КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
статья (старшая группа) на тему
Чтобы воспитание и обучение стали результативными, надо параллельно создавать условия для развертывания системы многообразных свободных практик ребенка, которые обеспечивают его самостоятельное, ответственное самовыражение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_kulturnye_praktiki_v_do.docx | 21.12 КБ |
Предварительный просмотр:
КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Плеханова А. А., воспитатель
ЧДОУ «Православный детский сад «Покровский», г. Белгород
Чтобы воспитание и обучение стали результативными, надо параллельно создавать условия для развертывания системы многообразных свободных практик ребенка, которые обеспечивают его самостоятельное, ответственное самовыражение.
Поэтому во второй половине дня в детском саду организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление у детей самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В процессе культурных практик воспитателем создаётся атмосфера свободы выбора, самовыражения, сотрудничество взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.
Культурные практики включают:
- Совместные игры воспитателя и детей
- Ситуации общения и накопления положительного социально- эмоционального опыта
- Творческая мастерская
- Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия)
- Сенсорный и интеллектуальный тренинг
- Детский досуг
- Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность.
Культурные практики формируют общую культуру личности дошкольника, развивают их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества. Также культурные практики детства являются мощным инструментом для развития инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, а также формирования предпосылок к учебной деятельности.
На основе культурных практик ребенка формируются его привычки, пристрастия, интересы и излюбленные занятия, обогащается опыт общения со взрослыми, сверстниками и младшими детьми, приобретается собственный нравственный, эмоциональный опыт сопереживания, заботы, эмпатии, помощи. Культурные практики включают обычные (привычные, повседневные) способы самоопределения и самореализации, тесно связанные с содержанием его бытия и события с другими людьми и поэтому обеспечивают реализацию универсальных культурных умений ребенка, включают готовность и способность ребенка действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм.
Православный педагог стремится создать определенные педагогические условия и организовать воспитательный процесс таким образом, чтобы через эти пробы-практики красной нитью проходил призыв к добру, свету, истине.
Таким образом, педагог помогает ребенку «практиковать добро».
Представляем пример организация культурной практики в старшей группе детского сада:
«Учимся просить прощение»
Цель: упражнять детей в умении просить прощение друг у друга и
у взрослого и прощать.
Оборудование: Евангелие, колокольчик, сердечко, набор солнышек - эмоций.
Ход культурной практики:
Звенит колокольчик. Дети подходят к воспитателю.
Воспитатель: Ребята, звенит наш колокольчик. А что это значит?
Дети: …Он приглашает нас узнать, что то новое.
Воспитатель: Мы живем с вами по заповедям Божиим. Откуда мы их узнаем?
Дети: мы узнаем из Евангелия, Библии.
Воспитатель: Да правила жизни мы узнаем из Евангелия. Послушайте, что говорит нам Евангелие о прощении.
Чтение Евангелия от Луки гл. 17, стих 4-5.
Воспитатель: Как вы понимаете эти слова Евангелия? О чем они?
Ответы детей:… когда нас обидят, надо попросить прощение и надо простить.
Воспитатель: Да, в Евангелии говорится о том, что если человек нас обидит и попросит прощения, мы должны всегда простить. Значит, просить прощение и прощать важно.
Воспитатель: А я сама так ждала этой встречи с вами этого момента, когда смогу попросить у вас прощение.
А прощение, ребята просить не стыдно, стыдно обижать другого человека.
И нужно смело, открыто, от всей своей души уметь делать это. Раскаиваясь и желая не повторять обиды, обязательно тихим, добрым голосом, искренне глядя в глаза друг другу, сказать слова прощения от всего своего сердца.
А другому человеку надо также искренне, милосердно в ответ, от всей души простить его. И в знак примирения нужно обняться.
- И я хочу сейчас вспомнить, чем я вас обидела.
Искренне посмотреть каждому из вас в глаза и попросить прощение за ….
Вы прощаете меня?
Дети: да; (кто-то из детей: Бог простит и мы прощаем)
Воспитатель: Да именно эти слова в знак примирения, прощения говорят православные люди в ответ «Бог простит и мы прощаем».
А теперь ребята, предлагаю вам встать в круг, и мы будем передавать друг другу это сердечко. И на ком сердечко остановится, тот попробует от всего своего сердца попросить прощение у того кого он обижал. И передаст ему сердечко. А тот в свою очередь, как сказано в Евангелии от всей души простит. А после найдет среди нас того, кого он сам обижал.
Начнем мы наше упражнение с таких слов:
Чтоб душе нашей расти,
Нужно говорить: прости.
Это слово не простое,
Оно Божие, святое.
Выполняется практика прощения с сердечком.
Воспитатель: Ребята, какими словами начинался наш чин прощения? Давайте повторим их хором.
Дети повторяют слова.
Воспитатель: Ребята, что вы теперь чувствуете своим сердечком? Нам об этом поможет рассказать солнышко, которое вы себе выберете.
Дети выбирают себе солнышко- эмоцию.
Воспитатель: Что нам скажет твое солнышко Тамара? И так далее…
Дети отвечают…
Воспитатель: Какая радость и солнечный свет теперь в наших сердцах и в нашей душе. А это значит, Господь незримо находиться посреди нас.
Список использованной литературы:
- Гудова М. Ю. Современное чтение как деятельность, культурная практика и социальный институт. Челябинск, 2011. С. 100-104.
- Запесоцкий А. С. Образование: философия, культурология, политика – М.: Наука, 2002., с. 141
- Иванов А. В. Культурная педагогическая среда образовательного учреждения как условие развитие личности ребенка. – М.: АПКиППРО, 2005.
- Крылова Н. А. Свободное воспитание: культурные практики детей. М.: Сентябрь, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лесенка успеха 2015 год. Культурные практики в дошкольном образовании.
Культурные практики в дошкольном образовании.С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельн...
Лесенка успеха 2015 год. Презентация "Культурные практики в дошкольном образовании".
Культурные практики в дошкольном образовании.С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельн...
Культурные практики в дошкольном образовании (доклад)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида»...
Культурные практики в дошкольном образовании.
Н.Б. Крылова – кандидат философских наук «Для того, чтобы стать субъектом культурной деятельности, ребенку нужна особая собственная практика, особые собственные пробы сил.Детство – это не просто ...
Презентация Культурные практики в дошкольном образовании
ull;Культурные практики формируют общую культуру личности дошкольника, развивают их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества.•Также культурные практики детс...
Культурные практики в дошкольном образовании
Культурные практики в дошкольном образованииС выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и ...
Консультация для педагогов «Культурные практики в дошкольном образовании» «Виды культурных практик»
В данном материале говорится о том как появилось понятие "Культурные практики" . Раскрываем сущность и значение «культурных практик».знакомит педагогов с видами культурных практи...