Проект "Природа вокруг нас"
проект

Надькина Елена Егоровна

Проект "Природа вокруг нас"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_priroda.docx31.01 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

«Мир окружающий ребенка – это прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

 В. А. Сухомлинский.

      В период дошкольного детства закладываются основы взаимодействия ребёнка с природой, при помощи взрослых он начинает осознавать её, как общую ценность для всех людей. Ребёнок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, начальные элементы экологической культуры.

Экологическая воспитанность дошкольника выражается в гуманном, ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат доброжелательность к живым существам, эмоциональная отзывчивость на их состояние, интерес к природным объектам; стремление осуществлять позитивное взаимодействие, учитывая их особенности, как живых существ; желание и умение заботится о живом, создавать необходимые для жизни условия.

Актуальность темы

    Дошкольный период — чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности.

Психологические исследования показывают, что на этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие разных форм познания окружающего мира и восприятия, образного мышления, воображения. Умения по-детски видеть мир в его живых красках и образах очень нужно людям, так как такое умение — необходимая составная часть всякого творчества. Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие, динамика эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление, совершенствуя тем самым эстетические чувства. Великий русский педагог К. Д. Ушинский обращал внимание воспитателей на необходимость общения детей с природой, на их умение с ранних лет наблюдать за явлениями природы.

Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой, прежде всего знакомство на местном материале с разнообразной деятельностью взрослых в природе, многогранной практической работой по охране природы

Цель проекта:

     Расширять представления детей о природе, учить детей замечать и называть изменения в природе. Помочь детям замечать красоту природы в различное время года. учить основам взаимодействия с природой.

Задачи:

- формировать активную жизненную позицию в познании окружающего мира через чувственно-эмоциональные реакции;

- активизировать интеллектуально-познавательную деятельность и творческое самовыражение; систематизировать и углублять знания детей о растениях, насекомых и природных явлениях, о состоянии окружающей среды;

- рассказать о взаимосвязи человека с окружающей средой; воспитывать бережное отношение к природе.

Тип проекта: познавательный

Участники проекта: дети, родители воспитанников, воспитатели группы, муз. руководитель, инструктор по физ. воспитанию.

Продолжительность: долгосрочный (сентябрь-май)

  Решая задачи экологического воспитания, каждый педагог строит свою работу в соответствии с условиями и особенностями детей группы, учитывая следующие принципы:

  • "позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
  • непрерывность и преемственность педагогического процесса;
  • дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  • рациональное сочетание разных видов деятельности; адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
  • развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

    Данный подход способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о природе. Тематика занятий сохраняется, при этом объем и содержание познавательного материала усложняется в соответствии с возрастом детей.

    Содержание конспектов предусматривает их интегрирование в систему воспитательно-образовательной работы по основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой.

Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к определенной теме.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта :

1. Занятия познавательного типа;

2. Экскурсии;

3. Наблюдения за животными и растениями;

4. Классификация представлений о природе;

5. Ознакомление с трудом взрослых в природе;

6. Развитие речи;

7. Обучения детей уходу за растениями и животными;

8. Работа детей с природным и бросовым материалом.

Совместная деятельность воспитателей и детей:

1. Экологические досуги и праздники;

2. Работа с календарями природы, дневниками наблюдений;

3. Труд в уголке природы;

4. Опыты, поисковая деятельность;

5. Сбор коллекций семян, камней, листьев;

6. Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе;

7. Беседы на экологическую тему;

8. Игры;

9. Целевые прогулки на природе.

10 Сенсорная тропа.

Самостоятельная деятельность:

1. Разные виды игр;

2. Экспериментирование;

3. Уход за растениями в уголке природы;

4. Работы с литературой;

5. Задание для самостоятельных наблюдений;

6. Создание проблемных ситуаций;

7. Задания для самостоятельной деятельности.

Необходимые условия реализации проекта

1. Интерес детей и родителей;

2. Методические разработки;

3. Интеграция со специалистами детского сада.

Предполагаемый результат.

Данный проект поможет сформировать у детей чувство ответственности за судьбу окружающей их природы, поможет оставить у детей в душе яркие впечатления, которые пройдут с ними по жизни, как воспоминание о радостном и прекрасном общении с природой

Заботливое отношение детей к природе, развитое чувство сопереживания природе, ощущение себя, как часть природы;

«Умный физический труд» ребенка на преобразование и сохранение природы, в процессе которого ребенок убеждается, что природа не терпит невежества;

Раскрытие детьми новых тайн природы, развитие у детей культуры ощущения и восприятия.

Методы проекта :

1. Наблюдение

2. Совместные игры

3. Анкетирование

4. Познавательные игровые занятия

5. Беседы

Методическое обеспечение проектной деятельности :

1. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М., 1992.

2. Бианки В. В. Лесная газета. – 1990.

3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1991.

4. Брэм А. Э. Жизнь животных. – СПб 1988.

5. Гершун В. И. Домашние животные. – М., 1991.

6. Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М., 1981.

7. Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных – М., 1988.

8. Кондратьева Н. Н. программа экологического образования детей «Мы». Азбука экологии. – СПб., 1996.

9. Лучич М. В. Детям о природе. М., 1989.

10. Шорыгина Т. А. Беседы о том, кто где живет. – М., 2018.

11. Экологические занятия и игры для дошкольников и младших школьников. – Гомель, 1993.

Месяц

Неделя

Тема

Программное содержание

Форма проведения

Работа с родителями

Ответственные

Сентябрь

3

«Матушка природа. Планета Земля"

Познакомить детей с историей появления и использования глобуса, Формировать основы экологической культуры дошкольников, бережное отношение к природе. • Уточнять и обобщать знания детей о живой и неживой природе, взаимосвязях в природе, жизни животных, птиц, растений.

Беседа; подвижная игра

Консультация для родителей.

«Экологическое воспитание детей в семье»

Надькина Е.Е.

4

«Времена года"

Закрепить представления детей об основных признаках всех времен года, умение самостоятельно находить их и выражать в речи; развивать связную речь; воспитывать бережное отношение к природе.

Отгадывание загадок

Надькина Е.Е.

Октябрь

1

Прогулка «Наблюдение за сезонными изменениями в природе»

Формировать представления об изменениях в природе (день стал короче, ночь длиннее); учить различать и характеризовать приметы ранней осени, узнавать их в стихотворениях; воспитывать любовь к природе

Беседа о сезонных изменениях

Картотека бесед о природе с детьми

Надькина Е.Е.

2

"Краски осени»

Развивать интерес к различным видам изобразительной деятельности; совершенствовать умение в рисовании; развивать воображение, эстетический вкус.

Рисование «Осень»

Надькина Е.Е.

3

"Куда улетают птицы"

Умение поддерживать беседу о птицах, высказывать свою точку зрения, выражать положительные эмоции при прослушивании рассказа, активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом и сверстниками во время игры, знать перелётных и осёдлых птиц нашего края.

Беседа. Чтение рассказа В. Бианки «Сова

Надькина Е.Е.

4

«Деревья»

Познакомить детей с деревьями (клён, берёза, ель, где они растут, зачем нужны; находить и называть ствол, ветки, листья, корень

Наблюдение за деревьями. Беседа о деревьях

Надькина Е.Е.

Ноябрь

1

"Птицы, которые всегда с нами".

Проявлять интерес к птицам, особенностям их жизни, различать птиц по внешнему виду, воспитывать заботливое отношение  к птицам, желание помочь пережить холодную и голодную зиму.

Беседа

Папка-передвижка «Природа и мы».

Надькина Е.Е.

2

"Птичка"

Научить детей составлять аппликацию в виде птички (целое из частей); закрепление представления детей о птицах, особенностях их строения, отличительных чертах; умения аккуратно пользоваться клеем, кисточкой.

Беседа. Аппликация

Надькина Е.Е.

3

 «Золотая осень».

Расширить знания детей о приспособленности растений к изменениям окружающей природы; учить определять и называть состояние погоды Развитие интереса к художественной литературе, приобщение детей к восприятию поэтической речи; расширять представления детей о многообразии природных явлений;.

Беседа. Чтение стихотворений

Надькина Е.Е.

4

«Как готовятся звери к зиме»

закреплять знания детей о диких животных; расширять представления об образе жизни лесных зверей осенью, познакомить, как дикие животные готовятся к зиме; развивать внимание, память, речь детей, эстетические чувства; воспитывать любознательность, любовь к природе и диким животным, умение заботиться о ней и ее обитателях;

Сюжетно - ролевая игра

Надькина Е.Е.

Декабрь

1

"Волшебница зима"

провести наблюдение за красотой зимней природы; развивать познавательные интересы, речь, мышление, творческую фантазию и воображение; обогащать словарный запас, активизировать внимание, память; воспитывать наблюдательность, интерес к природе, стремление беречь и охранять её.

Экскурсия, беседа, подвижная игра

Подготовка к новогоднему утреннику. Изготовление атрибутов, костюмов к празднику. Привлечение родителей к праздничному украшению.

Надькина Е.Е.

2

«Зимняя столовая для птиц»

Развивать внимание, речь, память; Создать условия для экологического мышления; Расширять знания детей об условиях жизни, питании птиц зимой; Уточнить названия птиц, которые кормятся на кормушке и летают вблизи участка; Учить детей различать птиц по двум-трем характерным признакам; Воспитывать желание заботиться о птицах.

Чтение произведений: «Воробьишко» Горький; «Где обедал воробей»; подвижная игра «Воробышки и кот».

Надькина Е.Е.

3

«Водичка, водичка» .

 

Дать элементарные представления о свойствах воды. Подвести детей к выводу о необходимости воды для всего живого. Познакомить с процессом превращения воды в лёд, льда и снега - в воду 

Беседа

Надькина Е.Е.

4

«Дерево».

Передать впечатления, полученные из наблюдений; Уточнять возможности использования природного материала для создания разных работ.

Лепка (Пластилинография)

Надькина Е.Е.

Январь

1

Рассматривание картины "Зимующие птицы".

Формирование представлений о зимующих птицах, их образе жизни, повадках; уточнение и расширение словаря по теме (птица, синица, снегирь, воробей, сорока, летать, клевать, прыгать); совершенствование грамматического строя речи и слоговой структуры слова, совершенствование элементарных математических представлений

Беседа, дидактическая игра

Памятка для родителей «Прогулка в природу»

2

«Деревья на нашем участке »

Формировать умение передавать в рисунке строение дерева: ствол, ветви разной длинны; Закреплять умение располагать изображение по всему листу бумаги, рисовать крупно, во весь лист; Совершенствовать умение рисовать гуашью; Активизировать словарный запас: ствол, ветви; Развивать наблюдательность, память, мелкую моторику рук.

Рисование

3

«Воздух и его свойства»

Знакомить с качественными характеристиками воздуха (невидимый, прозрачный, движется); расширить представление о значимости воздуха в жизни людей, животных, растений; развивать умение детей решать проблемные задачи; воспитывать интерес к экспериментированию; знакомить с новыми словами, обозначающими признаки воздуха

Беседа, эксперементирование

4

«Как зимуют дикие звери»

Закрепить знания детей о жизни лесных жителей зимой; формировать представления детей об образе жизни диких животных в условиях трудной зимовки; Развивать связную речь, любознательность, интерес, внимание, память, общую и мелкую моторику; Совершенствовать отчетливое произношение слов и звуков; Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение слушать своих товарищей.

Расматривание иллюстраций, пальчиковая гимнастика

Февраль

1

«Домашние животные»

Закрепить знания детей о домашних  животных; формировать представление об образе их жизни. Воспитывать любовь, доброе отношение к животным.

Беседа

Картотека игр по экологии

2

«Что за зверь?»

Развитие речевого творчества, умений правильно использовать в речи названия животных; познакомить детей с рассказом Е. И. Чарушина «Что за зверь?», учить понимать тему и содержание рассказа; развивать речь, интерес к информации, которую несет текст.

Чтение художественной литературы

3

«Лиса и заяц»

Прививать интерес к театрально – игровой деятельности; учить перевоплощаться в предложенные образы и разыгрывать спектакль по знакомой сказке. Учить изображать характерные особенности поведения персонажей

Театрализованная деятельность

4

Путешествие капельки

Уточнить представление детей, о важности воды для всех живых существ; сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: вода – источник жизни; вода необходима для поддержания и обеспечения в жизни человека; прививать бережное отношения к воде

Рисование

Март

1

«Доктор леса»

Продолжать знакомить детей с птицами. Уточнить знание о дятле. Рассказать о том, как дятел добывает себе пищу, о пользе которую он приносит лесу. Формировать умение рассуждать, мыслить. Развивать фантазию.

Беседа, раскрашивание шаблонов

Картотека загадок по экологии

2

«Жаворонки – вестники весны!»

Учить лепить птиц из двух частей: туловище, голова. Придавать форму, сходную с оригиналом, выделять глаза, клюв, крылья, хвост, используя дополнительные материалы; Продолжать формировать познавательный интерес, развивать навыки построения высказываний - суждений

Лепка

3

«На лесной полянке»,

Закреплять представления о числах в пределах пяти, их отношениях, упражнять в использовании терминов, обозначающих величину, уточнить и закрепить представления о птицах животных и их жизнедеятельности; Развивать у детей логическое мышление, внимание, зрительную память, мелкую моторику, речь, умение давать развёрнутые ответы., умение выполнять движения в соответствии с текстом.

Сюжетно-ролевая игра, беседа

4

«Путешествие в весенний лес».

Закрепить знания детей о весенних изменениях в природе; Продолжать учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе; Устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы весной; Формировать на основе опытов, представления о свойствах снега; учить детей анализировать; развивать мышление, интерес к явлениям неживой природы;

Беседа, эксперимент

Апрель

1

"Грачи прилетели"

Учить рассматривать картину; Понимать её содержание; Учить устанавливать взаимосвязь между героями картины; Продолжать совершенствовать связную диалогическую речь детей; Развивать умение внимательно слушать вопросы и точно отвечать на них.

Рассматривание картины, отгадывание загадок чтение стихотворения

Организация работы по благоустройству территории детского сада.

2

«Отгадай что за растение»

Описать предмет и узнать его по описанию; Расширить представление детей о видах растений; закрепить знания детей о растениях

Дидактическая игра

3

«Цветы»

 Познакомить Упражнять в ходьбе по кругу, «змейкой», сохраняя правильную осанку. Закреплять умение быстро передвигаться по площадке в разном направлении.

Беседа

Подвижная игра

4

«Маленькие жители Земли».

Расширить представления детей о насекомых; закрепить знания детей о внешнем виде насекомых, их повадках; дать представления о взаимосвязи насекомых и среды обитания; 

игра

Май

1

«Мы защитники природы

Воспитывать желание охранять природу, заботиться о ней; Приобщать детей к основам экологического воспитания; Познакомить детей с нормами и правилами поведения в природе; Формировать представление о том, какое негативное воздействие оказывают загрязнения на окружающую среду.

Эксперимент, беседа

Памятка «Природа в жизни вашей семьи»

2

«Викторина «Что, мы знаем о природе?»

Развитие у детей интереса к природе и бережного отношения к ней; Формировать экологическое сознание и чувство уважения к планете Земля; Закрепить навыки экологического поведения в природе.

Развлечение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект физкультурного занятия "Дым вокруг от сигарет, мне в том дыме места нет"

Обогатить личный опыт детей конкретными представлениями через приобщение их к самоисследованию....

Проект гражданско-патриотической направленности "Мир вокруг нас. Разноцветные дети"

Данный проект осуществляется в нашем детском саду в течение трёх лет. Заключительным его этапом мы планируем сделать большой подпроект "Моя Россия"....

Сценарий проведения фестиваля "Мир вокруг нас" для старшей группы

Наша группа представляла страну Армению на фестивале "Мир вокруг нас" . Этому выступлению предшествовала большая работа детей, родителей и воспитателей. Вот что получилось....

Конспект занятия по экологическому воспитанию "КВН. Природа вокруг нас"(подготовительная к школе группа)

Данный конспект, на мой взгляд, поможет многим воспитателям в игровой форме уточнить и обобщить знания детей о животных, рыбах, птицах, растениях....

Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» для детей 6 - 7 лет на 1год обучения

Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» эколого-биологической направленности и предназначена для детей 6-7 лет.Данная программа актуальна в связи с необходимостью создания от...