Доклад на тему_ _ Экспериментально-исследовательская деятельность дошкольников как средство познавательных способностей детей_ 2021 г.
материал
Доклад на тему_ _ Экспериментально-исследовательская деятельность дошкольников как средство познавательных способностей детей_ 2021 г.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Малиновская СОШ филиал МКОУ "Глубоковская СОШ Завьяловского района" структурное подразделение детский сад
СЕМИНАР
на тему :
« Экспериментально - исследовательская деятельность дошкольников
как средство развития познавательных
способностей детей»
Подготовила : Чернецкая Д.В.
2021г.
1.Вводная часть.
Слайд № 1.Сегодня на семинаре я хочу поделиться своим опытом работы на тему: «Экспериметально - исследовательская деятельность как средство развития познавательных способностей детей»
Экспериментирование требует от воспитателя умение грамотно планировать эту деятельность. Отбирать познавательный материал, систематизировать его в соответствии с выбранной проблемой, разработать перспективный план изучения материала, составить серию взаимосвязанных опытов и экспериментов. Такой подход позволит постепенно знакомить детей с каким-то явлением, рассмотреть его с разных сторон.
Когда детям даётся возможность экспериментировать, дети могут выявить реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В процессе исследовательской деятельности развивается память у ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации и обобщения.
СЛАЙД № 2.3
И так, экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью дошкольника - это эффективное и доступное средство интеллектуального развития дошкольника.
СЛАЙД № 4 (цели и задачи)
Цель: развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования.
Задачи:
Познавательные:
- Расширять и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей.
- Формировать навыки проведения элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
Развивающие:
- Развивать познавательную активность у детей в процессе экспериментирования.
- Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
- Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
- Создавать предпосылки формирования практических и умственных действий.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
- Стимулировать желание детей экспериментировать.
- Формировать коммуникативные навыки.
Для осуществления экспериментальной деятельности с детьми, необходимо создание методической системы работы по детскому экспериментированию.
- Диагностика уровня развития интеллектуальных способностей дошкольников.
- Создание условий для детского экспериментирования.
- Разработка конспектов игр и занятий по экспериментированию.
- Организация с детьми совместных экспериментов в повседневной жизни.
- Предварительная работа, побуждающая детей к экспериментальной деятельности (проведение бесед, рассматривание альбомов, энциклопедий).
- Сбор информации об исследуемом объекте.
Построение предметно-развивающей среды для детской экспериментальной деятельности.
- Оформление уголка экспериментирования.
- Подбор оборудования и материалов.
- Разработка картотеки игр и занятий экспериментов.
- Составление перспективного плана по экспериментальной деятельности.
2.Основная часть
СЛАЙД № 5 (уголок экспериментирования)
В группе создана мини-лаборатория « Познай-ка», в которой находится необходимое оборудование.
Материал и оборудование распределены по разделам (секторам) и расположены в доступном для детей месте.
- Слайд № 6.7.8Природный, включает в себя компоненты живой и не живой природы. (Вода, песок, камни, семена, желуди, крупы и т.д.)
- Слайд № 9 Рукотворный, включает в себя компоненты созданные руками человека. ( Бумага, ткань, магнит, стекла, химические жидкости и т.д.)
- Слайд № 10 Методический, включает в себя картотеки экспериментов, опытов, инструкции по технике безопасности, алгоритмы проведения опытнической деятельности, дидактические игры с элементами познавательной деятельности.
- Сектор-материалы и оборудования. (колбы, микроскоп, мензурки, шпатели, лупы, ложечки, пипетки и т.д.
Мелкий и сыпучий материал находится в контейнерах. Детская лаборатория постоянно обновляется и пополняется.
СЛАЙД № 11 (Техника безопасности)
Особое внимание уделяется соблюдению правил безопасности. Дошкольники в силу своих возрастных особенностей еще не могут следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. А любопытство побуждает детей пробовать на вкус все странное и новое. Увлекаясь работой, они забывают об опасности, поэтому обязанность следить за соблюдением правил безопасности, целиком лежит на воспитателе.
Перенос традиционных занятий в центры воды и песка даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
- Усиливается желание ребенка узнавать что-то новое.
- Развивается тактильная чувствительность как основа “ручного интеллекта”.
- Интенсивно развиваются все познавательные функции (память, мышление, восприятие, внимание), а также речь и моторика.
- Развивается предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
СЛАЙД № 12 ( герои центра)
В процессе экспериментирования у детей развивается любознательность, наблюдательность, и умение находить пути решения проблемных ситуаций. А помогать в работе нам помогают любознательные персонажи из сказок и мультфильмов.
СЛАЙД № 13 ( виды экспериментирования)
Эксперименты можно разделить на 2 группы :
Демонстративные: Когда в аудитории имеется всего один объект, и этот объект находится в руках у педагога. Педагог сам проводит опыт («демонстрирует его»), а дети следят за ходом и результатами
Плюсы
- Является менее трудоемким
- Прост в методическом отношении
- Исключены ошибки при проведении опытов
- Проще следить за соблюдением дисциплины
- Уменьшен риск нарушений правил безопасности
и возникновения непредвиденных ситуаций
- Проще решаются вопросы гигиены
Минусы
- Объект находится далеко от детей
- Объект виден под каким-то одним углом зрения
- Сведена до минимума личная инициатива детей
- Низкий эмоциональный уровень восприятия
- Затруднена индивидуализация обучения
- Пассивность детей
- Восприятие осуществляется в основном с помощью
одного ( зрительного ) анализатора
Фронтальные
Когда в аудитории имеется много объектов,
и они находятся в руках у детей.
Плюсы» фронтальных наблюдений:
- Хорошо видны мелкие детали
- Возможность рассматривания со всех сторон
- Высокое эмоциональное состояние
- Включение всех анализаторов
- Процесс обучения индивидуализирован
Минусы» фронтальных наблюдений:
- Трудно найти много объектов
- Сложнее написать конспект
- Труднее установить контакт с детьми
- Несинхронность в работе детей
- Труднее следить за ходом процесса познания,
за качеством усвоения знаний каждым ребенком
- Повышается риск правил безопасности и
возникновения различных непредвиденных
или нежелательных ситуаций
СЛАЙД № 14 ( карточки)
В работе использую схемы, модели, алгоритмы по которым дети определяют свойства тех или иных предметов, явлений. Имеется картотека схем – опытов, карточки – схемы для индивидуальной и групповой работы. Вся экспериментально – исследовательская работа строится на основе календарно – тематического планирования по темам недели.
СЛАЙД № 15
Успешность педагогической идеи в использовании мини-лаборатории «Познай-ка»
- Работать по этой технологии может каждый, так как это интересно и детям и взрослым.
- Ребенок-исследователь с рождения, но осознанно, что-то делает с 5лет, а готовить ребенка к этой деятельности можно с раннего возраста. Способность к интеллектуальным усилиям, исследовательские умения, логика и смекалка сами по себе не окрепнут. Тут могут помочь и родители и педагоги.
- Важно, чтобы была атмосфера лаборатория.
- Форма работы: занятия со всеми детьми, с подгруппой, индивидуально.
Грамотное сочетание материалов и оборудования в мини-лаборатории «Познай-ка», способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательно-исследовательского опыта.
Ценность окружающего мира, природы становится выше, поскольку в тесном взаимодействии с объектами живой природы ребенок учится понимать потребности растений и животных и сопереживать им. Работая в команде, разграничивая сферы деятельности, выполняя каждый свою задачу и сводя воедино все данные для общего результата, малыши начинают эффективнее общаться. Мир в представлении юных экспериментаторов уже не состоит из отдельных вещей и явлений, он превращается в целостную структуру. Иными словами, дошкольник начинает объективнее оценивать все, что его окружает, от предметов до людей, а это очень поможет ему в будущей взрослой жизни.
Поскольку ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, первые опыты и эксперименты проводятся в русле игровой направленности.
В ходе исследования были проведены опыты, в результате которых закрепили знания о прозрачности, текучести, разных состояниях воды, а затем мы провели новый опыт с бумажным цветком лотоса.
2 февраля была проведена опытно – экспериментальная деятельность во II младшей группе «Почему снег тает». Для поиска нужной информации ребятам были предложены специальные приборы для исследования, такие как, лупа, мерные стаканчики и ложки. По итогам занятия воспитанники сделали выводы о цвете, запахе и температуре снега.
В период с 18 февраля по 18 марта в старшей группе была проведена экспериментальная деятельность «Лук-Лучок», целью которого бала вызвать у детей интерес к выращиванию репчатого лука в комнатных условиях. По результатам проектной работы воспитанники совместно с воспитателем изготовили Леп-бук и презентовали продукт своей творческой деятельности на родительском собрании;
В ходе проекта "Волшебница вода", целью одного из экспериментов ( «Как пьют цветы») было формирование представлений детей о важности воды для растений, а так же демонстрация на опыте движение воды по цветку. В окрашенную разными цветами воду поместили цветы белого цвета. Уже через 1 час мы заметили изменения. Цветок который стоял в воде более насыщенного зеленого цвета начал зеленеть.
4 июня в рамках дня геологов, мы не только рассматривали различные виды почв, но и проводили эксперимент «Вулкан».
Ребята сделали выводы, что «извержение вулкана» произошло благодаря взаимодействию некоторых веществ, это уксусная кислота и сода.
В ходе образовательной деятельности во II младшей и старшей группах также проводились такие эксперименты и опытнические игры, как «Свойства воды», «Тонет – не тонет», «Что тяжелее?», «Окрашивание воды» и т.д.
3.Заключительная часть. В итоге хотелось бы сказать : Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать – и я пойму”. Становится очевидным, усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение экспериментальной деятельности в практику работы детского сада.
Систематические занятия по развитию детского экспериментирования во всех его видах и формах - являются необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию его интеллектуальных способностей, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.
В итоге своего семинара хотелось бы раздать буклеты о детском экспериментировании и развитии познавательной активности.
Какое бы будущее не пророчили образованию и воспитанию, но оно не мыслимо без роли воспитателя.. Поэтому меняется время, меняются взгляды на роль воспитателя в системе воспитания. Чтобы остаться востребованным и идти в ногу со временем воспитателю необходимо постоянно вести работу по совершенствованию своего педагогического мастерства, творчества. Спасибо за внимание.
Слайд№16
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспериментально-исследовательская, проектная деятельность дошкольников
Использование экспериментально-исследовательской, проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников....
Доклад на тему: "Развитие игровой деятельности дошкольников".
Доклад по самообразованию на тему "Развитие игровой деятельности дошкольников"....
Презентация " Создание мини-музея как средство познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста"
В презентации представлены методические пособия и дидактические игры (авторские) через реализацию педагогического проекта....
В рамках Педагогического часа доклад на тему: "Развитие игровой деятельности дошкольников"
В рамках Педагогического часа доклад на тему: "Развитие игровой деятельности дошкольников"...
Доклад на тему: Экспериментально - исследовательская деятельность с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»
Доклад на тему: "Экспериментально -исследовательская деятельность с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»...
Доклад на тему : "Детское экспериментирование, как современный метод развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста"
В данном докладе подробно раскрываю понятие детского экспериментирования, цели и задачи детского экспериментирования в младших группах, особенности опытов и экспериментов , примерное содержание...
«Камешки «Марблс» - как средство познавательны способностей детей дошкольного возраста»
Игры с камушками оказывают положительное влияние на психику ребенка. Даже простое перебирание камешков, рассматривание, поиск самого красивого делает малыша спокойным и уравновешенным, воспитывает люб...