Использование системы ТРИЗ в дошкольном образовательном учреждении .Подготовительная группа.
статья (подготовительная группа)
Генрих Альтшуллер - Теория развития творческой личности и Теория решения избирательных задач.
Значение применения системы в ГБДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
triz.docx | 429.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья педагога подготовительной группы «Дошкольник - в школу»
Генрих Альтшуллер -автор разработки «Теория развития творческой личности (ТРТЛ)», писал :
«Творческой личности очень важно выйти на свою дорогу как можно раньше, сделать это легче в 5 лет, чем в 50 и старше… Нельзя ждать и рассчитывать на то, что ребенок встретится с чудом сам по себе, что ему повезет. Надо организовать такую встречу в процессе его воспитания». Все это неразрывно связано с главной разработкой его жизни ТРИЗ, ТРИЗ - это теория решения изобретательских задач
ТРИЗ - это теория решения изобретательских задач. Кроме изобретателей, которые используют методы ТРИЗ для своих интеллектуальных упражнений и изобретений, это находит свое применение в различных областях жизни , дизайнерство, педагогика, рекламное дело, делопроизводство, может пригодится всем, кто по роду деятельности способен решать сложные, противоречивые вопросы, находить решение в сложных противоречивых ситуациях, планировать действия в непредвиденных обстоятельствах, и получать гарантированный результат.
Не лишне будет упомянуть о взаимосвязи «тех результатов» с применением системы ТРИЗ в раннем, дошкольном возрасте. Именно дети, тем более в дошкольном возрасте любознательны и активны, со своим детским, нестандартным подходом к решению самых разных задач. Можно рассмотреть пример:
Вода в трубе
Условие. Достаточно простая и известная задача. Есть металлическая труба, проложенная под землёй, по которой течёт вода. Для устранения неполадок в работе системы, часть трубы раскопали и столкнулись с необходимостью определить, в какую сторону движется вода. Попытки выяснить это путём простукивания, на слух, завершились неудачей. Вопрос: как понять в какую сторону течёт вода в трубе? Нарушать герметичность трубы (сверлить, резать) нельзя.
Предполагаемое решение
Решение. Эта задача решается очень просто. ТРИЗ предусматривает не только строгий алгоритм решения, но и чёткую проработку условий задания. Г. С. Альтшуллер всегда советовал перед началом работы попробовать сформулировать условия задачи другими словами. В нашем случае есть труба и вода, которая по ней движется. Воздействовать на трубу нельзя, значит нужно воздействовать на воду. Отсюда самое простое решение – нагреть трубу в одном месте, и по тому в какую сторону будет течь подогретая жидкость, нагревая и трубу, определить направление.
Творческий подход необходим там, где требуются свежие и оригинальные идеи, это и есть продукт изобретательского творчества.
Широкое применение ТРИЗ находит не только в детских садах, с огромным успехом может быть внедрена и в домашних условиях, что подводит нас к мысли о широком применении этой технологии в занятиях детьми с ограниченными возможностями. Помощником в решении этой проблемы могут быть дидактические игры ТРИЗ, которые позволят вам скоротать время и интересно его провести.
Прочитите сказку, спросите, понравилась ли ему сказка,развитие сюжета, финал. Предложите малышу придумать новое завершение сказки, сначала вместе с ним, а потом пусть ребенок развивает свою фантазию сам. Помогите малышу в первый раз пофантазировать, не надо говорить ему слова: так не бывает, так не должно быть. Придерживайтесь девиза ТРИЗовцев - «Можно говорить всё!» И дети говорят, фантазируют. Внимательно выслушайте своего малыша. Пусть ваши дети учатся возражать вам, родителям, воспитателю и друг другу, но аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая. Запомните, детям нужно давать только положительную оценку: «интересно», «любопытно», «необычно», «хорошо», «молодец» и т.д.
Для развития логики используйте игру «Фантазия», которую можно использовать не только при решениий задачи дидактического раздела, но и в других ситуациях. Игра помогает найти новые ресурсы решения данных задач. Обычная жизненная ситуация, ваш ребенок не хочет собирать игрушки. Предложите вашему ребенку представить, что все игрушки обиделись и ушли от него. Что же тогда будет? Малыш будет размышлять, придумывать и одновременно развивать свою речь.
Таким образом использование ТРИЗ помогает и решает проблемы связанные с воспитание и обучением дошкольников, в полной мере позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка. Способствует всестороннему развитию творческого начала и позволит более успешно пройти путь подготовки к школе.Дидактические игры по методике ТРИЗ помогают дошкольникам развивать умственные способности, связную речь, логическое мышление, воображение, память, внимание, усидчивость.
От дошкольника к школе.
Воспитатель подготовительной группы «Звездочки»
Марденгская Л.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация системы мониторинга в дошкольном образовательном учреждении по физическому развитию, ст. воспитатель Е.А.Никулина
Основной целью психолого-педагогического мониторинга является своевременность коррекции образовательной и оздоровительной деятельности, а также условий среды дошкольного образовательного учрежде...
Статья ФИТНЕС В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
"Внедрение технологий фитнеса в детские дошкольные образовательные учреждения"...
Совершенствование системы управления современным дошкольным образовательным учреждением
Совершенствование системы управления современным дошкольным образовательным учреждением...
Методическая разработка музыкального праздника "Город Петра" в дошкольном образовательном учреждении, подготовительная группа
Методическая разработка создана на основе выполнения целей и задач познавательного, социально-коммуникативного, художественно-эстетического развития. Праздник "Город Петра" был проведён по данной мето...
Использование методов технологии ТРИЗ в дошкольном образовательном учреждении .
Занятия с применением элементов ТРИЗ являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывают значимое влияние на развитие других психических процессов и личнос...
Н епрерывная образовательная деятельность по развитию речи.Составление рассказа по картине с использованием технологии ТРИЗ по теме "Осень" в подготовительной группе детского сада.
Цель: научить составлять рассказ по картине по методике ТРИЗ в игровой форме....
Н епрерывная образовательная деятельность по развитию речи.Составление рассказа по картине с использованием технологии ТРИЗ по теме "Осень" в подготовительной группе детского сада.
Цель: научить составлять рассказ по картине по методике ТРИЗ в игровой форме....