Статья: «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников средствами современных игровых технологий»
статья

На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития логических приемов умственных действий, учитывая потребности и интересы дошкольников.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья: «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников средствами современных игровых технологий»

На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития логических приемов умственных действий, учитывая потребности и интересы дошкольников.

         В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада, человека любознательного, активного, понимающего живое, обладающего способностью решать интеллектуальные задачи. Развитие логического мышления – это залог успешности выпускника детского сада в школе.

         Актуальность данной темы обусловлена еще и тем, что необходимым условием качественного обновления общества является умножение интеллектуального потенциала, недостаточность развития логического мышления у детей и интересом педагогов к новым формам развития логического мышления у детей.

 Повышение качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются уже в дошкольном возрасте. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенными.

          Дошкольный возраст – период активного развития познавательной деятельности. В это время происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения.

Использование развивающих игровых технологий в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий. Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными. 

        Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы - развитие логического мышления, развития интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста.

С учетом актуальности данной проблемы, в соответствии с необходимостью поиска способов и средств интеллектуального развития дошкольника, образовательный процесс организован таким образом, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно.

         Нами широко используются логико-математические игры - это игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий. В процессе игр дети овладевают мыслительными операциями: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение.

В настоящее время предлагается множество логико-математических игр различных авторов:  

        Игры с блоками Дьенеша.

        Игры с цветными палочками Кюизенера.

        Игры Воскобовича

        Игры на развитие конструктивного и творческого мышления, комбинаторных способностей Б.П. Никитина

        Игры В.А. Кайе (особый вид детских самостоятельных игр – «игр экспериментирования»)

        Игровое пособие «Математический планшет» - Geoboard («геометрическая доска») изобрел египетский педагог Калеб Гаттегно.

        Игры на развитие интеллектуальных способностей. (А.З. Зак).

        Обучающие игры с элементами информатики и моделирования. (А.А. Столяр).

        Игры на развитие познавательных процессов с элементами моделирования. (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко).

        Игры-головоломки на выкладывание изображений из геометрических деталей - это Танграм, Колумбово яйцо, Пифагор, Пентамимо,

        Логические загадки, занимательные задачи.

        Авторские игровые пособия, сделанные своими руками.

           Логико – математические игры развивают у детей: самостоятельность, способность автономно, независимо от взрослых решать доступные задачи в разных видах деятельности, а также способность к элементарной творческой и познавательной активности. Также данные игры способствуют развитию психических процессов, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к обучению, коллективному поиску, активности в преобразовании игровой ситуации. Благодаря использованию игровых технологий, процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме.

Для развития у детей дошкольного возраста логического мышления, необходимо соблюдать ряд условий:  

        работу с детьми следует проводить в системе, связывать мероприятия с работой в повседневной жизни,

        учитывать индивидуальные и физиологические особенности детей,

        использовать разнообразные формы работы (игры, наблюдения, досуги и т. д.)

        творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения

        создавать соответствующую развивающую среду и при этом использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.

         Формирование логического мышления требует постоянной, планомерной и системной работы, как в совместной деятельности взрослого и ребёнка, так и в самостоятельной деятельности.  Развивающие игровые пособия используются как во время образовательной деятельности, в интеграции образовательных областей, так и в самостоятельной игровой деятельности детей.

Развивающие игры способствуют интеллектуальному развитию дошкольников, успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, познавательному развитию, развитию речи, стимулируют развитие творческого воображения, развитию психических процессов внимания, памяти, мышления, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости,  целеустремленности, самовыражению и самостоятельности.  

Комплексная работа по развитию познавательного интереса, развития логического мышления у дошкольников способствует качественной подготовке их к школе, формированию умения использовать свои знания в жизни. Такие дети способны к нестандартному, творческому решению поставленных задач, они востребованы в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие интеллектуальных способностей детей средствами занимательной математики"

Эта статья о "Королеве" наук - занимательной  математике и о том , какие "чудеса  она может  творить". Данный материал интересен как для воспитателей, так и для родителей, стремящихся р...

"Развитие интеллектуальных способностей дошкольников в процессе игровой и познавательной деятельности"

Цель: повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта работы педагога с дошкольниками по развитию интеллектуальных способностей в процессе игро...

« Развитие интеллектуальных способностей дошкольников средствами игровой технологии В.В.Воскобовича » Сказочные лабиринты игры »

Мастер-класс« Развитие интеллектуальных способностей дошкольников средствами игровой технологии В.В.Воскобовича» Сказочные лабиринты игры »( слайд № 1)  Технология ...

Описание системы работы «Развитие познавательных способностей дошкольников средствами современных образовательных технологий»

Описание системы работы воспитателя ДОУ, владение развивающими технологиями и методиками...

Проект по развитию интеллектуальных способностей дошкольников средствами развивающих игр «Математический Знайка»

Использование развивающих игр в образовательном процессе позволяет преобразовать образовательную деятельность: перейли от обычных занятий к игровой деятельности....