Категории воспитанников, в общении с которыми у педагога могут возникнуть сложности
статья

Киосе Дарья Михайловна

Категории воспитанников, в общении с которыми у педагога могут возникнуть сложности

Различные отклонения в ребенке, в том числе и социальные, из-за которых его относят к трудным, возникают под воздействием множества факторов и условий личностного развития. В каждом случае причины трудностей в воспитании ребенка свои.

Трудные дети с позиции самого ребенка и его трудностей в развитии, воспитании и обучении. Отклонения, имеющиеся или сформированные в ребенке, могут быть самыми различными. Они по-разному сказываются на нем и в разной степени делают его трудным в развитии, воспитании и обучении.

В зависимости от видов отклонений наиболее характерными категориями трудных детей выступают:

  • дети с отклонениями, требующими специальных методик развития, воспитания и обучения;
  • дети, получившие воспитание не соответствующее по целям, идеалам и способам их достижения, принятым в обществе (социуме);
  • дети с социальными отклонениями вследствие ошибок и упущений в развитии и воспитании в семье и/или в образовательном учреждении;
  • дети, получившие своеобразие в процессе социализации под воздействием среды воспитания, негативно сказывающееся на их отношениях со сверстниками и воспитателем (родителем, учителем, социальным педагогом), а также самопроявлении.

Дети с отклонениями, требующими специальных методик развития, воспитания и обучения. Они, отличаются от сверстников вследствие психических, соматических, физических и других отклонений.

К этой группе относятся:

  • дети с особыми нуждами – дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями. Их развитием, воспитанием и обучением занимаются, как правило, в специализированных коррекционных образовательных учреждениях Семья занимается уходом, развитием и воспитанием детей во взаимодействии со специалистами;
  • дети, склонные к нарушениям вследствие нервно- психических отклонений, подлежащие медицинской коррекции и специальному подходу в воспитании.

Дети, получившие воспитание не соответствующее по целям, идеалам и способам их достижения, принятым в обществе (социуме). Такое отклонение носит социальный характер. Оно может быть результатом семейного воспитания и/или воспитания улицей. Родители в этом случае опираются на свой жизненный опыт и усвоенные ценности.

Дети с социальными отклонениями вследствие ошибок и упущений в развитии и воспитании ребенка в семье и (или) в образовательном учреждении. Вследствие ошибок и упущений у ребенка с раннего возраста формируется целый комплекс социальных отклонений, негативные черты характера, которые существенно сказываются на его проявлениях в различных средах, взаимоотношениях с окружающими.

К этой категории трудных детей относятся:

  • дети с различными формами социальных отклонений, проявляющиеся в их поведении и деятельности;
  • педагогически запущенные дети. Они испытывают большие трудности в усвоения режима жизни и деятельности в образовательном учреждении, у них наблюдаются сложности во взаимоотношениях с педагогом.
  • «трудновоспитуемые дети», демонстрирующие явные отклонения в личностном развитии. Таких детей определяют, как правило, по внешним проявлениям его индивидуально-психологических особенностей, служащих препятствием для нормального протекания учебно-воспитательного процесса.

Дети, получившие своеобразие в процессе социализации под воздействием среды воспитания, негативно сказывающееся на их отношения со сверстниками и воспитателем (родителем, социальным педагогом). Такое своеобразие может формироваться под воздействием негативных факторов семьи (особенно, семьи группы риска), детского коллектива, и оно проявляется в тревожности, замкнутости, а иногда во вседозволенности, агрессивности. Оно негативно сказывается на уживчивости ребенка в среде сверстников, его взаимодействии с воспитателями, самопроявлении, что делает его трудным.

Дети с своебразием, сформированным под воздействием среды воспитания:

  • не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, трудиться сообща, старательно выполнять работу;
  • не умеют управлять собой, сдерживать себя, свои эмоции в процессе взаимодействия, игры, учебы;
  • характеризуются неуверенностью в себе, обидчивостью, упрямством, капризностью, грубостью;
  • склонные к нарушениям дисциплины и порядка.

Внешний фактор, определяющий трудных детей с позиций воспитателя и его трудностей в работе с ними, сводится:

  • к отсутствию у воспитателя опыта работы с разными категориями детей, неумению обеспечить реализацию учебной и воспитательной цели;
  • неумению строить воспитательную стратегию ребенка, равнодушному фиксированию его проступков и осуждению;
  • некорректному отношению педагога к родителю ребенка;
  • некорректному отношению родителя к педагогу.

Воспитательная деятельность осуществляется в определенной среде, которая либо усиливает действенность воспитания, либо ее снижает.

Негативной средой, усложняющей социально-педагогическую деятельность, может быть семья группы риска, улица и взаимодействие в группе сверстников.

Средовый фактор свидетельствует о том, что ребенок трудным для воспитателя может быть в зависимости от среды (например, когда с ним работают индивидуально, то получается, когда в группе, то его как будто подменяют). Трудным ребенок может быть по отношению к одному воспитателю, с другим у него проблем нет. В семье ребенок может быть достаточно дисциплинированным, однако в других средах – на улице, в детском саду он может быть совсем другим.

Таким образом, трудные дети определяются их своеобразием, воспитателем (родителем, социальным педагогом), его умением работать с такими детьми, а также средой, в которой осуществляется социально-педагогическая деятельность с ребенком.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Категории воспитанников, в общении с которыми у педагога могут возникнуть сложности

Различные отклонения в ребенке, в том числе и социальные, из-за которых его относят к трудным, возникают под воздействием множества факторов и условий личностного развития. В каждом случае причины трудностей в воспитании ребенка свои.

Трудные дети с позиции самого ребенка и его трудностей в развитии, воспитании и обучении. Отклонения, имеющиеся или сформированные в ребенке, могут быть самыми различными. Они по-разному сказываются на нем и в разной степени делают его трудным в развитии, воспитании и обучении.

В зависимости от видов отклонений наиболее характерными категориями трудных детей выступают:

  • дети с отклонениями, требующими специальных методик развития, воспитания и обучения;
  • дети, получившие воспитание не соответствующее по целям, идеалам и способам их достижения, принятым в обществе (социуме);
  • дети с социальными отклонениями вследствие ошибок и упущений в развитии и воспитании в семье и/или в образовательном учреждении;
  • дети, получившие своеобразие в процессе социализации под воздействием среды воспитания, негативно сказывающееся на их отношениях со сверстниками и воспитателем (родителем, учителем, социальным педагогом), а также самопроявлении.

Дети с отклонениями, требующими специальных методик развития, воспитания и обучения. Они, отличаются от сверстников вследствие психических, соматических, физических и других отклонений.

К этой группе относятся:

  • дети с особыми нуждами – дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями. Их развитием, воспитанием и обучением занимаются, как правило, в специализированных коррекционных образовательных учреждениях Семья занимается уходом, развитием и воспитанием детей во взаимодействии со специалистами;
  • дети, склонные к нарушениям вследствие нервно- психических отклонений, подлежащие медицинской коррекции и специальному подходу в воспитании.

Дети, получившие воспитание не соответствующее по целям, идеалам и способам их достижения, принятым в обществе (социуме). Такое отклонение носит социальный характер. Оно может быть результатом семейного воспитания и/или воспитания улицей. Родители в этом случае опираются на свой жизненный опыт и усвоенные ценности.

Дети с социальными отклонениями вследствие ошибок и упущений в развитии и воспитании ребенка в семье и (или) в образовательном учреждении. Вследствие ошибок и упущений у ребенка с раннего возраста формируется целый комплекс социальных отклонений, негативные черты характера, которые существенно сказываются на его проявлениях в различных средах, взаимоотношениях с окружающими.

К этой категории трудных детей относятся:

  • дети с различными формами социальных отклонений, проявляющиеся в их поведении и деятельности;
  • педагогически запущенные дети. Они испытывают большие трудности в усвоения режима жизни и деятельности в образовательном учреждении, у них наблюдаются сложности во взаимоотношениях с педагогом.
  • «трудновоспитуемые дети», демонстрирующие явные отклонения в личностном развитии. Таких детей определяют, как правило, по внешним проявлениям его индивидуально-психологических особенностей, служащих препятствием для нормального протекания учебно-воспитательного процесса.

Дети, получившие своеобразие в процессе социализации под воздействием среды воспитания, негативно сказывающееся на их отношения со сверстниками и воспитателем (родителем, социальным педагогом). Такое своеобразие может формироваться под воздействием негативных факторов семьи (особенно, семьи группы риска), детского коллектива, и оно проявляется в тревожности, замкнутости, а иногда во вседозволенности, агрессивности. Оно негативно сказывается на уживчивости ребенка в среде сверстников, его взаимодействии с воспитателями, самопроявлении, что делает его трудным.

Дети с своебразием, сформированным под воздействием среды воспитания:

  • не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, трудиться сообща, старательно выполнять работу;
  • не умеют управлять собой, сдерживать себя, свои эмоции в процессе взаимодействия, игры, учебы;
  • характеризуются неуверенностью в себе, обидчивостью, упрямством, капризностью, грубостью;
  • склонные к нарушениям дисциплины и порядка.

Внешний фактор, определяющий трудных детей с позиций воспитателя и его трудностей в работе с ними, сводится:

  • к отсутствию у воспитателя опыта работы с разными категориями детей, неумению обеспечить реализацию учебной и воспитательной цели;
  • неумению строить воспитательную стратегию ребенка, равнодушному фиксированию его проступков и осуждению;
  • некорректному отношению педагога к родителю ребенка;
  • некорректному отношению родителя к педагогу.

Воспитательная деятельность осуществляется в определенной среде, которая либо усиливает действенность воспитания, либо ее снижает.

Негативной средой, усложняющей социально-педагогическую деятельность, может быть семья группы риска, улица и взаимодействие в группе сверстников.

Средовый фактор свидетельствует о том, что ребенок трудным для воспитателя может быть в зависимости от среды (например, когда с ним работают индивидуально, то получается, когда в группе, то его как будто подменяют). Трудным ребенок может быть по отношению к одному воспитателю, с другим у него проблем нет. В семье ребенок может быть достаточно дисциплинированным, однако в других средах – на улице, в детском саду он может быть совсем другим.

Таким образом, трудные дети определяются их своеобразием, воспитателем (родителем, социальным педагогом), его умением работать с такими детьми, а также средой, в которой осуществляется социально-педагогическая деятельность с ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК ПОПРОСИЛ У ДЕДА МОРОЗА ИГРУШКУ, КОТОРУЮ РОДИТЕЛИ НЕ МОГУТ ПОДАРИТЬ?»

Консультация для родителей  "ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК ПОПРОСИЛ У ДЕДА МОРОЗА ИГРУШКУ, КОТОРУЮ РОДИТЕЛИ НЕ МОГУТ ПОДАРИТЬ?»...

Выступление на педагогическом совете по теме: "Трудности, которые могут возникнуть при работе с детьми с ОВЗ в дошкольном учреждении"

Цель: Формирование умений  педагогов находить выходы из различных ситуаций, которые могут возникнуть в работе  с детьми  с ограниченными возможностями здоровья....

Русские пословицы, которые учитель, воспитатель могут использовать в воспитательном процессе.

ТЕМЫ:Родина-чужбинаМолодость-старостьДетиСемья-родняЗдоровье-хворьГрамотаУченье-наукаУм-глупостьПравда-кривдаСтрогость-кротостьПризнательностьРабота-праздностьВзаимностьДом-двор-хозяйствоР...

Памятка для педагогов «Трудности, которые могут возникнуть в общении с родителями на фоне кризисной ситуации».

laquo;Трудности, которые могут возникнуть в общении с родителями на фоне кризисной ситуации»....