" Мнемотехника как способ развития связной речи у детей "
консультация

Чистякова Надежда Ивановна

Мнемотаблицы используются для решения следующих задач:
1. Развитие связной речи:
- обогащения словарного запаса;
-при обучении составлению рассказов;
- при пересказах художественной литературы;
- при отгадывании и загадывании загадок;
- при заучивании стихов
2. Развитие всех видов памяти.
3. Развитие логического мышления (умение анализировать, систематизировать).
4. Развитие образного мышления (кодирование любой информации).
5. Решение различных общеобразовательных, дидактических задач, ознакомление с различной информацией.
6. Развитие смекалки, тренировка внимания.
7. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в событиях, рассказах.
8. Развитие графо-моторных навыков.
Алгоритм работы с моделью:
В работе с опорными схемами можно выделить несколько этапов:
1 этап. Это введение элементов схем, символов.
Например, обозначения: цвета, формы, величины, действия.
2 этап. Использование элементов опорных схем, символов на всех видах занятий, в различных видах деятельности, т.к. у ребёнка не должно быть «привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области, потому что символ универсален.
3 этап. Введение отрицаний. Например, не большой, не съедобный
4 этап. Сочетание символов, «чтения» цепочки символов.
5 этап. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. Задачей этого этапа является активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.
6 этап. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
7 этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
8 этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших самостоятельно.
Работа с мнемотаблицами: пересказ
Обучение пересказу начинается с простого воспроизведения хорошо знакомых детям сказок, построенных на повторе («Колобок», «Репка», «Теремок») и далее переходим к художественным произведениям.
Мнемотаблица помогает детям запомнить последовательность появления сказочных героев, их действий.
Пересказу – принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Особенности работы:
1. Проводим предварительную работу по развитию и обогащению речи.
2. Начинаем с мнемоквадратов, далее - мнемодорожки, позже – мнемотаблицы.
3. Используем цветные мнемотаблицы.
4. Мнемотаблицы даются в готовом варианте.
5. Образы должны быть доступны и понятны детям.
6. Объем информации не должен быть более 9 мнемоквадратов.
7. Участие в создании мнемотаблиц.
Сказка «Колобок» Сказка «Два жадных медвежонка»
Работа с мнемотаблицами: заучивание стихотворения
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.
Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Особенности работы:
Работа строится по тому же принципу, добавляем лишь простые символы, схемы (например, обозначения: цвета, формы, величины, действия) и увеличиваем объем информации (допустим объем более 9 мнемоквадратов).
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь!
Не утонет в речке мяч.
Работа с мнемотаблицами: составление описательного рассказа и пересказа с элементами творчества
Если вы попросите дошкольника рассказать какую-либо историю, вы увидите, что связный рассказ у него не получается. Ребенок быстро сбивается, переключает внимание на что-то и вообще часто не успевает закончить рассказ и куда-то убегает по делам. Попробуйте разобрать с ним рассказ и нарисовать его в мнемотаблицу. Ребенок научится выстраивать рассказ по сюжетной линии, привыкнет к тому, что у любой истории должно быть начало и логичный конец.
Это наиболее трудный вид монологической речи.
В описание задействуют все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Здесь важно научить ребенка выделять признаки предмета.
На этапе составления описательного рассказа мы продолжаем вводить в мнемотаблицы символы, обозначающие слова.
Например:
при виде символа в виде знака вопроса или контурного изображения объекта – детям предлагается назвать предмет или объект.
«Цвет» - дети рассказывают о цвете предмета по цветовому пятну-палитре.
«Геометрические фигуры» - форма объекта.
«Рука» - какой предмет на ощупь или действие с ним.
«Человек» - для чего объект нужен человеку, каким образом человек о нём заботится или как человек его использует.
«Части объекта» - из каких частей состоит объект.
По мере необходимости можно использовать и другие символы.
Далее мы знакомим детей с понятием отрицания, вводим символы, обозначающие частицу «не», например, символ «перечеркнутый рот» может обозначать слово «несъедобный».
Обращаем внимание, что мнемотаблицы даются в одном цвете и без детализации изображений, образы все также должны быть доступны и понятны детям, объем информации увеличивается по мере необходимости.
Кроме того, в процесс создания мнемотаблиц вовлекаются дети, их участие способствует развитию не только графо-моторных навыков, но и лучшему запоминанию и кодированию информации.
По этой таблице ребенок выучит рассказ о птицах. Расшифровка таблицы: 1. Что это за птица? 2. Она дикая или домашняя? 3. Какого цвета? 4. Чем питается? 5. Какие звуки издает? 6. Что делает, как живет? 7. Где живет? 8. Какие у нее детеныши? 9. Какую пользу (или вред) приносит людям? По такому же алгоритму можно придумать рассказ обо всем, чем угодно. Ребенок сначала ответит на все вопросы по отдельности, а затем нужно попросить его рассказать об этом единым текстом, подглядывая в таблицу. Рассказ может быть и о свойствах предметов, и о профессии, и о его друзьях – все, что угодно:
 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon mnemotablitsi.pdf658.03 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мнемотехника как способ развития связной речи у детей дошкольного возраста

В  развитии речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений выразительно воспроизводить стихи и п...

Консультация для педагогов “Мнемотехника как способ развития связной речи у детей”

Консультация для педагогов“Мнемотехника как способ развития связной речи у детей”  «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестнымему пяти словам – он будет долго и  ...

Презентация "Мнемотехника как способ развития связной речи у детей"

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер, у детской памяти удивительное свойство – исключительная фотографичность.При об...

Консультация для педагогов:Мнемотехника как способ развития связной речи у детей

Мнемотехника как способ развития связной речи у детей...

Мнемотехника как способ развития связной речи у детей

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи. Цель обучения мнемотехнике - развитие памяти,...

Консультация для педагогов «Мнемотехника как способ развития связной речи у детей»

Консультация для педагогов «Мнемотехника как способ развития связной речи у детей»...