Программа кружка "Ступеньки к школе"
рабочая программа (подготовительная группа)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности для детей 6-7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.docx | 65.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Наименование программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Ступеньки к школе» |
Направленность | социально-педагогическая |
Сведения о разработчике (составителе) | |
1. ФИО | Баженова Ольга Васильевна |
2. Год рождения | 1973 |
3. Образование | Среднее специальное |
4. Место работы | МБДОУ «Детский сад «Солнышко» |
5. Должность | Воспитатель |
6. Квалификационная категория | 1 квалификационная категория |
7. Электронный адрес, контактный телефон | olga_bazhenova_1973@mail.ru |
Сведения о программе | |
1. Срок реализации | 1 год |
2. Возраст обучающихся | 6-7 лет |
3. Тип программы | Модифицированная |
Характеристика программы | |
По месту в образовательной модели | Для детского коллектива старшей и подготовительных групп |
По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности | Модульная |
7. Цель программы |
|
6. Учебные курсы/ дисциплины/разделы (в соответствии с учебным планом) | Подготовка руки к письму, развитие логического мышления, обучение грамоте. |
7. Ведущие формы и методы образовательной деятельности | - Пальчиковая гимнастика, работа со счетными палочками, штриховка, графические упражнения, вырезание. - дидактическая игра и игровые упражнения, рассматривание иллюстраций, стихи, |
8. Формы мониторинга результативности | Мониторинг уровня освоения образовательной программы и динамики личностного продвижения воспитанника. |
9. Результативность реализации программы | Развитие речи, расширение словарного запаса детей, умение рисовать и срисовывать по клеточкам или образцу, умение подчинять свою деятельность системе обязательных для всех правил. |
10. Дата утверждения и последней корректировки | |
11. Рецензенты | Методический совет МБДОУ «Детский сад «Солнышко» |
Содержание программы
I. Пояснительная записка ....................................................................................4
1.1.Обоснование необходимости разработки и внедрения программы …….4
1.2. Цель и задачи программы ............................................................................4
1.3. Принципы построения программы ……………………………………… 4- 5
II. Содержание программы ..................................................................................6
2.1 Учебный план………………………..............................................................6
2.2 Прогнозируемые результаты……………………………………………… 6-7
2.3 Содержание разделов программы…………………………………………..7
- Подготовка руки к письму……………………………………………8-16
- Развитие логического мышления……………………………………..16-19
- Обучение грамоте…………………………………………………… 19-22
III. Условия реализации образовательной программы …..................................23-24
3.1. Материально-техническое оснащение программы……………………….23
3.2. Методическое обеспечение программы…………………………………..24
IV. Список литературы ….....................................................................................24-25
Пояснительная записка
1.1.Обоснование
В современном российском образовании сложилась ситуация рассогласованности целей и отсутствие единой образовательной системы на разных этапах обучения и воспитания детей. Отсюда особенно важным представляется создание единой цепи непрерывного образования, звенья которой не только связаны друг с другом, но и каждое является основанием для другого.
Для того, чтобы вчерашний дошкольник мог безболезненно включиться в новые для него отношения и новый (учебный ) вид деятельности необходимы условия успешного вступления в школьную жизнь. В сложившейся ситуации появилась необходимость создания Программы, которая дает возможность подготовить детей к школе. Занятия с будущими первоклассниками позволяют им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой и продолжить обучение. Учебная деятельность предъявляет высокие требования к психике ребенка – мышлению, восприятию, вниманию, памяти.
Данная программа направлена не только на усвоение предусмотренных знаний и соответствующих умений, но и общее развитие детей, включающее в себя развитие мыслительных операций, восприятия, внимания, памяти и других психических процессов.
1.2 Цель: всестороннее развитие детей, позволяющее им успешно овладевать школьной программой
Задачи программы:
- Подготовка руки к письму, развитие мелкой моторики;
- Развитие зрительной и слуховой памяти, мышления, внимания, восприятия;
- Обучение грамоте;
- Формирование навыков чтения, знакомство с грамматическим строем языка;
Результатом всего хода нормального развития и воспитания ребёнка в дошкольном возрасте является такая подготовка к школе, которая позволит ему не только подготовиться к изучению школьных предметов, но и осознать самого себя («я есть»), свои возможности и индивидуальные особенности («я такой»), уметь общаться и сотрудничать с взрослыми и сверстниками.
1.3 Программа построена в соответствии с принципами:
а) Личностно – ориентированные принципы
Принцип адаптивности. Он предполагает создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей дошкольного возраста, реализующей идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка.
Принцип развития. Это целостное развитие дошкольника и готовность личности к дальнейшему развитию.
Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
б) Культурно – ориентированные принципы
Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.
Принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка – это не абстрактное, холодное знание о нем. Это не знания для меня: это мои знания. Это не мир вокруг меня: это мир, частью которого я являюсь и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя.
Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.
Принцип ориентировочной функции знаний. Содержание дошкольного образования не есть некий набор информации, отобранной и систематизированной в соответствии с «научными» представлениями. Задача дошкольного образования – помочь формированию у ребенка ориентировочной основы, которую он может и должен использовать в различных видах своей познавательной и продуктивной деятельности. Знание и есть в психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.
Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире (или в образе мира) и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.
в) Деятельностно-ориентированные принципы
Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.
Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Не нужно делать вид, что того, что уже сложилось в голове ребенка до нашего появления, нет, а следует опираться на предшествующее спонтанное (или, по крайней мере, прямо не управляемое), самостоятельное, «житейское» развитие.
Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
II. Структура и содержание программы
Подготовка детей к обучению в школе проводится с 1 октября по 31 мая.
Занятия проводятся в форме творческого объединения общей продолжительностью 30 минут, прерываемого динамической паузой 2 минут.
2.1 Учебный план
Предмет | Кол-во занятий в неделю | Кол-во занятий в год |
Подготовка руки к письму, развитие логического мышления, обучение грамоте | 1 | 36 |
Ведущим методическим приёмом на занятиях объединения выступают дидактическая игра и игровые упражнения.
Воспитатель прививает детям элементарные учебные умения: слушать объяснения взрослого, выполнять задание, не мешая друг другу, проявлять активность и интерес к предлагаемой деятельности. Воспитатель поддерживает усилия детей качественно выполнить задание с помощью похвалы, положительной оценки; поощряет высказывания и суждения детей, способствует становлению у них положительной самооценки.
- К концу года дети должны знать и уметь:
Знать | Уметь |
знать гигиенические правила письма | Уметь сохранять правильную посадку и положение рук при письме. |
Знать правильное расположение тетради и ручки при письме. | уметь правильно держать ручку, карандаш. |
Знать правила штриховки. | Уметь ориентироваться на листе бумаги в клеточку, в тетради. |
Знать правила работы с тетрадью. | Уметь выполнять штриховку, соблюдая правила. |
Знать правила работы с ножницами. | Уметь самостоятельно рисовать простые элементы, фигуры. |
Уметь ориентироваться в тетради, на строке, на странице. | |
Уметь правильно держать ножницы и работать с ними. | |
- все звуки и буквы русского языка, осознавать их основное отличие (звуки произносим, буквы пишем); | - вычленять слова из предложения; |
- гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие; | - делить слова на слоги; |
- написание некоторых строчных и заглавных букв. | - вычленять звуки в словах, определять их последовательность; |
- чётко, без искажений писать некоторые строчные и заглавные буквы; | |
- правильно списывать слова и предложения, написанные печатным шрифтом; | |
- правильно, без ошибок читать по слогам предложения, небольшие по содержанию рассказы. - грамотно (без пропусков) писать (печатным шрифтом) под диктовку слова, написание которых не расходиться с произношением; | |
- сравнивать, классифицировать, обобщать. |
- Программа представлена следующими разделами:
- Подготовка руки к письму
- Обучение грамоте.
- Развитие логического мышления
Каждый из разделов программы сохраняет общую тенденцию преемственности в развитии и воспитании детей, непрерывности образования, обеспечивающих ребенку успешное продвижение вперед на каждом из последовательных возрастных этапов его развития.
- Подготовка руки к письму
Целью программы является: Формирование компонентов интеллектуальной и сенсорной готовности к школе через:
- Развитие мелкой моторики руки ребенка.
- Развитие слухового внимания.
- Развитие графического воспроизведения.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Обучающие: Развитие тонкокоординированных движений рук. Развитие слухового внимания и графического воспроизведения.
Развивающие: Развитие графических движений, зрительного восприятия, зрительно- моторных координации.
Воспитательная: Воспитание старательности, аккуратности, самостоятельности и уверенности в своих умениях.
Программа рассчитана на один год (старшего дошкольного возраста). Занятие проводится 1 раз в неделю. 4 раза в месяц. 36 занятий в год. Организовывается во время свободной деятельности детей, после обеденного сна.
Структурные элементы занятий
- Пальчиковая гимнастика, работа со счетными палочками.
- Штриховка, графические упражнения.
- Вырезание
- Повторение изученного, учет результатов обучения.
Структура занятий
1 часть - Упражнения на развитие логического мышления.
2 часть - Упражнения на развитие графических движений, зрительного восприятия: штриховка, дорисовка.
3 часть - Упражнения на развитие зрительно- моторной координации и ориентировке на листе: работа в тетради, графические диктанты.
1 часть - Итог.
Продолжительность занятия: Занятия проводятся по 30 минут
Рисование по клеточкам по слуховому восприятию.
Эта работа предполагает систему приёмов и заданий от простого к сложному. Учитывая возрастные особенности старших дошкольников, особенности слухового и зрительного восприятия занятия проводятся в тетради в крупную клетку. Клетка даёт большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также развивает умения ориентироваться в пространстве.
На первом этапе ребёнок знакомится с тетрадью в клеточку, рабочей строкой затем учится выполнять задания в ограниченном пространстве-клетке, совершенствует умения измерять условной меркой-клеткой.
В последующем задания усложнятся, постепенно к сложным слуховым диктантам переходим после того, как у детей уже сформировались достаточно чёткие пространственные ориентиры и они свободно воспринимают слуховые задания. Занятия рекомендуется проводить один раз в неделю по 25 минут. Перед выполнением задания психологический настрой, а после выполнения - упражнения для кистей рук. Задания можно выполнять различным материалом: шариковой ручкой, фломастером, простым или цветным карандашами.
Все знания и умения полученные на занятиях кружка "Волшебные клеточки" дети закрепляют в свободной деятельности. Для этого в уголке развивающих игр помещены тетради и листочки в клеточку, ручки, карандаши, образцы различных заданий из книжек издательства "Карапуз из серии "Готовим руку ребёнка к письму", "Математика в клеточку " и другие.
Дети самостоятельно перерисовывают картинки по клеточкам, придумывают различные свои фигуры.
Подготовка руки к письму.
Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умения держать карандаш и ручку при письме и рисования.
Подготовительное упражнение для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров и бордюров непрерывным движением руки. Овладение строчкой.
Письмо элементов букв: прямой наклонной короткой палочки, прямой наклонной длинной палочки, палочки с закруглением внизу, длинной палочки с петлей, палочки с закруглением вверху и внизу, полуовала и овала.
Знакомство с начертанием некоторых больших и меленьких букв, некоторыми типами их соединения.
Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта.
Списывание слов и предложений с образцов (печатным шрифтом).
Письмо (печатным шрифтом) под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением и предложений состоящих из трёх-пяти таких слов.
Правильное оформление написанных печатным шрифтом предложений (большая буква в начале предложения, точка в конце).
Привлечение внимания детей к словам, написание которых расходится с произношением (сочетание жи-ши, ча-ща, чу-щу).
Знакомство с правилами гигиены письма.
Пальчиковая гимнастика.
Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Необходимо стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. "Пальчиковые игры" очень эмоциональны и увлекательны. Они как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и др.
Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоил какую-нибудь одну "пальчиковую игру", он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом - домиками, кубиками, мелкими предметами и т.д. Целесообразно каждое занятие по подготовке к письму начинать с "пальчиковых игр", чтобы размять пальчики, активизировать моторику рук для успешного выполнения детьми разнообразных графических упражнений. Время проведения 3 - 7 минут.
Графические упражнения. Штриховка.
Выполнение графических упражнений и штриховки способствуют подготовке руки к письму. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными. Правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично важно для выработки красивого и четкого почерка. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. При прочерчивании прямых линий хорошо видна четкость почерка и уверенность движения руки. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Умение писать с наклоном сверху вниз и снизу вверх необходимо при формировании почерка. Развитию точности движений, вниманию и контролю за собственными действиями также способствуют графические упражнения.
Штриховка - одно из важнейших упражнений. Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, что когда они приступят к письму в тетрадях, у них это будет получаться как у человека, много писавшего.
Правила штриховки:
Штриховать только в заданном направлении.
Не выходить за контуры фигуры.
Соблюдать параллельность линий.
Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.
Выполняя различные упражнения по подготовке к письму, ребенок и обучающий должны постоянно помнить и соблюдать гигиенические правила письма, доводя их выполнение до автоматизма. Соблюдение гигиенических правил поможет ребенку в дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма.
Вырезание ножницами.
Педагог уделяет особое внимание усвоению основных приемов вырезания - навыкам резания по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Задача состоит в том, чтобы подвести детей к обобщенному пониманию способов вырезывания любых предметов. При объяснении задания необходимо учить детей не только пассивно усваивать процесс вырезывания, но и побуждать их давать словесную характеристику движениям рук педагога при показе способов вырезывания. Получая симметричные формы при сгибании бумаги, сложенной гармошкой, дети должны усвоить, что они вырезывают не целую форму а ее половину.
Старшие дошкольники начинают овладевать без предварительной прорисовки, подготовки линии контура навыками силуэтного вырезывания. Обучая силуэтному вырезыванию, успешно используется прием обведения контура предмета в воздухе. Развитию умения "видеть" предмет в воздухе способствуют систематически проводимые игры "Угадай, что рисую?", "Загадай, я отгадаю" (дети или педагог очерчивают в воздухе предмет, отгадывают). Прежде чем приступить к вырезыванию силуэта, следует продумать, откуда, с какого угла, в какую сторону листа, направить ножницы, т.е. учиться планировать предстоящее действие.
Умение уверенно пользоваться ножницами играет особую роль в развитии ручной умелости. Для дошкольников это трудно, требует скоординированности движений. Симметричное вырезывание, вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов - полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников.
Итоговая диагностика
К концу посещения кружка «Ступеньки к школе» мы предполагаем, что у детей будут сформированы следующие умения:
Ребенок проявляет интерес к выполнению графических заданий.
Ориентируется в пространстве и на микроплоскости.
Быстро и успешно справляется с заданиями, требующих координированных движений рук.
Выполняет задания по словесной и зрительной инструкции.
Сформированы графические навыки.
Могут самостоятельно оценивать правильность выполнения задания
Диагностика готовности руки к овладению письмом проводится с использованием методики Е.В.Колесниковой из книги «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет» Москва, 2009г., теста К.Йирасика, графических диктантов Д.Б.Эльконина, монометрического теста «Вырезание круга».
Тематический план занятий по подготовке руки к письму
Сентябрь
1 неделя Диагностика
2 неделя:
1. Самомассаж пальцев рук.
2. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья».
3.Сортировка семян.
4. Работа в прописях №1.
3 неделя:
1. Массаж ладоней карандашом.
2. Пальчиковая гимнастика «У Лариски – две редиски».
3. Выкладывание узора из семян фасоли.
4. Работа в прописях №2.
4 неделя:
1. Массаж рук колечками.
2. Пальчиковая гимнастика «Компот»
3. Игра с палочками.
4. Работа в прописях №3.
Октябрь
1 неделя:
1. Массаж ладоней рук грецкими орехами.
2. Пальчиковая гимнастика «За ягодами».
3. Работа с бумагой.
4. Подвижная игра «Собери мелкие предметы».
5. Работа в прописях №4.
2 неделя:
1. Массаж ладоней щёткой – ёжиком.
2. Пальчиковая гимнастика «Дружба».
3. Игра «Бирюльки».
4. Работа в прописях №5.
3неделя:
1. Массаж ладоней семенами фасоли.
2. Пальчиковая гимнастика «Замок».
3. Поделки из проволоки.
4. Работа в прописях №6.
4 неделя:
1. Массаж ладоней шариками с шипами.
2. Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты».
3. Поделки из бумаги «Самолётики».
4. Работа в прописях №7.
Ноябрь
1 неделя
1. Массаж пальцев рук «Колодец».
2. Пальчиковая гимнастика «Лошадки».
3. Выкладывание узоров из геометрических фигур.
4. Подвижная игра «Ладушки».
5. Работа в прописях №8.
2недля
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук.
2. Пальчиковая гимнастика «Цветок».
3. Лепка по замыслу.
4. Работа в прописях №9.
3 неделя.
1. Массаж ладоней и пальцев рук карандашом.
2. Пальчиковая гимнастика «В домике».
3. Работа с бумагой и ножницами.
4. Работа в прописях №10.
4 неделя.
1. Массаж пальцев рук колечками.
2. Пальчиковая гимнастика «Домик».
3. Обводка и вырезание геометрических фигур.
5. Работа в прописях №11.
Декабрь
1 неделя.
1. Массаж ладоней и пальцев рук грецкими орехами.
2. Пальчиковая гимнастика «снежок».
3. Лепка по замыслу.
4. Подвижная игра «Собери мелкие предметы».
5. Работа в прописях №12.
2 неделя.
1. Массаж ладоней щёткой – ёжиком.
2. Пальчиковая гимнастика «Кормушка».
3. Нанизывание бусинок.
4. Подвижная игра «Снежная баба».
5. Работа в прописях №13.
3 неделя.
1. Массаж ладоней шариками с шипами.
2. Пальчиковая гимнастика «Ёлочка».
3. Шнуровка.
4. Подвижная игра «Мы во двор пошли гулять».
5. Работа в прописях №14.
4 неделя.
1. Массаж ладоней и пальцев рук семенами фасоли.
2. Пальчиковая гимнастика «Дружба».
3. Написание букв на песке.
4. Подвижная игра «Ладушки».
5. Работа в прописях №15.
Январь
3 неделя.
1. Массаж ладоней и пальцев рук «Колодец».
2. Пальчиковая гимнастика «Замок».
3. Выкладывание букв из палочек.
4. Подвижная игра с мячами.
5. Работа в прописях №16.
4 неделя.
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук.
2. Пальчиковая гимнастика «Замок».
3. Выкладывание букв из проволоки.
4. Подвижная игра «Собери мелкие предметы».
5. Работа в прописях №17.
Февраль
1 неделя.
1. Массаж пальцев рук колечками.
2. Пальчиковая гимнастика «Кошка выпускает коготки».
3. Написание букв на песке.
4. Подвижная игра «Собери мелкие предметы».
5. Работа в прописях №18.
2 неделя.
1. Массаж пальцев рук грецкими орехами.
2. Пальчиковая гимнастика «Лошадки».
3. Обводка и вырезание букв.
4. Подвижная игра «Кто быстрее».
5. Работа в прописях №19.
3 неделя.
1. Массаж пальцев рук карандашом.
2. Пальчиковая гимнастика «Цветок».
3. Игра с конструктором «Лего».
4. Подвижная игра «Прокати мяч».
5. Работа в прописях №20.
4 неделя.
1. Массаж пальцев рук щёткой - ёжиком.
2. Пальчиковая гимнастика «Домик».
3. Игры с пуговицами.
4. Подвижная игра «Бильбоке».
5. Работа в прописях №21.
Март
1 неделя.
1. Массаж пальцев рук «Колодец».
2. Пальчиковая гимнастика «Капель».
3. Обводка и вырезание букв.
4. Подвижная игра «Шофёры».
5. Работа в прописях №22.
2 неделя.
1. Массаж пальцев рук карандашом.
2. Пальчиковая гимнастика «Семья».
3. Написание букв на песке.
4. Подвижная игра «Бильбоке».
5. Работа в прописях №23.
3 неделя.
1. Самомассаж пальцев рук.
2. Пальчиковая гимнастика «Гребешок».
3.Лепка по замыслу.
4. Подвижная игра «Козочка».
5. Работа в прописях №24.
4 неделя.
1. Массаж пальцев рук карандашом.
2. Пальчиковая гимнастика «Кошка выпускает коготки».
3. Шнуровка.
4. Подвижная игра с мячами
5. Работа в прописях №25.
Апрель
1 неделя.
1. Массаж пальцев рук колечками.
2. Пальчиковая гимнастика «Дружба».
3. Игры с конструктором «Лего».
4. Подвижная игра «кто быстрее»
5. Работа в прописях №26.
2 неделя.
1. Массаж пальцев семенами фасоли.
2. Пальчиковая гимнастика «Замок».
3. Вышивка.
4. Подвижная игра «Ладушки»
5. Работа в прописях №27.
3 неделя.
1. Массаж пальцев рук колечками.
2. Пальчиковая гимнастика «Лошадки».
3. Выкладывание букв из семян.
4. Подвижная игра «Прокати мяч»
5. Работа в прописях №28.
4 неделя.
1. Массаж пальцев рук грецкими орехами.
2. Пальчиковая гимнастика «Ласточка».
3. Составление картинки из палочек и геометрических фигур.
4. Подвижная игра «Козочка».
5. Работа в прописях №29.
Май
Диагностика
Содержание программы по развитию логического мышления
Краткое описание разделов и тем занятий (разделы соответствуют
определенной логической операции, которой будем обучать на занятии):
Анализ – синтез. Цель – развивать умение делить целое на части,
устанавливать между ними связь, мысленно соединять в единое целое части
предмета.
Игры и упражнения: нахождение логической пары (кошка – котенок, собака
– (щенок)). Дополнение картинки (подбери заплатку, дорисуй карман к
платью). Поиск противоположностей (легкий – тяжелый, холодный –
горячий). Работа с пазлами различной сложности. Выкладывание картинок из
счетных палочек и геометрических фигур.
Сравнение. Цель – формировать умение мысленно устанавливать сходства и
различия предметов по существенным признакам; развивать внимание,
восприятие детей. Совершенствовать ориентировку в пространстве.
Игры и упражнения: закрепление понятий: большой – маленький, длинный –
короткий, низкий – высокий, узкий – широкий, выше – ниже, дальше – ближе
и т.д. Оперирование понятиями «такой же», «самый». Поиск сходства и
различий на 2-х похожих картинках.
Ограничение. Цель – развивать умение выделять один или несколько
предметов из группы по определенным признакам. Развивать
наблюдательность детей.
Игры и упражнения: «обведи одной линией только красные флажки», «найди
все некруглые предметы» и т.п. Исключение четвертого лишнего.
Обобщение. Цель – формировать умение мысленно объединять предметы в
группу по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса,
расширять бытовые знания детей.
Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель,
посуда, транспорт, овощи, фрукты и т.п.
Систематизация. Цель –выявлять закономерности; расширять словарный
запас детей; учить рассказывать по картинке, пересказывать.
Игры и упражнения: магические квадраты (подобрать недостающую деталь,
картинку). Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок
в логической последовательности.
Классификация. Цель – распределять предметы по группам по их
существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное
оперирование ими.
Умозаключения. Цель – формировать умение при помощи суждений делать
заключение. Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать
воображение.
Игры и упражнения: поиск положительного и отрицательного в явлениях
(например, когда идет дождь, он питает растения – это хорошо, но плохо то,
что под дождем человек может промокнуть, простудиться и заболеть).
Оценка верности тех или иных суждений («ветер дует, потому что деревья
качаются». Верно?). Решение логических задач.
Перспективное планирование по развитию логического мышления
Октябрь – «Помоги Незнайке»
Тема: Сравнение
Цель: совершенствовать умение сравнивать две группы предметов,
устанавливать равенство между ними; мысленно устанавливать сходства и
различия предметов по существенным признакам, развивать восприятие,
память, совершенствовать ориентировку в пространстве.
1. Развивающие упражнения «Разноцветные шарики», «Найдите такой же»
2. «Проведи дорожку», «Прятки».
3. «Будь внимательным», «Найди отличия»
4. «Гаражи и машины», «Что изменилось?»
5. «Кто назовет как можно больше признаков отличия?», «Где правая, где
левая?»
6. «Чем похожи, чем отличаются?», «У кого хвост длиннее?»
7. «Разноцветные дорожки»,
8. Викторина «Самый внимательный»
Ноябрь - «Путешествие Витаминки»
Тема: Обобщение
Цель: совершенствовать умение детей мысленно объединять предметы в
группы по их свойствам, способствовать обогащению словарного запаса
детей, расширять бытовые знания; закреплять обобщающие понятия,
свободно оперировать ими.
1. «Назови одним словом» (фрукты-овощи), «Найди лишнюю картинку»
2. «Найди лишнее слово», «Отвечай быстро».
3. «Назови одним словом» (посуда, мебель, игрушки), «Собери большую
семью»
4. Классификация зверей, насекомых, птиц, рыб, «Поезд»
5. «Подбери картинки», «Продолжи ряд»
6. «Нужно, не нужно», «Поиск закономерности»
7. «Четвертый лишний», «Геометрические фигуры»
8. Обобщающее занятие.
Декабрь - «Вместе с Микки-Маусом»
Тема: Ограничение
Цель: формировать умение выделять один или несколько предметов из
группы по определенным признакам; развивать наблюдательность детей.
1. «Найди и обведи», «Только круглые»
2. «Портрет Микки-Мауса», «Третий лишний».
3. «Разноцветные мячи», «Помоги другу».
4. «Чем похожи и чем отличаются?», «Разноцветная фасоль».
5. «Только высокие», «Магазин».
6. «Что здесь лишнее?», «Снежинки»
7. Викторина.
Январь - «В гостях у белки»
Тема: Анализ-синтез
Цель: формировать умение делить целое на части, устанавливать между
ними связь; развивать умение мысленно соединять в единое целое части
предмета.
1. «Найди лишнюю картинку», «Какая фигура лишняя»
2. «Сложи фигуру», «Найди два одинаковых предмета»
3. «Найди противоположности», «Подбери заплатку»
4. «Счетные палочки», «Объединяющая фигура».
5. «Что общего, чем отличаются», «Найди и закрась»
6. «Волшебные фигуры», «Дорисуй и назови предмет».
Февраль - «Гном Гномыч»
Тема: Систематизация
Цель: формировать у детей умение выявлять закономерности; расширять
словарный запас; упражнять в составлении описательного рассказа по серии
сюжетных картинок, в пересказывании.
1. «Что сначала, что потом», «Лесенка».
2. «Чудесные превращения»
3. «Раньше – позже»
4. «Колобок».
5. «Волшебный коврик», «Выложи в ряд».
6. «Бабочка», «Что изменилось?»
7. «Чего не хватает?», «Что потом?»
8. «Фасоль», «Дуб»
Март- «Карлсон»
Тема: Классификация
Цель: формировать умение мысленно распределять предметы по группам
по их свойствам; способствовать обогащению словарного запаса детей,
расширять бытовые знания, закреплять обобщающие понятия, умение
свободно оперировать ими.
1. «Разложи правильно», «Не ошибись»
2. «Волшебный поезд», «Бегает, прыгает, летает».
3. «Кто где живет?»
4. «Найди лишнюю», «Логические концовки Карлсона».
5. «Волшебный мешочек», «Угостим гостей чаем»
6. «Назови одним словом», «Животные, растения, птицы».
7. «Геометрическое лото», «Подходит – не подходит».
8. КВН.
Апрель- «Задачи Всезнайки»
Тема: Умозаключения.
Цель: развивать умение при помощи суждений делать умозаключения,
способствовать расширению словарного запаса детей, развивать
воображение.
1. «Перевертыши», «Какая фигура следующая?»
2. «Маша-растеряша», «Подбери ключ к замку»
3. «Да-нетки или Угадай, что я загадала», «Лабиринт»
4. «Черное - белое», «Кто быстрее соберет бусы?»
5. «Теремок», «Найди недостающую»
6. «Хорошо или плохо?», «На что похоже?»
7. «Теремок» (вариант 2), «Найди игрушку»
8. «Что из чего», «Сказка наизнанку».
Май
Диагностика
Цель: оценить уровень развития логического мышления детей 4-5 лет.
- Обучение грамоте.
Речь (устная и письменная) - общее представление.
Предложение и слово.
Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем. Слог, ударение.
Деление слов на слоги, ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове.
Звуки и буквы.
Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твёрдых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преград в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных.
Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), слогозвуковой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характер, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой- моделью, отражающей его слогозвуковую структуру.
Обучение чтению.
Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определение ориентиров в читаемом слове, место ударения в нём (по знаку ударения).
Чтение с паузами и интонациями, соответствующими знаками препинания в конце простого предложения и в середине при перечислении однородных членов.
Развивать умение слушать и понимать читаемую детям художественную литературу; умение слышать педагогов, слушать других, умение вникать в содержание их речи.
Развитие устной речи.
Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков:
обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости (умение говорить средней силы голосом, без напряжения) и правильному интонированию (умение понижать и повышать голос).
Уточнение, обогащение и активизация словаря детей.
Пересказ знакомой сказки или невольного пересказа без пропусков, повторений и перестановок частей текста (по вопросам учителя).
Составление по картинке определённого количества предложений, объединённых общей темой или невольного рассказа с соблюдением логики развития сюжета.
Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам. Дополнение сюжета, самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображённым или последующих.
Развёрнутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием.
Развитие грамматически правильной речи детей, её точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста.
Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей.
Основные результаты обучения
Тематический план занятий по обучению грамоте
Сентябрь
Наша речь.
Предложение.
Предложения по характеру и цели высказывания.
Ознакомление со словесным составом предложения.
Октябрь
1. Предложения состоят из слов.
2. Ознакомление со слоговым строением слова.
3. Ознакомление со звуковым строением слова: гласные и согласные зв.
4. Ударение.
Ноябрь
Слияние согласного с гласным.
Повторение изученного материала.
Гласные звуки [а], [о], буквы Аа, Оо.
Гласные звуки [у], [э], буквы Уу, Ээ.
Декабрь
Гласный звук [ы], буква ы.
Звонкие согласные звуки [л], [л’], [м], [м’], буквы Лл, Мм.
Гласный звук [и] после мягких согласных в слиянии, буквы Ии.
Повторение изученного материала.
Январь
Звонкий, мягкий согласный звук [и’], буквы Ий.
Звонкие согласные звуки [н], [н’], [р], [р’]. Буквы Нн, Рр.
Гласные звуки [й’э], [й’о], буквы Ее, Её.
Обозначение буквами Е, Ё гласных звуков [э], [о] после мягких согласных в слиянии.
Февраль
Гласные_звуки_[й’у],_[й’а],_буквы_Юю,_Яя.
Обозначение буквами Ю, Я гласных звуков [у], [а] после мягких согласныхвслиянии.
Парные согласные звуки [п], [п’], [б], [б’]. Буквы Пп, Бб.
Парные согласные звуки [г], [г’], [к], [к’], [д], [д’], [т], [т7], буквы Гг, Кк, Цд, Тт.
Март
Парные согласные звуки [з], [з’], [с], [с’], [в], [в’], [ф], [ф’], буквы Эз, Ос, Вв, Фф.
Парные согласные звуки [ж], [ш], буквы Жж, Шш.
СочетаниеЖИ-ШИ.
Буква Ь в конце и середине слова для обозначения мягкости огласных.
Апрель
Разделительный твёрдый знак.
Мягкие глухие согласные звуки [ч’], [щ7], буквы Чч, Щщ.
Сочетание ЧА-ЩА.
Сочетание ЧУ-ЩУ.
Май
Согласные глухие звуки [х], [х/], буквы Хх.
Твёрдый согласный звук [ц], буквы Цц.
Повторение изученного материала.
III. Условия реализации Программы
3.1. Материально-техническое оснащение Программы
Доска.
Мебель, соответствующая росту детей.
Мелкие предметы (бусинки, пуговицы, горох, фасоль);
Набор счетных палочек;
Колючие мячи.
Тетради в крупную клетку;
Тетради подготовка руки к письму;
Карандаш простой.
Таблицы для зрительных диктантов
3.2. Методическое обеспечение программы
Основная форма организации |
|
Методы обучения |
|
Приемы обучения |
|
Методическое и дидактическое обеспечение программы |
|
Материальное обеспечение программы | • ручка • цветные карандаши • альбом • тетрадь в клетку, в косую линейку • трафареты • шаблоны для обведения, вырезания • счетные палочки • пластилин • цветная бумага • картон • ножницы • клей |
Виды контроля | • итоговый. |
Формы контроля | • педагогическое наблюдение; |
IV. Список использованной литературы.
1. Завьялова Н.А. Интегрированный курс подготовки дошкольников.- Волгоград ,2009.
2. Гаврилина С.Е., Кутявина Н.Л. Готовим руку к письму. – М.,2001.
3. Бабаева Т.И. У школьного порога. М.: Просвещение,1993.
4. Арутюнян М.Ю. Учителя и ученики: два мира? – М.: Просвещение,1992.
5. Безруких М.М., Ефимова С.М. Знаете ли вы своего ученика. – М.: Просвещение,1990г.
6. Цукерман Г.А. Школьные трудности благополучных детей. – М.: Знание,1989.
7. Журнал «Д/В» №2 2000.
8. Швачич Л.А. Взаимодействие дошкольного учреждения с семьёй на этапе предшкольной подготовки детей. - Ст. Ленинградская, 2009.
9.Андриеш В.А., Зайцева И.А. Подготовка детей к школе. –
Санкт- Петербург, 2010.
10. Жукова Н.С. Букварь: Учебное пособие / М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002; Изд-во ЛИТУР, 2001.
11. Игнатьева Л.В. Азбука. Мой первый учебник -М., Ювента 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА подготовительной к школе группы (от 6до 7 лет) составлена на основе примерной программы «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой (2016 г)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА подготовительной к школе группы (от 6до 7 лет) составлена на основе примерной программы «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой (2016 г)...
Анализ программы дошкольного образования «От рождения до школы» и программы начального образования «Школа России» с точки зрения преемственности
В данной статье рассмотрен сравнительный анализ программы дошкольного образования "От рождения до школы" и программы начального образования "Школа России" с точки зрения преемствен...
Рабочая программа подготовительной к школе (речевой) группы составлена на основе основной образовательной программы детского сада
Рабочая программа реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности...
Рабочая программа подготовительной к школе группы по программе "Детство"
Рабочая программа подготовительной к школе группы, разработанная в соответствии с программой "Детство"....
ПРОГРАММА «СКОРО В ШКОЛУ!» ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ
Программа «Скоро в школу!» является частью образовательной программы дошкольного образования детского сада, предназначена для детей, родителей подготовительной к школе группы и...
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Готовимся к школе: занятия по психологическому развитию старших дошкольников» автор: Н.П.Локалова, Д.П.Локалова «Готовимся к школе: 60 занятий по психологическому развитию старших дошкольников»
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА«Готовимся к школе: занятия по психологическому развитию старших дошкольников» автор: Н.П.Локалова, Д.П.Локалова «Готовимся к школе: 60 занятий п...
Рабочая программа «Готовимся к школе» для подготовки детей 6-7 лет к школе
Рабочая программа «Готовимся к школе» для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образов...