Картотека игр для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
материал (старшая группа)
Развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_dlya_razvitiya_tvorcheskih_sposobnostey.docx | 32.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Картотека игр для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Игры на развитие ассоциативности мышления
1 . Игра "Что на что похоже " 3-4 человека (отгадчики) выходят за дверь, а остальные участники игры договариваются, какой предмет будет сравниваться. Отгадчики заходят и ведущий начинает: "То, что я загадал похоже на. " и даёт слово тому, кто первый нашел сравнение и поднял руку: Например, бант может быть ассоциирован с цветком, с бабочкой, винтом вертолета, с цифрой "8", которая лежит на боку. Отгадавший выбирает новых отгадывальщиков и предлагает следующий предмет для ассоциации.
2."Сюрреалистическая игра " (рисунок в несколько рук) Первый участник игры делает первый набросок, изображает какой-то элемент своей идеи. Второй игрок обязательно отталкиваясь от первого наброска делает элемент своего изображения и т. д. до законченного рисунка.
3.Игра"Волшебные кляксы " Перед игрой изготавливают несколько клякс: на середину листа выливается немного чернил или туши и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают и теперь можно играть. Участники по очереди говорят. Какие предметные изображения они видят в кляксе или её отдельных частях. Выигрывает тот, кто назовёт больше всего предметов.
4.Игра "Словоассоциации" Взять любое слово, например, батон. Оно ассоциируется: с хлебобулочными изделиями, с созвучными словами: барон, бекон, с рифмующимися словами: кулон, салон.Создать как можно
больше ассоциацй по предложенной схеме.
Ассоциативность мышления можно развивать что называется "на ходу". Гуляя с детьми можно вместе подумать на что похожи облака, лужи на асфальте, камушки на берегу.
Игры на развитие диалектичности мышления.
1.Игра "Хорошо - Плохо"
Вариант 1. Для игры выбирается объект безразличный ребенку, т. е. не вызывающий у него стойких ассоциаций, не связанный для него с конкретными людьми и не порождающий эмоций. Ребёнку предлагается проанализировать данный объект (предмет) и назвать его качества с точки зрения ребенка положительные и отрицательные. Необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте плохо, а что хорошо, что нравится и не нравится, что удобно и не удобно. Например: карандаш.
- Нравится, что красный. Не нравится, что тонкий.
-Хорошо, что он длинный; плохо, что он остро заточен - можно уко-лоться.
- Удобно держать в руке, но неудобно носить в кармане - ломается. Рассмотрению может быть подвергнуто и конкретное свойство
предмета. Например, хорошо, что карандаш длинный - может служить указкой, но плохо, что не входит в пенал.
Вариант 2. Для игры предлагается объект, имеющий для ребенка конкретную социальную значимость или вызывающий у него стойкие положительные или отрицательные эмоции, что приводит к однозначной субъективной оценке (конфеты - хорошо, лекарство - плохо). Обсуждение идёт также как и в варианте 1.
Вариант 3. После того, как дети научатся выявлять противоречивые свойства простых объектов и явлений, можно переходить к рассмотрению "положительных" и "отрицательных" качеств в зависимости от конкретных условий, в которые ставятся эти объекты и явления. Например: громкая музыка.
- Хорошо, если утром. Быстро просыпаешься и бодрым себя чувствуешь. Но плохо, если ночью - мешает уснуть.
Не следует бояться затрагивать в этой игре такие категории, которые до этого воспринимались детьми исключительно однозначно ("драка", "дружба", "мама"). Понимание детьми противоречивости свойств, заключенных в любых объектах или явлениях, умение выделить и объяснить условия, при которых проявляются те или иные свойства, лишь способствует воспитанию чувства справедливости, умению в критической ситуации найти правильное решение возникшей проблемы, способности логично оценить свои действия и выбрать из множества различных свойств объекта те, которые соответствуют выбранной цели и реальным условиям.
Вариант 4. Когда выявление противоречивых свойств перестанет вызывать у детей трудности, следует перейти к динамическому варианту игры, при котором для каждого выявленного свойства называется противоположное свойство, при этом объект игры постоянно меняется, получается своеобразная "цепочка". Например:
- Есть шоколад хорошо - вкусно, но может заболеть живот;
- Живот болит - это хорошо, можно в детский сад не ходить;
- Сидеть дома - плохо, скучно;
- Можно пригласить гостей - и т. д.
Одним из возможных вариантов игры "Хорошо - плохо" стала может быть ее модификация, отражающая диалектический закон перехода количественных измерений в качественные. Например, конфеты: если съесть одну конфету - вкусно и приято, а если много - заболят зубы, придётся их лечить.
Желательно, чтобы игра "Хорошо - плохо" стала частью повседневной жизни ребенка. Для её проведения не обязательно специально отводить время. В нее можно доиграть на прогулке, во время обеда, перед сном.
Следующим этапом формирования диалектичности мышления будет выработка у детей умения чётко формулировать противоречие. Сначала пусть ребёнок подбирает к заданным словам обратные по смыслу. Например, тонкий -) толстый, ленивый -) трудолюбивый, острый -) тупой. Затем можно взять любую пару слов, например, острый - тупой, и попросить детей найти такой объект, в котором эти свойства присутствуют одновременно. В случае "острый - тупой " - это нож, игла, все режущие, пилящие инструменты. На последнем этапе развития диалектичности мышления дети учатся разрешать противоречия, используя ТРИЗовские способы разрешения противоречий (всего их более сорока).
Системность мышления
Игра "Теремок"
Детям раздаются картинки различных предметов: гармошки, ложки, кастрюли и т. д. Кто-то сидит в "теремке" (например, ребенок с рисунком гитары). Следующий ребёнок просится в теремок, но может попасть туда, только если скажет, чем предмет на его картинке похож на предмет хозяина. Если просится ребёнок с гармошкой, то у обоих на картинке изображен музыкальный инструмент, а ложка, например, тоже имеет дырку посередине.
"Собери фигурки"
Ребёнку дается набор вырезанных из плотного картона небольших фигурок: кругов, квадратов, треугольников и т. д. (примерно 5-7 фигурок). Заранее изготавливаются 5-6 картинок с изображением различных предметов, которые можно сложить из этих фигурок: собачка, домик, машина. Ребёнку показывают картинку, а он складывает нарисованный на ней предмет из своих фигурок. Предметы на картинках должны быть нарисованы так, чтобы ребёнок видел, какая из фигурок где стоит, то есть рисунок должен быть расчленён на детали.
"Нелепицы"
Рисуется картинка по любому сюжету - лес, двор, квартира. На этой картинке должны быть 8-10 ошибок, то есть что-то должно быть нарисовано так, как это на самом деле не бывает. Например, машина с одним колесом, заяц с рогами. Некоторые ошибки должны быть очевидны, а другие незаметны. Дети должны показать, что нарисовано неверно.
Учим ребёнка описывать различные свойства окружающих его детей
Можно попросить описать любой предмет или игрушку. Какого цвета? Из чего сделана? Для чего предназначена?
Можно сделать игру более интересной, развивать не только речь, но и воображение, попросив ребёнка рассказать о данном предмете сказку или необычайную фантастическую историю. Например, яблоко. Какое оно? В каких сказках, известных тебе, речь идёт о волшебном яблоке? Расскажи эти сказки. Попробуй придумать какую-нибудь новую сказку или историю, где речь идёт тоже о яблоке или яблоках.
Продолжаем знакомить ребёнка со свойствами предметов
Предлагаем спрятать игрушку или какой-нибудь предмет, затем описать ребёнку внешний вид, то есть свойства спрятанного предмета. Если ребёнок правильно сможет назвать игрушку или предмет (а это может быть какой-либо фрукт, сладости, конфеты, то получит её в подарок.
Если в семье есть дети более старшего возраста, предложите им поиграть в эту игру со своими младшими сестрами и братьями.
Знакомство со свойствами предметов можно проводить и следующим образом: попросите ребёнка назвать как можно больше определений для известных ему обще употребляемых слов. Допустим, слова «книга». Обязательно надо дать пример: «красочная книга». Затем задаёте вопрос «Какая ещё бывает книга?»Время выполнения задания сначала может быть неограниченным, можно помогать ребёнку. Но затем, предлагая новое слово (карандаш, кресло, диван, автомобиль и т. д.) ограничьте время выполнения задания 3 минутами. Результаты оцениваются по двум показателям: скорость и количество определений и их оригинальность.
Знакомство с свойствами предметов можно проводить в виде игры.
Игра «Кто летает?»
Игра может проводится как родителями с одним ребёнком, так и воспитателем в детском саду с группой ребят.
Она способствует формированию внимания ребёнка и его интеллектуальных способностей, учит детей выделять главные, существенные признаки предметов.
Игра проводится так: кто-то из родителей или воспитатель является ведущим. Он говорит следующее «Внимание! Сейчас мы выясним, кто может летать, а кто не может. Я буду спрашивать, а вы сразу, без пауз, отвечайте. Если назову кого-либо или что-либо, способное летать, например, стрекозу, отвечайте: «Летает», - и показываете, крылья. Если я вас спрошу: «Поросёнок летает?», молчите и поднимайте руки.
Итак, отвечайте. Орёл летает? Воробей летает? Корова летает? Змея летает? Самолёт летает? Собака летает? Змей летит? Вертолёт летает!»
Игра «Съедобное - несъедобное»
Эта игра проводится на улице с использованием мяча, способствует формированию внимания ребёнка, продолжает знакомить ребёнка с существенными признаками, свойствами предметов.
Можно играть с одним ребёнком или с группой ребят. Более старшие дети могут играть с младшими.
Ведущий объясняет детям: «Я буду называть предметы (например, яблоко, апельсин, сыр, хлеб, мяч, окно, мел, лук, книга и т. д.). Если названный предмет съедобный, то вы должны поймать брошенный мяч и передвинетесь по «классам» вперёд на одну клетку. Если названный предмет не съедобен, то вы должны отбить брошенный мяч, а затем так же передвинуться вперёд на одну клетку». Если дан неправильный ответ (мяч не пойман, хотя предмет съедобен, или пойман, хотя предмет не съедобен, от ребёнок должен остаться в прежнем классе. Классов можно нарисовать мелом до 10, если вы играете с одним-двумя детьми, или 5-6, если играете 4-5 детьми. Тот ребёнок, который первым приходит в последний класс, становится ведущим.
Одним из видов упражнений для знакомства с признаками предметов могут стать загадки. Для шестилетних детей, возможно, эта форма работы будет немного трудной, но следует всё-таки попробовать.
1. Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьёт, песенки поёт.
2. Молоко пьёт, песенки поёт, чисто умывается, а с водой не знается.
3. Клохчет, квохчет, детей созывает, всех под крыло собирает.
4. С хозяином дружит, дом сторожит, живёт под крылечком, хвост под
колечком.
Ответы: 1 - кошка; 2 - кошка; 3- курица с цыплятами; 4 - собака.
Следующее задание можно предложить ребёнку для лучшего знакомства со способами применения или использования предметов.
Задача: перечислить как можно больше способов применения предмета. Обязательно приводим пример: «газета используется для чтения. Ты можешь придумать и другие предметы её использования?». Можно рекомендовать и другие предметы для данного задания: книга, тетрадь, консервная банка, ведро, лопата, табурет и т. д. Сначала не следует ограничивать время выполнения задания. Затем, когда ребёнок будет полностью понимать, что от него требуется, ограничьте время тремя минутами. Оценивается беглость или скорость, а также оригинальность предложенных способов использования предметов. Это задание, как и предыдущее, будет развивать речь ребёнка, мышление, творческие способности.
Учим ребёнка искать одинаковые свойства или признаки предметов можно использовать следующее задание:
А) в полотняный мешочек положите несколько мелких вещей: 2 катушки, пуговицу, резиновую игрушку, ложку. Попросите ребёнка на ощупь определить, что это за вещи. Пусть он опишет и назовёт их. Есть ли среди предложенных вещей одинаковые?
Б) среди нескольких игрушек или предметов ребёнку предложите отыскать два одинаковых.
Свой дом
Дети рисуют свой автопортрет или то, что они больше всего любят. Во время рисования ведущий подходит к каждому ребенку и тихо беседует с ним по поводу рисунка. Это помогает лучше познакомиться с ребенком, узнать его внутреннее состояние, его особенности. Затем ведущий показывает детям изображенный на большом листе бумаги дом (лучше, если это будет сказочный теремок, дворец и т. д.). Ведущий говорит детям о том, что теперь это будет «наш дом» — дом нашей группы. Сейчас дом еще пустой, но совсем скоро в нем будут жить дети — каждый там, где ему нравится». Лист прикрепляют на стену на уровень роста детей. Каждый ребенок выбирает, в какой части дома он будет жить, — и его «автопортрет» прикрепляется именно туда. Когда процесс «расселения» закончен, ведущий говорит, какой прекрасный получился дом, как дружно мы будем в нем жить. Этот общий дом остается на стене на протяжении всех занятий, и каждый ребенок может подойти к нему, что-то дорисовать, доработать, изменить. Расположение рисунков детей в «доме», их доработка могут помочь ведущему проанализировать взаимоотношения детей в группе, их самооценку, внутренние переживания.
Волшебный узор
Инструкция: перед тобой три ряда фигурок: в одном - линии, в другом - скобки, в третьем - круги. Тебе нужно соединить фигурки в каждом ряду так, чтобы получился красивый и интересный узор.
Любимая игрушка
Инструкция: нарисуй свою любимую игрушку. Подумай и расскажи, что можно сделать, чтобы она стала более смешной, забавной.
Фантазируй
Инструкция: посмотри на эту картинку — на ней нарисована красивая бабочка. Представь, что это ты, ты тоже бабочка. Где бы ты тогда жил, что ел, кто были бы твои друзья и родители? Расскажи про свою жизнь. Какой бы она была? Необычная улица Инструкция: придумай и изобрази на этом листе самую красивую и необычную улицу, которую ты хотел бы видеть в своем городе (поселке.)
Продолжи сказку
Инструкция: перед тобой две сказки, у которых нет окончания. Пожалуйста, придумай для одной сказки веселый конец, а для другой такое окончание, которому все удивятся.
Фантазии о природных явлениях
Задание 1. Нарисуй и расскажи, что может произойти, если внезапно исчезнет солнце? Задание 2. Как ты думаешь, что бы случилось в природе, как чувствовали бы себя животные, растения и люди, если бы весна не наступила? Задание 3. Придумай как можно больше способов, где в лесу от дождя может спрятаться божья коровка? Задание 4. Как ты думаешь, из какого материала муравьи могут построить кораблик, чтобы переплыть речку?
Фантазии о людях и животных
Задание 1. Что может случиться, если все взрослые станут детьми, а дети - взрослыми? Задание 2. На рисунке изображен портрет фантастического животного. Опиши его: где оно живет, чем питается; какая у него семья, есть ли друзья; какой у него характер. Если можешь, придумай ему имя. Задание 3. Что может случиться, если все люди не смогут разговаривать? Как в этом случае они будут общаться?
Рассказ
Инструкция: представь, что ты летишь на волшебном ковре-самолете над фантастической, интересной страной. Расскажи, что ты можешь увидеть там необычного, попробуй нарисовать это.
Веселый кондитер
Задание 1. Представь, что ты самый лучший кондитер на свете. Придумай рецепт праздничного торта ко дню рождения Золушки. Нарисуй его. Задание 2. Представь, что ты изобрел новые, очень вкусные конфеты. Какое ты бы придумал для них название? Какой бы ты нарисовал для них фантик? Кого в первую очередь ты угостил бы своими конфетами?
В гостях у сказки
Задание 1. Однажды Лягушка-Поскакушка, Ежик-Колючка и Петя-Петушок отправились в лес за ягодами и грибами. На дороге нашли они четыре разных колеса. Сначала друзья очень обрадовались — хотели построить телегу, но у них ничего не получилось. Очень расстроенные, стали они думать, что же им построить из этих разных колес. Помоги друзьям что-нибудь придумать и нарисуй это. Задание 2. Дюймовочка оказалась на гигантском цветке, растущем на воде. Придумай, как можно помочь ей спуститься с цветка, используя предметы, изображенные под рисунком (гусеница, ласточка, хлеб, шарф, бабочка). Задание 3. Перед тобой различные театральные маски. Как ты думаешь, герои каких сказок могли бы их носить?
Фантастическое изобретение
Задание 1. Вам предлагается целая пачка изображений с различными предметами. Каждый может вытянуть, не глядя, две карточки. Например, с изображением корабля и сумки. Придумайте и нарисуйте «кораблесумку». Затем защитите свое изобретение: почему оно именно такое. Где, по-вашему, может пригодиться это умение соединять различные предметы в единое целое. Задание 2. Придумайте и изобразите фантастическую одежду, обувь, украшение, головной убор. Дайте им название.
Картина по представлению
Давайте всей группой нарисуем воображаемую картину. Сначала опишем её словами. Первый человек начинает рассказывать, что он представляет. Второй дополняет это описание. И так далее, пока воображаемая картина не станет очень подробной. Затем все ребята в течение некоторого времени пытаются воспроизвести ее на бумаге с помощью цветных карандашей (красок). После этого рисунки рассматриваются и обсуждаются. Выбирается изображение, которое включает наибольшее количество подробностей.
Игры и упражнения на совершенствование зрительного анализа, осмысленности восприятия – Узнавание контурных или силуэтных изображений предметов (соотнести изображение предмета и его тень). – Узнавание точечных или пунктирных изображений предметов и геометрических фигур. – Узнавание перечеркнутых, наложенных друг на друга изображений. – Поиск заданной фигуры в ряду других. – Поиск отличий в изображениях. – Поиск недостающих или лишних деталей в рисунках. –
Игра «Найди пару».
Перед ребенком ставят несколько игрушек, предлагают найти среди них две одинаковые (по форме, цвету, размеру). Игры и упражнения на развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти – Угадывание предметов на незаконченных рисунках, узнавание их по отдельным характерным деталям. – Различение правильно и зеркально изображенных фигур. – Выделение в предметах сходных деталей и группировка их на этой основе. – Игра «Что было?» Перед ребенком размещают картинки или предметы для запоминания, после чего взрослый что-то незаметно убирает, а ребенок, повернувшись, угадывает отсутствующий предмет. – Игра «Что изменилось?» (то же самое, только с запоминанием расположения объектов). Игры и упражнения на формирование зрительного образа –
Игра «Волшебный мешочек».
Взрослый держит перед ребенком непрозрачный мешочек с мелкими предметами. Ребенок должен ощупать предмет, назвать его и охарактеризовать (шершавый, гладкий, деревянный, округлый и тому подобное). Эту же игру можно проводить с предметами, лежащими в миске с песком. – «Что бывает?» Взрослый предлагает ребенку вспомнить, какие ему известны предметы, обладающие определенным качеством (что бывает круглое, плоское, мягкое, желтое и так далее). – «Назови пять». Нужно назвать пять предметов, которые больше заданного (стола, комода, слона), или пять предметов, похожих по форме на заданный. –
«Что на что похоже?»
В эту игру можно играть где угодно. Скажем, поток мчащихся под мостом машин напоминает реку. Один и тот же предмет полезно представлять в разных образах. Взрослый может помогать ребенку находить новые ассоциации, чтобы пошатнуть устоявшиеся стереотипы вроде «дом похож на кубик».
Необычный дом
Из чего обычно строят дома: из бетонных блоков, кирпича, дерева или камня. В сказках попадаются избушки на курьих ножках или сладкие пряничные домики с леденцовыми окошками. Конечно, по-настоящему таких домов не бывает, но и в нашем мире существует множество необычных жилищ: люди строят хижины из соломы или пальмовых листьев, эскимосы – иглу, дома изо льда. Придумайте и нарисуйте дома из необычных материалов – мха, пластиковых бутылок из-под минеральной воды, стекла. Какие самые неподходящие материалы для строительства самых невероятных домов вы изобретете?
«СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ»
ЗАДАНИЕ 1. Формирование понятия «слова-предметы». Взрослый проводит с детьми беседу о том, что все, что находится вокруг нас, что мы видим (стол, цветок, кошка), — это предметы. Предметы могут быть живыми и неживыми. Про предметы мы спрашиваем (задаем вопрос) кто это? если предмет живой, и что это? если предмет неживой. Предлагает найти на картине предметы. Предлагает сначала найти и раскрасить только живые предметы и назвать их по предлагаемому образцу (Это кошка), а затем назвать и раскрасить неживые предметы (Это стол). Объясняет, что когда мы называем предмет, то произносим слово. Это — «слово-предмет». Взрослый объясняет функцию «картинки-помощницы» — она обозначает «слово-предмет».
ЗАДАНИЕ 2. Формирование умения задавать вопросы кто это? что это?
На первом этапе ребенку трудно самостоятельно задавать вопросы типа кто э т о ? ч т о это? Обычно дети просто называют предметы. Взрослый учит правильно задавать вопрос. а) Предлагает ребенку помочь человечку пройти к своим друзьям. Для этого нужно задавать 6 вопросы кто это? по отношению к живым предметам и что это? по отношению к не живым предметам. Дает образец. б) Закрепляет представление о «словах-предметах». Взрослый просит ребенка внимательно рассмотреть две картинки и найти шесть различий, строя предложения по образцу. (Что это? Это солнышко. На первой картинке есть солнышко, а на второй картинке солнышка нет.)
«СЛОВА-ДЕЙСТВИЯ»
ЗАДАНИЕ 1. Формирование понятия «слова-действия».
Перед выполнением задания взрослый проводит предварительную беседу с ребенком о словах действиях. Предлагает выполнить различные действия (попрыгать, побегать, порисовать, похлопать в ладоши и т. п.). По ходу действий задает вопросы что ты д е л а е ш ь? ч т о ты с д е л а л? и требует ответа одним словом (прыгаю, хлопал). Объясняет, что ребенок не только выполнял, производил действия, но и называл эти действия словами, говорил слова. Это — «слова действия». Рассматривает с ребенком картинки и просит, пользуясь образцом и называя «слова-действия», ответить на вопрос: «Что делает первый (второй и т. д.) зайчонок?» (Зайчонок сидит.) Объясняет, что обозначает «картинка-помощница».
ЗАДАНИЕ 2. Формирование умения задавать вопрос что
д е л а е т ?
На первом этапе детям трудно самостоятельно задавать вопросы типа что д е л а е т ? Обычно ребенок просто называет действие. Взрослый учит правильно задавать вопрос что д е л а е т ? Игра «Городская улица». Взрослый предлагает ребенку вырезать и приклеить предметы на свои места, а затем «поиграть в учителя», задавая вопросы соответственно образцу. («Машина что делает?») Отвечает на вопрос ребенка. (Машина едет.)
ЗАДАНИЕ 3. Закрепление представления о «словах-действиях».
Взрослый просит ребенка внимательно рассмотреть картинки, найти «правильные» и назвать действия по образцу («Что делает собака?» Собака гонится за кошкой).
«СЛОВА-ПРИЗНАКИ»
ЗАДАНИЕ 1. Формирование понятия «слова-признаки».
а) Взрослый напоминает, что есть «слова-предметы», «слова-действия». Затем предлагает составить по картинке предложение из двух слов (Это щенок). Спрашивает: «Сколько здесь слов?» (Два) б) Просит «вырастить» предложение -добавить еще одно слово, отвечающее на вопрос какой? (лохматый). Затем ребенок проговаривает предложение целиком (Это лохматый щенок). Взрослый говорит, что теперь известно, какой щенок («Как будто мы его видим») — он лохматый. Задает вопрос: «А какой еще может быть щенок?» Ребенок отвечает (маленький, забавный, ласковый, шустрый). При этом взрослый считает, сколько слов тот придумал, и сообщает, что это — «слова-признаки». «Слова-признаки» --это «красивые слова», которые рассказывают о предметах что-то новое. Показывает «картинку-помощницу» к «слову-признаку».
ЗАДАНИЕ 2. Формирование умения задавать вопросы
к а к о й ? к а к а я ? к а к о е ? .
Вначале дети нередко затрудняются ставить эти вопросы самостоятельно. Обычно ребенок просто называет признак. Взрослый формирует нужное умение. Взрослый объясняет, что «слова-признаки» бывают разные: одни характеризуют предметы по материалу, другие — по цвету, третьи — по форме, четвертые — по размеру и т. д. Показывает на мяч, говорит, что он резиновый (резиновый — «слово-признак», обозначающее материал), круглый (круглый — «слово-признак», обозначающее форму). Далее объясняет, какая «картинка помощница» относится к слову-признаку «материал» - обозначающая мяч по форме - обозначающая мяч по размеру - обозначающая мяч по цвету.
Составление загадки.
Взрослый объясняет, как сочинять загадки, не называя фрукт (нужно назвать «слова-признаки», которые его характеризуют). Для этого надо использовать уже известные «картинки-помощницы». Вводит ребенка в игровую ситуацию (на волшебном дереве растут разные фрукты) и предлагает отгадать загадку: «Желтый, овальный, кислый. Что это?» Ребенок составляет свою загадку о каждом фрукте, пользуясь схемой.
«Раз - два - три – признак назови».
Цель. Учить определять предмет по нескольким признакам.
Оборудование. Предметные картинки.
Ход игры. Ведущий показывает играющим предметную картинку и говорит: «Раз - два - три – признак назови», выбирает того, кто будет отвечать. Например, картинки с изображениями:
- яблоко - зеленое, круглое, сладкое;
- шапка – меховая, теплая, красивая;
- ягоды – красные, кислые, мелкие;
- стол - деревянный, большой, круглый.
«Поскорее мяч кидай - четко признак называй»
Цель. Учить подбирать признаки к предмету.
Оборудование. Мяч.
Ход игры. Играющие встают в круг. Ведущий бросает мяч бросает мяч играющему и называет предмет: «Лист». Играющий бросает мяч обратно и называет признак: «Зеленый» и т.д.
«Опиши предмет».
Цель. Учить характеризовать предмет по нескольким признакам.
Оборудование. Предметы.
Ход игры. Играющие делятся на 2 команды (1 и 2 ряд). Каждой команде ведущий дает 1 предмет (например, конфета, шапка). Играющие должны назвать как можно больше признаков данного предмета. За каждый из названных признаков команда получает по фишке. Выигрывают те, у кого большее количество фишек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.
Практическая значимость опыта заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...
Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.
Практическая значимость опыта заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...
ОПЫТ РАБОТЫ по ОО «Художественно-эстетическое развитие» на тему: «Декоративно-прикладное искусство, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
«Творчество – это деятельность,в которой раскрываетсядуховный мир личности»В. А. Сухомлинский Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших ...
Проект в старшей группе «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Проект в старшей группе«Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развитиятворческих способностей детей старшего дошкольного возраста»...
Картотека квест-игр для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
В презентации представлены методические материалы и карты-квестов...
Коллективный творческий проект «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных форм продуктивной деятельности (аппликации, рисования и лепки)» для детей разновозрастной группы от 5 до 7 лет
Коллективный творческий проект предназначен для детей 5-7 лет. Он направлен на развитие творческих способностей старших дошкольников и разработан на материале нетрадиционных форм продуктивной деятельн...
Картотека игр для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Творчество – способность решать старые задачи новыми методами или применять старые методы для решения новых задач. К творчеству также можно отнести сам процесс придумывания новых, еще...