Индивидуальный план работы по самообразованию Тема: «Экологическое воспитание детей 3-5 лет в ДОУ»
календарно-тематическое планирование
Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни: в раннем детстве - формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы; в школьные годы - способствовать пониманию целостной картины мира; в периоды взросления и зрелости - развивать экологическое мировоззрение, воспитывать чувство ответственности за состояние природы, помогать осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности. Первым звеном в системе экологического воспитания является дошкольное детство. Его эмоциональность, особая восприимчивость и огромный интерес к миру природы являются основополагающими факторами для успешного экологического воспитания в ДОУ. Вторая сторона проблемы - это повышение уровня экологических знаний и культуры взрослых, воспитывающих детей. С одной стороны, ребята-дошкольники с большим интересом относятся к растениям, животным, любят их, но с другой стороны – проявляют жестокость, равнодушие. А сегодня, когда родители в силу своей «вечной» занятости, уделяют общению с детьми мало времени - это равнодушие проявляется особо утрированно. Ведь зачастую родители сами показывают своему чаду свое, не всегда правильное отношение к окружающим людям, окружающей природе. Это приводит к тому, что дети наносят вред природе и никакие объяснения взрослых не помогают. Связано это также с незнанием дошкольниками правил взаимодействия с объектами природы. В дошкольном возрасте у детей не сформированы элементарные экологические знания. И поэтому, исходя из этих противоречий, появилась необходимость ввести элементарные экологические понятия в дошкольном детстве. И попутно должна решаться задача повышения экологической грамотности родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план работы по самообразованию на 2018- 2019г. г.
Тема: «Экологическое воспитание детей 3-5 лет в ДОУ»
Ф. И. О. педагога: Шарина Надежда Семёновна
Специальность: воспитатель
Квалификационная категория: I кв. категория
Дата начала работы над темой: 2018 год
Предполагаемая дата окончания работы: 2019 год
ВВЕДЕНИЕ
Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни: в раннем детстве - формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы; в школьные годы - способствовать пониманию целостной картины мира; в периоды взросления и зрелости - развивать экологическое мировоззрение, воспитывать чувство ответственности за состояние природы, помогать осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности. Первым звеном в системе экологического воспитания является дошкольное детство. Его эмоциональность, особая восприимчивость и огромный интерес к миру природы являются основополагающими факторами для успешного экологического воспитания в ДОУ. Вторая сторона проблемы - это повышение уровня экологических знаний и культуры взрослых, воспитывающих детей. С одной стороны, ребята-дошкольники с большим интересом относятся к растениям, животным, любят их, но с другой стороны – проявляют жестокость, равнодушие. А сегодня, когда родители в силу своей «вечной» занятости, уделяют общению с детьми мало времени - это равнодушие проявляется особо утрированно. Ведь зачастую родители сами показывают своему чаду свое, не всегда правильное отношение к окружающим людям, окружающей природе. Это приводит к тому, что дети наносят вред природе и никакие объяснения взрослых не помогают. Связано это также с незнанием дошкольниками правил взаимодействия с объектами природы. В дошкольном возрасте у детей не сформированы элементарные экологические знания. И поэтому, исходя из этих противоречий, появилась необходимость ввести элементарные экологические понятия в дошкольном детстве. И попутно должна решаться задача повышения экологической грамотности родителей.
Актуальность заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано– правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.
Цель: Формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, видеть себя в природе не потребителем а другом и защитником ее Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность по теме «Экологическое воспитание детей». Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей. Привлекать родителей к воспитанию экологической культуры поведения у детей.
Задачи:
1. Подготовиться к разработке рабочей программы в соответствии с ФГОС.
2. Разработать перспективные планы в соответствии с ФГОС.
3. Повысить свой профессиональный уровень по теме «Экологическое воспитание»;
4. Формирование мотивации воспитанников к исследовательской работе и познавательной экологической деятельности через игру, наблюдения, экспериментирование, чтение произведений художественной литературы о природе, животных, явлениях.
5. Развивать творческую активность, инициативу в инновационной, опытно-экспериментальной деятельности при воспитании детей в современных условиях;
6. Сформировать у детей познавательный интерес к природе, развить наблюдательность, мыслительную деятельность.
7. Теоретически обосновать и практически подтвердить процесс и результат формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста.
8. Создание эколого-развивающей среды в ДОУ (уголок природы).
Предполагаемый результат:
1. Расширение педагогических знаний и умений, овладение новыми инновационными методиками по теме экологии. Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения, желание улучшить образовательный процесс.
Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:
1. Ребёнок проявляет интерес к природным объектам, особенностям их жизни, испытывает радость от общения с животными и растениями – как знакомыми, так и новыми для него.
2. Проявляет любознательность: задает разнообразные поисковые вопросы («Почему?», «Зачем?», «Откуда?»), высказывает мнения, делится впечатлениями со взрослыми, сверстниками, стремится отразить их в продуктивной деятельности: лепит, создает поделки из природного материала, рисует животных и растения простыми способами, раскрашивает контурные изображения.
3. С удовольствием включается в поисково – исследовательскую деятельность познания природы как вместе со взрослыми, так и самостоятельно, использует разные поисковые действия.
4. Откликается на предложения взрослого поухаживать за растениями в уголке природы, охотно вместе с воспитателем, оказывает посильную помощь растениям, животным.
5. Различает и правильно называет достаточно большое количество растений и животных. Может рассказать о них, характеризуя как живые существа.
6. Эмоционально откликается на красоту природы, проявляет сочувствие попавшим в беду, обнаруживает стремление оказывать помощь.
Форма самообразования: индивидуальная.
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
> Работа с книгами, периодическими изданиями;
> · Участие в вебинарах, в семинарах;
> · Ведение собственной картотеки по исследуемой проблеме.
> · Просмотр телепередач
> · Чтение методической, педагогической литературы
> · Обзор в Интернете информации по педагогике, психологии, педагогических технологий
> · Посещение открытых занятий коллег при возможности
> · Прохождение курсов повышения квалификации по теме
> · Проведение открытых мероприятий для коллег для анализа со стороны коллег
> · Изучение информационно компьютерных технологий
> · Общение с коллегами в своем ОУ, районе и в Интернете
> · Ведение здорового образа жизни, занятия физическими упражнениями.
> Проведение консультаций для воспитателей по экологическому воспитанию; проведение анкетирования родителей;
> Изготовление экологических игр, пособий, картотек прогулок;
> Составление конспектов занятий, развлечений, досугов.
> Создание развивающей экологической среды в группе, соответствующую возрасту и уровню развития детей и программным задачам.
Литература:
Парциальная программа - О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!» и комплект пособий к ней
1. Экологические проекты в детском саду / О. М. Масленникова, А. А. Филлипенко. –Волгоград: Учитель, 2009. – 232 с. : ил.
2. Воспитание Любви к природе у дошкольников: экологические праздники, викторины, занятия и игры / Ю. А. Вакуленко. – Волгоград:Учитель, 2008. – 157 с.
3. Юный эколог: программа экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева. – М. : Мозаика-Синтез, 2002. – 128с.
4. Прогулки в природу: Учеб. -метод. Пособие для воспитателей дошк. Образоват. Учреждений / В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2003. – 112 с. :ил.
5. Наблюдение как метод ознакомления дошкольников с природой. Дошкольное воспитание. / Л. Аветисян. - 1986. - №1.- С. 10-12.
6. Психология. /Выготский Л. С. - М. : Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.
7. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход / О. И. Давыдова, Л. Г. Богославец, А. А. Майер. - М. : ТЦ Сфера, 2005. -
144 с. Экологическая педагогика и психология. / Дерябо С. Д., Ясвин В. А. - Ростов н/Д: Феникс, 1996. - 480 с.
8.Как знакомить дошкольников с природой / Под ред. П. Г. Саморуковой. - М. : Просвещение, 1978. - 223 с.
9. Арчегова И. Б. Экологическое мировоззрение – основа развития// Проблема экологии. – 2003. - №2.-114 с.
10. Зебзеева В. А. Теория и методика экологического образования детей. Учебно – методическое пособие. -М. :ТЦ Сфера, 2009.-288 с.
11. Майор Ф. Воспитание – сверхзадача человечества// Обращение к Глобальному форуму по защите окружающей среды и развитию. М., 1990
12. Система работы по экологическому воспитанию дошкольников. Младшая группа. /сост. П. Г. Федосеева. – Волгоград: ИТД «Корифей».-96 с.
13. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий/ авт. -сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. - Волгоград: Учитель,2008.-271 с.
Комплексно-тематическое планирование по теме на 2018-2019 учебный год:
Сентябрь
- Ознакомление с литературой по теме, с опытом коллег
- Разработать календарно-тематическое планирование для группы (ФГОС).
- Календарно-тематическое планирование, подбор материалов для создания картотек
Октябрь
- Изготовление пособий и игр по экологии:
"Что растет на дереве, а что в земле"; "Угадай по запаху"; "Чудесный мешочек"; "Сбор урожая"; "Солнышко и туча", «С какого дерева листок».
- Создание календаря природы и наблюдений.
- Авторская разработка дидактических игр.
- Создание картотеки прогулок с детьми и загадок о природе.
- Наглядный материал, пополнение природного уголка
Ноябрь
- Осенняя выставка подделок "Осенние шедевры".
- Организация совместной деятельности родителей и детей (сделаем планету чистой). Консультация для родителей «Как провести время с ребенком с пользой во время прогулок», «Учимся видеть прекрасное в окружающем»
Декабрь
- Целевые прогулки с детьми по территории детского сада.
- Наблюдение за природой.
- Консультация для родителей «Роль сказки в экологическом воспитании дошкольников»
Январь
- Создание эколого-развивающей среды
- Оформление уголков по экологическому воспитанию в группе детского сада.
Февраль
- Открытое занятие по теме самообразования.
- Организация проектной деятельности "Огород на окне"
- Обмен опытом с коллегами
- Исследовательская деятельность
Март
- Игра-викторина для педагогов дошкольного учреждения "Занимательная Экология"
- Обмен опытом внутри учреждения детского сада.
- Акция совместно с родителями «Поможем природе вместе»
Апрель
- Выставка работ (коллективное детско-взрослое сотворчество) "Я и мама фантазеры"
- Вовлечение детей и родителей в совместную работу. Создание книжек, буклетов, плакатов по теме «Защита природы и экологии»
Май
- Создание исследовательской зоны с использованием различного тактильного материала "Деревенский дворик"
- Мастер-класс с родителями «Создание игрушек и декора для сада, клумбы»
- Исследовательская деятельность
Систематически
1. Участие в профессиональных конкурсах по теме самообразования
__
Сомоанализ педагогической деятельности
___
2. Подбор художественных и литературных произведений по теме "Человек и природа".
___
Создание медиатеки по Эколонии
___
3. Систематическое участие в конкурсах для детей дошкольного возраста
__
Дипломы и грамоты.
___
4. Консультации для родителей
__
Анкетирования, беседы, вовлечение родителей в образовательный процесс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию Тема: «Экологическое воспитание детей среднего возраста».
Тема: «Экологическое воспитание детей среднего возраста».Цель: Изучение особенностей экологического воспитания детей в детском садуЗадачи:-Овладение методами экологического воспитания, совершенствован...
План работы по самообразованию Тема: «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края»
Jзнакомление детей дошкольного возраста с объектами природы родного края, особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой, формирование начал экологической культуры....
План работы по самообразованию. Тема: «Экологическое воспитание детей среднего возраста».
Цели: - повышение педагогического уровня; - формирование положительного отношения к природе; - формирование экологических знаний у детей; - побуждать любить и беречь природу бережно распоряжаться...
План работы по самообразованию Тема «Экологическое воспитание детей младшего и среднего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»
Повышение собственной профессиональной квалификации....
План работы по самообразованию Тема: «Экологическое воспитание детей старшей группы».
Цель: Изучение особенностей экологического воспитания детей в детском саду.Задачи: ü Овладение методами экологического воспитания, совершенствование экологической пропаганды среди родителей;ü...
план работы по самообразованию Тема: «Экологическое воспитание дошкольников
план работы по самообразованиюТема: "Экологическое воспитание дошкольников"...
План работы по самообразованию Тема: «Экологическое воспитание детей, как основа здорового образа жизни»
План работы по самообразованию.Тема: "Экологическое воспитание детей, как основа здорового образа жизни"...