Проект Пасху весело встречаем
проект (средняя группа)

Заварзина Юлия Сергеевна

Познакомить детей с праздником Светлой Пасхи её обычаями и традициями.

 Углублять интерес детей к русским обычаям и традициям.

 Развивать интерес к культуре предков

 Воспитывать патриотические чувства к православным традициям русского народа, народному творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.pashu_radostno_vstrechaem_1.docx22.34 КБ

Предварительный просмотр:

Проект « Пасху радостно встречаем»

Вид проекта:  познавательный, творческий.

Продолжительность проекта:  с 19.04.2022г. по 26.04.2022г.

Возрастная группа : средняя группа.

Состав участников:  дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

Форма организации с детьми:  совместная деятельность с детьми, самостоятельная деятельность.

Цель проекта:  -Знакомство детей с христианским праздником Светлой -Пасхи её обычаями и традициями.

-Выяснить значение слова «Пасха»

-Как праздновать Пасху

Задачи проекта:

Познакомить детей с праздником Светлой Пасхи её обычаями и традициями.

 Углублять интерес детей к русским обычаям и традициям.

 Развивать интерес к культуре предков

 Воспитывать патриотические чувства к православным традициям русского народа, народному творчеству.

 Развить  у детей творческие способности.

Предполагаемые результаты:

По окончанию проекта дети узнают о Празднике Светлой Пасхи, её обычаях и традициях. Осознают значимость праздника, обычаев и традиций, для верующих людей. Научатся организовывать пасхальные, русские народные игры.

Формы реализации проекта:

1.НОД.

2.   Здоровьесберегающие технологии.

3. Чтение художественной литературы.

4. Беседы.

5. Наблюдения.

6. Игровая деятельность.

7.Работа с родителями.

8. Стенгазета «Поздравляем с Пасхой!»

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный:

1.Разработка и накопление методических материалов.

2.Создание необходимых условий для реализации проекта.

3.Создание развивающей среды.

4.Подбор необходимой художественной  литературы по теме проекта.

5.Разработка мероприятий.

2- этап – основной (практический)

НОД

  Художественное творчество:

Аппликация:

«Пасхальный кулич с яичком и веточкой вербы»

Развитие речи

Рассматривание картинок на тему: «Пасха»

Пересказ литературного произведения Е.Чарушина «Курочка».

Здоровьесберегающие технологии

Утренняя гимнастика

Комплекс утренней гимнастики «Хотим быть всегда здоровыми»

Пальчиковая гимнастика

«Оладушки», «Тесто».

Чтение художественной литературы:

Чтение пасхальной сказки «Красная Шапочка» в обработке.

Чтение загадок, пословиц и поговорок  о празднике Светлой Пасхи.

Беседы:

«Что такое Пасха», «Как люди в старину готовились к празднику Пасха», «Почему мы красим яйца», «Как вы дома собираетесь встречать праздник Пасха».

Игры:

Подвижные игры

«Найди свой домик», «Пчелки и ласточка», «Теремок», ««Птички», «Ловишки», Солнышко и дождик».

Игры драматизации

Игра драматизация «Курочка ряба»

Игра «Катание яиц»

Инсценировка «Печем куличи».

Дидактические игры

«Будь внимателен», «Найди ошибку», «Чудесный мешочек», «Подбери нужной слово», «Найди предметы»,   «Когда это бывает?», «Кто больше назовёт действий», «Четвертый лишний», «О чём я сказала», «Собери яйцо».

Хороводные игры

«Солнышко – ведрышко», «Ты по кругу пройди, себе друга найди».

Просмотр презентаций:

«Пасха, обычаи и традиции».

Работа с родителями:

Анкетирование родителей «Что знают о празднике Пасха?»

Папка передвижка:  «Светлый праздник Пасха».

Беседа о празднике «Пасха».

Индивидуальные беседы, обсуждение конкретных проблем, случаев.

3-этап заключительный

1.Выставка поделок и рисунков «Весеннее очарование»

3. Стенгазета «Поздравляем с Пасхой!»

Рассказ ребёнку о Пасхе.

Вступление:

- Ты знаешь, что скоро наступит праздник, на который мы будем  красить яйца ,  делать творожную пасху  и  печь куличи . Знаешь, как этот праздник называется? – Пасха.

А как Пасха по-другому называется, знаешь? - Воскресение Христа.

Этот праздник считается самым главным праздником для всех верующих в Бога. Он - самый торжественный и самый радостный из всех праздников.

А знаешь почему? Потому что в этот день случилось самое великое чудо на земле, которое дало людям надежду на вечную жизнь.

Основная часть:

- Дело в том, что когда-то давно на земле жил Иисус Христос - сын Бога. И пришёл Иисус Христос на землю, помочь людям и спасти их от смерти, чтобы их души не попали в ад.

 Ад - это другой мир, в котором правит Дьявол. Душа в этом мире мучается в огне.

- Иисус Христос говорил людям, что, если они перестанут грешить, тогда Бог их простит. И после смерти их душа будет попадать в Рай, к Богу.

 Иисус Христос объяснял всем людям, что для того, чтобы не грешить, нельзя делать плохих поступков, нельзя никого обижать, никогда нельзя обманывать, нужно всегда говорить только правду. Так всегда делал и сам Иисус Христос.

- Многим людям, и Царю, который правил в то время, это не нравилось. Царь не хотел, чтобы все люди становились лучше и знали правду, ведь тогда он не сможет править.
И поэтому Царь приказал убить Иисуса Христа, если тот не перестанет делать людям добро. Но Иисус Христос не испугался. Он хотел, спасти людей, чтобы люди стали лучше, чтобы они перестали грешить и Бог их простил и пустил к себе в рай.
В то время самое страшное и позорное наказание было распятие на кресте, потому что так убивали только бандитов.
И, чтобы испугать людей, которые хотели стать хорошими, и убедить всех, что Иисус Христос обманщик, его тоже, как бандита, распяли на кресте. После смерти Иисуса Христа положили в специальное место для мёртвых – гробницу.

А через три дня и три ночи Иисус Христос воскрес из мёртвых. Тем самым доказал людям, что всё, что он говорил правда и, что если не грешить, то Бог откроет для них Рай. И после смерти их душа сможет там жить ещё лучше. У всех людей появилась уверенность, что их душа может быть бессмертна, если они станут лучше.

Заключение.

День, когда Иисус Христос воскрес, назвали Пасхой. И он стал самым радостным и счастливым днём для всех людей.
Именно поэтому первое, что надо произносить, в день Пасхи, когда видите кого-то: «Иисус воскресе», а в ответ Вам должны сказать: «Воистину воскресе». И наоборот.

Символами Пасхи стали Яички,  кулич  и  творожная пасха .

Символ - яичко.
Яичко стало символом Пасхи, потому что Иисус Христос возродился к новой жизни из гробницы. А из скорлупы яйца рождается новая жизнь.
Яйца раньше красили только в красный цвет, так как красный цвет означает кровь, которую пролил Иисус Христос на кресте, отстаивая жизнь людей.

Символ – кулич .
Куличи пекут на Пасху, потому что всегда хлеб считался самым главным блюдом на столе. Поэтому, с момента как Иисус Христос воскрес, ему на стол подавали специальный хлеб.
В наше время этот хлеб называется куличом. И его всегда пекут на Пасху, чтобы он был на столе.

Символ - творожная пасха .
Также подавалась на стол, её помещали в специальную деревянную посуду – пасочницу. Наверху пасочницы должны быть буквы ХВ (Христос воскрес), а по бокам - изображения креста, копья и трости, также ростков и цветов, символизирующих страдания и воскресение Иисуса Христа.

Именно поэтому, в  Пасхальный день   на стол ставят крашеные яйца, куличи и творожную пасху.

В последнюю неделю перед светлым праздником Пасхи люди тщательно убирают свои жилища, украшают цветами, красят яйца и начинают готовить пасхальную пищу, куличи, пасхи. В пятницу, вспоминая о страшной смерти Господа на кресте, люди не занимаются мирскими делами. В субботу в Церкви освящают яйца и другие кушанья: куличи, масло, сыр, которые символизируют благополучие, плодородие.

С субботы на воскресение в Церквях проходят праздничные Богослужения, которые завершаются Крестным ходом. Это торжественное шествие священнослужителей и прихожан под трезвон колоколов навстречу воскресшему Христу. Это очень радостное и долгожданное событие. В светлый праздник Пасхи Церковь призывает верующих «очистить чувства и увидеть Христа, сияющего непреступным светом воскресения, и, воспевая победную песнь, услышать ясно от Него: «Радуйтесь!»

По возвращении домой, все садятся за праздничный стол, за которым собираются только родственники. Трапеза начинается с освященных яиц. Хозяин подходит к каждому по очереди со словами: «Христос воскрес!» и целует. Праздничный завтрак начинают с кулича, он должен быть съеден до самой последней крошечки, выбрасывать их нельзя.

Чарушин Евгений Иванович

«Курочка»

Ходила курочка с цыплятами по двору.

Вдруг пошел дождик.

Курочка скорей на землю присела, все перышки растопырила и заквохтала: «Квох-квох-квох-квох!» Это значит: прячьтесь скорей.

И все цыплята залезли к ней под крылышки, зарылись в ее теплые перышки. Кто совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого головка торчит, а у кого только глаз выглядывает.

А два цыпленка не послушались своей мамы и не спрятались. Стоят, пищат и удивляются: что это такое им на головку капает?

Дыхательная гимнастика

«Большой и маленький».

Стоя прямо, на вдохе ребенок встает на цыпочки, тянется вверх руками, показывая, какой он большой. Зафиксировать это положение на несколько секунд. На выдохе ребенок должен опустить руки вниз, затем присесть, обхватив руками колени и одновременно произнеся "ух", спрятать голову за коленями - показывая, какой он маленький.

«Кто громче»

Выпрямить спину, сомкнуть губы, указательный палец левой руки положить на боковую сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю, глубоко вдохнуть правой ноздрей (рот закрыть) и произносить (выдыхать) «м-м-м», одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре (в результате получается длинный скандированный выдох); звук (М) надо направлять в нос, он должен быть звучным; выполнить такие же действия, прижимая правую ноздрю.

Гимнастика для глаз

«Лучик солнца»

Лучик, лучик озорной,

Поиграй-ка ты со мной . (Моргают глазами.)

Ну-ка, лучик, повернись,

На глаза мне покажись   (Делают круговые движения глазами.)

Взгляд я влево отведу,

Лучик солнца я найду.( Отводят взгляд влево.)

Теперь вправо посмотрю,   Снова лучик я найду. ( Отводят взгляд вправо.)

Пальчиковая гимнастика

"Оладушки"

Ладушки-ладушки,
Пекла бабка оладушки,
Маслом поливала,
Детушкам давала.
Даше - два!
Паше - два!
Ване - два!
Тане - два!
Всем дала!

Подвижные игры

 «Поиск яиц на Пасху»

 Ведущий прячет яйца, а дети ищут. Кто больше найдет, тот и победил. Если детей много, можно поделить на две команды.

 «Катание яиц на Пасху»

 Нужен импровизированный каток, перед которым раскладывают небольшие подарки, сладости, сувениры. Играющие по очереди подходят и катят свое яйцо, что яйцо заденет на пути, то и будет призом.

«Солнышко и дождик»

Дети идут по кругу и проговаривают:

Смотрит солнышко в окошко,  Идут по кругу.

Светит в нашу комнатку.

Мы захлопаем в ладоши,  Хлопают в ладоши.

Очень рады солнышку.

Топ-топ-топ-топ!  Ритмично притоптывают на месте

Топ-топ-топ-топ!

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!  Ритмично хлопают в ладоши

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!

На сигнал  дождь идет, скорей домой

дети бегут к воспитателю под зонтик.

Воспитатель говорит:

Дождь прошел. Солнышко светит.           Игра повторяется.

Беседы

«Как отмечали Пасху на Руси.»

 Пасха на Руси всегда отмечалась широко и очень торжественно. И подготовка к Пасхе начиналась заранее. В городах украшали витрины каруселями с расписными яйцами. Хозяйки старались как можно лучше убраться в доме, заранее покупали угощения. Специально к празднику проращивали зерна овса или пшеницы на большом деревянном блюде, чтобы потом подать на зеленой полянке расписные яйца. В чистый четверг обязательно мылись в бане, красили яйца и пекли куличи.

В субботу люди одевались во все лучшее и всей семьей шли в церковь, на пасхальное ночное богослужение. Потом обменивались расписными яйцами со словами: «Христос воскрес! – Воистину воскрес!», а с утра садились за праздничный стол. На Пасху было принято накрывать богатые столы, запекали целого поросенка или барашка, а всего блюд могло быть 48 (по числу дней поста). Куличами угощали не только родственников и друзей, но и нищих. Пасху отмечали 40 дней, то есть столько времени, сколько Христос являлся своим ученикам после воскресения. Но при этом не только гуляли и ели досыта, но обязательно навещали больных, ходили в приюты и богадельни, приносили угощения заключенным.

 «Почему на Пасху красят яйца, пекут куличи и делают пасху.»

 Зачем на Пасху красят яйца ,   мы тоже уже знаем. Они символизируют чудо воскрешения Христа. Знаем мы и о том, что самые правильные пасхальные яйца красного цвета.

А вот зачем на Пасху пекут кулич? Дело в том, что согласно библейской истории Христос после воскрешения приходил к ученикам во время их трапез. Ученики специально оставляли в середине свободное место и ставили перед ним хлеб для Христа - артос. Постепенно появилась традиция оставлять на Пасху артос в храме, а позднее и в каждой семье стали печь свой артос. По традиции хлеб для Христа пекут в виде кулича из сдобного теста, добавляя в него орехи и изюм. Ставя на пасхальный стол кулич, верующие надеются, что в их доме незримо присутствует воскресший Христос.

Еще одно традиционное пасхальное блюдо – это пасха. По сути это сладкий творожный десерт с различными добавками, но пасха выкладывается на блюдо в виде усеченной пирамиды и символизирует гроб, внутри которого произошло чудо воскрешения. Поэтому на самом верху пасхи должны быть буквы «ХВ» («Христос Воскресе!»), на боках – изображения креста, копья, трости, ростков и цветов, символизирующих страдания и воскресение Христа.

 «Почему праздник Светлого Христова Воскресения называется Пасхой.»

 Слово «пасха» имеет греческие происхождение, оно переводится как «прехождение», «избавление». Мы уже знаем, что на Пасху отмечалось избавление еврее� от египетского рабства, поэтому название праздника соответствовало его смыслу.

Беседа с детьми «Светлая Пасха»

(средняя группа)

Цель:  Узнать о традиции празднования праздника Пасха.

Задачи:

• Ознакомить детей с обычаями, традициями празднования праздника Пасхи.

• Приобщить к истокам культурных традиций русского народа.

• Воспитывать патриотические чувства к православным традициями русского народа, к народному творчеству.

• Развивать художественный вкус, творческую активность, воображение.

Ход беседы:

Как люблю я праздник Пасхи!

Приготовлюсь к четвергу

Бабушка яички красит,

Я ей тоже помогу.

На скорлупке хрупкой, тонкой

Для людей, для красоты

Крашу кисточкой тихонько:

Крестик, солнышко, цветы.

В светлый праздник Воскресенья

Подарю своим друзьям

По яичку, с поздравленьем

И скажу: «Раскрасил сам»

Восп-ль:Ребята, как вы думаете о каком празднике мы сегодня будем с вами разговаривать?

Сегодня поговорим мы с вами о великом весеннем празднике - Светлой Пасхе. Наступает весна, а вместе с нею в наш дом приходит самый светлый и любимый праздник - Пасха Христова. В этот день все верующие люди празднуют воскрешение Иисуса Христа. Отовсюду доносится колокольный звон, прославляющий Спасителя.

Хозяюшки очень тщательно и заранее готовились к Великой Пасхе. Убирали дом, красили яйца, пекли куличи, готовили вкусные блюда, делали пасху из творога, нарядные одежды доставали из сундуков. Когда наступал праздничный день, всей семьей шли в церковь, потом или гостей принимали, или шли в гости. Люди веселились, пировали, радовались, и друг другу говорили: "Христос воскрес!" - "Воистину воскрес!".

В пасхальную ночь люди спешили в церковь, оставались дома только глубокие старики да маленькие дети. Возле церквей зажигали цветные фонарики, костры. Люди держали зажженные свечи в руках и ждали, когда выйдут из церкви священники и начнут крестный ход - обход церкви с иконами и крестом.

Мы пойдм сегодня в храм.

Потому что праздник там,

Все поют: «Христос воскрес!»

И сияет Божий крест.

Стол на Светлую Пасху был уставлен различными кушаньями, куличами. Каждый, кто в дом придет, обязательно должен был быть напоен, накормлен, обогрет.

Яйцо – это маленькое чудо, это символ жизни. Обычай красить яйца - уходит корнями в древность. Раньше считалось красное яйцо – символ солнца, нового дела, новой жизни. Ели крашенные яйца не сразу, сначала с ними устраивали различные игры. Катали яйца с горки, чье дальше укатиться, тот и забирает все яйца себе.

Мы с детьми тоже украсили пасхальные яички.

Яйцо пасхальное раскрасим

И мамочке своей подарим-

Со светлой Пасхою поздравим.

Вот и ты весь день воскресный

Только Богу посвяти

В храм сходи, друзей проведай,

Всем, как солнышко, свети.

Дидактические игры

«Подбери словечко»

Цель: развитие навыков словообразования, подбор родственных слов. Например, пчела – пчёлка, пчёлочка, пчелиный, пчеловод, пчёлы и т.д.

«Найди ошибку»

  Цели:   учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.

Ход игры : Воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное. Например: «Собака читает. Может собака читать?» Дети отвечают: «Нет». А что может делать собака? Дети перечисляют. Затем называются другие животные.

  «Кто больше назовет действий?»

  Цели:  учить подбирать глаголы, обозначающие действия, развивать память, внимание.

  Ход игры : Воспитатель задает вопросы, дети отвечают глаголами. За каждый правильный ответ дети получают фишку.

Что можно делать с цветами? (рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать)

 Что делает дворник? (подметает,убирает, поливает, чистит дорожки от снега)

«Чудесный мешочек»

Цель : расширение объема словаря развитие тактильного восприятия и представлений о признаках предметов.

   Дети поочередно узнают на ощупь предмет, называют его и достают из мешочка.

Анкета для родителей.

1. Считаете ли вы нужным знание детьми русских народных праздников, традиций, обычаев и обрядов?

а) Дети должны знать народную культуру

б) Не придаю этому вопросу особого значения

в) Другое

2.Празднуете ли вы дома народные праздники?

а) Всегда, если знаю о них

б) Считаю не нужным

в) Другое

3.Как вы относитесь к тому, что в детском саду празднуются такие праздники, как: «Пасха», «Рождество», «Масленица» и т.д.

а) Положительно

б) Считаю это не нужным

в) Другое

4. Как реагирует ваш ребенок на русское народное творчество?

а) Любит все, что связано с фольклором (русские народные песни, пляски, загадки, потешки, сказки и т.д.)

б) Равнодушно

в) Другое

5.Звучат ли в вашем доме русские народные мелодии?

а) Слушаем охотно, если есть возможность

б) не слушаем совсем

в) Сами любим петь русские народные песни и играть на русском народном музыкальном инструменте (указать на каком и кто владеет инструментом)

6. Можете ли Вы рассказать ребёнку о традициях русского народа:

a) как жили наши предки?

b) какими занимались ремёслами?

в) как сеяли хлеб?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника «Пасху весело встречаем!»

Цель: познакомить дошкольников с традицией празднования Пасхи; расширить представление о народной культуре; привлечь внимание детей к истории и культуре русского народа; воспитывать любовь к наро...

Познавательно-творческий проект "Пасху радостно встречаем"

Участники проекта: музыкальный руководитель, священник, воспитатели, родители, дети старшей группы.Сроки реализации проекта: март – апрель 2019г.Тип проекта:1. По д...

Праздник ПАСХА весело встречай!

Познакомить детей с событиями православной жизни, расширять представление детей о православном  празднике Пасха;  знакомить с народными традициями и обычаями, пасхальными играми...

Сценарий праздника «Пасху весело встречаем!» для старших дошкольников

Знакомство  детей с православным праздником «Светлое Воскресение Христово», развитие интереса  к культуре предков, воспитание патриотических чувств к православным традициям русск...

Сценарий развлечения "Пасху весело встречаем"

Материал предназначен для воспитателей ....

«Пасху весело встречаем!»

Сценарий  для средней  группы. Ведущая: Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим! Будьте здоровы исчастливы, а наша встреча пусть будет веселой и радостной! Ведь посвященаона светлом...