"Культурные практики в дошкольном образовании"
консультация
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Культурные практики в дошкольном образовании»
Под культурными практиками мы понимаем разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения, опыта, складывающиеся с первых дней его жизни.
Культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных ситуациях, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Это также освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы, альтруизма, а также негативного опыта недовольства, обиды, ревности, протеста, грубости.
К основным культурным практикам, осваиваемым дошкольниками, относятся:
- игра (сюжетная и с правилами);
- продуктивная деятельность;
- познавательно-исследовательская деятельность (опыты, коллекционирование, путешествия по карте…);
- чтение художественной литературы;
- практическая деятельность (трудовое воспитание);
- результативные физические упражнения («физкультура»);
- коммуникативный тренинг (развитие речи);
- музицирование.
Зачем нужны культурные практики? Культурные практики формируют общую культуру личности дошкольника, развивают их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества. Также культурные практики детства являются мощным инструментом для развития инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, а также формирования предпосылок к учебной деятельности. Самостоятельность ребенка дошкольного возраста неразрывно связана с проявлением его инициативы. Важность такого подхода подчеркивают следующие целевые ориентиры согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования на этапе завершения дошкольного образования:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности;
- проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и других;
- способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
У педагога, реализующего основную общеобразовательную программу, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста. Среди таких компетенций выделяются следующие:
- организация конструктивного взаимодействия детей в группе в разных видах деятельности;
- создание условий для свободного выбора детьми деятельности;
- вовлечение всех детей в разные виды деятельности и культурные практики, способствующие развитию норм социального поведения, интересов и познавательных действий.
Современный педагог осознает, что развитие детской самостоятельности и инициативы во многом зависят от него, особенно от признания, что ребенок – это свободная личность. Он имеет право выражать себя соответственно только его пониманию и теми способами, которые он считает подходящими. Авторитарный стиль педагогики, который долгое время «царствовал» в нашей стране, не позволял развивать инициативу и самостоятельность ребенка дошкольного возраста. Поменять мышление необходимо, прежде всего, педагогу.
Что такое инициатива и самостоятельность? Как помочь детям развить эти ценные качества с помощью культурных практик?
Под «инициативой» мы понимаем внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящую роль в каком-либо действии.
Инициативность характеризует себя как черту детской личности, которая включает в себя способность и склонность к активным и самостоятельным действиям.
Способы проявления инициативы и самостоятельности ребенка в различных культурных практиках
Игровая. Поиск партнера по игре, придумывание новых правил, замещение известных предметов для игр. Развитие эмоциональной насыщенности игры, как способ развития нравственного и социального опыта. Развитие желания попробовать новые виды игр с различными детьми в разных условиях, игровых центрах. Использование режиссерских и театрализованных игр. Использование ролевой игры, как способ приобщения к миру взрослых. Взрослый – партнер по игре, без которого нельзя обойтись для усвоения социального опыта. Ребенок участвует в совместных играх, обладает развитым воображением
Экспериментирование. Поиск не одного, а нескольких вариантов решения вопросов. Использование в деятельности различных свойств, предметов и явлений Желание придумать новый образ, способ решения поставленной задачи. Участие ребенка в создании предметно-развивающей среды для формирования новообразований психики ребенка. Проявляет любознательность, задает вопросы взрослым, способен к принятию собственных решений опираясь на свои знания и умения
Продуктивная. Создание оригинальных образов, проявление эмоциональных выражений. Придумывание поделки по ассоциации. Ознакомление со свойствами предметов на новом уровне. Развитие дивергентного мышления. Формирование партнерских отношений с взрослым. Способен к волевым усилиям, может выражать свои мысли и желания
Проектная деятельность. Поиск нестандартных решений, способов их реализации в культурной жизни ребенка. Поиск нового способа познания мира. Развитие интереса к различным явлениям детской жизни. Развитие взаимодействия с педагогом и членами семьи на новом уровне. Познание окружающей действительности происходит с помощью взрослого и самим ребенком в активной деятельности. Ребенок обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории
Манипуляция с предметами. Развитие внутренней взаимосвязи между мышлением, воображением, произвольностью и свободой поведения. Поиск новых способов использования предметов в игровой деятельности Взрослый рассматривается как основной источник информации. У ребенка развита мелкая и крупная моторика
Трудовая. Воспроизведение конкретных трудовых действий в группе, на участке для прогулок. Проявление интереса к труду, наблюдение за трудом, участие в трудовой деятельности. Предложения различных способов организации труда. Совместный труд со взрослым и детьми. Необходимое речевое общение с другими детьми, проявление сопереживания, сочувствия и содействия. Обладает знаниями о социальном мире.
Все культурные практики представляют собой элемент детского творчества. В процессе творческой деятельности изменяется и сам ребенок – формы и способы его мышления, личностные качества, - сам ребенок становится творческой личностью.
В творчестве, как основном показателе результативности культурных практик, проявляется новизна. Это может быть оригинальный рисунок, поделка, конструкция, правила игры, свойство предмета в ходе экспериментирования. Иначе говоря, новизна результата творческой деятельности носит объективный характер, поскольку создается то, что раньше не существовало в жизни ребенка. В процессе создания нового проявляется инициативность ребенка. В инициативности просматривается самостоятельность в выборе материалов, правил для игры, собственное мнение и выводы.
Существуют три особенности в проявлении самостоятельности и инициативы ребенка в ходе культурных практик или различных видов деятельности.
Субъективность новизны и открытий. Дети вкладывают в процесс деятельности свой субъективный взгляд на вещи, который выражается в проявлении инициативы и самостоятельности. Инициативность заключается в стремлении искать различные способы решения и проявлении эмоциональности, которые присущи конкретному ребенку.
Целенаправленная и увлекательная деятельность. Проявляя инициативу, ребенок с легкостью управляет своей деятельностью. Она увлекает его поиском и часто приводит к положительным результатам.
Развитие творческого мышления. Именно в самостоятельной деятельности ребенок дошкольного возраста в силу несовершенства психических процессов, добивается успехов. Особая роль в этом процессе отводится развитию воображения. Процесс воображения носит сугубо личностный характер, и его результатом является формирование особой внутренней позиции и возникновением личностных новообразований: стремлением изменить ситуацию соответственно своему видению, уметь находить новое в уже известном, игровое отношение к действительности.
Именно творчество связано с проявлением детской инициативы и самостоятельности в большей степени. Все виды детской деятельности, направленные на развитие творческих способностей предполагают развитие у ребенка определенной доли самостоятельности, инициативы, а также произвольности. Произвольность представляет собой умение ребенка ставить цель и добиваться ее.
Самостоятельность - это не только выбор деятельности, средств ее выполнения, темы, определения собственной задачи и способов ее решения, но и свободой поведения.
Самостоятельность позволяет ребенку использовать обнаруженные в ходе игровой или экспериментальной деятельности различные свойства объектов, побуждая к дальнейшему их изучению. В продуктивной деятельности, например, такими объектами для самостоятельного экспериментирования являются, материалы: конструкторы, бумага, природный материал, игровые модули. Эти предметы обладают разными свойствами: цветом, размером, фактурой, функциональностью, структурой. Постичь все особенности предметов ребенок может именно в самостоятельной деятельности, проявив инициативу.
Экспериментальная деятельность, которая напрямую связана с проявлением самостоятельности и инициативы, позволяет ребенку проявлять интеллектуальную активность, которая связана со стремлением получить более целесообразный и оригинальный продукт своей деятельности. Проявление самостоятельности поощряет ребенка не только выявлять различные способы использования того или иного материала, но и найти новые свойства предметов, открыть их взаимосвязь в интеграции с другими видами деятельности.
Культурные практики позволяют дошкольнику самостоятельно применять уже имеющиеся знания.
Немаловажно то, что ребенок в ходе проектной деятельности может приобретать и вид культурной практики, которые направлены у него на развитие у него универсальных культурных способов действий, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни. Культурные практики – это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта.
Таким образом, мы можем сделать вывод о целесообразности использования культурных практик в амплификации детского развития. Для взрослого появляется еще одна возможность соприкоснуться с прекрасным миром детства и стать для ребенка близким другом.
В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лесенка успеха 2015 год. Культурные практики в дошкольном образовании.
Культурные практики в дошкольном образовании.С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельн...
Лесенка успеха 2015 год. Презентация "Культурные практики в дошкольном образовании".
Культурные практики в дошкольном образовании.С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельн...
Культурные практики в дошкольном образовании (доклад)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида»...
КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Чтобы воспитание и обучение стали результативными, надо параллельно создавать условия для развертывания системы многообразных свободных практик ребенка, которые обеспечивают его самостоятельное, ответ...
Культурные практики в дошкольном образовании.
Н.Б. Крылова – кандидат философских наук «Для того, чтобы стать субъектом культурной деятельности, ребенку нужна особая собственная практика, особые собственные пробы сил.Детство – это не просто ...
Презентация Культурные практики в дошкольном образовании
ull;Культурные практики формируют общую культуру личности дошкольника, развивают их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества.•Также культурные практики детс...
Культурные практики в дошкольном образовании
Культурные практики в дошкольном образованииС выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и ...