Проект "Календула-цветок солнца"
проект

Климова Наталья Владимировна

Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений, окружающих предмет изучения. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendula2.docx935.85 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство социального обслуживания Московской области

Государственного социального семейного центра помощи

семье и детям Московской области

«Преображение»

Экологический проект с детьми старшего

дошкольного возраста

«Календула –цветок солнца»

https://avatars.mds.yandex.net/get-images-cbir/8187676/4jknFnxxNxyo3fvSKGqtNw2684/ocr

Разработали: педагог дополнительного образования- Климова Н.В.

                      специалист по реабилитационной работе-  Курнаева М.Е.

                                                     

                                                  2022

Оглавление

1.Актуальность

2.Цель проекта

3. Задачи проекта

4. Формы реализации проекта

5. Методы, используемые в реализации проекта

6.Методический инструментарий

7.Наглядный материал

8. Этапы проекта

9.Ожидаемый результат

10. Приложения

https://avatars.mds.yandex.net/get-images-cbir/7555091/j961QuRgmB5iro-Q9XvLxA2109/ocr

Актуальность проекта: Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений, окружающих предмет изучения. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.

Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе воспитания, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.

 Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства. Поэтому мы с детьми решили изучить лекарственное растение календула, а также вырастить полезное растение, которое принесет пользу, будет воздействовать на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Поэтому вместе с воспитанниками был разработан экологический проект «Календула».  Сорвать цветок может каждый, а вот сказать – какой цветок сорвал, далеко не все. 

Вид проекта : познавательно-исследовательский, творческий, коллективный.

По продолжительности : март -октябрь.

Участники проекта: воспитанники и специалисты.

Цель проекта: создание условий для познавательного развития детей с миром целебных растений через проектно-исследовательскую деятельность.

Задачи проекта: 

Образовательные:

 - Расширение знаний детей через знакомство с лекарственными растениями, и создание  условий, необходимых для проращивания семян календулы;

 - Формирование  представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

 - Расширение, обогащение, активизация  словаря детей.

- Закрепление  представлений детей о последовательности развития календулы, выделение ее характерных особенностей.

Развивающие:

-Развитие у детей воображения, речи, фантазии, мышления, умение анализировать, сравнивать и обобщать.

- Развитие умения  сажать и наблюдать за ростом  календулы.

- Развитие умения делать выводы на основе наблюдений. 

- Узнавание  лекарственных растений по запаху.

Воспитательные:

- Воспитание  бережного отношения к растениям.

- Формирование  основы экологической культуры в процессе ознакомления с миром лекарственных растений через наблюдения, опыты, и игровые ситуации совместно с детьми.

- Способствованию  взаимодействию семьи и детского сада.

- Воспитание  у детей любознательности, бережное отношение к растениям.

Практические:

- Участие  в посильной практической деятельности.

Формы реализации проекта:

1.Игровая деятельность: дидактические, экологические, настольные и др. игры.

2.Детское экспериментирование (опыты, наблюдения, исследования).

3.Художественно-творческая деятельность воспитанников (аппликация, изготовление фотоальбома о цветах).

4.Трудовая деятельность (работа в уголке природы – уход за растениями).

5.Беседы, заучивание стихотворений о цветах.

6.Экологические викторины.

7. Клумба на цветнике центра.

8.изготовление лэтбука о календуле.

Методы, используемые в реализации проекта:

1.Исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения; 
2.Самостоятельное наблюдение;
3.Коллективное наблюдение;
4.Наглядные: театральное представление, тактильно–мышечная наглядность;
5.Словесные: беседы, чтение литературы, объяснения, указания, словесные инструкции;
6.Технология моделирования;
7.Релаксация;
8.Ароматерапия;
9.Слушание музыки. 

Методический инструментарий.

     Материально – техническое (компьютер, канцелярские                 принадлежности, фонотека, горшочки, баночки, индивидуальные блюдца для экспериментов, салфетки, садово-огородный инвентарь, рассадники,);

Наглядный материал:

1.Цветы живые, на иллюстрациях, сделанные из разных материалов;
2.Настольно-печатные игры;

3.дидактические игры по экологии;

4. библиотека юного цветовода;

          5. лэтбук «Красавица календула». 

          6. семена календулы

Этапы проекта:

1 этап.

 Подготовительный этап:

-создание экспериментальной зоны, подготовка оборудования и материалов, семян.

-подбор литературы для детей о лекарственных растениях.

- чтение и заучивание загадок и стихов о календуле;

- подбор необходимого материала для посадки семян;

- выявление знаний детей о лекарственных растений;

2 Этап.

Исследовательский:

- рассматривание иллюстраций о лекарственных растениях, о календуле;
- рассматривание семян календулы;

- посадка семян, полив,  наблюдение за ростом и развитием растения, наблюдение за появлением бутона, цветка;

- наблюдение за проращиванием семян календулы. Знакомство со стеблем, листом и цветком календулы;

- исследовательские выводы, что надо для роста растению, самостоятельные обсуждения и выводы детей;
- беседа о пользе и о свойствах  лекарственных растений;

- дидактические игры  «Что есть у растения?», «Отгадай цветок»…

- Игра «Определи по запаху» (мята, ромашка, душица, подорожник, календула).

-конкурс рисунков «Календула»,

-лепка  «Календула»;

- чтение стихов и отгадывания загадок о календуле;

- сбор цветков  календулы, засушивание цветков и листьев календулы;

- сравнить свежую календулу и засушенную;

- знакомство с ароматами лекарственных растений; 
- рассматривание гербария календулы и других лекарственных растений.

3 этап

Заключительный

- получение опыта экспериментальной деятельности;

- закрепление знаний о последовательности и необходимых условиях для роста календулы;

- приобретение знаний о лекарственных растениях и о  свойствах календулы;

- подготовить презентацию экологического проекта в ходе ознакомления дошкольников старшей группы с растениями фитоогорода. Календула.

Ожидаемый результат:

- пополнить знаний детей о жизни лекарственных растений.

-расширить знания детей о необходимых условиях для выращивания календулы (земля, вода, солнце);

- пополнить начальное представление об экспериментальной деятельности, способах сравнения, фиксации изменений, происходящих с  растением календулы;

- расширить кругозор детей, познавательный интерес у детей, любознательность, коммуникативные навыки;

- развивать умение правильно пользоваться простейшими орудиями труда по обработке почвы и ухода за растениями.

- развивать творческую активность, навыки взаимодействия и сотрудничества;
Сроки реализации:

1. Подготовительный с 21.03.2022г по 29.03.2022г;

2. Внедренческий с30.03.2022г по 11.04.2022г;

3. Завершающий с 12.04.2019г по30.10.2022г.

Реализация проекта.

1 этап. Подготовительный.

Перед началом проектной деятельности с воспитанниками были проведены ряд познавательных бесед о пользе календулы, ее лекарственных свойствах:

 «Путешествие в мир лекарственных растений»,

 «Календула -лекарственное растение».

Ребята очень заинтересовались этим красивым цветком и решили сами вырастить его и узнать как можно больше о его лекарственных свойствах. Мы приготовили семена календулы нескольких сортов ,емкости  и почву для посадки семян растения на рассаду, инвентарь для ухода за рассадой, красиво оборудовали место на подоконнике для рассады цветов.

2 этап. Исследовательский.

30 Марта мы с воспитанниками высадили семена календулы в подготовленные емкости с почвой. Ребята рассмотрели семена растения, отметили их необычный вид .Каждый воспитанник принял участие в посадке, поливе цветов. После посадки мы поставили наши контейнеры на красиво оборудованный подоконник для наблюдений за всходами рассады цветов.

4 Апреля появились первые всходы нашей календулы.  Ребята с интересом рассматривали появившиеся ростки.

С детьми были проведены комплексные занятия:

«Расцвела Календула на клумбе»,

«Календула- чудодейственный цветок».

Проведена познавательная беседа: «Путешествие в мир лекарственных растений».

Ребята приняли участие в конкурсе рисунков : «Календула».

Воспитанники просмотрели познавательные фильмы о Календуле.

Настольные игры: «Собери-ка», «Ботаническое лото»

Ребята с удовольствием наблюдали за ростом цветочной рассады, поливали, рыхлили землю.

И вот наступил для всех долгожданный день-высадка рассады на клумбу. Все участники проекта приняли участие в посадке цветов, их поливе. Ребята закрепляли полученные знания о выращивании растений .Каждый день воспитанники  наблюдали за цветами, отмечали их рост, делали самостоятельные выводы о развитии растений.

Растения росли и 15 Июня ребята увидели на цветах первый бутон. И стали с нетерпением ждать когда бутон расцветет.

20 Июня наконец то нащи старания увенчались успехом -появились первые цветы на нашей Календуле. Для ребят это стало настоящей сенсацией!!! Наконец то наша клумба стала цветником!

На протяжении всего времени цветения календулы ребята заботились о растении: поливали, пропалывали сорняки, рыхлили почву. Цветок отвечал им взаимностью- все три летних месяца и весь сентябрь растение цвело яркими солнечными цветами

Цветочки отцветали, образовывались семена. Ребята их рассматривали и еще раз , как и при высадке, отмечали их необычайное строение. Наступила осень и природа стала готовиться к зимнему сну. Наша календула отцвела и пришла пора собрать семена. Ребята отметили что было очень интересно наблюдать за развитием растения. Но так же было отмечено, что для получения конечного результата, красивого цвета, нужно очень много усилий. Это большой уход за растением на протяжении всего периода его развития. Поэтому ребята сами сделали вывод: не нужно просто так срывать цветы, они радуют нас своей красотой и многие из них приносят пользу людям.

3 этап

Итоговой деятельностью нашего проекта стало создание лэтбука, в котором можно посмотреть все накопленные ребятами знания о календуле. Все полученные знания ребятам конечно же пригодятся в дальнейшей жизни. В проекте были задействованы не только дошкольники, но и ребята школьного возраста. Мы надеемся что следующий проект будет таким же интересным и познавательным.

Участники проекта:

Воспитанники старшего дошкольного возраста ,младшего школьного возраста, руководители проекта.

Используемая литература:

1.«Цветы. Какие они?» Т.А.Шорыгина. Серия «Путешествие в мир природы. Развитие речи». Москва 2021г.

2.Атлас ареалов и ресурсов лекарственных растений СССР/под ред. П.С. Чинова. - М.: Медгиз,2020.

3. Безкоровайная О.И., Терещенкова И.И. Лекарственные травы в медицине. - Х.: Факт, 2021.

4. Биологически активные вещества лекарственных растений/В.П. Георгиевский, Н.Ф. Комиссаренко, С.Е. Дмитрук. - Новосибирск.:Наука, 2020.

5. Ботанико-фармакогностический словарь / Под редакцией К.Ф. Блиновой и Г.П. Яковлева. - М.: Высшая школа, 2021г.

Приложение:

Загадки о лекарственных растениях:

1.Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки, ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно.

Кто нас излечит? (Подорожник)

2.Растет зеленою стеной,

Ее обходят стороной,

Колючая и злая дива.

А как зовут траву? (Крапива)

3.Он сорняк, он цветок,

От болезни мне помог.

Как присяду на диванчик,

Вспомню желтый... (Одуванчик)

4.Если что-то заболит,

Даже зверь не устоит.

С какой же травкой пить настой?

С чудо-травкой... (Зверобой)

5.Вкусен чай и ароматен,

С ней он легок и приятен:

Листочки сорваны, помяты.

Что ты вдыхаешь? - Запах... (Мяты)

6.Если травку ты сорвешь,

Руки, знай, не ототрешь.

Доктор всех аптечных дел,

Кто лечит ранки? (Чистотел)

7.Сидит на палочке

В красной рубашке,

Брюшко сыто,

Камешками набито. (Шиповник)

8. Семена, как коготки,

Жёлто-красные цветки.

От горла помогают,

Кто же их не знает. (Календула)

СТИХИ

*****

Вот КАЛЕНДУЛЫ цветки,

В народе просто «НОГОТКИ».

Если их в стакан сложить,

Кипятком простым залить,

И немного настоять –

Можно горло полоскать.

Ноготки должны помочь –

Уходи ангина прочь!

*****

Календула – цветок полезный!

И пчелкам и шмелям известный!

В аптеках продают целебный

Отвар мы делаем лечебный!

Календула        

(Ноготки)

Что за странные цветки

Под названьем Ноготки?

Так похожи на ромашки –

Все в оранжевых рубашках.

Выросли у лавочки

Солнечные бабочки.

Целый день в саду порхают,

Ночью глазки закрывают.

Утром солнце заиграет,

И цветочки оживают.

Целый день они смеются.

Все Календулой зовутся.

*****

Расцветают ноготки,

Солнца красного цветки –

Девчонки-хохотушки,

Как яркие веснушки.

Ах, весёлые цветы!

*****

Я совсем не царапучий,

И не жгучий, не колючий.

На ромашку я похож,

Только желтый, ну и что ж.

Вот когда я отцвету,

Ноготками обрасту!

Беседа: «Путешествие в мир лекарственных растений!»


Цель:
 Познакомить детей с лекарственными растениями.
Задачи:
 - Научить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы.
- Научить детей делать соответствующие выводы, какое значение имеют растения в здоровье их организма.
- Воспитывать у детей бережное отношение к растениям.
Предварительная работа:
 
- Беседы о целебных свойствах растений, и их многообразии.
- Составление рассказов, сказок о лекарственных растениях, заучивание стихотворений, загадок о лекарственных растениях.

https://i1.wp.com/kladraz.ru/upload/blogs2/2016/8/5898_45f959f0fc2cc93097389e55cb6f9413.jpg


Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что такое лекарственные растения?
Ответы: Это растения, которыми пользуются, при лечении разных болезней.
Воспитатель: Все травы – лекари - душица,
И зверобой, и медуница,
И земляника, и черника,
И брусника с голубикой.
Чистотел, полынь, калина,
Лен, календула, крапива.
Травы, где найти такие,
Знают жители лесные.
Вот о чем они для нас,
Поведут сейчас рассказ.

https://i1.wp.com/kladraz.ru/upload/blogs2/2016/8/5898_e41a2e4f16cf9106e478ae68febbdc14.jpg


Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что кроме лекарств, при болезнях, можно еще лечиться другими средствами. Все наши болезни можно лечить лечебными травами и растениями. Многие из них вам знакомы, они растут рядом с вами. А давайте мы с вами вспомним, какие мы знаем лекарственные растения.
Ответы детей.

https://i2.wp.com/kladraz.ru/upload/blogs2/2016/8/5898_b323705e09d00c9994942d973f48ee5e.jpg


Воспитатель: А теперь, предлагаю вспомнить «Правила сбора лекарственных растений». 
Дети называют:
- Нельзя собирать растения возле автомобильных и железных дорог.
- Нельзя собирать растения в сырую, мокрую погоду, лучше это сделать днем, когда сухо и ясно.
- Нельзя пробовать растения на вкус.
- Нельзя рвать много растений.
- Собирать лекарственные растения надо каждый вид отдельно.
- После сбора лекарственных растений надо тщательно вымыть руки.

https://i0.wp.com/kladraz.ru/upload/blogs2/2016/8/5898_93e63ebe3d369d1d88420a4c26ab70de.jpg


Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что многие лекарственные травы добавляют в чай. Мы с вами в конце нашего занятия тоже попьем вкусного чайку. 
А пока предлагаю послушать ваши домашние задания. Помните, вам дома нужно было подготовить загадку и небольшой рассказ об одном лекарственном растении. Информацию можно было брать из книг, интернета и т. д.
Ребенок: - На лугах, полях растёт
Цветом розовым цветёт,

Заварить им можно чай.
Ты мне быстро отвечай!
Что за травка? – (иван-чай).
Иван – чай – целебное растение. Цветет красными, фиолетовыми, белыми, розовыми цветами, соцветия собраны в кисти. Из него готовят настойки, целебные отвары и мази. Это растение – отличный медонос.

https://i2.wp.com/kladraz.ru/upload/blogs2/2016/8/5898_9fe8320a1279cd53019a18465cdc2c84.jpg


Ребенок: Белый горошек,
На зелёной ножке,
Зреет, раскрывается,
В колокольчик превращается!(ландыш)
Ландыш – очень ценное растение. Его капли применяют при болезнях сердца. Ландыш занесен в Красную книгу.

https://i0.wp.com/kladraz.ru/upload/blogs2/2016/8/5898_b3c890b45cde96f98c2f77b87c720249.jpg


Ребенок: Пряность это и приправа,
Чай с ней удался на славу,
Догадаются ребята,
Ну, конечно, это…(мята) 
Мяту добавляют в чай. Настойки мяты обладают болеутоляющими и успокаивающими свойствами. Мята – это настоящая кладезь лечебных свойств. Обладая приятным ароматом, охлаждающими вкусовыми качествами и многочисленными лечебными свойствами, мята является одним из самых универсальных растений в царстве трав. Название «мята» происходит от греческого слова «мент», прохлада. Прохладная трава способна освежать воздух, полость рта, улучшает пищеварение.

https://i0.wp.com/kladraz.ru/upload/blogs2/2016/8/5898_30516a07db832464060c22febd6314d4.jpg


Ребенок: Что за странные цветки
Под названьем Ноготки?
Так похожи на ромашки –
Все в оранжевых рубашках.(календула)
Лекарства из календулы применяют для полоскания горла при ангине и стоматите. Календула прекрасное средство при кашле, еще ее используют при ожогах, ушибах.

https://i0.wp.com/kladraz.ru/upload/blogs2/2016/8/5898_9eae4c01e205304a6f03184927893538.jpg


Ребенок: Жёлтый глаз из-под земли,
Первым дарят нам они.
Как их правильно назвать,
Если им земля, как мать? (Мать-и-мачеха)
Мать – и – мачеха помогает при кашле, применяют для улучшения зрения. У этого растения полезны и цветки, и листья.

https://i0.wp.com/kladraz.ru/upload/blogs2/2016/8/5898_7e6e4c5302795a5bb5b3958b9213d34f.jpg


Физкультминутка «Одуванчик» 
Одуванчик, одуванчик! (Приседают, потом медленно встают)
Стебель тонкий, как пальчик. (Поднимают руки вверх)
Если ветер быстрый-быстрый (Разбегаются в разные стороны.
На поляну налетит, 
Все вокруг зашелестит. (Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)
Одуванчика тычинки. 
Разлетятся хороводом. (Берутся за руки и идут по кругу)
И сольются с небосводом.
Воспитатель: У нас ребята еще приготовили стихи о целебных растениях:
- Лечит мята невралгию,
А свекла - гипертонию,
Земляника гонит соль,
А шалфей - зубную боль,
- Арбуз кушай при нефрите,
А бруснику - при артрите,
Чтобы было больше сил,
Не забудь про девясил.
- Клюква вылечит цистит,
Редька - кашель и бронхит,
Головную боль - калина,
А простуду - чай с малиной.
- Печень подлечи рябиной,
Сердце - мятой и калиной,
Чтоб не ведать диабета,
Топинамбур ешь все лето.
- Астму вылечи иссопом,
Мочевой пузырь - укропом.
Раны, язвы, геморрой
Подорожником промой.
- Коль отеки у тебя -
Хвощ попей и семя льна,
Мажь мозоли чистотелом,
А веснушки - тертым хреном.
- Зверобой не забывай,
Чай с ним чаще потребляй,
Пей шиповника настой.
Будешь бодрый, молодой.
Воспитатель: А еще из целебных трав можно приготовить вкусный салат. Вот, например из одуванчика. Это тоже лекарственное растение, улучшает состояние организма.
Для приготовления салата, нам потребуется:
- 100 гр. листьев одуванчика;
- 90 гр. зеленого лука;
- 25 гр. петрушки;
- 15гр. растительного масла;
- 1 яйцо;
- соль, уксус, перец по вкусу.
Листья одуванчика выдержать в подсоленной воде 30 мин., затем измельчить. Нарезанные петрушку и зеленый лук соединить с одуванчиками, заправить маслом, солью, уксусом, перемешать, украсить варенным яйцом.

https://i1.wp.com/kladraz.ru/upload/blogs2/2016/8/5898_2f7ba7326c0edd280b11de8e485385f5.jpg


Воспитатель: Перед вами на столах расположены листики и цветочки, приглашаю вас к столам, вы должны взять по одному растению и назвать это растение. А в выходные дни или когда пойдете домой, посмотрите вокруг, может вы увидите, и узнаете, эти растения на улице.
Дети берут со столов растение, нюхают его, осматривают со всех сторон. Дают свои ответы.
Воспитатель: Кроме растений, которые мы сегодня вспомнили, есть еще много других полезных и нужных всем нам растений. А сейчас все на чаепитие и попробуйте догадаться с каким лекарственным растение вы пьете чай. Всем приятного чаепития. А пока мы будем пить чай, предлагаю посмотреть мультфильм «Сказка про лекарственные растения».


Тема  «Календула – чудодейственный цветок»

 

Цель: формирование представлений о разнообразии растений.

 

Задачи

Образовательные

 

- учить рисовать календулу, учитывая характерные особенности строения: кустистый стебель, овальные или заострённые листья, на стебле цветы;

- совершенствовать технические приёмы рисования кистью: концом кисти, тычком, плашмя, хорошо промывать кисть и осушивать её;

- закреплять умения смешивать краски на палитре, получая при этом оттенки оранжевого светлого и тёмного;

- дать знания о растении календула, познакомить с лекарственными свойствами растения.

 

Развивающие:

- развивать мелкую моторику;

- развивать зрительное и слуховое восприятие, память;

- развивать интерес к лекарственным растениям.

 

Воспитательные

- воспитывать бережное отношение к растениям;

- воспитывать уважительное отношение к творчеству сверстников.

 

 Материал: иллюстрации с изображением календулы, образец, засушенные цветы календулы, семена календулы, гуашь, бумага, палитра, салфетки, кисти, стаканы с водой.

 

Ход НОД

Создание мотивации.

В. Ребята, сегодня я шла на работу и повстречалась мне старушка. А старушка эта – добрая травница. Она собирает травы, сушит их и готовит лекарственные настои. Она мне рассказала об одном чудодейственном цветке. Его называют календула. Народ называет его просто ноготки (помещаю изображение календулы на мольберт). Посмотрите внимательно на растение, как вы думаете, почему его называют ноготки? (Ответы детей) Вы, верно подметили, что лепестки календулы похожи на ногти человека.

В. Давайте рассмотрим цветок внимательно. Какого цвета цветы у календулы? (Ответы детей)

В. Календула растёт кустом или одним стеблем? (Ответы детей) Правильно вы заметили, что растёт календула кустиком. На кустике располагаются листья поочерёдно (показываю на картинке). Листья у календулы бывают заострённые или закруглённые, овальные (показываю на картинке. На стебельках сидят оранжевые шапочки – цветки (показываю на картинке). Внутри серединка выпуклая, бывает разной по цвету.

Пальчиковая гимнастика.

Технологическая карта (показ приёмов рисования цветка и одновременное комментирование)

 

1.     Лёгким движением руки рисую сначала основной стебель. От основного стебля рисую боковые стебли, формируя кустик. Обратите внимание, что основной стебель более тёмного цвета, боковые стебли более светлого зелёного цвета.

2.     Затем рисую листья, овальные вытянутые. Обратите внимание рисую листья, прямо от стебля. Листья располагаю как на основном стебле, так и на боковых.

3.     Дети, какие цвета мне нужно смешать, чтобы получить оранжевый цвет?  (Ответы детей) Цветок начинаю рисовать со середины – тычком, или маленьким кругом, далее рисую лепестки приёмом примакивания либо вокруг середины, накладывая их один на другой, или с двух сторон от середины также накладывая один мазок на другой. Обратите внимание, что цветы разные по окраске, более тёмные и светлые, а могут быть просто жёлтые. Больше жёлтого оттенок светлее, больше красного оттенок темнее (интенсивнее).

 

Самостоятельная работа детей.

 

Пока дети рисуют, рассказываю.

Календула – это своеобразный барометр. Если утром в 7 часов мы увидим, что цветы календулы собраны в бутон – это означает, что погода ожидается дождливая. Цветы календулы обладают целебными свойствами. Если летом на даче вас укусил комар и место укуса чешется, можно сорвать цветок календулы и потереть место укуса, зуд пройдет и ранка заживёт быстрее. Ранки можно обрабатывать и отваром календулы. Заболевшее горло также полощут отваром календулы, он убивает микробы.

 

Ребята, размещаем ваши работы на столе, и пока они окончательно сохнут, я дам вам цветы календулы. Разотрите их в ладошках и понюхайте, как они пахнут. А  в этом чайнике у нас настой календулы. (Даю детям попробовать настой календулы). Какой вкус вы ощутили, попробовав настой? (Ответы детей).

Вернёмся к нашим цветам. Посмотрите, какая цветущая клумба у нас получилась. Рассмотрим её.

Оценка детских работ

(Далее вместе с детьми отмечаем интересные особенности каждой детской работы)

- Найдём самый яркий цветок.

- Найдём самый пушистый цветок.

- Найдём самый пышный кустик календулы.

- Найдём среди наших цветов цветы, которые предсказывают нам дождливую погоду.

- Найдём кустик календулы, на котором больше всего цветов.

- Найдём цветок, который колышет ветер.

- Найдём самый большой цветок.

Бабушка травница дала мне мешочек, посмотрим, что в нём? (Ответы детей) Как вы думаете, что это такое? (Ответы детей) Вы верно догадались – это семена календулы. На прогулке мы посеем семена на нашу клумбу, и будет  нас летом и до поздней осени радовать цветущая календула.

Тема: «Волшебные цветы -ноготки»

 (пластилинография)

Цель: продолжать знакомить детей с техникой рисования – пластилинография.

Задачи:

-закреплять умение отщипывать кусочек пластилина, делать из него шарики, и растирать его на листе бумаги, создавая рисунок;

-развивать мелкую моторику, творческое мышление и воображение;

- воспитывать любовь к природе.

Приёмы: раскатывание, скатывание, оттягивание, заглаживание, сплющивание, прищипывание.

Оборудование: трафареты для раскрашивания на каждого ребёнка; набор пластилина для каждого ребенка; стека для пластилина; салфетка для рук;

Ход занятия:

Организационный момент (дети становятся в круг вместе с воспитателем)

- Ребята, посмотрите на этого смайлика. Это смайлик хорошего настроения. Я вместе со смайликом передаю вам хорошее настроение на весь день. (дети передают смайлик по кругу). Рассаживаемся по своим местам и начинаем работать.

Вводная часть

-Ребята, сегодня на занятии мы поговорим о цветах. Какие вы знаете цветы? Цветы радуют нас своей красотой. Мы дарим цветы тем, кого любим. Люди выращивают цветы на клумбах и в горшках на подоконниках, любуемся ими в живой природе -они растут на полянках и лугах.

-Сейчас мы с вами попробуем превратиться в цветочки и немного поиграть.

Физкультминутка:

Раз –два-три выросли цветы (сидели на корточках, встаем)

К солнцу потянулись высоко: (тянутся на носочках)

Стало им приятно и тепло! (смотрят вверх)

Ветерок пролетал, стебелечки качал (раскачивают руками влево – вправо над головой)

Влево качнулись- низко прогнулись. (наклоняются влево)

Вправо качнулись – низко пригнулись. (наклоняются вправо)

Ветерок убегай! (грозят пальчиком)

Ты цветочки не сломай! (приседают)

Пусть они растут, растут,

Детям радость принесут! (медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики)

Основная часть

-Давайте представим, что мы с вами художники-волшебники и нам нужно нарисовать волшебные цветы. А рисовать мы будем волшебным материалом - пластилином. Рисование пластилином называется - пластилинография. Для работы нам понадобится пластилин, стека для пластина и готовые трафареты с рисунком цветка. Всё это уже лежит на ваших столах. Но прежде чем приступить к рисованию нужно разогреть наши пальчики:

Пальчиковая гимнастика «Цветок»:

Спал цветок волшебным сном — ( кулачок крепко сжат)

Был закрытым, но потом

Показался лепесток, — ( распрямить большой палец)

А за ним его дружок, — ( распрямить указательный палец)

Вот и третий не проспал, — ( распрямить средний палец)

И четвертый не отстал, — ( распрямить безымянный палец)

Вот и пятый лепесток, —  (распрямить мизинец)

Вот раскрылся весь цветок — ( раскрыть ладонь)

Правила работы с пластилином:

1. Выбери нужный цвет пластилина.

2. Отрежь стекой нужное количество пластилина.

3. Согрей кусочек пластилина теплом своих рук, чтобы он стал мягким.

4. После работы хорошо вытри руки сухой мягкой тряпочкой и только потом вымой их с мылом.

Практическая работа

-Теперь подумайте какого цвета будет ваш цветок. Вы можете сделать его желтым, оранжевым, красным или белым. Возьмите пластилин, отрежьте нужное количество и аккуратно растяните пальчиком оп контуру лепестка. Этим же цветом «закрашиваем» все лепестки цветка. Подумайте какого цвета будет серединка вашего цветка и «закрасьте» ее. Осталось «дорисовать» стебельки наших цветочков- раскатаем одну или несколько тонких колбасок и «приклеим» стебель, слегка изогнув. Листья можно раскрасить таким же способом, как и цветок отщипыванием и размазыванием или скатаем небольшие колбаски, приложим и расплющим. Все цветы мы соединили в букет.

Заключительная часть

- Посмотрите, ребята, какие разные цветы у вас получились.

- Скажите, с помощью чего мы сделали эти цветы?

- Почему наши цветы волшебные? Из какого материала вы их сделали?

- Вам понравилось наше занятие? - Что понравилось больше всего?

«Расцвела календула на клумбе»

(объёмная аппликация)

Тип занятия

: интегрированное НОД- объёмная аппликация.

Вид деятельности: изобразительная, коммуникативная, продуктивная, игровая, двигательная.

Форма организации: подгрупповое, парное.

Тема: "

Расцвела Календула на клумбе"

Возрастная группа: подготовительная группа.

Форма деятельности: совместная деятельность.

Интеграция областей: "Художественно-эстетическое развитие", "Познавательное развитие","Речевое развитие", "Социально-коммуникативное","Физическое развитие",

Цель:

Изготовление объёмной аппликации «Расцвела календула на клумбе»

Задачи:

Обучающие:

Закреплять умение делать объёмный цветок из бумажных полосок . Учить аккуратно наклеивать и уметь располагать цветы на листе.

Развивающие:

Развивать познавательный интерес, логическое мышление, воображение, внимание, коммуникативное умение.

Развивать композиционные умения – создавать из цветов узоры на клумбах круглой формы.

Способствовать развитию мелкой моторики в процессе выполнения творческого задания.

Воспитательные:

Воспитание любви и бережного отношения к миру природы.

Воспитывать аккуратность в работе,интерес к сотворчеству.

Воспитывать чувство радости и удовлетворения от творческой работы.

Словарная работа: Активизировать словарь детей (лекарственное, целебное, солнечное)

Средства:

Наглядные: Флешка с презентацией «Цветок солнца-календула», аудиозапись к танцу-пожелание «Не рвите цветы»,запись музыки П. Чайковского «Вальс цветов», цветок календулы в коробочке.

Словесные: Физ. минутка, пальчиковая гимнастика, стихи, загадки о чудесном цветке Календула.

Практические: игра, восприятие музыки.

Атрибуты: Цветная бумага жёлтого, оранжевого, коричневого цвета, клеевые кисточки, клей, розетки для.

Предварительная работа воспитателя:. 1. Специальная методическая литература, художественная. 2. Презентация «Цветок солнца-календула» 3. Аудиозапись к танцу-пожелание «Не рвите цветы» 4. Запись музыки П. Чайковского «Вальс цветов», цветок календулы.

Предварительная работа с детьми: 1. Чтение сказки-притча "Календула" 2. Беседа о цветке Календуле.

3. Разучивание стихов, загадок.

4. Рассматривание календулы на клумбе. 5. Дидактическая игра "Выложи цветок".

6. Разучивание танец-пожелание "Не рвите цветы".

Структура занятия:

1. Вводная часть:

Организационный момент:

Воспитатель: Доброе утро ребята (дети здороваются). Сегодня утром, по дороге в д\сад, я нашла на дороге что-то. Принесла в д/сад и положила в коробочку.

Ребята, вам интересно, что я нашла? (ответы детей)

Ребята, если вы отгадаете мою загадку, то узнаете, что я нашла.

Нарядные сестренки,

Оранжевые красавицы

Весь день пчел встречают, Нектаром угощают.

(дети отгадывают, воспитатель достает из коробки цветок календулы)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что ещё в коробочке лежит? (ответы детей)

Правильно, это флешка. Предлагаю сесть на стульчики перед экраном, посмотреть и послушать, что расскажет и покажет нам флешка.

Показ презентации «Цветок солнца-календула». Воспитатель: Ребята, вам понравилось? (ответы детей) Словарная работа: Ребята, а как вы понимаете слова (лекарственное, целебное, солнечное) (ответы детей)

II.Основная часть:

Воспитатель: Послушайте стихотворение В. Викторова «Цветок»:

Цветок на клумбе Я сорвал на бегу Сорвал, А зачем- Объяснить не могу В стакане Он день постоял и завял. А сколько бы он На клумбе стоял?

Воспитатель: Спрашивает детей:

Что сделал мальчик?

Что случилось потом с цветком?

(ответы детей)

Воспитатель :Ребята, вот я и предлагаю вам стать на время садовниками и самим придумать волшебные цветы календулы, которые могли бы радовать нас на клумбочках. Давайте наполним клумбы никогда не вянущими цветами календулы.

(дети говорят волшебные слова и превращаются в садовников)

Раз, два покружись и в садовника превратись! (дети кружатся)

Воспитатель : Посмотрите на свои столы, вы видите клей, бумагу коричневого, желтого, красного и оранжевого цвета, ножницы, зелёныелисты бумаги. Но сначала нужно вспомнить, какими способами можно сделать прекрасные цветы календулы? (ответы детей)

Воспитатель :Правильно, молодцы. Мы будем делать из нарезанных полосок.

Воспитатель :Ребята, прежде чем приступить к изготовлению календулы, давайте сделаем физминутуку и пальчиковую гимнастику, чтобы подготовить наши ручки.

Говорит цветку цветок:

«Подними-ка свой листок».(дети поднимают и опускают руки)

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой (дети шагают на месте высоко поднимая колени)

Да головкой покачай

Утром солнышко встречай. (вращение головой)

Стебель наклони слегка-

Вот зарядка для цветка (наклоны)

А теперь росой умойся

Отряхнись и успокойся (встряхивание кистями рук)

Наши алые цветы распускают лепестки. (плавно разжимаем пальцы) Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. (машем руками) Наши алые цветы закрывают лепестки. (соединяем пальцы «тюльпаном) Тихо засыпают, головой качают. (качаем головой, кладем её на ладони)

Воспитатель :Вот мы и готовы приступить к работе. Включаю запись музыки П. Чайковского «Вальс цветов».

Тихо звучит музыка (дети выполняют работы)

Во время работы воспитатель помогает детям: вопросом, подсказкой.

III.Заключительная часть:

Воспитатель : Ребята, какая разная, красивая получилась календула. Вы так старались, что ваша календула как живая. Теперь наши клумбочки за улыбались и стали по- летнему яркими и красивыми.

Как вы думаете, теперь наши клумбы довольны? Почему?

(ответы детей)

Что можешь сказать о них ты, Маша? А как ты считаешь, Юра? Какая из работ понравилась тебе Катя и почему? (ответы детей) Ребята, какими способами вы делали аппликацию (ответы детей) Хорошие получились из вас садовники. Давайте скажем волшебные слова и превратимся в детей.

Раз, два покружись и в детей превратись! (дети кружатся)

А теперь, ребята, давайте исполним танец-пожелание «Не рвите цветы» и сделаем выставку наших клумб с календулой. (Исполняется танец)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« СОЛНЦЕ, СОЛНЦЕ, ЗАГЛЯНИ В ОКОНЦЕ »

Сформировать  представление о солнце, как о  раскаленном  небесном телешарообразной формы, которое является источником тепла и света для всегоживого на Земле...

Лето, солнце, игра! Рисунок "На солнце играя, соблюдаем правила"

А наши "солнечные зайчики" очень любят играть на улице как можно дольше, когда щечки щекочут яркие лучики солнышка. ... Проще говоря - мы должны соблюдать правила...

Сценарий праздника "Мама нас ласкает, солнце согревает. Солнце, как и мама, лишь одно бывает".

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11084466","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]        Ведущий:...

Солнце, солнце, загляни в оконце

материал предназначен для педагогов подготовительных к школе групп...

Сценарий развлечения, посвящённого Международному дню солнца для детей младшей группы «Порадуемся Солнцу»

Познакомить детей с праздником солнца; создать радостную, праздничную, доброжелательную атмосферу....

Тематический день" Солнце доброе,солнце злое"

Сегодня у нас в садике прошёл тематический день - "Солнце доброе, солнце злое". С воспитанниками были проведены беседы , слушали чтение произведений, рисовали. В ходе беседы, у детей закрепи...