Категории воспитанников, в общении с которыми у педагога могут возникнуть сложности
статья
Категории воспитанников, в общении с которыми у педагога могут возникнуть сложности
Различные отклонения в ребенке, в том числе и социальные, из-за которых его относят к трудным, возникают под воздействием множества факторов и условий личностного развития. В каждом случае причины трудностей в воспитании ребенка свои.
Трудные дети с позиции самого ребенка и его трудностей в развитии, воспитании и обучении. Отклонения, имеющиеся или сформированные в ребенке, могут быть самыми различными. Они по-разному сказываются на нем и в разной степени делают его трудным в развитии, воспитании и обучении.
В зависимости от видов отклонений наиболее характерными категориями трудных детей выступают:
- дети с отклонениями, требующими специальных методик развития, воспитания и обучения;
- дети, получившие воспитание не соответствующее по целям, идеалам и способам их достижения, принятым в обществе (социуме);
- дети с социальными отклонениями вследствие ошибок и упущений в развитии и воспитании в семье и/или в образовательном учреждении;
- дети, получившие своеобразие в процессе социализации под воздействием среды воспитания, негативно сказывающееся на их отношениях со сверстниками и воспитателем (родителем, учителем, социальным педагогом), а также самопроявлении.
Дети с отклонениями, требующими специальных методик развития, воспитания и обучения. Они, отличаются от сверстников вследствие психических, соматических, физических и других отклонений.
К этой группе относятся:
- дети с особыми нуждами – дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями. Их развитием, воспитанием и обучением занимаются, как правило, в специализированных коррекционных образовательных учреждениях Семья занимается уходом, развитием и воспитанием детей во взаимодействии со специалистами;
- дети, склонные к нарушениям вследствие нервно- психических отклонений, подлежащие медицинской коррекции и специальному подходу в воспитании.
Дети, получившие воспитание не соответствующее по целям, идеалам и способам их достижения, принятым в обществе (социуме). Такое отклонение носит социальный характер. Оно может быть результатом семейного воспитания и/или воспитания улицей. Родители в этом случае опираются на свой жизненный опыт и усвоенные ценности.
Дети с социальными отклонениями вследствие ошибок и упущений в развитии и воспитании ребенка в семье и (или) в образовательном учреждении. Вследствие ошибок и упущений у ребенка с раннего возраста формируется целый комплекс социальных отклонений, негативные черты характера, которые существенно сказываются на его проявлениях в различных средах, взаимоотношениях с окружающими.
К этой категории трудных детей относятся:
- дети с различными формами социальных отклонений, проявляющиеся в их поведении и деятельности;
- педагогически запущенные дети. Они испытывают большие трудности в усвоения режима жизни и деятельности в образовательном учреждении, у них наблюдаются сложности во взаимоотношениях с педагогом.
- «трудновоспитуемые дети», демонстрирующие явные отклонения в личностном развитии. Таких детей определяют, как правило, по внешним проявлениям его индивидуально-психологических особенностей, служащих препятствием для нормального протекания учебно-воспитательного процесса.
Дети, получившие своеобразие в процессе социализации под воздействием среды воспитания, негативно сказывающееся на их отношения со сверстниками и воспитателем (родителем, социальным педагогом). Такое своеобразие может формироваться под воздействием негативных факторов семьи (особенно, семьи группы риска), детского коллектива, и оно проявляется в тревожности, замкнутости, а иногда во вседозволенности, агрессивности. Оно негативно сказывается на уживчивости ребенка в среде сверстников, его взаимодействии с воспитателями, самопроявлении, что делает его трудным.
Дети с своебразием, сформированным под воздействием среды воспитания:
- не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, трудиться сообща, старательно выполнять работу;
- не умеют управлять собой, сдерживать себя, свои эмоции в процессе взаимодействия, игры, учебы;
- характеризуются неуверенностью в себе, обидчивостью, упрямством, капризностью, грубостью;
- склонные к нарушениям дисциплины и порядка.
Внешний фактор, определяющий трудных детей с позиций воспитателя и его трудностей в работе с ними, сводится:
- к отсутствию у воспитателя опыта работы с разными категориями детей, неумению обеспечить реализацию учебной и воспитательной цели;
- неумению строить воспитательную стратегию ребенка, равнодушному фиксированию его проступков и осуждению;
- некорректному отношению педагога к родителю ребенка;
- некорректному отношению родителя к педагогу.
Воспитательная деятельность осуществляется в определенной среде, которая либо усиливает действенность воспитания, либо ее снижает.
Негативной средой, усложняющей социально-педагогическую деятельность, может быть семья группы риска, улица и взаимодействие в группе сверстников.
Средовый фактор свидетельствует о том, что ребенок трудным для воспитателя может быть в зависимости от среды (например, когда с ним работают индивидуально, то получается, когда в группе, то его как будто подменяют). Трудным ребенок может быть по отношению к одному воспитателю, с другим у него проблем нет. В семье ребенок может быть достаточно дисциплинированным, однако в других средах – на улице, в детском саду он может быть совсем другим.
Таким образом, трудные дети определяются их своеобразием, воспитателем (родителем, социальным педагогом), его умением работать с такими детьми, а также средой, в которой осуществляется социально-педагогическая деятельность с ребенком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kategorii_vospitannikov_v_obshchenii_s_kotorymi_u_pedagoga_mogut_vozniknut_slozhnosti.docx | 18.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Категории воспитанников, в общении с которыми у педагога могут возникнуть сложности
Различные отклонения в ребенке, в том числе и социальные, из-за которых его относят к трудным, возникают под воздействием множества факторов и условий личностного развития. В каждом случае причины трудностей в воспитании ребенка свои.
Трудные дети с позиции самого ребенка и его трудностей в развитии, воспитании и обучении. Отклонения, имеющиеся или сформированные в ребенке, могут быть самыми различными. Они по-разному сказываются на нем и в разной степени делают его трудным в развитии, воспитании и обучении.
В зависимости от видов отклонений наиболее характерными категориями трудных детей выступают:
- дети с отклонениями, требующими специальных методик развития, воспитания и обучения;
- дети, получившие воспитание не соответствующее по целям, идеалам и способам их достижения, принятым в обществе (социуме);
- дети с социальными отклонениями вследствие ошибок и упущений в развитии и воспитании в семье и/или в образовательном учреждении;
- дети, получившие своеобразие в процессе социализации под воздействием среды воспитания, негативно сказывающееся на их отношениях со сверстниками и воспитателем (родителем, учителем, социальным педагогом), а также самопроявлении.
Дети с отклонениями, требующими специальных методик развития, воспитания и обучения. Они, отличаются от сверстников вследствие психических, соматических, физических и других отклонений.
К этой группе относятся:
- дети с особыми нуждами – дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями. Их развитием, воспитанием и обучением занимаются, как правило, в специализированных коррекционных образовательных учреждениях Семья занимается уходом, развитием и воспитанием детей во взаимодействии со специалистами;
- дети, склонные к нарушениям вследствие нервно- психических отклонений, подлежащие медицинской коррекции и специальному подходу в воспитании.
Дети, получившие воспитание не соответствующее по целям, идеалам и способам их достижения, принятым в обществе (социуме). Такое отклонение носит социальный характер. Оно может быть результатом семейного воспитания и/или воспитания улицей. Родители в этом случае опираются на свой жизненный опыт и усвоенные ценности.
Дети с социальными отклонениями вследствие ошибок и упущений в развитии и воспитании ребенка в семье и (или) в образовательном учреждении. Вследствие ошибок и упущений у ребенка с раннего возраста формируется целый комплекс социальных отклонений, негативные черты характера, которые существенно сказываются на его проявлениях в различных средах, взаимоотношениях с окружающими.
К этой категории трудных детей относятся:
- дети с различными формами социальных отклонений, проявляющиеся в их поведении и деятельности;
- педагогически запущенные дети. Они испытывают большие трудности в усвоения режима жизни и деятельности в образовательном учреждении, у них наблюдаются сложности во взаимоотношениях с педагогом.
- «трудновоспитуемые дети», демонстрирующие явные отклонения в личностном развитии. Таких детей определяют, как правило, по внешним проявлениям его индивидуально-психологических особенностей, служащих препятствием для нормального протекания учебно-воспитательного процесса.
Дети, получившие своеобразие в процессе социализации под воздействием среды воспитания, негативно сказывающееся на их отношения со сверстниками и воспитателем (родителем, социальным педагогом). Такое своеобразие может формироваться под воздействием негативных факторов семьи (особенно, семьи группы риска), детского коллектива, и оно проявляется в тревожности, замкнутости, а иногда во вседозволенности, агрессивности. Оно негативно сказывается на уживчивости ребенка в среде сверстников, его взаимодействии с воспитателями, самопроявлении, что делает его трудным.
Дети с своебразием, сформированным под воздействием среды воспитания:
- не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, трудиться сообща, старательно выполнять работу;
- не умеют управлять собой, сдерживать себя, свои эмоции в процессе взаимодействия, игры, учебы;
- характеризуются неуверенностью в себе, обидчивостью, упрямством, капризностью, грубостью;
- склонные к нарушениям дисциплины и порядка.
Внешний фактор, определяющий трудных детей с позиций воспитателя и его трудностей в работе с ними, сводится:
- к отсутствию у воспитателя опыта работы с разными категориями детей, неумению обеспечить реализацию учебной и воспитательной цели;
- неумению строить воспитательную стратегию ребенка, равнодушному фиксированию его проступков и осуждению;
- некорректному отношению педагога к родителю ребенка;
- некорректному отношению родителя к педагогу.
Воспитательная деятельность осуществляется в определенной среде, которая либо усиливает действенность воспитания, либо ее снижает.
Негативной средой, усложняющей социально-педагогическую деятельность, может быть семья группы риска, улица и взаимодействие в группе сверстников.
Средовый фактор свидетельствует о том, что ребенок трудным для воспитателя может быть в зависимости от среды (например, когда с ним работают индивидуально, то получается, когда в группе, то его как будто подменяют). Трудным ребенок может быть по отношению к одному воспитателю, с другим у него проблем нет. В семье ребенок может быть достаточно дисциплинированным, однако в других средах – на улице, в детском саду он может быть совсем другим.
Таким образом, трудные дети определяются их своеобразием, воспитателем (родителем, социальным педагогом), его умением работать с такими детьми, а также средой, в которой осуществляется социально-педагогическая деятельность с ребенком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК ПОПРОСИЛ У ДЕДА МОРОЗА ИГРУШКУ, КОТОРУЮ РОДИТЕЛИ НЕ МОГУТ ПОДАРИТЬ?»
Консультация для родителей "ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК ПОПРОСИЛ У ДЕДА МОРОЗА ИГРУШКУ, КОТОРУЮ РОДИТЕЛИ НЕ МОГУТ ПОДАРИТЬ?»...
"Педагогические ситуации и их решение, которые могут возникнуть с младшими дошкольниками в детском саду".
Педагогические ситуации и их решение....
"Конфликт, конфликтные ситуации и выход из них, которые могут возникнуть при общении с родителями в детском саду".
Конфликт и конфликтные ситуации....
Выступление на педагогическом совете по теме: "Трудности, которые могут возникнуть при работе с детьми с ОВЗ в дошкольном учреждении"
Цель: Формирование умений педагогов находить выходы из различных ситуаций, которые могут возникнуть в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья....
Русские пословицы, которые учитель, воспитатель могут использовать в воспитательном процессе.
ТЕМЫ:Родина-чужбинаМолодость-старостьДетиСемья-родняЗдоровье-хворьГрамотаУченье-наукаУм-глупостьПравда-кривдаСтрогость-кротостьПризнательностьРабота-праздностьВзаимностьДом-двор-хозяйствоР...
Памятка для педагогов «Трудности, которые могут возникнуть в общении с родителями на фоне кризисной ситуации».
laquo;Трудности, которые могут возникнуть в общении с родителями на фоне кризисной ситуации»....