Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
статья (младшая группа)

Евлампьева Татьяна Валерьевна

   Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вартантов радостного общения. В статье приводятся примеры пальчиковых игр. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья Роль пальчиковых игр17.93 КБ

Предварительный просмотр:

Роль пальчиковых игр в развитии речи детей

 младшего дошкольного возраста

   Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех инструментов», - заключал Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», - писал Кант. Эти выводы не случайны.

   Пальчиковые игры – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов общения. Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза», имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и речи.

   Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или как принято называть, мелкой моторикой.

Методы:

- разучивание потешек;

- использование атрибутов к пальчиковым играм;

- изобразительное творчество (лепка, аппликация, рисование).

Приемы:

- постукивания подушечками пальцев;

- растирание;

- поглаживание основания пальцев;

- круговые движения по ладоням;

- легкий массаж предплечья.

Этапы разучивания игр:

- взрослый показывает малышу сам;

- манипулирует пальцами и ручкой ребенка;

-взрослый и ребенок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст;

- ребенок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст;

-ребенок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Пальчиковые игры помогают:

- развивать речь;

- повышать работоспособность кары головного мозга;

- развивать у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение;

- снимать тревожность;

- нести в себе моменты радостного общения с близкими людьми.

   Японская пословица гласит: «Расскажи мне – я услышу, покажи мне – я запомню, дай мне сделать самому – я пойму!». Действительно, пальчиковая гимнастика полностью отвечает этим трем принципам: «Слышу. Вижу. Делаю».

   Важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Эти игры увлекательны, способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры отображают реальность окружающего мира, предметы, животных, людей и их деятельность, явления природы. Дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику, ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком.

   Примеры пальчиковых игр:

«Пальчики здороваются»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук.

Ход игры: Кончиком большого пальца правой руки поочерёдно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.

Я здороваюсь везде –

Дома и на улице.

Даже «здравствуй!» говорю

Я соседней курице.

Повстречал ежонка ёж:

«Здравствуй, братец! Как живешь?»

«Ладушки – ладушки»

Цель: развивать ощущение собственных движений.

Ход игры: хлопаем в ладоши, сопровождая действия стихотворным текстом.

Ладушки – ладушки!

Пекла бабка оладушки.

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Хороши оладушки

У нашей милой бабушки!

«Сорока – сорока»

Цель: активизировать движения пальцев рук.

Ход игры: (указательным пальцем правой руки выполняются движения по ладони левой, руки. Действия сопровождаются словами, загибаем пальчики мизинец, безымянный, средний, указательный, большой.

Сорока – сорока,

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала

Этому дала,

Этому дала.

«Как у нашего кота…»

Цель: развивать мелкую моторику рук.

Ход игры: дети выполняют движения, сопровождая их стихотворным текстом

Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы.

Глаза смелые,

Зубки беленькие.

   Таким образом, пальчиковые игры в развитии младшего дошкольника играют важную роль, так как соответствуют возрастному развитию ребенка, интересны, не противоречат принципам педагогики. С помощью пальчиковых игр развивается мелкая мускулатура пальцев ребенка, что положительно сказывается на развитии речевых навыков, психических функций. Пальчиковые игры улучшают эмоциональный фон общения ребенка со взрослыми и ровесниками, учат внимательно слушать речь других людей, повышают речевую активность детей. Сопровождение пальчиковых упражнений и игр чтением стихотворений, потешек, приговорок делает речь ребенка более четкой, выразительной, совершенствует контроль ребенка за движениями. Игры и упражнения способствуют приобретению силы, подвижности и гибкости мелкой мускулатуры рук, что впоследствии облегчит приобретение навыков письма.

Список литературы:

1.Агапова И. А., Давыдова М. А. «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей». - М.: ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2011;

2.Анищенкова Е. С. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников». - АСТ, 2013.

3.Анищенкова Е. С. «Речевая гимнастика для развития речи дошкольников». -Профиздат, 2011.

4.Савина Л. П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»: -М.: ООО «Издательство АСТ», 2011.

5.Узорова О. В. «Игры с пальчиками». - М. «Издательство АСТ», 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей младших дошкольников «Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей младших дошкольников «Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»...

Статья о роли пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Роль пальчиковых упражнений в развитии речи, мелкой моторики рук, памяти, внимания и ориентировки в пространстве для детей младшего дошкольного возраста с рекомендациями по проведению и вариантами пал...

Консультация для родителей по развитию речи дошкольников "Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"

laquo;Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»Если руки неумелы,Если пальчики несмелы,Трудно ручку удержать,Буквы ровно написатьНе удержишь карандаш-Не получит...

Статья на тему: "Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей младшего дошкольного возраста."

Известен тот факт, как велико влияние пальчиковой гимнастики на развитие умственных и речевых способностей ребенка, а также доказано, что на пальцах и ладонях есть активные точки, массаж которых полож...

Сценарий мастер - класса для родителей «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

Сценарий мастер - класса для родителей «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»....

Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста...