Учим стихи наизусть
консультация
Разучивание стихов должно быть для дошкольника делом веселым, эмоциональным, и при этом содержание стиха – осязаемым, видимым, представляемым.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchim_stihi_naizust.docx | 16.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.
Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи, помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация), способствует выработке четкой дикции.
Воспитатели при заучивании с детьми наизусть стихов сталкиваются с такой проблемой: не все дети хорошо запоминают текст стихотворения. Как вы думаете, почему дети плохо запоминают текст?
Трудно запомнить то, что оставляет равнодушным, что не связано с опытом ребенка, с личными переживаниями, интересами, потребностями. Тогда нет мотивации для запоминания, а если нет мотивации – нет результативной деятельности. При заучивании стихов довольно часто используют принцип «повторение – мать учения». Однако от многократного повторения можно даже замечательный текст разлюбить навсегда, да к тому же подобное повторение эксплуатирует лишь слуховую память.
При разучивании стихов нужно использовать и другие виды памяти: зрительную, осязательную, двигательную. При этом не нужно забывать, что самая сильная память – это эмоциональная.
Таким образом, разучивание должно быть для дошкольника делом веселым, эмоциональным, и при этом содержание стиха – осязаемым, видимым, представляемым.
Заучивание стихов на разных возрастных этапах имеет свои особенности. Малыши быстро запоминают короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где есть конкретность образа, динамика действия. В старших группах дети запоминают значительно большие по объему стихи (два четверостишия) с эпитетами и метафорами.
Существуют определенные рекомендации, составленные на основе психологовозрастных особенностей детей, по подбору стихотворений для заучивания в детском саду. В "Программе воспитания в детском саду" предлагается список произведений, разработанный с учетом этих рекомендаций.
В младшем дошкольном возрасте требования подбора стихов для занятий следующие:
1)простота и четкость ритма;
2)краткость самого стишка и отдельных строк;
3)простота и ясность знакомых детям образов;
4) отсутствие описательного и созерцательного моментов при ярко выраженной действенности.
В среднем дошкольном возрасте рекомендуются более сложные по содержанию и форме стихи, увеличивается их объем. В стихах этой возрастной группы уже могут встречаться художественные образы, элементы сравнения, метафоры.
В старшем дошкольном возрасте совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявлять инициативу и самостоятельность. Для заучивания рекомендуются достаточно сложные по содержанию и художественным средствам стихи
Методические требования к заучиванию стихов:
- Не рекомендуется заучивать стихи хором, так как искажается или пропадает смысл стихотворения; появляются дефекты речи, закрепляется неправильное произношение; пассивные дети при хоровом чтении остаются пассивными. Хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности, ненужной тягучести, искажению окончаний слов, вызывает у детей быстрое утомление от шума.
- Поскольку для запоминания рекомендуются короткие стихи (объем памяти у детей невелик), стихотворение заучивается целиком (не по строкам и строфам), именно это обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти.
- Не следует требовать полного запоминания стихотворения на одном занятии. Психологи отмечают, что для этого необходимо от 8 до 10 повторений, которые следует распределить в течение какого-то отрезка времени. Для лучшего за поминания рекомендуют менять форму повторения, читать по ролям, повторять стихи при подходящих обстоятельствах.
Приемы обучения выразительному чтению стихов
1. подготовка детей к восприятию поэтического произведения (создание поэтической атмосферы, мотивация, вступительная беседа);
2. выразительное и чувственное прочтение стихотворения воспитателем. Прочитать нужно так, чтобы воздействовать на сознание и чувства детей. Причем таким должно быть именно первое прочтение, пока не потерян момент неожиданности
3. беседа с детьми о стихотворении (можно задавать вопросы, раскрывающие общую картину произведения, вопросы раскрывающие отношения ребенка к произведению, к герою, к поступкам, вопросы помогающие понять поэтическую форму и средства выражения;
4. повторное чтение всего произведения с установкой на запоминание;
5. интонационно-выразительное воспроизведение стихотворения детьми.
Вначале читают стихи те, кто лучше запоминает и изъявляет желание прочитать. Поскольку не все дети быстро запоминают текст, воспитатель помогает детям, подсказывает слова, интонации, напоминает о силе голоса, темпе речи. Чтобы поддержать интерес детей к запоминанию и улучшить его результаты, следует менять форму повторения (чтение в лицах, для куклы, в игровой форме). Стихотворение повторяется индивидуально, а не хором!
6. Закрепление произведения на следующих занятиях, в подходящих по тематике жизненных ситуациях; создание детских иллюстраций к произведению, прослушивание музыки.
Не всегда детям удаётся прочитать стихотворение в нужном темпе, ритме, с различной эмоциональной окраской. Для лучшего освоения средств выразительности можно проводить специальные игры и упражнения. Для развития умения управлять силой голоса, можно предложить произнести одну и ту же фразу сначала тихо, как маленький гномик, а затем громко, как великан. Высота голоса хорошо осознаётся детьми на упражнении «Три медведя», а темп в игре с черепахой, ёжиком и зайцем: черепаха говорит медленно, ёж в обычном темпе, а заяц быстро.
Кроме того, для лучшего запоминания стихотворного текста, можно использовать следующие приёмы:
Учим стихи по картинкам: текст читается, а затем воспроизводится с опорой на иллюстрации.
Учим стихи в движении: стих, в котором много действий, динамики, можно проиграть.
Учим стихи при помощи мнемотехники (наглядного моделирования). Мнемотехника — система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Один из приемов мнемотехники - построение мнемотаблиц, в которых слова, которые нужно запомнить, нарисованы в том же порядке, что и в тексте.
Учим стихи построчно: каждому ребёнку предлагается произнести только одну строчку и передать слово соседу. Затем рассказываемые строчки меняются. Для этой цели хорошо использовать стихотворение П.Башмакова «Дни недели».
В понедельник я стирал,
А во вторник подметал.
В среду с медом пек калач,
А в четверг играл я в мяч,
В пятницу посуду мыл,
А в субботу торт купил
В воскресенье отдыхал,
Сказки добрые читал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Как учить с детьми стихи наизусть"
Материал может быть использован педагогами и родителями в качестве рекомендаций по формированию умения у ребенка запоминать стихи....
Статья "Учим стихи наизусть вместе с ребёнком"
Статья "Учим стихи наизусть вместе с ребёнком"...
Зачем детям учить стихи наизусть?
К сожалению, современные дети очень мало учат стихов в дошкольном возрасте. И поэтому им тяжело запомнить даже небольшое поэтическое произведение в школе. Родители недоумевают – почему же у их р...
Как учить стихи наизусть: методика запоминания в 5 шагов
Рекомендации родителям по обучению заучивания стихов с детьми....
статья "Зачем учить стихи наизусть?"
Не все родители понимают для чего нужно заучивать стихотворения наизусть. О важности этого занятия говорится в данной статье....
Как учить стихи с ребенком, если сам ребенок эти стихи учить отказывается.
Приятно, когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом декламирует стихи перед любой аудиторией. Но что делать, когда надо выучить стихотворение обязательно (задали в садике, в музыкальной школе ...
Консультация для родителей "Зачем детям учить стихи наизусть?"
Зачем учить стихи с ребенком? Зачем вообще учить стихи? Что это значит в процессе развития ребенка? Насколько это важно?...