первоначальной цены. Что выгоднее?

- скидка в 1500 рублей

- скидка в 10%.

Вопрос 4: Предположим, что вы взяли в банке кредит на год в размере 10000 рублей. Проценты по кредиту составляют 600 рублей в год. Кредит и проценты по нему вы должны выплачивать в течение года равными частями каждый месяц. Оцените приблизительно, каков будет размер годовой процентной ставки по вашему кредиту

- меньше 6%

- ровно 6%

- больше 6%

А теперь подведем итоги. Верные ответы:

1. Более 108000 рублей

2. Более 150000 рублей

3. Скидка в 1500 рублей

4. Ровно 6%

Справились? Если да, поздравляю. Вы – молодцы. Если нет, то срочно подтягивайте свою грамотность в сфере обращения с деньгами, потому что вопросы были не простые, а очень простые.

2. Игра «Вот так заработали»

Игра используется к 1 блоку «Без труда нет жизни на Земле»

- Что означает слово «Заработать»? Что мы можем получить или заработать?

- Предлагаю вам подумать, что можно получить или заработать в данных жизненных ситуациях: (показываем картинки с разными сюжетами)

- помыли полы

- упали с роликов

- участие в выставке

- участие в соревнованиях

- нарисовали на обоях

- ходим на работу

- починили самостоятельно

- помогли маме

В ходе игры вводим в активный словарь слово «заработать», дети должны понимать, что это слово используется не только вместе со словом деньги, заработать можно и какое-либо вознаграждение, приз, похвалу, а также и в тех случаях, когда человек заслужил наказание, провинность.

3. Игра-обсуждение «Как потопаешь, так и полопаешь»

Обсуждение к блоку 2 «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны»

Предлагаем вам разобрать смысл старинной пословицы «Как потопаешь, так и полопаешь». Ее понимают буквально так: как поработаешь (потопаешь, так и поешь (полопаешь).

(Рассматриваем картинки с различными жизненными ситуациями)

1. Мальчик мечтает о конфетах, рядом мама с сердитым видом посреди комнаты ребенка с беспорядком. Вопросы для обсуждения: О чем мечтает мальчик? Чем недовольна мама? Заслужил мальчик конфеты?

2. Ребенок в кровати, накрыв голову подушкой, будильник уже давно прозвонил, ребенок не встает. Мама пытается его разбудить и указывает на часы. Вопросы для обсуждения: Как вы думаете, успеет ли ребенок к завтраку (ведь все остальные уже умылись, заправили свои кровати? Кто виноват в том, что все позавтракали, не дождавшись мальчика? Будет он теперь вставать вовремя?

3. Дети собирают ягоды (помогают бабушке, а вечером всех ждет чай с пирогами. Вопросы для обсуждения: Можно ли считать работой то, что дети помогают собрать урожай? Заслуживают ли они вознаграждение? Какое вознаграждение они получили?

4. Мальчик помог маме. За это мама дала ему монетку и он положил ее в копилку. Вопросы для обсуждения: Можно ли сказать, что мальчик серьезно помог маме? Заслужил ли он вознаграждение за свой труд?

В ходе данного занятия-обсуждения формируем у детей представление о прямой взаимосвязи с трудом и вознаграждение за него.

4. Мини-спектакль «Лесная ярмарка»

Закрепляем материал по 3 блоку «Покупаем, продаем, обмениваем»

Сидят лесные жители Белочка-Умелочка, Зайка-Зазнайка, Медвежонок Потапыч на полянке и скучают. Идет Мудрый Ежик.

Мудрый Ежик. Что такие невеселые? Почему скучаете?

Зайка-Зазнайка. Не знаем чем заняться. Во все игры переиграли: и в прятки, и в догонялки.

Мудрый Ежик. Я помогу вам, покажу новую интересную и полезную игру. Но для этого надо знать два новых слова: первое слово – товар.

Медвежонок Потапыч (удивленно). Что за штука такая – товар?

Белочка-Умелочка (обращаясь к зрителям). Может быть вы подскажете, что это такое?

Все слушают ответы зрителей, при необходимости Мудрый Ежик комментирует их.

Зайка-Зазнайка. Я понял! Потрудился, что-то сделал, себе взял и еще осталось. То, что осталось, можно обменять или продать. Правильно?

Белочка-Умелочка. У меня орехов много! Я их собирала в роще.

Медвежонок Потапыч. У меня мед лишний есть!

Зайка-Зазнайка. Я морковки и капусты много вырастил. Не хватит и еще останется.

Мудрый Ежик. Лесные жители все добывают сами для себя. То, что остается лишнее, может превратиться в товар. Товар – это то, что можно купить или продать.

Медвежонок Потапыч. А второе слово?

Мудрый Ежик. Второе слово сложнее, это - цена. Это то, за что ты готов отдать свой продукт труда.

Зайка-Зазнайка. Как же мне цену для морковки и капусты определить? Я грядки копал, семена сажал, все поливал, урожай от гусениц и жуков защищал. Трудно былою

Белочка-Умелочка (обращаясь к Зайке). Значит, цена твоей морковки и капусты очень высокая будет? За одну морковку все мои орехи заберешь?

Мудрый Ежик. Цену-то можно и высокую назначить, только надо, чтобы еще покупатели были и захотели это купить! А то останешься ты со своим товаром и ценой без покупателей.

Медвежонок Потапыч (обращаясь к Зайке). Цену надо такую, чтобы свой товар продать и за то, что затратил (семена, вода, свое время, свой труд, вознаграждение получить.

Мудрый Ежик. Если вы своими товарами будете не обмениваться, а продавать их и покупать, то получится настоящая ярмарка. Запомните: главное на ярмарке не весы, не прилавок и даже не продавец, а то, чем он торгует: товар и его цена. Товар – это тот продукт труда, который произведен для продажи. Цена – это количество денег, которые покупатель должен заплатить продавцу, чтобы купить желаемый товар (Обращается к зрителям). Чтобы наша лесная ярмарка была веселая, давайте разгадаем загадки «Что на ярмарке главное?»:

1. Угадай, как, то зовется, что за деньги продается, не отдадут его как дар, купить сможешь как ___ (товар). Хороший товар всегда хорошо покупается. Важно не только количество товар, но и хороший ли он, его качество!

2. Смотрю: лежит товар хороший, но смогу ль его купить? О чем, прежде всего, я должен у продавца спросить? ___ (о цене). Какого товара в магазине меньше, тот товар дороже (стоит больше). Какого товара больше, тот товар дешевле (стоит меньше).

Мудрый Ежик. Молодцы, оказывается, вы все знаете!

Дети должны понять, что продуктом труда является товар, оценить который непросто.

5. Игра «Деньги получили – ерунды накупили»

Делим коллег на 2-3 команды (условные семьи, каждая получает по 5 монет на покупки и отправляется в супермаркет.

На столе лежат карточки лицевой стороной вверх, где нарисована только упаковка товара. Ведущий предупреждает, что, делая покупки, члены семьи должны советоваться друг с другом и ориентироваться на упаковку и рекламу; не переворачивая карточек кладут их в сумку (коробочку, пакет). Каждая покупка (карточка) имеет цену в одну монету. Сделав покупки (истратив все деньги, семьи вскрывают упаковки (переворачивают карточки). На обратной стороне указано, что за товар они купили.

(на карточках товаров на лицевой стороне изображения красивых упаковок с яркими рисунками, на обратной стороне изображения товара – всякой ерунды: веники, очки, хлопушки, соски, погремушки, гвозди, молотки, клей, ложки, шишки, шарики, пуговицы и тд.)

Эта игра относится к 4 блоку «Тратим разумно, сберегаем и экономим». Учим детей тратить деньги грамотно. В магазинах много интересных товаров в красивой упаковке. Хочется все купить, но денег на все быть не может. Делая покупки, следует выбирать то, что сейчас важнее.

6. Игра «Занять и одолжить»

Делим педагогов на две группы, даем каждому по листу бумаги, одной группе выдаем красные карандаши, другой – синие. Обеим группам дается задание: нарисовать синий квадрат с красным кругом внутри.

Чтобы выполнить задание им придется занимать друг у друга и одалживать карандаши.

Игра 5 блока «Учимся занимать и отдавать долги» знакомит детей с понятиями «одалживать», «занимать». Акцент стоит сделать на том, что если занял, нужно обязательно отдать, так как у детей формируется опасная привычка легкого заимствования.

- А вы вернули одолженный карандаш?

7. Игра «Составляем план покупок»

Чтобы нам было удобно сделать нужные покупки, ничего не забыть купить, удобнее всего перед походом в магазин сделать план покупок. Сейчас вы попробуете сделать такие списки сами. Товары в списке должны быть разбиты на группы по отделам магазина, чтобы не бегать из отдела в отдел, а все сразу купить и направиться к кассе.

Мы предоставляем вам конкретные блюда, для которых нужно купить продукты. (Педагогам предоставляются карточки с названием блюд: каша, яичница с колбасой и помидорами, макароны с котлетой, салат «Оливье», суп «Рассольник», яблочный пирог)

Данная игра 6 блока «Учимся планировать» формирует начальные навыки планирования. Доносим до детей, что планирование может стать хорошей привычкой. Все успешные люди всегда составляют планы.

Подводя итоги нашего с вами семинара, мы хотели бы сказать, что все проще, чем кажется, и для дошкольного возраста этой базы знаний будет достаточно. А формы работы можно усложнять и дополнять в зависимости от степени усвоения материала вашими воспитанниками.



Предварительный просмотр:

                  Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребёнка – детский сад

«Аленький цветочек»

Мастер - класс для педагогов

«Сенсорная страна».

Подготовила и провела:

Воспитатель Галиакбарова А.Р.

2018 г.

Цель: повышать уровень компетентности педагогов ДОУ в вопросе реализации  сенсорного воспитания дошкольников.

 

Оборудование: маленькие пластиковые бутылки, камушки, фасоль, крупные макароны, крупы – манная, рисовая, вата, пенопласт, кусочки ткани фольга, целлофановый пакет бумага разных цветов плотная и тонкая, пластмассовые яйца-«киндер сюрпризы», скорлупа от орехов, арбузные семечки, шишки, разноцветные шерстяные нитки, пуговицы, клей, пластилин и др.

 

Ход мероприятия:

 

1 часть (теоретическая)

 Доклад на тему: «Что такое сенсорика и почему так важно ее развивать?».

 

      Добрый день, уважаемые коллеги! Я рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на мой мастер-класс.

Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.

«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра»  А.С. Макаренко

            Маленькие дети – очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. Сегодня я хочу поделиться своим опытом работы с детьми и поговорить о сенсорных дидактических играх, в которые мы играем в детском  саду и  в которые мы советуем играть дома. Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может войти в него, не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует для сознания.

Б. Прейер 

 И проведём мы нашу встречу  не совсем обычно, в форме игры - путешествия в страну Сенсорику. Но сначала немного в памяти освежим, что же, это такое сенсорное развитие? Сделаем это  с помощью непривычного для нас интерактивного метода – КЛАСТЕРА.

Небольшая справка:

 Кластер, в переводе с английского языка означает гроздь, кисть, - метод, помогающий свободно и открыто думать по поводу  какой – либо темы. Это нелинейная форма мышления. Разбивка на кластеры очень проста.

1. Написать ключевое слово или предложение в центре листа.

2. Начинать записывать слова и предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой.

3. По мере того, как приходят идеи, начинать устанавливать связи.

4. Выписать столько идей, сколько придет на ум, в отведенное для этого время.

Разбивка на кластеры – гибкая структура, она может осуществляться как в группе, так и индивидуально, в зависимости от цели занятия.

Например: ЛЫЖИ, САНКИ, ПРАЗДНИК, ДЕД МОРОЗ, СНЕГОВИК, ПОДАРКИ, ЁЛКА, НОВЫЙ ГОД = ЗИМА.

 

Воспитатель: В ДОУ предлагается использовать так: на доске вывешивается картинка с изображением ключевого слова и предлагается детям назвать слова, относящиеся к данному слову. Этот метод можно использовать как в группе, также индивидуально с каждым ребенком, которому предлагается несколько картинок и найти связь между ними.

Сенсо́рика (от лат. sensus, «восприятие») — категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий. В физиологии сенсорика — функция нервной системы, заключающаяся в восприятии внешних раздражителей.

Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работаорганов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов.

Так, зрительное восприятие предполагает различение объектов окружающего мира по цвету, форме, размеру.

Кожное восприятие включает в себя:

тактильные ощущения (различение предметов по фактуре – гладкое/шершавое, твердое/мягкое), осязательные ощущения (определение формы предмета на ощупь – плоское/объемное), температурные ощущения, барические ощущения (вес, тяжесть).

Психологи доказали, что сенсорное, сенсомоторное  развитие составляет фундамент умственного развития, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе. При этом нужно понимать, что развивать сенсорику следует в соответствии с возрастом ребенка. Для самых маленьких деток основными способами знакомства с окружающими предметами становятся осязание и вкус. Именно поэтому груднички так и норовят все схватить и потянуть в рот. Препятствовать этому не стоит: помните, что таким образом происходит развитие. А вот оградить ребенка от опасных предметов – ваша первоочередная задача.

- Знаете ли вы, представления о каких  цветах, формах, величинах должны накапливать дети третьего года жизни, обучаясь в детском саду по программе под редакцией М.А. Васильевой?

В возрасте трех лет малыша необходимо знакомить:

С основными цветами спектра.

С понятием величины (на уровне большой-маленький, длинный-короткий и т.д.).

С понятием формы (круг и шар, квадрат и куб).

С представлением количества (много-мало).

К четырем годам ребенок, как правило, уже свободно говорит о цвете и геометрической форме предметов, может сравнить их по величине. Сейчас – самое время научить его различать объекты по свойствам и группировать их – по форме, цвету, величине, называть предметы и понимать, когда о них говорят взрослые.

Начиная с четвертого года жизни, у детей формируют сенсорные эталоны

- Вы знаете, что такое «сенсорные эталоны»?

Сенсорные эталоны - это устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами.  «Сенсорные эталоны» представляют собой общепринятые образцы внешних свойств  предметов. Сенсорными эталонами мы, взрослые, владеем, совершенно о них не задумываясь.  Ребенок оперирует ими с той же легкостью лишь к пяти годам.  

Сенсорные эталоны:

- Эталоны цвета -   семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности.

- Эталоны формы — геометрические фигуры; величины — метрическая система мер.

- Слуховые эталоны — это звуковысотные отношения, музыкальные ноты, фонемы родного языка.

- Вкусы мы делим на сладкий, соленый, горький и кислый.

- Запахи — на тяжелые и легкие, сладкие, горькие, свежие и т.д.

Оказание помощи детям в освоении сенсорных эталонов – это главная задача взрослых, и педагогов, и родителей. Ведь чтобы различие оказалось зафиксированным в сознании ребенка, его необходимо назвать, подчеркнуть и неоднократно напоминать о нем. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнения все более сложных глазомерных действий.

Развитие сенсорики у дошкольников заключается в тренировке навыков обследования и анализа предметов, точного различения речевых звуков, восприятия начертания букв. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе. Сенсорному развитию ребенка необходимо уделять внимание на протяжении всего дошкольного детства. Однажды выученные названия цветов, освоенные понятия геометрических форм без постоянной тренировки и повторения забываются.

2 часть (практическая):  «Игра – путешествие в страну Сенсорику».

Создание проблемной ситуации

(Звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?»,  перед  педагогами появляется «волшебный  ящик».)

 

- Угадайте, что находиться в  ящике? По - другому этот предмет называют «золотое яблоко», этот предмет вырабатывает достаточно электричества — 3,5 вольта — для питания светодиода, кроме того установлено, что этот предмет не тонет в воде.

Перед нами возникла проблемная ситуация – узнать, что находится в «волшебном ящике». Сейчас вы попали в затруднительную ситуацию. Ребёнка с рождения окружает огромное количество предметов и явлений, которые обладают самыми разнообразными свойствами и качествами. Для того чтобы облегчить и ускорить процесс формирования представлений об окружающем мире, необходимо обучать ребёнка основным умственным действиям и правилам восприятия. Сегодня мы предлагаем вам пройти тот путь, который проходит ребёнок при столкновении с неизвестным, познакомиться с содержанием и приемами, способствующими сенсорному развитию детей младшего возраста, познакомиться с дидактическими играми, пособиями, направленными на усвоение сенсорных эталонов.

Наш мастер-класс  научат вас изготавливать сенсорные  дидактические игры из бросового материала.  И в итоге вы должны узнать, что же находится в этом ящике. А так как вы воспитатели маленьких детей, а все дети любят играть, то я вам предлагаю вспомнить детство и  понять, как через дидактическую игру дети должны усваивать сенсорные знания. Забудьте  на время о том, что вы взрослые, станьте детьми и давайте поиграем. Вы этого хотите? Тогда мы отправляемся с вами в путешествие в страну Сенсорику!!!

(Звучит сказочная  мелодия. Воспитатель надевает корону, накидку, берёт в руки  волшебную палочку)

Вот я палочкой взмаху  -   (действия выполняются по содержанию текста)

Загадаю чудо!

Всем педагогам помогу

Доброй феей буду!

Палочка-чудесница,

Волшебная кудесница!

Поскорей встали в круг,

За руки все взялись вдруг.

Будем рядом стоять,

Глазки закрывать!

А теперь начнём вращаться,

В ребятишек превращаться!

Подарю вам ленточки, (раздает резинки, заколки)

Подарю вам бантики!

Быстро наряжаемся

В поездку собираемся!

Паровоз давно вас ждет,

В страну Сенсорику  повезёт!

- Как гудит поезд? (Ту – туу). Поехали! Ручки согнули, завели мотор. Чух – чух – чух..(дыхательная гимнастика.)

(Звучит песенка из м/ф «Паровозик из Ромашково»)

Солнышко светит,

Облака плывут,

Паровозик едет

Тук тук тук тук тук.

Тук тук тук колеса,

Мчится паровоз,

Он в страну Сенсорику

Всех детей привез!

1.-Внимание! Наш поезд прибывает на станцию. Как она называется, вы знаете? А кто же это нас встречает? Выходите из вагонов, садитесь поудобнее, будем выяснять.

Он в яйце есть и в цыпленке,                              

В масле, что лежит в масленке,

В каждом спелом колоске,

В солнце, в сыре и в песке. (желтый цвет)

(выставляются  совята соответствующего цвета)

Он с лягушкой может квакать,

Вместе с крокодилом плакать,

Из земли с травой расти,

Но не может он цвести. (зелёный цвет)

Всех быков он возмущает,

Ехать дальше запрещает,

Вместе с кровью в нас течет,

Щеки всем врунам печет.(красный цвет)

Им треть флага занята,

Он в название кита,

И в букете васильковом,

И на ящике почтовом. (синий цвет)

Догадались, как станция называется? Станция «Цветная». И жители этой станции цветные совята предлагают вам научиться играть в «цветные» игры. Но чтобы правильно выполнить все задания необходимо размять наши пальчики и заставить их немного поработать

Упражнение с «су – джок» тренажером.

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

 

Игра 1. «Разноцветные флажки»

- веселая, подвижная игра-разминка для детей от двух лет, направленная на развитие внимания и реакции детей. Так же позволяет закрепить знание цвета.

Описание игры

Для игры нужно взять несколько разноцветных флажков. Когда ведущий поднимает красный флажок – дети должны, например, подпрыгнуть; зеленый – хлопнуть в ладоши; синий – шагать на месте, желтый – взяться за руки и т.п.

Игра 2. «Стиральная машинка»

Цель: закреплять названия основных цветов, учить их правильному произношению, знакомить с разными видами одежды (платье, юбка, брюки и т. д.); развивать цветовосприятие (ребёнок должен хорошо различать цвета, логическое мышление (при принятии решения, в какую стиральную машинку опустить синее платье или жёлтую шапочку, мелкую моторику (необходимо взять пальчиками маленькую детальку из картона); воспитывать внимательность, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца, отзывчивость и стремление помочь кукле Тане.

 Материалы: Небольшие предметы разных цветов; маленькие коробочки.

Описание игры: Поставьте перед ребёнком 4 разноцветных коробочек  - стиральные машинки и коробочку с перемешанной одеждой. Предложите ребёнку разложить предметы по стиральным машинкам в соответствии с цветом. Начните выполнять задание, положив по одному предмету в каждую из коробочек.  Сначала предлагайте детям предметы 2-4 цветов (по4-8 шт. одного цвета). Со временем кол-во предметов и цветов увеличить.

- Цветные совята нам  хотят помочь узнать, что находится в волшебном ящике и дают подсказку (воспитатель показывает карточку  оранжевого цвета). Значит в ящике предмет оранжевого  цвета, запомним.

- Спасибо,  цветные совята, что показали интересные игры, которые знакомят с цветом. А нам пора в путь. Быстрее занимаем вагоны и едем дальше (Звучит музыка, паровоз едет дальше)

Солнышко светит,

Облака плывут,

Паровозик едет

Тук, тук, тук, тук, тук.

Тук, тук, тук колеса,

Мчится паровоз,

На следующую станцию

Он  детей привез!

2.-Как же называется эта станция, давайте угадаем?

Ни угла, ни стороны,

А родня – одни блины. (круг)

Злая рыба хвост-лопата

Откусила полквадрата –

Целый угол, верь не верь!

Кто ж он, бедненький, теперь? (треугольник)

Кубик в краску окуни,

Приложи и подними.

Вася десять раз так сделал –

Отпечатались они. (квадраты)

- Как станция называется? Догадались? (станция Фигурная). Нас встречают фигуры разной формы. Они нам приготовили много интересных игр, которые познакомят с плоскостными геометрическими формами – кругом , квадратом, треугольником; научат подбирать нужные формы разными методами.

Игра 1. «Волшебный мешочек».

Играющие по очереди опускают руку в мешочек с деревянными  геометрическими фигурами и пытаются определить форму попавшейся в руку фигуры, затем достают фигуру и называют ее цвет (например, «треугольник, красный»).

 - Разноцветные фигуры нам помогли и сказали, что в волшебном ящике находится предмет (показывает вторую  и третью карточку) круглой формы, маленького размера. Запомним! А веселый паровоз нас опять зовёт в дорогу. Занимаем скорее места. (звучит музыка) Едем дальше!

- А паровоз снова зовёт нас в путь.

Вагончики, вагончики,

По рельсам тарахтят,

Везут на станцию игрушек

Компанию ребят.

4.-Наш поезд прибыл на конечную станцию «Игрушечную».

 - С вашего позволения я опять стану феей, так как настало время вам превращаться во взрослых. (Звучит сказочная мелодия)

Вот я палочкой взмаху -   (действия выполняются по содержанию)

Загадаю чудо!

Всем ребятам помогу

Доброй феей буду!

Палочка-чудесница,

Волшебная кудесница!

Поскорей встали в круг,

За руки все взялись вдруг.

Будем рядом стоять,

Глазки закрывать!

А теперь начнём вращаться,

И во взрослых превращаться.

 - Посмотрите, сколько различных игр, развивающих сенсорный опыт детей, нас встречает. Здесь игры,  купленные в магазине и сделанные руками воспитателей и родителей. Посмотрите, какое разнообразие! В группе дети в них с большим удовольствием играют.

Играя, ребёнок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности, принимать самостоятельные решения. У ребёнка появляется интерес к знаниям, усидчивость, самостоятельность.

Заключение.

–Уважаемые коллеги, давайте вспомним про наш волшебный ящик. Пройдя через все станции, нам стали известны все свойства неизвестного объекта (показываю карточки). А я предлагает использовать тактильное восприятие и определить на ощупь содержимое ящика. Педагоги запускают руки через рукава в ящик и ощупывают предмет. Выслушиваются и принимаются все предложения.

- Сопоставив все подсказки, вы назовете этот предмет - как вы думаете, что это? (предлагают варианты ответов). Воспитатель достает объект из «ящика ощущений» и показывает. (апельсин)

- Сегодня мы с вами подтвердили тот факт, что у взрослых и детей познание неизвестного проходит по одному пути: через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям. Наиболее полный образ объекта ребенок получает только тогда, когда задействованы все группы анализаторов.

- В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. А  это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонически, т.е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях.

 

Желаю вам творческих успехов в работе!

Спасибо  за  внимание!



Предварительный просмотр:

   Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребёнка – детский сад

«Аленький цветочек»

Семинар-практикум для педагогов

«Сенсорное развитие ребенка

 через игры

нетрадиционной формы»

Подготовила и провела:

воспитатель Галиакбарова А.Р.

2019г.

                                                                                           

Цель: Познакомить педагогов со способами формирования у детей представлений о величине, форме и цвете  в домашних условиях, при помощи использования пластиковых бутылочек и цветных крышек.

План:

  1. Сообщение темы.
  2. Информационная часть.
  3. Практическая часть:

-подбор необходимого материала;

-изготовление игр;

  1. Заключительная часть.

ВСЕ ДЕЛО В КРЫШКАХ

Крышки — предмет простейший, но, тем не менее, обладающий таинственным обаянием. Их всегда жалко выкидывать. Так и копятся в каждой семье большие коллекции этих маленьких вещиц. Мы почти всегда не знаем, что с ними делать, но на подсознательном уровне убеждены — для чего-то они пригодятся.

Игры, которые можно сделать самим:

СУХОЙ АКВАРИУМ (для детей 2 - 7 лет)

«Сухой аквариум» — набор цветных крышек, собранных в пластмассовом тазике или коробке — можно предложить ребенку в любое время: когда у него плохое настроение, или, наоборот, он слишком возбужден, или ему просто нечем заняться. Главная ценность этого пособия в том, что малыш не боится что-то сломать, потерять.

Цели:

-Снятие напряжения, усталости, расслабление мышц спины, плечевого пояса.

-Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, творческих способностей, мелкой моторики рук.

Ход игры:

Вариант 1. «Купание» рук в «сухом аквариуме», погружение в крышки кистей рук, рук по локоть, по плечи, шуршание крышками.

Вариант 2. Крышки рассыпаны по ковру (столу, полу и т. п.):

  • много у нас крышек помещается в тазике?
  • какого цвета крышки?

НАПОЛНИ БУТЫЛКУ (для детей 2 - 5 лет)

Цели: Обучение или закрепление знаний детей об основной цветовой гамме и ее оттенках; Обучение счету, развитие внимания, памяти, творческого воображения, смекалки, мелкой моторики рук.

Ход игры:

Вариант 1. Ребенку дается закрытая крышечкой бутылка и набор разноцветных крышек. Он должен наполнить бутылку крышками того же цвета, что и крышка на ней самой. Если посоревноваться  с ребенком, поиграть в игру:«Кто быстрее наполнит бутылку?».

Вариант 2. Наполнить бутылку крышками заданной цветовой гаммы или подобрать крышки по настроению, по погоде; любимого цвета и наполнить ими бутылку.

Вариант 3. Ребенку предлагаются различные по величине бутылки. В итоге устанавливается зависимость вмещающегося количества крышек от величины бутылки.

Вариант 4. Наполнить бутылки крышками, используя для этого различные предметы: ложки, палочки, крючки, петли, пинцеты и т. п.

  • крышек какого цвета больше (не считая, по восприятию)?
  • сортируем крышки по цветам (на полу или на ковре);
  • кто быстрее соберет в тазик крышки того или иного цвета?

Вариант 3. Ребенку предлагается рассыпать крышки и собрать в «аквариуме» снова рассыпать и собрать, и так несколько раз.

Вариант 4. «Чьи бусы длиннее?», «Три змейки», «Паровозик с вагончиками». «Дорожки», «Мостики» и т. п. Ребенок выкладывают на полу цепочки из крышек одного цвета или, чередуя цвета. Чем старше ребенок, тем сложнее варианты, например: 4 синих, 1 красная, 4 синих, 1 красная и т. д., пока не кончатся крышки данных цветов. Цветовые варианты любые.

НАКОРМИ ПТЕНЦА (для детей 2 - 7 лет)

Для игры потребуются игровые модули и множество разноцветных крышек.

Цели. Закрепление знаний детей о цветовой гамме и оттенках цветов, обучение метанию в цель, упражнение в счете. Развитие внимания, воображения, глазомера, мелкой моторики рук.

Ход игры:

Вариант 1. Ребенку 2-3 лет предлагается накормить «птичку». «Зернышко» должно быть такого же цвета, как и сама птичка (малыши кладут крышки в модуль).

Вариант 2. Ребенок 4-5 лет могут производить метание из положения - сидя на ковре - модуль на расстоянии длины ног, из положения - стоя - модуль у ног играющего, из положения - стоя на коленях и т. п.

Вариант 3. 6-7-летние дети производят метание с расстояния до 1 метра правой, левой рукой, соревнуясь со взрослым произвольно или на время. Цвет крышек роли не играет. Количество попаданий засчитывается как количество очков

ВОЛШЕБНАЯ ВОРОНКА (для детей 4 — 7 лет)

Цели. Развитие внимания, глазомера, умения регулировать движения. Воспитание терпения, формирование навыков самоконтроля.

Ход игры:

 Вариант 1. Поймать крышку на ниточке в бутылочную воронку правой, левой рукой. Какая рука поймает больше крышек за 1 минуту?

Вариант 2. Поймать поочередно все крышки, удерживая в воронке уже пойманные.

Вариант 3. Поймать одновременно 2 или больше крышек в воронку.

Вариант 4. Ловить воронкой крышки, которые бросает другой ребенок с определенного расстояния.

МОДЕЛЬ ВРЕМЕНИ (для детей 3 — 7 лет)

Цель. Формирование у ребенка представления о некоторых промежутках времени: части суток (утро, день, вечер, ночь); неделя - 7 дней. Сезоны: весна, лето, осень, зима; месяц (4 недели).

Младший возраст. Ребенок совместно со взрослым дают определения цветным крышкам (желтая - утро, красная - день, ;синяя - вечер, черная - ночь) и называют их в определенной последовательности.

Средний возраст. Взрослый ежедневно побуждает самостоятельно нанизывают цветные крышки условленного цвета, обозначающие части суток. Между крышками-«сутками» нанизывается прокладка, разделяющая их. Строится модель недели (месяца, сезона).

Старший возраст. Дошкольники самостоятельно строят недельные цепочки, используя различные цветовые обозначения частей суток; так же, самостоятельно, выбирают последовательность: утро - вечер - ночь, день - вечер - ночь - утро и т. д.



Предварительный просмотр:

Мастер–класс для воспитателей по финансовой грамотности

«Деньги любят счёт»

Подготовила: воспитатель Галиакбарова А.Р.

Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Программные задачи:
Образовательные: Формировать первичные экономические понятия: финансы, товар, зарплата, банк, потребности. Продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь.
Развивающие: способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи; способствовать формированию коммуникативных отношений.
Воспитательные: способствовать воспитанию нравственных качеств, правильному отношению к деньгам и разумному их использованию. бережливость, честность, взаимовыручка, щедрость.

Для проведения игры необходимо:

  • разработать маршрутные листы , где будут указаны станции в определенном порядке для каждой команды;
  • подготовить « МОНЕТКИ» и листы с заданиями по каждой станции;
  • подготовить наградной материал по итогам игры. (медальки)

ХОД.

Воспитатель. "Уважаемые участники! Приветствую вас на мастер- классе "Деньги любят счёт". В ходе игры вы должны правильно и как можно быстрее выполнить много интересных заданий, получить монетки. Желаю успеха!"

Для того, чтобы вам было куда собирать монетки, давайте сделаем сейчас КОШЕЛЁК.

Создание оригами – кошелька.

Воспитатель. Итак, отправляемся на первую станцию.

Станция 1. " Финансовый эрудит"

На этой станции вы должны отгадать загадки и ребусы, вспомнив финансовые термины.

1. Всё, что в жизни продаётся,

Одинаково зовётся:

И крупа, и самовар

Называются … (Товар)

2. Это крупный магазин,

У него не счесть витрин.

Всё найдётся на прилавке -

От одежды до булавки. (Супермаркет)

3. Мебель, хлеб и огурцы

Продают нам … (Продавцы)

4. В фирме прибыль он считает,

Всем зарплату начисляет.

И считать ему не лень

Все налоги целый день. (Бухгалтер)

5. И врачу, и акробату

Выдают за труд … (Зарплату).

6.На товаре быть должна обязательно… (Цена)

7.Как ребёнка нет без мамы, сбыта нету без… (Рекламы)

Продолжаем нашу игру.

Станция 2. "Лови выгоду! "

Правила. Вам нужно выбрать тему и номер вопроса, правильно на него ответить и заработать монетки.

Тема «Мульти-пульти» - отгадайте из какого мультфильма эти слова.

(участники выбирают тему и номер вопроса)

1 задание. Tаити, Tаити… Не были мы ни в какой Таити! Нас и здесь неплохо кормят. («Возвращение блудного попугая»)

2 задание- Ой бяда, бяда. Разорение. Запасы не меряны. Убытки не считаны. Разоримся по миру пойдем.

- Это что, сказка такая? - Это жизня такая. («Приключения домовенка Кузи»)

3 задание. Безвозмездно — то есть даром. («Винни-Пух и все-все-все»)

4 задания. Не надо меня из ружья щелкать! Я может, только жить начинаю — на пенсию перехожу… («Каникулы в Простоквашино»)

5 задание. За последнее время доходы нашего государства уменьшились. После того как был введён налог на воздух, вы стали меньше дышать. Это возмутительно! Молчаааать! Кроме того, вводится новый налог на осадки: за обыкновенный дождь — сто лир, за проливной дождь — двести лир, с громом и молнией — триста лир. Молчаааать!«Чиполлино» — мультфильм по мотивам сказки «Приключения Чиполлино» Джанни Родари.

 

Тема «Валюта» - вам надо отгадать валюту страны.

1задание.Назовите валюту России. (рубль)

2задание. Назовите валюту Китая.(китайский Юань)

3.задание. Назовите валюту Америки. (доллар)

4.задание. Назовите валюту Таиланда. (тайский бат)

5задание. Назовите валюту Вьетнама. (Донг)

 

Тема «Пословицы» - вам нужно продолжить пословицу.

       Живётся, у кого денежка ведётся.

Алтыном воюют, алтыном торгуют, а без алтына горюют.

      Копейка рубль бережет, а рубль голову стережет.

      Денег наживёшь - без нужды проживёшь.

       Деньги, что каменья: тяжело на душу ложатся.

       За свой грош везде хорош.

С деньгами мил, без денег постыл.

      Деньги счет любят, а хлеб меру.

Станция 3. "Стратегия"

Воспитатель. Всем давно известно, что «реклама двигатель прогресса»! У нас на полках залежался некоторый товар, который вам нужно успешно продать. Для этого вам, конечно, нужно придумать удачный рекламный ход, чтобы ваш товар захотели купить. Вспомните мультфильм по стихотворению С. Михалкова и подумайте: «Почему старик передумал корову продавать?»

Кому какой товар достанется решит «слепой жребий». Ваша задача разрекламировать товар, не называя его. Если остальные игроки догадаются , что вы рекламируете , вы получите – 3 монетки.

(один участник рекламирует товар, а остальные отгадывают)

Подведем итог нашей игры «Деньги любят счет». Награждение победителей.

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинары - практикумы, мастер-классы, круглый стол для педагогов

АРТ-МЕТОДИКА  "Фольклор нас учит говорить", Использование малых фольклорных жанров в режимном моменте (одевание на прогулку)https://disk.yandex.ru/i/tceQ06r9GDWqPA...

Семинары - практикумы, мастер-классы, круглый стол для родителей

Взаимодействие с родителями воспитанников...