ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ ДОУ
консультация

Орешкова Марина Арнольдовна

даются рекомендации по ученту психо-физических особенносей возраста воспитанников при формировании развивающей среды группы дошкольного учреждения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchaya_sreda_po_fgos_do.docx16.82 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ ДОУ

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований, предъявляемых к дошкольному образованию. В Стандарте обозначены принципы, на которых базируется дошкольное образование:

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество Организации с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9) учет этнокультурной ситуации развития детей.

Одним из условий полноценного развития детей является правильно созданная личностно ориентированная развивающая среда в ДОУ.

Понятие «развивающая предметно-пространственная среда» включает в себя и пространственную ее организацию и ее наполнение. Из этого следует, что пространственная организация среды позволяет создать комфортные, относительно стабильные условия для реализации воспитательно-образовательного процесса, а наполнение способствует активизации разных видов деятельности, стимулирует ее развитие.  Наполнение пространственной среды необходимо систематически дополнять, обновлять с учетом многих факторов.

Алгоритм проектирования образовательной среды в соответствии с ФГОС ДО предполагает поиск ответов на следующие вопросы:

Кого учить и воспитывать? (учет возрастных, психологических и индивидуальных особенностей детей)

Зачем   учить и воспитывать? (определение целей и задач по всем направлениям развития и обучения)

Чему учить и воспитывать? (выбор информации, подбор адекватных видов детской деятельности для обеспечения развития личности, мотивации и способностей детей)

Как учить и воспитывать? (выбор методов и технологий)

 При организации развивающей среды необходимо учитывать следующие факторы:

1. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КАЖДОГО ЭТАПА ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА.

Например, для детей младшего дошкольного возраста характерна конкретность мышления. В этом возрасте еще только намечается переход от наглядно-действенного (1-я мл. гр.) к наглядно-образному (2-я мл. гр.) мышлению. Для детей данного возраста необходимо представить игрушки и материалы с заданным способом действий (машинки, пирамидки, каталки и т.д.), конструкторы, простые головоломки (например вкладыши), активизирующие процесс развития мышления.

В младшей группе важно развивать у ребенка сенсорные способности, координацию движений и это необходимо учитывать при подборе игрушек.

Средний дошкольный возраст – это возраст «почемучек». Поэтому, начиная со среднего дошкольного возраста в группах необходимо предусмотреть центры экспериментирования, игровые центры с настольно-печатными играми, интерактивными игрушками, мини-компьютерами, в книжных уголках должны быть книги не только с художественным, но и с познавательным содержанием (например энциклопедии).

Необходимо учесть, что чем меньше ребенок, тем в меньшей степени развита координация его движений и он меньше времени проводит в малоподвижных играх. Поэтому необходимо предусмотреть наполнение спортивного уголка, разнообразить его содержимое разнообразными пособиями, чтобы ребенок не бесцельно бегал по группе, а в подвижных играх развивал спортивные качества (координация движений, меткость, мышечная сила и т.д.).

2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сюжетно-ролевая игра является ведущим видом детской деятельности. Поэтому в каждой группе необходимо иметь разнообразные по своему назначению атрибуты для игр, а так же уголки ряженья.

Если в младшем дошкольном возрасте должно быть минимальное количество атрибутов к сюжетно-ролевым играм, т.к. в этом возрасте игра только начинает формироваться, то начиная с 4-5 летнего возраста, необходимо наличие максимально разнообразного количества соответствующих атрибутов, обеспечивающих вариативность сюжетной игры и ролевых позиций.

3. ОСОБЕННОСТИ КОНТИНГЕНТА ВОСПИТАННИКОВ

Необходимо учитывать при создании предметно-пространственной среды группы игровые предпочтения мальчиков и девочек. Так, мальчики предпочитают динамичные и высокотехнологичные игры, а девочки – спокойные и отражающие мир красоты. Для девочек важен комфорт и приспособленность пространства к сюжетно-ролевым играм, разнообразие атрибутики.

4. СПЕЦИФИКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

В разные периоды времени в зависимости от решения тех или иных педагогических задач годового плана работы в группе появляются тематические уголки, мини-музеи, выставки детского творчества, проектов и т.д.

Из этого следует, что в течение года необходимо периодически менять игрушки и пособия в группе, обновлять (пополнять) наполнение имеющихся центров, уголков.

5. ДИНАМИЧНОСТЬ, ТРАНСФОРМИРУЕМОСТЬ

При организации пространства важно не перенасытить ее предметами мебели. Вместо крупногабаритных наборов рекомендуется атрибуты для игр размещать в коробках, контейнерах. Дети могут брать необходимые для игр атрибуты и размещать их по своему усмотрению в пространстве. Таким образом, пространство становится динамичным, трансформируемым, безопасным с психологической точки зрения.

6. ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ

Предметное наполнение среды группы дети должны использовать по своему усмотрению в разных видах деятельности. Поэтому в группах необходимо иметь различные ширмы, мягкие модули, маты, различный бросовый материал, который дети могли бы использовать по своему усмотрению, в том числе и в качестве предметов-заместителей в игровой деятельности.

Подводя итог вышесказанному можно сделать вывод, что предметно-развивающая среда в группе должна способствовать развитию

- коммуникативным способностям детей и социализации;

- игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности детей;

- двигательной активности, развитию всех групп мышц;

- эмоциональному благополучию;

- возможности самовыражения детей.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация трансформируемой предметно - развивающей среды группы детского сада.

Системой материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующей содержание развития его духовного и физического облика ...

Выступление на педагогическом совете «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ГРУППЕ С УЧЕТОМ ФГОС ДОО(из опыта работы)

Экологическое воспитание - Систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры.  Развивающая предметно – пространственная среда ...

Организация музыкальной предметно-развивающей среды в группах ДОУ

В целях консультации для воспитателей по организации музыкальной предметно-развивающей среды в группах ДОУ, размещаю список наполнения музыкальных уголков по возрастам....

Консультация для воспитателей: «Организация развивающей предметно-развивающей среды в ДОУ при формировании первичных представлений о финансовой грамотности»

Консультация для воспитателей:«Организация предметно-развивающей среды в ДОУ при формировании первичных представлений о финансовой грамотности»Формирование основ финансовой грамотност...