Проект Амплификация предшкольной подготовки детей с ТНР «По ступенькам к школе»
проект (подготовительная группа)

Федорова Юлия Николаевна

Поступление в школу - серьезный этап в жизни каждого ребенка. И не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю. Нелегко приходится и родителям. За лето ребенок вырос, ему необходимо купить ранец, обувь, одежду, учебники. А главное - определиться со школой, в которой он будет учиться.

Но при всем уважении к родительским хлопотам можно с уверенностью сказать, что у будущего школьника забот куда больше, чем у папы с мамой: он открывает для себя совершенно новый мир.

Что такое учиться? Весело это или скучно? Трудно или легко? Прежде всего, это ответственность. Теперь ребенок должен забыть слово "хочу" ради слова "надо". В первом классе он начинает свою общественно-трудовую жизнь. Словом, у ребенка, поступающего в школу, больше причин для беспокойства, чем у родителей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt._po_stupenkam_k_shkole.docx166.72 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

г. Ярославля

«Детский сад №37»




 Проект

Амплификация предшкольной подготовки детей с ТНР

«По ступенькам к школе»

кот с гитарой стоит.png

Составили:

учитель - логопед

Л.П. Каменщикова

воспитатели

Г.Н. Буруруева

Ю.Н. Федорова


Ярославль

2020-2021 г

Школа – это мастерская,

где формируется мысль

подрастающего поколения,

надо крепко держать её в руках,

если хочешь выпустить из рук будущее.

Анри Барбюс

В проекте представлены основные виды деятельности: коррекционно-развивающая, просветительско-профилактическая, творческая работа.

По характеру содержания проект включает: педагога и ребёнка; педагога и педагога; педагога и родителей, специалисты: логопед, музыкальный руководитель.

По количеству участников проект является групповым. Подготовительная к школе группа компенсирующей направленности №11 «Кот Матроскин» для детей с ТНР.

По продолжительности выполнения проект является долгосрочным (Октябрь 2020 г. – май 2021 г.)

Поступление в школу - серьезный этап в жизни каждого ребенка. И не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю. Нелегко приходится и родителям. За лето ребенок вырос, ему необходимо купить ранец, обувь, одежду, учебники. А главное - определиться со школой, в которой он будет учиться.

Но при всем уважении к родительским хлопотам можно с уверенностью сказать, что у будущего школьника забот куда больше, чем у папы с мамой: он открывает для себя совершенно новый мир.

Что такое учиться? Весело это или скучно? Трудно или легко? Прежде всего, это ответственность. Теперь ребенок должен забыть слово "хочу" ради слова "надо". В первом классе он начинает свою общественно-трудовую жизнь. Словом, у ребенка, поступающего в школу, больше причин для беспокойства, чем у родителей.

Начальный период обучения связан с перестройкой образа жизни и деятельности ребенка. В качестве основных проблем, с которыми ему придется столкнуться в школе, можно выделить:

  • смену режима дня и питания;
  • смену воздушного режима (пребывание в помещении в течение более длительного времени, чем в детском саду);
  • непривычно высокий уровень шума на перемене;
  • увеличение времени, проводимого без движения, сидя за столом;
  • смену стиля общения с взрослыми (учитель зачастую не ориентирован на опеку, похвалу и защиту);
  • необходимость полного самообслуживания в одевании и раздевании;
  • необходимость организовать свое рабочее место за партой;
  • требования правильно реагировать на звонки с урока и на урок, следовать правилам поведения на уроке, сдерживать и произвольно контролировать двигательную, речевую и эмоциональную реакцию - необходимость устанавливать контакты с незнакомыми сверстниками;
  • возможный неуспех в деятельности;
  • увеличение объема интеллектуальной нагрузки.

Поступление в школу - качественно новый этап в развитии ребенка, связанный с изменением социальной ситуации и личностными преобразованиями, которые Л.С. Выготский назвал кризисом семи лет.

Период адаптации к школе занимает от месяца до полугода. Все жизненные ситуации, связанные с поступлением в школу, их переживания требуют от ребенка пересмотра, а иногда и серьезной корректировки созданной им картины мира.

Главное, что необходимо ребенку, - положительная мотивация к учению. Большинство будущих первоклассников хотят идти в школу, но у них складывается определенное представление, которое можно сформулировать примерно так: настоящий школьник - это счастливый обладатель портфеля и школьной формы, старательный исполнитель школьных правил, он слушает учителя, поднимает руку и получает оценки.

Причем "оценка" и "пятерка" для будущего первоклассника почти одно и то же. Ребенок уверен, что будет хорошим учеником, т. к. видел, что мама купила для него все необходимое к школе. Подобные детские надежды таят в себе большую опасность: ребенок воспринимает школу как очередную игру, которая может оказаться совсем не такой привлекательной, если не превратится со временем в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи родителями и воспитателями ДОУ. Многие родители стараются создать привлекательный образ школы: "ты у нас отличником будешь", "у тебя появятся друзья", "учителя любят таких умненьких, как ты".

Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же будущий школьник, настроенный на радостную увлекательную деятельность, может надолго потерять интерес к учёбе, испытав незначительные негативные эмоции. Причин для переживания подобных эмоций школа предоставляет предостаточно:

  • неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности;
  • трудности в поиске друзей среди одноклассников;
  • расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и т. д.


Иногда родители и воспитатели используют образ школы как устрашение, не задумываясь о последствиях: "за такое поведение тебя в школе сразу в хулиганы запишут", "ты же двух слов связать не можешь, как ты будешь на уроках отвечать". Такие напутствия вряд ли воодушевят ребенка.

У дошкольника может быть не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе. Это несоответствие отмечают и учителя школ.

В литературе по данной проблеме ряд авторов подчеркивает необходимость воспитания положительного отношения к школе как условия успешного обучения в дальнейшем. Да и практика сегодня нацелена преимущественно на интеллектуальную подготовку детей к школе, мало внимания уделяется формированию внутренней позиции школьника.

Таким образом, исключительно позитивный или, напротив, негативный образ школы не принесут пользы. Важно настроить ребенка на ежедневный труд и внушить ему, что он сможет все, если постарается.

В настоящее время школа решает сложные задачи образования и воспитания подрастающего поколения. Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольный период.

В психолого-педагогических исследованиях рассматриваются вопросы специальной и общей психологической готовности ребенка к школе. По мнению ученых, одной из сторон психологической готовности является личностная готовность дошкольника к предстоящему обучению, которая выражается в мотивах учения, отношении детей к школе, учителю, школьным обязанностям и положению ученика, в способности сознательно управлять своим поведением. И высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовности.

Неслучайно вопросы подготовки детей к школе, преемственности в работе в числе главных тем для обсуждения специалистами, практиками дошкольных учреждений и школ. Для их решения предлагаются разные формы работы с детьми и взаимодействия с родителями.

Учитывая то, что в последнее время в практике дошкольного образования отдается предпочтение методу проектов, подготовка детей к школе на основе данного метода представляется наиболее эффективной. Работая на подготовительной группе поняла, что будет актуальным создание проекта "Скоро в школу мы пойдем", реализация которого рассчитана на учебный год. Участниками проекта стали дети группы, их родители, воспитатели подготовительной группы и школа.

Основная цель проекта – формирование представлений о школе и положительного отношения к школьной жизни, что способствует повышению социальной и познавательной активности, целенаправленному формированию у них качеств, необходимых для успешного включения детей с ТНР в школьную жизнь.

Исходя из этого были сформулированы следующие задачи:

  • знакомство детей со школой и профессией учителя;
  • создание предметно-развивающей среды для ознакомления воспитанников со школой (дидактические и сюжетно-ролевые игры, наглядный материал, альбомы с пословицами и поговорками, художественная литература по теме);
  • разработка сценариев родительских собраний, вечеров встреч, викторин, круглых столов и т. д.
  • выработать у детей 6-7 лет навык продуктивной учебной деятельности;
  • устранить фонетико-фонематическую недостаточность у детей;
  • сформировать навыки звукового анализа и синтеза у детей;
  • развить связную речь у детей;
  • предупредить и скорректировать нарушения письма и чтения у детей;
  • развитие познавательных и психических процессов;
  • развитие интеллектуальной сферы — мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления;
  • формирование положительной учебной мотивации;
  • повышение родительской компетенции в вопросах предшкольной подготовки.

Ожидаемый результат:

  • формирование у детей мотивационной готовности к школе;
  • повышение родительской компетенции в вопросах предшкольной подготовки;
  • благоприятное течение адаптационного школьного периода.

Главные идеи проекта заключаются следующем: приведение в систему работы по данной проблеме, повышение компетентности в вопросах успешной адаптации детей к школе, разнообразие форм работы с воспитанниками, их родителями по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы.

При разработке проекта был проведен анализ педагогического наследия, который показал, что во все времена педагоги высказывали мысли о подготовке к школьному обучению. Она должна заключаться в правильной организации жизни детей, своевременном развитии их способности пробуждении интереса к школе и учению.

Реализация проекта «По ступенькам к школе» предусматривает соблюдение следующих педагогических принципов:

  1. целенаправленности процесса воспитания положительного отношения к школе;
  2. научно-обоснованного сочетания разных видов деятельности (игр, труда, образовательной деятельности);
  3. единства содержания форм и методов работы;
  4. личностно-ориентированного подхода в процессе воспитания положительного отношения к школе;
  5. сотрудничества детей, педагогов, родителей;
  6. доступности;
  7. системности и последовательности.


Аналитический обзор литературы позволил определить содержание и структуру понятия положительного отношения к школе, которое включает в себя:

  • наличие четких представлений о школе и формах школьного поведения;
  • заинтересованное отношение к учению и учебной деятельности;

наличие социальных мотивов и умение подчиняться школьным требованиям, показывают теоретический анализ литературы и данные практики, эффективная целенаправленная работа по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы предполагает соблюдение следующих условий:

■ включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы по ознакомлению детей со школой и воспитанию положительного отношения к ней в рамках проекта.

  • создание предметно-развивающей среды для обогащения жизненного опыта детей, своевременное ее изменение в соответствии с новым содержанием дидактических задач и обеспечение ее доступности для воспитанников;
  • понимание воспитателями значимости проблемы подготовки детей к обучению в школе и проявление ими творческой активности в подборе форм и методов работы с дошкольниками;
  • педагогическое просвещение родителей по вопросам готовности детей к обучению в школе;

■обеспечение связи дошкольного образовательного учреждения со школой в вопросах преемственности в соответствии с планом.

Для работы с каждой категорией участников образовательного процесса в ходе проекта были выбраны соответствующие формы.

развитие эмоциональной сферы, введение ребенка в мир человеческих эмоций; развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного протекания процесса общения; развитие личностной сферы — формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе; развитие волевой сферы — произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе; формирование позитивной мотивации к обучению.

Важно, чтобы сообщаемая информация о школе была не только понятна ребенку, но и прочувствована им. Для этого мы использовали следующие формы и методы:

1. Интерактивная экскурсия (здание школы, библиотека, спортивный зал, класс, столовая).

2. Рассматривание картины «Школа».

3. Чтение и анализ детской художественной литературы о школьной жизни, заучивание стихов.

4. Рисование на темы: «Здание школы», «Мои впечатления от интерактивной экскурсии», «Мой первый портфель».

5. Беседы, рассказы взрослых о своей учебе и любимых учителях.

6. Ознакомление с пословицами и поговорками, в которых подчеркивается значение книги, учения и труда.

7. Рассматривание школьных принадлежностей и загадывание загадок о них.

8.Словесные и дидактические игры на школьную тематику, сюжетно-ролевая игра «В школу».

В школе на первоклассника обрушивается все сразу: и новые правила поведения, и учебная информация. Поэтому лучше подготовить дошкольника к грядущим переменам в привычных условиях, постепенно шаг за шагом вводя новые установки. Поэтому был разработан план проекта. В ходе реализации проекта с детьми проводятся беседы о школе, проводится сюжетно-ролевая игра «Школа», которая помогает ребенку успешно войти в школьную жизнь и овладеть необходимым опытом. В игре формируются умения пользоваться речью, договариваться (устанавливать правила, распределять роли), управлять и быть управляемым. Ребенок активно осваивает мир вещей (познавательную и предметную практическую деятельность) и мир людей (нормы человеческих взаимоотношений), словесные и дидактические игры на школьную тематику. Все это необходимо первокласснику.

Важно, чтобы сообщаемая информация о школе была не только понятна ребенку, но и прочувствована им. Для этого были разработаны сценарии экскурсий: к зданию школы, в школьную библиотеку, спортивный зал, класс, столовую. Затем дети отражали свои впечатления в рисунках. Работая над проектом, мы рассматривали картину на тему "Школьный двор", а также школьные принадлежности, читаем художественную литературу о школьной жизни, заучиваем стихи, знакомимся с пословицами и поговорками, загадками. Все это расширяет и систематизирует знания детей о школьной жизни.

Предметно-развивающая среда в группе создается совместно с родителями и детьми. Наша задача состоит в том, чтобы своевременно ее изменять и обеспечивать доступность: работа по изготовлению атрибутов к сюжетно-ролевой игре "В школу" (обшивание куколы-школьницы, изготовление портфелей для школьницы Лизы (конкурс для детей и родителей), оформление иллюстративного альбома для рассматривания, отбор художественной литературы и т. д.

Важную роль в воспитании положительного отношения к школе играют родители. Без тесной взаимосвязи с семьей невозможно строить данную работу. Для педагогического просвещения родителей был подобран интересный материал, помогающий разнообразить формы взаимодействия.

Также было проведено анкетирование родителей по вопросам подготовки ребенка к обучению в школе, планируем разработать памятки для родителей.

Главной задачей для нас является забота о том, чтобы у детей, когда они придут в школу, не было разочарований.

Таким образом, разработанный нами проект поможет детям, будущим первоклассникам адаптироваться к новым условиям социальной роли школьника.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

- ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской  деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; 

активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

 Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

- ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

- ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;

- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

- ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

- ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями,  пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.;

- ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Этапы работы

1. Подготовительный этап.

2. Основной этап.

3. Итоговый этап.

I этап Подготовительный

Содержание

Сроки

Результат

1. Изучить литературу

сентябрь

Повысить профессиональный уровень педагогов и родителей

2. Создать предметно- развивающую среду

сентябрь

Выставка книг на школьную тематику, подборка раскрасок и иллюстраций, оформление макета школьной мебели

3. Беседа о школе

сентябрь

Повысить знания детей о школьной жизни

4. Развлечение «День Знаний»

сентябрь

Повысить знания детей о школьной жизни

5. Провести анкетирование родителей Тема: «Анкета для родителей будущих первоклассников»

октябрь

Узнать об информированности родителей

6. Интервью с детьми

октябрь

Выяснить мотивационную готовность детей к школьному обучению

II этап Основной

1. Подготовить консультации для родителей по темам: «Родителям будущих первоклассников», «Подготовка детей к школе», «О режиме дня будущего школьника»

в течение года

Повысить информированность родителей

2. Чтение художественной литературы и заучивание стихов на школьную тематику

в течение года

Обогатить знания детей в области художественной литературы

3. Отработать навыки графического письма

в течение года

Формирование правильных графических навыков

4. Интерактивная экскурсия в школу

Альбом «Школьный калейдоскоп»

ноябрь

Сформировать представление детей о школе и школьных помещениях

5. Рисование «Школа – какой я ее вижу»

декабрь

Развивать положительные эмоции к школе через художественно-эстетическое творчество

6. Знакомство с пословицами и поговорками о значимости учения

декабрь

Стимулирование желания получать новые знания, участвовать в процессе обучения

7.  Викторина «Загадки о школьных принадлежностях»

январь

Повысить знания детей о школьных принадлежностях

8. Творческий конкурс «Изготовление портфеля для школьницы Лизы»    

февраль

Вовлечь родителей в проектную деятельность (используя творческий потенциал)

9. Провести д/и «Собери портфель»

Провести сюжетно ролевую игру «Школа»

март

Повысить знания детей о школьных принадлежностях и развивать взаимоотношения «ученик- учитель»

10. Круглый стол.

 Выступление родителей о школе (из личного опыта)

апрель

Развивать положительные эмоции к школе

11. «Вечер встреч»

Пригласить выпускников ДОУ в сад.

май

Повысить осведомлённость о школе

12. Праздник в школе: «Прощание с детским садом»

июнь

Создать положительное эмоциональное настроение при расставании с детским садом и выходом в новую школьную жизнь

III этап Итоговый

  1. Результат мониторинга по готовности ребенка к школе
  2. Устранение зеркального письма и графо моторных затруднений
  3. Формирование положительной мотивации к школьному обучению

Формирование мотивационной готовности к школе

1. Интерактивная экскурсия по зданию школы.

Цель. Сформировать представление о Дне знаний - празднике всех школьников в начале учебного года. Рассказать о том, что дети в семь лет поступают в школу, их называют учениками, учит их педагог (учитель), обучение в школе проходит на уроках, начало и конец которых возвещаются звонком. Вызвать интерес и положительное отношение к школе.

2. Сюжетно-ролевая игра «Школа»

Цель. В игре закреплять знания, полученные при посещении школы. Закреплять умение распределять роли, выстраивать сюжетные линии.

Материал. Куклы - персонажи знакомых сказок.

Ход игры

Воспитатель предлагает поиграть в школу, распределив роли так: дети станут учениками в школе для лесных зверушек, а воспитатель - учителем, который проведет урок. Его тему воспитатель выбирает по собственному усмотрению, но обязательно с учетом интересов детей.

3. Сюжетно-ролевая игра «Школа»

Цель. Продолжать учить выстраивать сюжетные линии игры, используя имеющиеся знания о школе. Углублять интерес и положительное отношение к ней.

Материал. Предметные картинки, пластилин.

Ход игры

Воспитатель предлагает поиграть в школу выбрать на роль учительницы кого-нибудь из детей, предложить тему урока с учетом интересов и предпочтений детей. Закреплять умение исполнять взятые на себя роли.

5. Развлечение совместно с выпускниками ДОУ  на основе математического материала

Цель. Порадовать детей, создать у них положительный эмоциональный настрой, формировать ощущение собственного успеха, подтверждаемого товарищами.

Материал. Флажки, карточки с цифрами и геометрическими фигурами, матрешки, разрезные картинки, фланелеграф.

Ход развлечения

Две команды - первоклассники и дошкольники - входят в зал под музыку, приветствуют друг друга, представляют своих капитанов. За каждое правильно выполненное задание команде выдается флажок. Побеждает команда, которая наберет больше флажков.

1. Разминка. Решить по одной задаче.

• Семь воробышков оказались на грядках. Скачут и что-то клюют без оглядки. Котик-хитрюга внезапно подкрался. Вот как опасно клевать без оглядки. Сколько воробышков осталось на грядке? (Ни одного: все испугались и улетели?)

• Машенька, Марусечка, Марьюшка и Манечка захотели сладкого сахарного пряничка. Бабушка по улице старенькая шла. Девочкам по денежке бабушка дала: Марьюшке - копеечку, Марусечке - копеечку, Манечке - копеечку, Машеньке - копеечку. Много ли копеечек бабушка дала? (Одну: все имена это формы одного имени - Мария?)

2. Команды загадывают друг другу загадки.

• Два брюшка, четыре ушка. (Подушка?)

• Две в руках, две в ногах, не провалишься в снегах, а поедешь без труда - только лягут два следа.

(Лыжи с палками?)

• Я верчусь, верчусь, верчусь, на одной ноге кручусь, кончу - сразу на бочок, а зовут меня... (волчок).

• Пять ступенек - лесенка, на ступеньках - песенка. (Ноты?)

3. Кто самый ловкий, мы хотим узнать. Встанем в шеренги и начнем считать.

Капитаны, постройте 10 человек из своей команды. (Каждый получает карточку с цифрой - от 0 до 9; в одной команде карточки голубые, в другой - розовые.) Сейчас под музыку вы будете выполнять разные движения; когда музыка закончится, нужно построиться по порядку. (Игра повторяется три раза?)

4. Задание. На столе стоят матрешки разной величины. По сигналу их нужно расставить по росту - от самой большой до самой маленькой. (Задание выполняется три раза?)

5. Конкурс капитанов. На карточках изображены геометрические фигуры. Капитаны должны их назвать и сосчитать, а следующее задание выполнить на фланелеграфе: из частей составить целое (мяч и ваза).

6. Игра «Не промочи ноги». Команды выстраиваются в две колонны - одна против другой. Между ними раскладывают пронумерованные «кочки»: «Вы находитесь на разных краях болота. Перейти его можно только по кочкам, причем наступать на них надо в порядке, обозначенном цифрами. Тот, кто ошибется, должен все повторить сначала. Когда первый игрок преодолеет «болото», он дотронется до игрока второй команды, и тот начнет свой путь в обратном порядке.

7. Подведение итогов. Совместное исполнение песни «Дважды два - четыре».

5. Рисование «Школа – какой я ее вижу?»

Цель. Продолжать формировать положительное отношение к школе. Дать возможность выразить его в рисунке.

Материал. Краски, карандаши, бумага.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям раскрыть в рисунке свои представления о школе, школьной жизни.

Тренинговые задания для родителей будущих первоклассников

«По ступенькам к школе»


Задачи

  • Развитие коммуникативных умений родителей.
  • Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком — будущим школьником.
  • Расширение возможностей понимания своего ребенка.
  • Развитие умения осмысливать свои поступки, взглянуть на себя со стороны.
  • Развитие умения думать о себе и ребенке в позитивном ключе.

План

Упражнение «Серьезный момент».

Мини-лекция «Понятие готовности к школе».

Тест «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?».

Упражнение «100 способов похвалы».

Упражнение «Школьное будущее моего ребенка».

Творческая работа «Как мама и папа в школу ходили».

Игра «Школьные объяснялки».

Мини-лекция «Практические рекомендации родителям будущих первоклассников».

Содержание

Упражнение «Серьезный момент»

О том, что начало обучения ребенка в школе — один из самых серьезных моментов в его жизни, знают все. Но что значит «серьезный момент»? На этот вопрос я попрошу ответить вас.

Родители выполняют задание, передавая друг другу мяч.

Например: новый коллектив, новые знания, новая учительница, много новых впечатлений, новые обязанности, большие нагрузки.

 Мини-лекция «Понятие готовности к школе»

Как видите, большая часть родителей оценивает начало обучения в школе как переломный этап в социально-психологическом плане. Это действительно так. Новые контакты, новые отношения, новые обязанности, новая социальная роль, иные условия. Но почему-то забывается, что школа — это большие физические и эмоциональные нагрузки. Изменяется вся жизнь — все подчиняется школе, школьным делам и заботам. Начало обучения очень напряженный период еще и потому что школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, практически не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации физических и интеллектуальных сил. Трудно все: сам режим учебных занятий (с перерывами не «когда хочется», а через долгих 35—40 минут), и обилие новых впечатлений, которыми нельзя тут же поделиться, и эмоции, которые приходится сдерживать. Трудно не отвлекаться и следить за мыслью учительницы, трудно сидеть в определенной позе.

Итак, на ребенка в школе ложатся большие нагрузки (психологические, интеллектуальные, физические), за которые организм платит порой самой высокой ценой — здоровьем. У многих детей, особенно в первые недели или даже месяцы, возникают такие изменения в организме, которые позволяют говорить о «школьном шоке». Первоклассники пребывают в школе в состоянии информационного и эмоционального стресса. А мы, взрослые, к сожалению, не всегда видим и понимаем это. Вполне естественно встает вопрос: «Как подготовить ребенка к школьной жизни?»

Под готовностью к школьному обучению понимают тот уровень физического и психологического развития, при котором требования системного обучения в школе не приводят к нарушению здоровья и психического развития ребенка.

Что же стоит за определением готовности ребенка к школе? Достаточно очевидный факт: современная школа может эффективно обучать не всех детей, а только тех, которые обладают вполне определенными характеристиками, несмотря на то, что обучаться способны все дети. Школа предъявляет вполне определенные требования: ребенок должен быть готов начать учиться.

Что же необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу?

Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу

1. Свое имя, отчество и фамилию.

2. Свой возраст (желательно дату рождения).

3. Свой домашний адрес.

4. Свой город (село) и его главные достопримечательности.

5. Страну, в которой живет.

6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.

7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).

8. Домашних и диких животных и их детенышей.

9. Транспорт наземный, водный, воздушный.

10.Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелетных птиц; овощи, фрукты и ягоды.

11.Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.

12.Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.

13.Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая, левая сторона, верх—низ и т.д.).

14.Уметь полно и последовательно пересказывать прослушанный или прочитанный рассказ, составить (придумать) рассказ по картинке.

15.Запомнить и назвать 6—9 предметов, картинок, слов.

16.Определять количество и последовательность звуков в словах типа: мак, дом, суп, дубы, сани, зубы, осы.

17.Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет).

18.Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не ходя за контуры предметов.

19.Свободно считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 10.

20.Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30—35 минут).

21. Уметь устанавливать социальные контакты.

22. Иметь адекватную самооценку.

23. Контролировать свои эмоции.

24. Подчинять личные интересы общественным.

Тест «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?»

Мы выяснили, каким должен обладать будущий первоклассник. Но к школьной жизни должны быть готовы и его родители.

Родители, заполняют анкету.

Анкета для родителей

«Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?»

Подготовка ребенка к школе – самая волнующая тема для родителей детей 6-7 лет. Огромное значение в этом направлении имеют не только знания и умения, необходимые поступающему в школу ребенку, но и  готовность к школьной жизни его родителей. Цель данной анкеты – создание условий для комфортного перехода ребенка из дошкольного детства  в школьную жизнь, выбор  единого стиля взаимодействия между педагогами и родителями, а также помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадаптации ребенка в школе. Заранее благодарим за участие в опросе и искренние ответы!

  1. Назовите фамилию, имя и отчество Вашего ребенка__________________________________________________________________
  2. Есть ли у ребенка старшие братья и сестры, которые учатся в школе? _________________________________________________________________________
  3. Кто в основном занимается воспитанием ребенка?_________________________________________________________________
  4. С какого времени ребенок посещает Детский сад? Охотно ли посещает его? _________________________________________________________________________

  1. Какие игры предпочитает ребенок – подвижные или настольные (типа конструирования), индивидуальные или коллективные, с участием других детей или взрослых? _______________________________________________________________

  1. Насколько Ваш ребенок самостоятелен – умеет занять себя или постоянно требует внимание взрослых? _______________________________________________________________________

  1. Как ребенок общается со сверстниками – есть ли у него друзья и приходят ли они к нему в гости, часты ли конфликты между ними?__________________________________________________________________
  2. Проявляет ли инициативу в общении или ждет, когда с ним заговорят, а может быть, и вообще уклоняется от общения? _________________________________________________________________________
  3. Есть ли у ребенка желание идти в школу, торопит ли он с покупкой школьных принадлежностей или не вспоминает об этом?____________________________________________________________________
  4. Просит ли ребенок показать ему буквы или вообще научить чему-нибудь, что связано с обучением в школе? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  5. Следите ли Вы за тем, чтобы на рабочем месте ребенка всегда были хорошо заточенные карандаши, заправленные фломастеры, краски и бумага для рисования и поделок? ________________________________________________________________

  1. Как Вы готовите ребенка к школе ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Знает ли он буквы (все или некоторые)________________________________________________________________

  1. Является ли хорошая книга прекрасным подарком для начинающего школьника? __________________________________________________________________________

  1. Затруднительно ли для Вас оказывать  помощь Вашему ребенку при выполнении им домашних заданий? ______________________________________________

  1. Часто ли Вы с ребенком опаздываете (в гости, на занятия, в детский сад)?___________

  1. Есть ли у ребенка в доме свое рабочее место?___________________________________

  1. Всегда ли ребенок рассказывает Вам о своих успехах и проблемах?_______________________________________________________________

  1. Делится ли ребенок с Вами тем, что его волнует, по собственной инициативе или только после того, как Вы его спросите об этом?___________________________________________________________________

  1. Есть ли        у ребенка        постоянные        обязанности по дому?___________________________________________________________________

  1. Расскажите о ребенке то, что сами считаете важным, характерным для него

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Упражнение «100 способов похвалы»

Психологически родители должны быть готовы не только к трудностям, но и к успехам ребенка. Часто, хваля ребенка, взрослые словно боятся, что он зазнается или разленится, и добавляют ложку дегтя в бочку меда: «Хорошо, ты порадовал меня! Если бы еще так же радовал меня по математике...» Но даже хваля ребенка за выполнение какого-либо задания, взрослые часто используют небольшой запас слов. Для начала давайте каждый скажет слова похвалы.

Родители высказывают свои варианты, далее психолог предлагает вниманию участников тренинга разнообразные способы похвалы.

Упражнение «Школьное будущее моего ребенка»

Главный совет, который могут дать психологи родителям будущих первоклассников, — любите своего ребенка таким, какой он есть, уважайте его индивидуальность, будьте внимательными к его жизни, к его настроению, желаниям. Я предлагаю вашему вниманию следующее упражнение, которое поможет приоткрыть завесу школьного будущего вашего ребенка. Я зачитаю несколько незаконченных предложений, которые вам необходимо завершить. Основное условие - заканчивать предложение необходимо сразу, долго не задумываясь. Здесь нет правильных или неправильных ответов, потому что любой из них позволит вам еще раз глубже взглянуть на отношения с ребенком и осознать свою роль в его жизни.

• Я всегда мечтал(а), чтобы в школе мой ребенок...

• Когда ребенок оказывается не на высоте, я...

• Когда моего ребенка хвалят, я...

• Когда ребенок пойдет в первый класс...

• Когда он получит двойку или замечание, я...

• Я думаю, что в школе мой сын (дочь)...

Теперь перечитайте каждое предложение еще раз и задумайтесь, совпадают ли ваши предположения с возможностями вашего ребенка, какое значение именно для вас имеют различные аспекты школьной жизни, ребенка и какие ожидания вы связываете с его поступлением в школу

Творческая работа «Как  мама и папа в школу ходили»

Поступление в первый класс — важное событие в жизни ребенка. И в этот период он особо нуждается в вашей помощи и поддержке. Давайте приготовим сюрприз для будущих первоклашек: оформим стенгазету, а ребята среди множества фотографий смогут отыскать знакомое лицо мамы или папы, познакомиться со школьной жизнью родителей.

Родители приклеивают фотографии из своего школьного прошлого, предварительно отсканированные или отксерокопированные; подписывают их.

Мини-лекция «Практические рекомендации родителям будущих первоклассников».

Итак, уважаемые родители! Совсем скоро настанет этот торжественный и волнующий день — 1 сентября! Что ждет ребенка? Как все сложится? Вы волнуетесь, и это нормально и естественно. Но ваша родительская тревога не должна перерастать в школьную тревожность самого ребенка. Пусть он идет, в школу с уверенностью в том, что ему нравится учиться, что он много умеет, а всему остальному он обязательно научится, а вы ему в этом поможете! И будьте готовы к тому, что не все у ребенка будет получаться сразу. Да, это грустно, обидно, когда у самого близкого и любимого человечка не все складывается. Но это не повод для очередной ссоры. Скорее, это повод еще больше сблизиться с ребенком и оказать ему поддержку!

Практические рекомендации

родителям будущих первоклассников

(И. А. Пазухина)

1Будите ребенка утром спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».

2. Не торопитесь устраивать взбучку. Умение рассчитать время — ваша задача, и если это плохо удается — это не вина ребенка.

3. Не отправляйте ребенка в школу без завтрака. До школьного завтрака ему много придется поработать.

4. Ни в коем случае не прощайтесь, «предупреждая»: «Смотри не балуйся», «Веди себя хорошо», «Чтобы не было плохих отметок!».

5. Пожелайте ребенку удачи, подбодрите его, найдите несколько ласковых слов — у него впереди трудный день.

6Забудьте фразу «Что сегодня получил?», встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствовали себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет, много времени.

7. Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет все сам.

8. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем проходил без ребенка. Кстати, всегда нелишне выслушать обе стороны, и не торопитесь с выводами.

9. После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо 2—3 часа отдыха (а в первом классе лучше 1,5 часа поспать для восстановления сил). Лучшее время для приготовления уроков — с 15 до 17 часов.

10. Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15—20 минут занятий необходимы 10 - 15-минутные перерывы. Лучше, если они будут подвижными.

11. Во время приготовления уроков не сидите «над душой», дайте возможность ребенку поработать одному, но если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («Не волнуйся, все получится», «Давай разберемся вместе»), похвала, даже если не все получается, необходимы.

12. В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то...» Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.

Я надеюсь, эти рекомендации помогут вам сделать учебу в школе для детей и для вас интересной и приятной! Желаю вам и вашим детям доброго пути по Стране знаний! Успехов вам и детям!

Игра с родителями  «Школьные объяснялки»

Уважаемые родители, наверняка, вернувшись из школы, малыш захочет вам многое рассказать. Но поймете ли вы его — вот вопрос! Ваши дети отвечали на вопросы о школе. Эти ответы я вам сейчас зачитаю. Ваша задача — назвать объясняемое детьми понятие.

1. К кому в школе обращаются (к учителю):

• Хорошо, но бывает — плохо.

• Ласково, вежливо.

• На «вы» и по имени-отчеству

2. Чтобы это получилось на уроке (привлечь к себе внимание), нужно.

• Сделать что-то хорошее.

• Подтолкнуть соседа.

• Спросить тихо, а не кричать с места.

• Поднять руку и быть умным учеником.

3. Что это? (Урок)

• Когда делаешь в школе и задают домой.

• Где учатся, сколько считать, сколько равняется, «плюс» или «минус».

• Дети занимаются, что им учительница говорит.

• Там, где учитель тебя учит.

4. Это (перемена) нужно, чтобы.

• Был на второй день урок.

• Дети могли уйти домой, а потом возвратиться.

• Переменять урок.

• Чтобы есть, и отдыхать от уроков.

• Приготовиться к следующему уроку, сходить в туалет и размяться.

5. Что это такое? (Оценка)

• Когда ставят номера.

• За всю школу отмечают: кому «кол», кому «два».

• Учительница ставит в тетради: 1, 2, 3, 4, 5.

• Детям ставят то, что они заслужили.

• Если сделал хорошо, тебе «5», а если плохо — «2».

6. Этот предмет необходим каждому ученику (дневник)

• Где достают тетради, учебники, ручки.

• Тетрадь, в которой нужно писать прописные буквы,

• Там пишут разные мероприятия и рассказывают рассказы.

• Тетрадка, где все уже написано.

• Где пишут уроки, что задает учитель, записывают оценки.

7. Что это? (Каникулы)

• Когда можно получить машину и права за хорошую учебу

• Вообще дома сидишь.

• Школа не работает и люди отдыхают.

• Дети не ходят в школу и уезжают отдыхать.

Консультации 1

«Родителям будущих первоклассников»

Скоро в школу... Этой осенью Ваш ребенок переступит ее порог. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой сбиваются с ног в поисках учреждений и частных практиков, готовящих детей к школе. И забывается простая истина: образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми — семьей.

В ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно.

Хочет ли ребенок в школу?

Определить отношение ребенка к школе помогут вопросы:

  • Хочешь ли ты идти в школу?
  • Как ты думаешь, что хорошего, интересного будет в школе?
  • Как ты думаешь, с кем лучше учиться – в школе с учительницей и с детьми или дома с мамой?
  • Что делает учитель в школе?
  • Для чего нужны парта и звонок в школе?

Для формирования у ребенка позитивного настроя к школе Вы можете делать следующее:

1. Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого.

Начало школьной жизни — большое испытание для маленького человека.

Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое отношение к школе.

Такое отношение складывается из соприкосновений с прошлым опытом близких людей. Перелистайте вместе с ребенком семейный фотоархив. Это занятие исключительно полезно для всех членов семьи. Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием.

2. Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться 

Как правило, дети этого возраста на вопрос: «Как зовут твою маму?» — отвечают: «Мама». Удостоверьтесь, что ваш ребенок помнит свое имя и фамилию, номер телефона, домашний адрес, имена родителей. Это поможет ему в незнакомой ситуации.

3. Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи

Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовывать свое рабочее место. Вы можете сделать эту скучную процедуру более привлекательной. Заранее подготовьте в семье рабочее место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши. Все это как у взрослых, но – личная собственность ребенка!

И ответственность за порядок тоже личная, ведь у взрослых так.

4. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе

Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем блестяще даются чтение и счет. Очень многих трудно добудиться утром и быстро собрать в детский сад.

В этой связи вполне объяснимо стремление родителей предупредить детей о предстоящих неприятностях. «В школу не возьмут...», «Двойки будут ставить...», «В классе засмеют...» Но всё же это недопустимо. В некоторых ситуациях «здесь и сейчас» эти меры могут иметь успех. Но отдаленные последствия всегда плачевны.

5. Не старайтесь быть для ребенка учителем

Стремитесь к поддержанию дружеских отношений. Некоторые дети испытывают трудности в общении с другими детьми. Они могут растеряться в присутствии незнакомых взрослых.

Вы можете помочь ребенку преодолеть эти трудности. Попытайтесь организовать игру детей на площадке возле дома и примите участие в этой игре. Детям очень нравится играть вместе с родителями.

Предложите ребенку самому пригласить к себе на день рождения своих друзей. Этот день станет для него незабываемым, если в программе торжества найдется место для совместных игр детей и взрослых.

Дайте ребенку почувствовать, что он может рассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации. Одними учебными занятиями с ребенком этого достичь невозможно.

6. Научите ребенка правильно реагировать на неудачи

Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть с приятелями дальше. Помогите ему справиться с разочарованием. Предложите детям сыграть еще разок, но немного измените правила игры. Пусть победителем считается только первый, а все остальные – проигравшие. Отмечайте по ходу игры успех каждого. Приободряйте хронических неудачников надеждой. После игры обратите внимание ребенка на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит самоценность игры, а не выигрыша.

 7. Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений

«Спасибо», «Извините», «Можно ли мне...» должны войти в речь ребенка до школы. Нравоучениями и проповедями этого достичь трудно. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды: «Чтобы я больше этого не слышал!», «Вынеси мусор». Превратите их в вежливые просьбы. Ребенок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он стремится подражать Вам во всем.

8. Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе

Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как дома. Научите ребенка внимательно относиться к своим нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым. На прогулке вы зашли куда-то перекусить. Предложите ребенку самостоятельно сделать заказ для себя. В следующий раз пусть сделает заказ для всей семьи. Пусть он попробует спросить в поликлинике: «Где находится туалет?» или сам займет очередь к специалисту.

9. Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни

Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает. Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии. (Помните, что маленькие пальчики могут справиться только с большими пуговицами и молниями.) Завязывание бантиков на шнурках ботинок потребует особой помощи и внимания с вашей стороны. Желательно, если это будет не перед самим выходом на улицу. Лучше посвятить этому занятию несколько вечеров.

10. Научите ребенка самостоятельно принимать решения

Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения. Посоветуйтесь с ребенком о меню семейного воскресного обеда. Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным столом и подбирает одежду, соответствующую погоде. Планирование семейного досуга всех членов семьи на выходные дни – еще более сложное дело. Приучайте ребенка считаться с интересами семьи и учитывать их в повседневной жизни.

 11. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком

Если ребенок помогает вам выпекать праздничный пирог, познакомьте его с основными мерами объема и массы.

Продуктовые универсамы – очень подходящее место для развития внимания и активного слушания ребенка. Попросите ребенка положить в корзину: три пачки печенья, пачку масла, батон белого и буханку черного хлеба. Свою просьбу изложите в спокойном темпе и сразу и больше не повторяйте. Это хороший способ развития внимания, памяти ребенка и воспитания его ответственности.

Ребенок помогает вам накрывать на стол. Попросите его поставить на стол четыре глубокие тарелки, возле каждой тарелки справа положить ложку. Спросите: сколько ложек тебе понадобится?

Ребенок готовится ко сну. Предложите ему вымыть руки, повесить полотенце на свой крючок, выключить свет в ванной.

Проходя по улице или находясь в магазине, обращайте внимание ребенка на слова-надписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение.

Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины…

12. Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность

Обращайте его внимание на первые весенние цветы и краски осеннего леса.

Сводите его в зоопарк и вместе найдите самое большое животное, потом самое высокое...

Наблюдайте за погодой и очертаниями облаков.

Заведите рукописный журнал наблюдений за ростом котенка.

Учите ребенка чувствовать.

Открыто переживайте с ним все события повседневной жизни, и его любознательность перерастет в радость учения.

13. Нужно ли наказывать ребёнка за отсутствие успехов в обучении?

Этого делать не рекомендуется, ведь первоклассник ещё ничему не научился.

Наказать можно за непослушание. Однако помните, что нельзя наказывать трудом или лишением прогулки и игры.

Небрежно выполненное задание необходимо переделать, но не поздно вечером.

Попытайтесь вселить в ребёнка уверенность в своих силах, подбодрите его и подскажите, как лучше сделать задание.

Хвалите первоклассника даже за самые маленькие успехи, и тогда вам не придётся думать о наказании.

Не скупитесь на ласку: поцелуи, объятия, ласковые слова – все это нужно и вам, и ребенку.

Ни в коем случае нельзя:

  • пугать малыша школой. Старайтесь избегать выражений типа: «Вот в школе тебя научат! Там тебя поставят на место!»
  • подрывать авторитет учителя и скептически ухмыляться на слова ребенка «А Мария Ивановна нам сказала так…»
  • выполнять вместо первоклассника домашнее задание, а не вместе с ним
  • воспринимать плохие оценки малыша как приговор всем его способностям
  • заниматься воспитанием, когда Вы раздражены, устали, плохо себя чувствуете. Сначала отдохните.

 Помните, сейчас Ваш ребенок как никогда нуждается в Вашей помощи!

Критерии готовности ребёнка к школе

Готовность к школе:

  • физическая,
  • нравственная,
  • психологическая,
  • мыслительная.

Физическая готовность

  • Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам СанПиН 2.42.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» в первые классы школ принимаются дети седьмого или восьмого года жизни по усмотрению родителей на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии о готовности ребенка к обучению.
  • Обязательным условием для приема в школу детей седьмого года жизни является достижение ими к 1 сентября возраста  не менее шести с половиной лет. Обучение детей, не достигших шести с половиной лет к началу учебного года, проводится в условиях детского сада.

Нравственная готовность

  • умение строить отношения с учителем;
  • умение общаться со сверстниками;
  • вежливость, сдержанность, послушание;
  • отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки);
  • Нельзя сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей. Нельзя принуждать ребенка работать на «оценку». Надо чаще хвалить своих детей, даже за малейшие успехи.

Психологическая готовность

  • это твердое желание учиться, получать знания; понимание важности и необходимости учения; проявление выраженного интереса к получению новых знаний;
  • это умение слушать учителя и выполнять его задания (отнюдь не всегда интересные);
  • умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);
  • это определенный уровень развития мышления, памяти, внимания.

Развитие школьно-значимых психологических функций:

  • развитие мелких мышц руки (ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами);
  • пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше - ниже, вперед - назад, слева - справа);
  • координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ (узор, фигуру), зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);
  • развитие логического мышления (способность находить сходства и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам);
  • развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут);
  • развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом: слово - картинка либо слово - ситуация).

Мыслительная готовность

  • Наиболее важные показатели – это развитие мышления и речи.
  • Очень полезно учить ребенка строить несложные рассуждения, выводы, используя слова: «потому что»; «если, то»; «поэтому».
  • Учите ребят задавать вопросы. Это очень полезно. Мышление всегда начинается с вопроса. Нельзя заставить мысль работать, если просто сказать «подумай».
  • Речь является основой, на которой строится учебный процесс. Особенно важно владение монологической речью. Для ребенка это пересказ. После чтения задайте ребенку несколько вопросов по содержанию, попросите пересказать.

Особое внимание обратите на ориентировку в пространстве. Правильно ли ваш ребенок понимает и употребляет в речи предлоги и понятия: выше, ниже, на, над, под, снизу, сверху, между, перед., за, спереди от…, сзади от…, ближе, дальше, лево, право, левее, правее, ближе всего к…, дальше всего от… и т.д.

Важен не объем знаний ребенка, а качество знаний

  • Важно учить не читать, а развивать речь; не учить писать, а создавать условия для развития мелкой моторики руки.
  • Для полноценного развития дошкольнику необходимо общаться со сверстниками, взрослыми, играть в развивающие игры слушать чтение книг, рисовать, лепить, фантазировать.
  • Чем больше ребенок будет причастен к подготовке к школе, обсуждению будущего, чем больше он будет знать о школе, о новой жизни, тем легче ему будет личностно в нее включиться.
  • Уже сейчас постарайтесь очень постепенно режим дня вашего малыша соотнести с режимом дня школьника.
  • Чтобы ребёнок умел слышать учителя, обращайте внимание, как он понимает ваши словесные инструкции и требования, которые должны быть чёткими, доброжелательными, немногословными, спокойными.
  • Не пугайте ребёнка будущими трудностями в школе!

Перед школой и во время учёбы проверяйте зрение и слух ребёнка.

Всего доброго!

Консультация 2

Памятка для родителей

Краткие рекомендации для подготовки ребёнка к школе

 (как можно развивать  психически процессы в игровой форме, формировать мотивацию учения в школе)

  1. для развития мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, классификации можно использовать дидактические игры, упражнения.

Например: «4 лишний» - выложите картинки с предметами (чайник, ложка, ножик, мишка) – спросите ребёнка, что лишнее и как можно назвать остальные предметы одним словом.

  1. Для развития свойств слуховой памяти можно использовать игры, упражнения, задания для развития: запоминание стихов, воспроизведение прочитанного или усышанного.
  1. Для развития зрительной памяти используйте игры, в которых нужно запоминать последовательность предметов. Например: выложите в ряд 5-8 карточек в любом порядке. Дайте ребёнку посмотреть 5-8 секунд. Закройте их листом бумаги. Попросите ребёнка рассказать, что нарисовано на картинках.
  1. С целью развития свойств и видов внимания  можно рассматривать картины вместе с детьми, пересказывая, какие предметы на них нарисованы; дидактические игры.
  1. Положительное эмоциональное отношение к школе можно формировать через рассказывание, просмотр фильмов о школе, рассматривание картин о школе, игра «расскажи про школу». Побеседуйте с ребёнком о том, почему нужно идут в школу (учиться читать и писать, чтобы много знать, в будущем найти хорошую работу и т.д.), что дети берут в школу. А главное, объясните ребёнку, что если он чему-то ещё не научился, то в школе у него обязательно всё получиться, потому что в школе детей учат, и необязательно всё уметь заранее (читать, писать, считать). (Как дети учатся?, Где дети занимаются спортом, где едят, занимаются спортом, Что берут с собой на уроки).
  1. Подобрать упражнения, задания направленные на развитие умения подчинять свои действия определенным правилам.
  1. Для развития мелкой моторики – подойдут графические диктанты, картинки, где нужно обводить контур предметов, штриховать, раскрашивать в определённой последовательности).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах предшкольной подготовки детей

Данный материал содержит основные этапы работы с родителями по повышению их компетенции в вопросах предшкольной подготовки....

Дидактические игры по развитию познавательных процессов на этапе предшкольной подготовки детей

реферат на тему Дидактические игры по развитию познавательных процессов на этапе предшкольной подготовки детей...

Использование возможностей дополнительного образования как вариативной формы предшкольной подготовки детей.

На сегодняшнем этапе планируемые итоговые результаты осовения детьми основнорй общеобразовательной программы дошкольного образования предполагают развитие у ребёнка интегративных качеств.В связи с эти...

Группа предшкольной подготовки детей "Ступеньки развития".

Цели, задачи, содержание, блоки, учебная литература  курса "Ступеньки развития"....

Программа предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе

В программе определены цель и задачи реализации программы. указаны основные принципы отбора содержания программы. Размещены и описаны основные разделы программы предшкольной подготовки, указансписок р...

Предшкольная подготовка детей с ОВЗ к обучению в школе

В статье рассматриваются актуальные вопросы, касающиеся организации подготовки детей, имеющих сложную структуру дефекта, к обучению в школе....

Организация взаимодействия ДОО и начальной школы в процессе предшкольной подготовки детей

В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста. Нами были определены две группы: экспериментальная – двадцать восемь человек, контрольная – двадцать пять человек. Экспер...